Рабочая программа адаптационных занятий «Введение в школьную жизнь»
Календарно - тематический план коррекционно-развивающих занятий «Введение в школьную жизнь» для обучающихся 1 классов
№ занятия |
Дата |
Наименование разделов и тем занятий |
Тип занятия |
Планируемые результаты |
Формы контроля |
Примечание |
|||||
Личностные |
Метапредметные |
||||||||||
1а |
1б |
1в |
1г |
|
|
|
|
|
|
||
Раздел I Формирование и развитие личностных УУД (10ч). |
|||||||||||
1 |
10.11 |
11.11 |
12.11 |
13.11 |
Знакомство. Поговорим о наших именах. Введение знака «Я». |
Комбинированное занятие |
Формирование положительного отношения к школе, чувства необходимости учения, стремления к занятиям специфически школьного содержания. Дифференцированная самооценка, позволяющая сравнивать свои прежние достижения с сегодняшними результатами. |
Проявление особого интереса к новому собственно школьному содержанию занятий. Развитие познавательной потребности, а именно интереса к собственно познавательным задачам, к овладению новыми знаниями и умениями. Развитие способности подчинять свои импульсивные желания сознательно поставленным целям. |
Текущий контроль |
|
|
2 |
17.11 |
18.11 |
19.11 |
20.11 |
Снятие страха перед школой. Упражнение с элементами сказкотерапии «Школа». |
Практическое занятие |
Текущий контроль |
|
|||
3 |
24.11 |
25.11 |
26.11 |
26.11 |
Мотивационная беседа «Два пловца».Игротерапия «Я слушаю». |
Практическое занятие |
Текущий контроль |
|
|||
4 |
01.12 |
02.12 |
02.12 |
04.12 |
Просматривание иллюстраций на тему «Школа». Сюжетно-ролевая игра «В школе». |
Практическое занятие |
Текущий контроль |
|
|||
5 |
08.12 |
09.12 |
10.12 |
11.12 |
Школьные правила вежливости. Схема школы. Упражнение «Дракон кусает свой хвост». |
Комбинированное занятие |
Текущий контроль |
|
|||
6 |
15.12 |
16.12 |
17.12 |
18.12 |
Моя школа. Упражнение с элементами арт-терапии «Что мне нравится в школе». |
Практическое занятие |
Текущий контроль |
|
|||
7 |
22.12 |
23.12 |
24.12 |
25.12 |
Введение понятия «Черновик». Работа с «черновиком». |
Обобщение и систематизация знаний |
Тест – задание |
|
|||
8 |
12.01 |
13.01 |
14.01 |
15.01 |
Введение понятий «Стол – помощник», «Стол заданий». |
Практическое занятие |
Текущий контроль |
|
|||
9 |
19.01 |
20.01 |
21.01 |
21.01 |
Я – ученик. График «Мои достижения». Элементы сказкотерапии «Цветик - семицветик». Закрепление положительных качеств. |
Комбинированное занятие |
Текущий контроль |
|
|||
10 |
26.01 |
27.01 |
28.01 |
29.01 |
Самооценка. Сюжетно-ролевая игра «Я - уникальный». Закрепление адекватной самооценки. |
Практическое занятие |
Текущий контроль |
|
|||
Раздел 2. Формирование регулятивных учебных действий (5ч). |
|||||||||||
11 |
02.02 |
03.02 |
04.02 |
05.02 |
Развитие самоконтроля, произвольности, а также укрепление навыков счета. Упражнение «Флажок». Игра «Запретный номер», «Запрещенное движение». |
Комбинированное занятие |
Преодоление импульсивности, непроизвольности умение адекватно воспринимать оценки и отметки. Принятие социальной роли ученика. Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки. Адекватно судить о причинах своего успеха/неуспеха в учении, связывая успех с усилиями, трудолюбием, старанием. |
Развитие способности к организации своей деятельности (планирование, контроль, оценка): умение действовать по плану и планировать свою деятельность. Выбирать средства для организации своего поведения; помнить и удерживать правило, инструкцию во времени. |
