Фонд оценочных средств по химии для 8 класса
Формирование умения наблюдать, делать выводы при проведении опытов.
Определение сформированности умений:
сравнивать, классифицировать, анализировать.
Фонд оценочных средств
по химии 8 класс
учебник: Химия. 8 класс: учеб. для общеобразоват. организаций с прил. на электрон. носителе (DVD) / Г.Е. Рудзитис, Ф.Г. Фельдман. – М.: Просвещение, 2014. – 208 с.
Приложение 1
Контрольная работа № 1
«Первоначальные химические понятия»
Пояснительная записка
Контрольная работа № 1 в 8 классе по теме «Первоначальные химические понятия» состоит из двух частей:
-
Пять тестовых заданий (каждое оценивается в 1 балл)
-
Открытая часть. (3 задания).
-
1 задание
2 задание
3 задание
Составить семь формул по валентности.
1 формула - 1балл
Составить уравнения реакций, указать тип реакции
1 уравнение – 2 балла, если указан тип реакции
Решить задачу – 3 балла
Время выполнения контрольной работы – 45 минут
Итого: за все правильно выполненные задания – 25 баллов
23 – 25 баллов – «5»
18 – 22 баллов – «4»
13 – 17 баллов – «3»
Контрольная работа № 1 по теме «Первоначальные химические понятия» Тест I - вариант 1. Укажите группу, в которой все элементы - металлы. а) Cu, K, Ca, Mg; б) O, C, S,H; в) C, O, P, Na; г) Ca, Mg, S, Br.
2. Укажите утверждение, которое раскрывает смысл записи 7Н: а) семь атомов водорода; б) семь молекул водорода; в) четырнадцать атомов водорода; г)четырнадцать молекул водорода. 3. Укажите группу, в которой все элементы проявляют валентность только II: а) Na, K, H; б) Ca, Ba, Mg; в) H, K, Ca; г) Fe, H, C.
4. Укажите формулы, которые соответствуют записи: шесть молекул азота, два атома хлора, двенадцать атомов фтора.
а) 6N2, 2Cl, 12F; б) 6N2, 2Cl2, 12F2; в) 6N2, 2Cl2, 12F; г) 6N, 2Cl2, 12F2
5. Укажите группу веществ, которые содержат лишь простые вещества: а)FeO, CuO, Cu; б) Р, Cu, S; в)CuCl, CuO, CuSO4; г) MgO, MgS, Mg |
Контрольная работа № 1 по теме «Первоначальные химические понятия» Тест II - вариант 1. Укажите группу, в которой все элементы - неметаллы. а) Cl, K, Ca, Mg; б) O, C, S,H; в) C, O, P, Na; г) Ca, Mg, S, Br.
2. Укажите утверждение, которое раскрывает смысл записи 7Н2: а) семь атомов водорода; б) семь молекул водорода; в) четырнадцать атомов водорода; г) четырнадцать молекул водорода. 3. Укажите группу, в которой все элементы проявляют валентность только I: а) Na, K, H; б) Na, Li, Cu; в) H, K, Ca; г) Fe, H, C.
4. Укажите формулы, которые соответствуют записи: шесть молекул азота, две молекулы хлора, двенадцать атомов фтора.