Текущий контроль |
|
|
12 |
18.02 |
19.02 |
20.02 |
20.02 |
Что такое план дня? Построение распорядка дня. |
Практическое занятие |
Текущий контроль |
|
|||
13 |
24.02 |
25.02 |
26.02 |
27.02 |
Учимся ставить цель. Личный план действий. |
Практическое занятие |
|
|
Текущий контроль |
|
|
14 |
02.03 |
03.03 |
04.03 |
05.03 |
Обучение секретам планирования. Выделение главного. |
Обобщение и систематизация знаний |
Тест – задание |
|
|||
15 |
10.03 |
11.03 |
12.03 |
13.03 |
Расширение представлений о способах самоанализа. Упражнение «Какое решение верно». |
|
|
|
|||
Раздел 3. Формирование и развитие коммуникативных учебных действий (4ч). |
|||||||||||
16 |
16.03 |
17.03 |
18.03 |
19.03 |
Знакомство с психогимнастикой. Психогимнастика «Верх по радуге». Обучение владению собой «Дыши и думай красиво». |
Комбинированное занятие |
Развитие навыков совместной деятельности, окончание формирования социального статуса ученика. Сформированность норм в общении с детьми и взрослыми. Сформированность умения задавать вопросы; умения излагать свое мнение и оценку событий; умения знакомиться, благодарить и принимать комплименты. |
Умение согласовать коммуникативные действий с партнёрами. Анализировать свои и чужие высказывания, воспринимать и воспроизводить основные мысли собеседника. |
Текущий контроль |
|
|
17-18 |
30.03 06.04 |
31.03 07.04 |
01.04 08.04 |
02.04 09.04 |
Освоение приёмов активного общения «Я и другие». Развитие выразительности движений ребенка, его коммуникативных способностей. Игра «Я не знаю». |
Практическое занятие |
Текущий контроль |
|
|||
19 |
13.04 |
14.04 |
15.04 |
16.04 |
Занятие с элементами сказкотерапии, направленное на закрепление качеств, необходимых для активного общения «Какой я и какие другие». |
Практическое занятие |
Текущий контроль |
|
|||
20 |
20.04 |
21.04 |
22.04 |
23.04 |
Диагностика на конец учебного года.(1ч). |
Обобщение и систематизация знаний |
Диагностика |
|
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Лянторская средняя общеобразовательная школа №4»
Рабочая программа
Адаптационных занятий «Введение в школьную жизнь»
для 1 классов
Автор-составитель:
Сорудейкина Елена Анатольевна,
педагог-психолог
2014-2015 учебный год
Содержание
-
1
Пояснительная записка
3
2
Календарно-тематическое планирование
7
3
График проведения диагностических работ по программе адаптационных занятий «Ведение в школьную жизнь»
7
4
Материально- техническое обеспечение
7
5
Список литературы
8
6
Мониторинг адаптации к школьному обучению обучающихся 1 классов
9
7
Диагностические материалы
9
1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
1.1 Рабочая программа адаптационных занятий «Введение в школьную жизнь» для обучающихся 1 классов составлена в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования*, основной образовательной программы начального общего образования МБОУ «Лянторская СОШ №4»**, авторской программы адаптации детей к школе «Введение в школьную жизнь» - М.: Московский центр качества образования, 2010, авторы: Г. А. Цукерман, К. Н., Поливанова.
1.2 Количество учебных часов.
Программа адаптационных занятий «Введение в школьную жизнь», 1 класс рассчитана на 20 часов 1раз в неделю во II, III и IV четверти.
1.3 Общая характеристика программы адаптационных занятий «Введение в школьную жизнь».
Предлагаемая программа уделяет серьезное внимание способам формирования учебной установки в близких и доступных детям формах, прежде всего – в форме игры и сказок. Через игровые роли и сказочные образы дети получают возможность осознавать собственные трудности, их причины и находить пути их преодоления. Ситуации, в которые попадают герои сказок, проецируются на реальные школьные проблемы, ребенок получает возможность посмотреть на них со стороны и в то же время идентифицировать проблемы героя с собственными. В результате обучения дети привыкают адекватно анализировать свои проблемы. Первой темой, изучаемой на занятиях по адаптации, является тема «Я — школьник», которая включает занятия, посвященные знакомству со школой, с учениками своего класса, привыканию к требованиям обучения. Вторая тема — «Мои чувства» — помогает детям научиться понимать и контролировать свои эмоциональные состояния. В программе используются приёмы групповой и индивидуальной работы, содержание которых отвечает развивающим, профилактическим и коррекционным задачам программы. В программу занятий включено много полифункциональных упражнений, с одной стороны, дающих возможность решать несколько задач, с другой — позволяющих оказывать на разных детей различное воздействие.
1.4 Цели и задачи программы адаптационных занятий «Введение в школьную жизнь»
Цель: психологическая адаптация обучающихся к школе и профилактика возможных трудностей, возникающих в ходе образовательного процесса.
Задачи:
-
Создание условий для обеспечения эмоционального комфорта, чувства защищенности у первоклассников при вхождении в школьную жизнь.
-
Создание доброжелательной атмосферы в классе как необходимого условия для развития у детей уверенности в себе.
-
Помощь первоклассникам в осознании и принятии правил школьной жизни и себя в роли учеников.
-
Создание благоприятных условий для знакомства детей друг с другом.
-
Формирование навыков учебного сотрудничества.
-
Создание предпосылок для групповой сплоченности класса.
-
Создание условий для освоения первоклассниками пространства своего класса как предпосылки для освоения пространства школы.
приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10. 2009 № 373, зарегистрированный Минюстом России 22.12.2009 №15785, «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» (в ред. приказов Минобрнауки России от 26.11.2010 № 1241, от 22.09.2011 № 2357, от 18.12.2012)
**приказ МБОУ «Лянторская СОШ № 4» от 30.08.2014 № 463 «Об утверждении основной образовательной программы начального общего образования»
Формы работы:
-
Наблюдение за детьми на уроках и во внеурочное время.
-
Диагностика, проведение итоговой диагностики детей «группы риска».
-
Профилактические и просветительские беседы с обучающимися.
-
Занятия с элементами песочной терапии, сказкотерапия и арт-терапии (рисование, лепка), элементов дыхательной гимнастики, музыкотерапии.
-
Неделя службы ППМС сопровождения.
1.5 Личностные, метапредметные результаты
Личностные результаты (система ценностных отношений обучающегося):
-
Положительное отношение к школе.
-
Принятие социальной роли ученика.
-
Сформированность внутренней позиции школьника.
-
Осуществление морального выбора с адекватной нравственной оценкой действий.
-
Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки.
-
Адекватно судить о причинах своего успеха/неуспеха в учении, связывая успех с усилиями, трудолюбием, старанием.
-
Сформированность учебных мотивов стремление к самоизменению — приобретению новых знаний и умений.
-
Стремление выполнять социально значимую и социально оцениваемую деятельность.
Метапредметные результаты:
Регулятивные УУД:
-
Помнить и удерживать правило, инструкцию во времени.
-
Планировать, контролировать и выполнять действие по заданному образцу и правилу.
-
Овладение действием контроля в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона.
-
Предвосхищать результаты своих действий и возможные ошибки.
-
Начинать выполнение действия и заканчивать его в требуемый временной момент.
-
Тормозить реакции, не имеющие отношения к цели.
-
Способность к действию оценки — выделение и осознание обучающимся того, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения; оценка результатов работы.
-
Саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию (к выбору в ситуации мотивационного конфликта) и преодолению препятствий.
-
Освоение способов решения проблем творческого характера.
Познавательные УУД:
-
Уметь фантазировать.
-
Уметь выделять главные и второстепенные функции предметов.
-
Уметь распознавать и описывать свои чувства и чувства других людей с помощью.