а) 6N2, 2Cl, 12F; б) 6N2, 2Cl2, 12F2; в) 6N2, 2Cl2, 12F; г) 6N, 2Cl2, 12F2
5. Укажите группу веществ, которые содержат лишь сложные вещества:
а)FeO, CuO, Cu; б)CuS, Cu, S; в)CuCl, CuO, CuSO4; г) MgO, MgS, Mg |
Открытая часть I – вариант 1. Составьте формулы по валентности: IV VI V I I AlCl, SiO, PH, SO, AsO, CuO, ClO
2. Составить уравнения химических реакций и определить их типы: Mg + Cl2 → Са + О2 → Na + N2 → Fe(OH)3 → Fe2O3 + H2O Ba + HCl → BaCl2 + H2
3. Составить формулу и определить массовые доли элементов в соединении, состоящем из одного атома магния, одного атома углерода и трех атомов кислорода |
Открытая часть II – вариант 1. Составьте формулы по валентности: IV VI ZnBr, LiS, SO, WO, BaO, KF, CaI
2. Составить уравнения химических реакций и определите их типы: Cu + O2 → Аl + Cl2 → K + O2 →
CaSO3 → CaO + SO2 Fe + HCl → FeCl2 + H2 3. Составить формулу и определить массовые доли элементов в соединении, состоящем из двух атомов калия, одного атома углерода и трех атомов кислорода |
Ответы и решения к контрольной работе № 1
«Первоначальные химические понятия»
Тест
I - вариант |
II - вариант |
||
№ вопроса |
Ответ |
№ вопроса |
Ответ |
1 |
А |
1 |
Б |
2 |
А |
2 |
Б |
3 |
Б |
3 |
А |
4 |
А |
4 |
В |
5 |
Б |
5 |
В |
Открытая часть
I – вариант 1. Составьте формулы по валентности: IV VI V I I AlCl3, SiO2, PH3, SO3, As2O5, Cu2O, ClO
2. Составить уравнения химических реакций и определить их типы: Mg + Cl2 → MgCl2 – реакция соединения 2Са + О2 → 2СаО – реакция соединения Na + N2 → Na3N – реакция соединения 2Fe(OH)3 → Fe2O3 + 3H2O – реакция разложения Ba + 2HCl → BaCl2 + H2 – реакция замещения 3. Составить формулу и определить массовые доли элементов в соединении, состоящем из одного атома магния, одного атома углерода и трех атомов кислорода MgCO3 M(MgCO3) = 24 + 12 + 16 *3 = 84 w (Mg) = 24/84 * 100% = 28,57% w (C) = 12/84 * 100% = 14,28% w (O) = 48/84 * 100% = 59,25% |
II – вариант 1. Составьте формулы по валентности: IV VI ZnBr, LiS, SO, WO, BaO, KF, CaI
2. Составить уравнения химических реакций и определите их типы: 2Cu + O2 → 2CuO – реакция соединения 2Аl + 3Cl2 → 2АlCl3 – реакция соединения 4Li + O2 → 2Li2O – реакция соединения CaCO3 → CaO + CO2 – реакция разложения Fe + 2HCl → FeCl2 + H2 – реакция замещения 3. Составить формулу и определить массовые доли элементов в соединении, состоящем из двух атомов калия, одного атома углерода и трех атомов кислорода
K2CO3
M(K2CO3) = 39*2 +12 + 16* 3 = 138 w () = 78/138 * 100% = 56,52% w (C) = 12/138 * 100% = 8,69% w (O) = 48/138 * 100% = 34,78%
|
Приложение 2
Контрольная работа № 2
«Кислород. Водород. Вода. Растворы»
Пояснительная записка
Контрольная работа № 2 в 8 классе по теме «Кислород. Водород. Вода. Растворы» состоит из четырех частей:
-
Десять тестовых заданий (каждое оценивается в 1 балл)
-
Вставьте пропущенное слово (каждое задание оценивается в 1 балл).
-
Составьте и найдите коэффициенты для уравнений химических реакций.
Каждое уравнение реакции оценивается в 2 балла.
-
Задача - 2 балла
Время выполнения контрольной работы – 45 минут
Итого: за все правильно выполненные задания – 23 балла
21 – 23 баллов – «5»
16 – 20 баллов – «4»
11 – 15 баллов – «3»
Контрольная работа № 2 «Кислород. Водород. Вода. Растворы» I – вариант 1-я часть 1. Самый распространённый химический элемент в земной коре: а) водород б) кислород в) сера г) железо 2. Ученый, получивший кислород и первый описавший это: а) Дж.Дальтон б) Г.Кавендиш в) Дж. Пристли г) А.Лавуазье 3. Кислород и водород можно получить, разложив вещество: а) воду б) соль в) кислоту г) марганцовку 4. В промышленности кислород можно получить из: а) воды б) воздуха в) марганцовки г) соли 5. В состав воздуха не входит: а) водород б) кислород в) углекислый газ г) аргон 6. Реакции, протекающие с поглощением энергии называются: а) экзотермическими б) каталитическими в) эндотермическими 7. При реакции активных металлов с водой кроме гидроксидов выделяется: а) водород б) кислород в) метан г) нефть 8. Самый лёгкий газ: а) сернистый б) кислород в) углекислый г) водород 9. Однородные системы, состоящие из молекул растворителя и растворённого вещества: а) взвеси б) растворы в) суспензии г) эмульсии 10. Вещество, практически нерастворимое в воде: а) мел б) сахар в) гипс г) хлорид серебра 2-я часть Вставьте пропущенное слово: 1) Вещества, которые ускоряют химические реакции, но сами при этом не расходуются, называются _______________. 2) Химическое уравнение, в котором указывается тепловой эффект, называют ______________. 3) Раствор, в котором данное вещество при данной температуре больше не растворяется, называют _________. 3-я часть. Составьте и найдите коэффициенты для уравнений химических реакций: a) горения лития б) взаимодействия водорода и хлора в) взаимодействия водорода и CuO г) взаимодействие воды с оксидом фосфора (V) 4 – я часть Реши задачу Определите массовую долю соли в растворе, если 17 г соли растворили в 48 г воды.