-
Учиться рассуждать, строить логические умозаключения с помощью взрослого.
-
Учиться наблюдать.
-
Моделировать ситуацию с помощью взрослого.
Коммуникативные УУД:
-
Слушать и понимать речь других.
-
Способность к планированию учебного сотрудничества с учителем.
-
Сформированность умения задавать вопросы; умения знакомиться, благодарить и принимать комплименты; умения выразить свои теплые чувства к другому; умение осознавать свои чувства и выражать их.
-
Уметь адекватно понимать оценку взрослого и сверстника.
-
Уметь работать в паре и в группе.
1.6. Содержание адаптационных занятий программы «Введение в школьную жизнь»
Раздел I Формирование и развитие личностных УУД (10 часов)
1 этап. Формирование внутренней позиции школьника (4 часа)
Формирование положительного отношения к школе, чувства необходимости учения, стремления к занятиям специфически школьного содержания. Проявление особого интереса к новому собственно школьному содержанию занятий.
2 этап. Развитие мотивов учения (4 часа)
Развитие познавательной потребности ребенка, а именно интереса к собственно познавательным задачам, к овладению новыми знаниями и умениями. Упражнения, направленные на развитие способности ребенка подчинять свои импульсивные желания сознательно поставленным целям.
3 этап. Формирование самооценки (2 часа)
Обучение обучающегося дифференцированной самооценке, позволяющей сравнивать свои прежние достижения с сегодняшними результатами.
Раздел II Формирование регулятивных учебных действий (5 часа)
Развитие способности к организации своей деятельности (планирование, контроль, оценка): умение действовать по плану и планировать свою деятельность; преодоление импульсивности, непроизвольности; умение адекватно воспринимать оценки и отметки.
Упражнения, направленные на развитие умений: выбирать средства для организации своего поведения; помнить и удерживать правило, инструкцию во времени; планировать, контролировать и выполнять действие по заданному образцу и правилу; предвосхищать результаты своих действий и возможные ошибки; начинать выполнение действия и заканчивать его в требуемый временной момент.
Раздел III Формирование и развитие коммуникативных учебных действий (4 часа)
1 этап. Развитие коммуникативных умений (4 часа)
Формирование коммуникативных действий и операций. Обучение умению согласованности коммуникативных действий с партнёрами. Анализировать свои и чужие высказывания, воспринимать и воспроизводить основные мысли собеседника.
Раздел VI. Итоговая диагностика обучающихся (1 час)
Диагностика познавательных процессов и эмоционально-волевой сферы ребенка в результате коррекционных воздействий.
ИТОГО: 20 часов
1. 7. Структура адаптационных занятий программы «Введение в школьную жизнь»
Раздел первый содержит упражнения с элементами сказкотерапии, арт-терапии, песочной-терапии, направленные на формирование положительного отношения к школе, развитие познавательной потребности ребенка и формирование положительной самооценки ребенка. В этом же разделе используются элементы сказкотерапии (анализ сказок) для активизации процессов самопознания, повышения собственной ценности и преодоления эмоционально-личностного эгоцентризма.
Раздел второй содержит развивающие упражнения и малые игры, направленные на развитие способности к организации своей деятельности
Раздел третий начинается с психогимнастики и арт-терапии, так как эти упражнения облегчают процесс коммуникации, создают психологические условия для осознания ребенком своих чувств, переживаний, эмоциональных состояний. Данный раздел содержит упражнения и занятия с элементами групповой работы, направленные на формирование коммуникативных действий и операций. Систематически используется игровые методы, позволяющие моделировать социальные отношения в наглядно-действенной форме, что способствует возрастанию социальной компетентности и способности к разрешению проблемных ситуаций.
Содержание последнего раздела составляют психодиагностические методики направленные на определение уровня сформированности познавательных процессов, личностных и регулятивных универсальных учебных действий и эффективности проводимых коррекционных занятий на каждом этапе.