|
Контрольная работа № 2 «Кислород. Водород. Вода. Растворы» II - вариант 1-я часть 1. Самый распространенный химический элемент во Вселенной: а) водород б) кислород в) сера г) железо 2. При прокаливании оксида ртути кроме ртути получается ещё: а) кислород б) водород в) аргон г) неон 3. В воздухе кислорода по объёму: а) 78% б) 2% в) 21% г) 23% 4. Для горения вещества необходим доступ: а) водорода б) кислорода в) алюминия г) кремния 5. Реакции, протекающие с выделением энергии называются: а) экзотермическими б) эндотермическими в) каталитическими 6. Водород можно получить при реакции металлов с: а) кислотой б) солью в) оксидами г) ртутью 7. Если водород среагирует с кислородом, получится: а) воздух б) метан в) вода г) углекислый газ 8. Восстановительные свойства водород проявляет в реакциях с: а) оксидами металлов б) водой в) ртутью г) медью 9. Смеси, в которых мелкие частицы твёрдого вещества равномерно распределены между молекулами воды, называют: а) взвеси б) растворы в) суспензии г) эмульсии 10. Вещество, хорошо растворимое в воде: а) мел б) гипс в) глина г) сахар 2-я часть Вставьте пропущенное слово: 1) Сложные вещества, которые состоят из двух элементов, один из которых кислород, называются ______________. 2) Количество теплоты, которое выделяется или поглощается при химической реакции, называют ______________эффектом. 3) Раствор, в котором данное вещество при данной температуре ещё может растворяться, называют __________. 3-я часть. Составьте и найдите коэффициенты для уравнений химических реакций: а) горения алюминия б) взаимодействия водорода и серы в) взаимодействие воды с оксидом серы (VI) г) взаимодействие воды с литием 4 – я часть Реши задачу Определите массовую долю соли в растворе, если 41 г соли растворили в 221 г воды. |
Ответы и решения к контрольной работе № 1
«Кислород. Водород. Вода. Растворы»
I – вариант 1-я часть.
2-я часть. 1)катализаторами 2) термохимическим 3) ненасыщенными 3-я часть. а) 4Li + O2 = 2Li2O б) Н2 + Cl2 = 2HCl в) СuO + H2 = Cu + H2O г) 3Н2О + Р2О5 = 2Н3 РО4
4 – я часть m(р-ра) = 17 + 48 = 65 г w (в -ва ) = 17/65 * 100% = 26,15% |
II – вариант 1-я часть.
2-я часть. 1) оксидами 2) тепловым 3) насыщенными 3-я часть. а) 4Аl + 3О2 = 2Al2О3 б) Н2 + S = H2S в) Н2О + SО3 = Н2SО4 г) 2Н2О + 2Li = 2LiОН + H2 4 – я часть m(р-ра) = 41 + 221 = 262 г w (в -ва ) = 41/262 * 100% = 15,64% |
Приложение 3
Контрольная работа № 3
«Основные классы неорганических веществ»
Пояснительная записка
Контрольная работа № 3 в 8 классе по теме «Основные классы неорганических веществ» состоит из трех частей:
-
Тестовые задания и задания на соответствия;
-
Задания на знания классов неорганических соединений.
-
Задания с развернутым ответом.
-
Задания
Баллы
А -1
1
А -2
2
А -3
2
В – 1
4
В – 2
4
С – 1
4
С – 2
4
Итого:
21
Время выполнения контрольной работы – 45 минут
Выполненых: 20 – 21 - «5»
15 – 19 - «4»
11 – 14 - «3»
Ответы и решения к контрольной работе № 3
«Основные классы неорганических веществ»
I – вариант Часть - А
Часть – В
2. Cu + Cl2 → CuCl2 CuCl2 + 2NaOH → Cu(OH)2 + 2NaCl Cu(OH)2→ CuO + H2O CuO + 2HCl → CuCl2 + H2O
Часть – С 1. K2O + H2SO4 = K2SO4 + H2O 2KOH+ H2SO4 = K2SO4 + 2H2O 2.
Fe(OH)2 + 2HCl → FeCl2 + H2O n(Fe(OH)2 ) = n(FeCl2 ) = 36/ 90 = 0,4 моль m(FeCl2) = 0,4 * 127 = 50,8 г
|
II – вариант Часть – А
Часть – В
2. 2Ca + O2 → 2CaO CaO + H2O → Ca(OH)2 Ca(OH)2 + 2HCl → CaCl2 + H2O CaCl2 + Na2CO3 →CaCO3 + 2NaCl Часть – С 1. Zn + 2HCl = ZnCl2 + H2 ZnO + 2HCl = ZnCl2 + H2O 2. Ca + 2HCl → СаCl2 + H2O n(Са ) = n(СаCl2 ) = 80/ 40 = 2 моль m(СаCl2) = 2 * 111 = 222 г |
Приложение 4
Контрольная работа № 4
«Периодический закон и строение атома. Строение вещества. Химическая связь»
Пояснительная записка
Контрольная работа № 3 в 8 классе по теме «Периодический закон и строение атома. Строение вещества. Химическая связь» состоит из трех частей:
Контрольная работа содержит разноуровневые задания:
1) Тест (с выбором одного варианта ответа из четырех); Каждое правильно выполненное задание (с выбором ответа) оценивается в 1 балл.
2) Распределение химических элементов по некоторым характеристикам, химическая связь. (Полный правильный ответ оценивается 2 баллами, за неполный правильный ответ – 1 балл, за неверный ответ (или его отсутствие) – 0 баллов.
3) закрепление основных классов неорганических соединений, решение задач. Считается выполненным верно, если правильно записаны три уравнения реакций (3 балла). Правильно записаны 2 уравнения реакций – 2 балла. Правильно записано одно уравнение реакции – 1 балл.Правильно решенная задача-3 балла.
Максимальное количество баллов представлено в таблице 1.
Таблица 1
Вид работы |
Максимальное количество баллов |
|||
Часть 1 |
Часть 2 |
Часть 3 |
Итого |
|
Контрольная работа |
9 |
6 |
6 |
21 |
Время выполнения контрольной работы – 45 минут
Оценивание работы Оценивание работы представлено в таблице 2.
Количество баллов |
Оценка |
19 – 21 |
«5» |
13– 18 |
«4» |
10– 12 |
«3» |
Контрольная работа № 4 «Периодический закон и строение атома. Строение вещества. Химическая связь» Вариант 1 Часть 1 Внимательно прочитайте каждое задание (А1 – А9), из четырех предложенных вариантов ответов выберите один правильный А1. Вещество с ковалентным неполярным типом связи: 1) N2, 2) Na, 3) NaCl,4) H2O А2. У атома калия число электронов и протонов соответственно равно: 1) 19 и 39, 2) 19 и 20, 3) 39 и 19, 4) 19 и 19 А3 Неметаллические свойсвта элементов в периоде: 1) уменьшаются, 2) увеличиваются, 3) не изменяются, 4)уменьшаются, а затем увеличиваются А4. Число электронных уровней определяется по: 1) номеру группы,2) номеру ряда,3) порядковому номеру,4) номеру периода А5. Число протонов в ядре атома углерода равно: 1)+ 3 , 2)+ 4 , 3)+ 6 , 4)+7 А6. Число электронов на внешнем энергетическом уровне в атоме натрия равно: 1) 3, 2)5, 3)1, 4)31 А7. В веществе с формулой H2O связь: 1)ионная, 2)ковалентная полярная, 3)ковалентная неполярная,4)металлическая А8. Какому элементу соответствует электронная формула 1s22s22p63s23p4: 1) S , 2)Ar , 3) P , 4) Cl. А9.Степень окисления серы в соединениях SO3, H2S, H2SO3 соответственно равны: 1)+6,-2,+4 , 2)-2,+4,+6 , 3)+6,+4-2, 4)+4,+6 -2. Часть 2 В1.Составьте схемы строения атома и распределите электроны по орбиталям для элемента № 5. В2. Как в периоде изменяются радиусы атомов и их электроотрицательность? В3. 3.Распределите вещества по 4 колонкам в зависимости от типа химической связи:1) BaCl2 ,2) CH4,3) Cl2,4) C2H2, 5)MgO, 6)Br2,7) K2O,8) Mn.