1.8. Учебно-тематический план адаптационных занятий программы «Введение в школьную жизнь»
№ |
Содержание программы |
Количество часов |
1 |
Знакомство. Поговорим о наших именах. Введение знака «Я». |
1 |
2 |
Снятие страха перед школой, ускорение адаптации к школе. Упражнение с элементами сказкотерапии «Школа». |
1 |
3 |
Мотивационная беседа «Два пловца». Обсуждение истории с детьми. Игротерапия «Я слушаю». |
1 |
4 |
Просматривание иллюстраций на тему «Школа». Сюжетно-ролевая игра «В школе». |
1 |
5 |
Школьные правила вежливости. Схема школы. Снятие напряженности. Упражнение «Дракон кусает свой хвост». |
1 |
6 |
Моя школа. Упражнение с элементами арт-терапии «Что мне нравится в школе». |
1 |
7 |
Введение понятия «Черновик». Обучение работе с «черновиком». |
1 |
8 |
Введение понятий «Стол – помощник», «Стол заданий». |
1 |
9 |
Я – ученик. График «Мои достижения». Элементы сказкотерапии «Цветик - семицветик». Закрепление положительных качеств. |
1 |
10 |
Оценка и самооценка. Сюжетно-ролевая игра «Какой я - ученик?». Заключительное упражнение «Я - уникальный». Закрепление адекватной самооценки. |
1 |
11 |
Развитие самоконтроля, произвольности, а также укрепление навыков счета. Упражнение «Флажок». Игра «Запретный номер», «Запрещенное движение». |
1 |
12 |
Что такое план дня? Построение распорядка дня. |
1 |
13 |
Учимся ставить цель. Личный план действий. |
1 |
14 |
Обучение секретам планирования. Выделение главного. |
1 |
15 |
Расширение представлений о способах самоанализа. Упражнение «Какое решение верно». |
1 |
16 |
Знакомство с психогимнастикой. Психогимнастика «Верх по радуге». Обучение владению собой «Дыши и думай красиво». |
1 |
17-18 |
Освоение приёмов активного общения «Я и другие». Развитие выразительности движений ребенка, его коммуникативных способностей. Игра «Я не знаю». |
2 |
19 |
Занятие с элементами сказкотерапии, направленное на закрепление качеств, необходимых для активного общения «Какой я и какие другие». |
1 |
20 |
Итоговая диагностика. |
1 |
Всего |
20 |
2. Календарно-тематическое планирование адаптационных занятий «Введение в школьную жизнь»
Представлено на бумажном носителе
3. График проведения диагностических работ по программе адаптационных занятий «Ведение в школьную жизнь»
№ п/п |
Тема раздела |
Форма проведения |
Ко-во часов |
Календарные сроки |
1. |
Итоговая диагностика адаптации к школьному обучению |
Устная (тестирование) |
1 |
20.04-1а 21.04-1б 22.04-1в 23.04-1г |
4. Материально-техническое обеспечение адаптационных занятий «Введение в школьную жизнь»
№ п/п |
Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения |
Дидактическое описание |
1 |
Методические пособия |
1.Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя / под ред. А.Г. Асмолова. — М.: Просвещение, 2008. — 151 с. 2.Уроки психологии в начальной школе /Никольская И.М., Бардиер Г.Л.-СПБ.: Речь, 2011- 190с.: ил. 3. Как преодолеть трудности в обучении детей. Психодиагностические таблицы. Психодиагностические методики. Коррекционные упражнения. Ануфриев А.Ф., Костромина С.Н. - 4-е изд., стер.-М.: 2008; 4.Психогимнастика в начальной школе Алябьева Е.А. Методические материалы в помощь психологам и педагогам. М.: 2003. 5.Обучение через развитие познавательных процессов Ермолаева-Томина Л.Б., Акопяц И.А. –М.: «Из-дат-Школа», 2005. |
2 |
Электронный предметно-методический журнал «Школьный психолог», «Начальная школа» с приложением (презентации, раздаточные материалы, образовательное видео). |
Адрес сайта: http://digital.1september.ru/ |
3 |
Учебно-наглядные пособия |
|
3.1 |
Таблицы |
|
3.2 |
Картинки |
|
3.3 |
Индивидуальный дидактический, раздаточный материал |
|
4 |
Диагностический материал |
|
5. Список литературы
Литература для педагога-психолога
1. Аржакаева Т.А., Вачков И.В.. Попова А.Х. Психологическая азбукаПрограмма развивающих занятий в 1-м классе _М.: Генезис, 2014
2.Анастази А., Урбина С. Психологическое тестирование. – СпПб.: Питер, 2000.