Часть 3 С1. Напишите уравнения реакций, с помощью которых можно осуществить следующие превращения: P —> P2O5 —> H3PO4 —> Na3PO4
С2. Определите массу карбоната кальция CaCO3, если при его термическом разложении выделяется 45 литров углекислого газа.
|
Контрольная работа № 4 «Периодический закон и строение атома. Строение вещества. Химическая связь» Вариант 2 Часть 1 Внимательно прочитайте каждое задание (А1 – А9), из четырех предложенных вариантов ответов выберите один правильный А1. Активный металл натрий имеет схему строения атома: 1) 2,1; 2) 2,2; 3) 2,8,1; 4) 2,8,2 А2. Вид химической связи у вещества, имеющего формулу Na2S: 1) ковалентная неполярная, ь 2) ковалентная полярная, 3) металлическая, 4) ионная А3. Металлические свойства по группе: 1) увеличиваются, 2) уменьшаются 3) уменьшаются, а затем увеличиваются, 4) не изменяются А4. Заряд ядра химического элемента равен: 1) номеру периода, 2) номеру группы,3) порядковому номеру,4) номеру ряда А5. . Атомы элементов, имеющие одинаковое число электронов на внешнем энергетическом уровне, расположены: 1) в одной группе , 2) в одной подгруппе , 3) в одном периоде, 4) по диагонали. А6. Число электронов на внешнем энергетическом уровне в атоме фосфора равно: 1) 3, 2) 5, 3) 15, 4) 3 1 А7. Атомы элементов, имеющие одинаковое число энергетических уровней, расположены: 1) в одной группе периодической системы, 2)в одном периоде периодической системы; 3) в одной подгруппе периодической системы, 4) все варианты верны. А8. Степень окисления брома в соединениях Br2O7 и MgBr2 соответственно равны: 1) +4 и +2, Б2) -1 и +2 , 3) +7 и -1, 4) +7 и -7. А9. Распределению электронов по электронным слоям в атоме фтора соответствует схема: 1) 2; 8; 8; 2) 2; 8; 7; 3) 2; 7; 4) 2; 8; Часть 2 В1. Составьте схемы строения атома и распределите электроны по орбиталям для элемента № 13 В2. Как в группе изменяются радиусы атомов и их электроотрицательность? В3. Распределите вещества по 4 колонкам в зависимости от типа химической связи:1) H2S,2) CH4, 3)N2 ,4) SiO2 , 5)Ag ,6) N2O5 7), К , 8)K2S.
Часть 3 С1.Напишите уравнения реакций, с помощью которых можно осуществить следующие превращения: S —> SO3 —> К2SO4 —> BaSO4 С2. Вычислите массу оксида кальция, полученного при обжиге 250 г карбоната кальция.
|
Ответы и решения к контрольной работе № 4
«Периодический закон и строение атома. Строение вещества. Химическая связь»
Вариант 1
Ответы к заданиям части 2 В1. 1) +5 2, 3 В 1s22s22p1 В2. Слева направо радиус уменьшается электроотрицательность увеличивается .
В3. Элементы ответа задания части 3. С1.(Допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла.) 1) 4P +5 О2 = 2P2O5; 2) P2O5 +3 H2O = 2H3PO4; 3) H3PO4 + 3 NaOH = Na3PO4 + 3H2O
С2. CaCO₃ = CaO + CO₂↑ V(CO₂)=45 л V₀=22,4 л/моль |
Вариант 2
Ответы к заданиям части 2 В1. +13 2, 8, 3 Al 1s22s22p63s23p1 В2. Радиусы атомов увеличиваются сверху вниз, электроотрицательность - уменьшается. В3.
Элементы ответа задания части 3. С1.(Допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла.) 1) 2S +3 О2 2SO3; 2) SO3 + 2K OH = K2 SO4 + H2O; 3) K2 SO4 + Ba (NO3)2 = BaSO4 + 2KNO3
С2. 250г
Xг |
- Вебинар «Формирование детского коллектива как основа позитивной социализации»
- Вебинар «Игровая деятельность, направленная на развитие социально-коммуникативных навыков дошкольников: воспитываем эмпатию, развиваем умение договариваться и устанавливать контакты, осваиваем способы разрешения конфликтных ситуаций»
- Вебинар «Основные правила и способы информирования инвалидов, в том числе граждан, имеющих нарушение функции слуха, зрения, умственного развития, о порядке предоставления услуг на объекте, об их правах и обязанностях при получении услуг»
- Вебинар «Определение поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения электронного аукциона»
- Международный вебинар «Решение задач речевого развития детей в программе “Социокультурные истоки”: работаем в соответствии с ФГОС ДО и ФОП ДО»
- Вебинар «Стресс и ребенок: обучение способам адекватного реагирования на стрессовые ситуации, игры и упражнения на развитие умения управлять эмоциями, конструктивно разрешать конфликты»