3.Айхингер А., В. Холл «Психодрама в детской групповой терапии». -М: ГЕНЕЗИС, 2003.
4.Вачков И.В. Основы технологии группового тренинга. Психотехники: учебное пособие. – 2-е издание. – М.: Издательство «Ось-89», 2000.
5.Глазунов Д.А. Развивающие занятия,1 класс / Д.А. Глазунов – М.: Глобус, 2008.
6.Дубровина И.В. Психокоррекционная и развивающая работа с детьми. – М.: Издательство «Речь», 2000.
7.Зинкевич - Евстигнеева Т. Д., Тихонова Е. А. «Проективная диагностика в сказкотерапии». - СПб «РЕЧЬ», 2003.
8.Истратова О.Н. Справочник психолога начальной школы/ Экзакусто. – Феникс, 2003.
9.Истратова О. Н. «Практикум по детской психокоррекции: Игры, упражнения, техники». «Феникс», 2011.
10.Кравцова Е.Е Психологические особенности детей младшего школьного возраста. Лекции 1-8/ – М.: Педагогический университет «Первое сентября», 2005 г.
11.Карелина И. О. «Эмоциональное развитие детей». - Ярославль: «Академия развития», 2006.
12.Младший школьник. Развитие познавательных способностей/ под ред. И.В.Дубровиной – М.: Просвещение, 2003.
Литература для обучающихся, родителей
1.Вачков И.В. Психология для малышей или сказка о самой душевной науке.- М.: «Педагогика-Пресс» 2000г.
2.Елисеева И.В Возможности и добрые находки на всякую неделю: 52 истории, полезные для достижения целей, М.: Генезис, 2015
3.Тихомирова Л.Ф. Развитие познавательных способностей детей. Пособие для родителей и педагогов. Ярославль, «Академия развития», 2003г.
4.Платонов К.К. Занимательная психология. СпПб.: Питер, 2007. – 284с.
4.Клюева Н.В. Касаткина Ю.В. Учим детей общению. Характер, Коммуникабельности. Пособие для родителей и педагогов.
6.Мониторинг адаптации к школьному обучению обучающихся 1 классов
№ п/п |
Ф.И учащегося |
Внутренняя позиция учащегося |
Уровень учебной мотивации |
Эмоциональное состояние учащегося в школе |
Школьная тревожность |
Самооценка |
Социальный статус |
Прогноз |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
7.Диагностические материалы представлены на бумажном носителе.
- Международный вебинар «Особенности исследования нарушенных психических функций в детской нейродефектологии»
- Вебинар «Игровая деятельность, направленная на развитие социально-коммуникативных навыков дошкольников: воспитываем эмпатию, развиваем умение договариваться и устанавливать контакты, осваиваем способы разрешения конфликтных ситуаций»
- Вебинар «Детская агрессия: нейроигровые приемы обучению саморегуляции, способам выражения гнева в приемлемой форме, формирование позитивных качеств личности»
- Вебинар «Реализация требований ФГОС ДО и Концепции развития математического образования в РФ в формировании математических представлений дошкольников: программно-дидактические комплекты»
- Международный вебинар «Развитие сюжетно-ролевой игры у дошкольников: педагогическая поддержка. ФГОС ДО»
- Диагностическая работа в образовательной организации в соответствии с ФГОС. Диагностика эмоционально-личностных особенностей детей