Олимпиадные задания по русскому языку и развитию речи 5-9 классы (VIII вид)
Цель методических рекомендаций – предоставить учителю материал для формирования у школьников орфографических и пунктуационных навыков и для осуществления контроля над усвоением программы.
В методические рекомендации вошли олимпиадные задания для учащихся 5-9 классов.
Ворончихина Марина Геннадьевна;
Высшая категория в должности учитель коррекционной школы VIII вида;
Курганская область, Далматовский район, село Красноисетское;
ГКС(К)ОУ «Красноисетская школа-интернат»
Пособие предназначено для учителей специальной (коррекционной) школы VIII вида и подготовлено в соответствии с действующей программой по русскому языку В.Воронковой.
Цель методических рекомендаций – предоставить учителю материал для формирования у школьников орфографических и пунктуационных навыков и для осуществления контроля над усвоением программы.
В методические рекомендации вошли олимпиадные задания для учащихся 5-9 классов.
Особенностью программы по русскому языку в коррекционной школе является её концентричность, т.е. повторяемость из года в год одних и тех же тем с добавлением новых. В олимпиадных заданиях по русскому языку для всех классов представлены задания на следующие изучаемые темы: «Состав слова» -корень и однокоренные слова, окончание, приставка, суффикс; проверяемые и не проверяемые ударением безударные гласные, звонкие и глухие согласные в корне слов, приставки и предлоги, «Имя существительное», «Имя прилагательное», «Предложение» и другие материалы..
Также представлены разнообразные задания по фонетике, орфоэпии, словообразованию, орфографии, лексике, морфологии, синтаксису, пунктуации, комплексному анализу текста.
Материал, предлагаемый в пособии, учитель может использовать по своему усмотрению в зависимости от особенностей класса.
ОЛИМПИАДА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ. 9 КЛАСС
-
Найдите слово, в котором количество звуков и букв совпадает:
Вьюга, агентство, уменьшить, ясный
-
Расставьте ударения в словах:
водопровод, километр, прибыла, из развитых (языков), красивее, звонит
-
В каком слове выделенный согласный произносится твёрдо?
Тире, крем, музей, шинель
-
Сколько мягких согласных звуков в пословице:
Не трудиться – хлеба не добиться?
5.Обозначьте корни в однокоренных словах. Обоснуйте свой ответ.
Летят перелетные птицы
Ушедшее лето искать,
Летят они в дальние страны,
А я не хочу улетать.
-
Какими русскими словами можно заменить заимствованные слова:
трасса, дискуссия, авеню, маэстро, фиаско, шеф.
-
Замените синонимами устаревшие слова:
чело, ланиты, ветрило, перст, брань, глаголет, брадобрей.
-
Объясните значение данных фразеологизмов, подберите к ним синонимичные фразеологизмы:
на всех парусах, засучив рукава, одного поля ягоды, между двух огней.
9.Какими частями речи и какими членами предложения являются выделенные слова?
Столовая закрыта. Дайте столовую ложку.
10.В каком словосочетании неправильно выделено главное слово:
читать книгу, в весеннем лесу, наша бригада, бежать по аллее, петь громко.
11.Даны грамматические характеристики четырёх имён прилагательных. Найдите в одной из них ошибку.
А. Имя прилаг., ж.р., ед.ч., В.п.
Б. Имя прилаг., ср.р., ед.ч., П.п.
В. Имя прилаг., м.р., мн.ч., И.п.
Г. Имя прилаг., ж.р., ед.ч., Т.п.
12.Найдите предложение без пунктуационных ошибок:
А. Все любят цирк, и взрослые, и дети.
Б. Всегда учи уроки, и всё у тебя получится.
В. «Сходи за хлебом» - попросила меня мама.
Г. Что пристал ко мне, ты?
13. Прочитайте текст. Определите его тему, идею. Подберите заголовок. Определите стиль текста. Найдите и выпишите предложения с пунктуационными ошибками, исправьте их, графически объясните постановку знаков препинания.
Если хочешь понять душу леса найди лесной ручей, и отправляйся его берегом. Я иду берегом своего любимого ручья ранней весной. Вижу, как на мелком месте текущая вода встречает преграду в корнях елей. Ручей журчит и распускает пузыри. Рождаясь, эти пузыри быстро мчатся, лопаются и сбиваются в белопенный ком. Ручей разрастается, ширится. Вода собирается в струйки, будто сжимает мускулы в мучительной борьбе.
Олимпиада по русскому языку в 8 классе.
1. Напиши выражение меховое пальто одним словом:
2.В каждом ряду подчеркни слово, относящееся к другой части речи.
Синий, белизна, красный, чёрный
Ночь, дочь, лось, красить
Бежать, торопиться, тормоз, стремиться
3. Из данных слов составь пословицу и запиши её.
Спеши, не, язык, дело, торопись.
4. Найди и подчеркни лишние пары слов.
Говорить – молчать любить - ненавидеть
Ужасный – замечательный приятный - отвратительный
Идти – стоять лакомиться - кушать
Бедный – убогий грубый – нежный
5.Подчеркни подлежащее в каждом предложении.
День сменил ночь. День сменила ночь.
6.Из каждой пары слов образуй и запиши одно сложное слово.
Коньки, бегать–
Вода, лазить –
Пешком, ходить –
7. Впиши в четыре клеточки слово ЛАСТОЧКА.
8. Вставь первую нужную букву: с или з.
…дание, …бить, …делать, …беречь
Олимпиада по русскому языку в 7 классе.
1.Напиши выражение сухая трава одним словом:
2. Вставь нужную первую букву: с или з
…говориться, …гиб, …дание, …жать
3.Подчеркни подлежащее в каждом предложении.
Мать встретила Катю. Катя встретила мать.
4. В каждом ряду подчеркни слово, относящееся к другой части речи.
Говорить, вещать, рассказчик, молчать
Зелёный, багровый, золотой, краска
Мать, тетрадь, бежать, кровать
5.Из данных слов составь пословицу и запиши её.
Ученье, неученье, тьма, свет, а.
6. Найди и подчеркни лишние пары слов.
Робкий – смелый Скучный – весёлый
Широкий – узкий Глубокий – мелкий
Громкий – сильный Маленький – большой
Тёмный – светлый Хороший – красный
7. Из каждой пары слов образуй и запиши одно сложное слово.
Сад, разводить –
Копать, землю –
Землю, пахать–
8. Впиши в две клеточки слово СЕМЬЯ.
Олимпиада по русскому языку в 6 классе
1. Подбери синонимы. Синонимы – слова различные по звучанию и написанию, но
одинаковые или близкие по лексическому значению. Например, смелый – бесстрашный.
Подберите синонимы к словам, написанным с левой стороны, так, чтобы в них было такое же количество букв.
|
|
|
|
|
|
|
|
л |
е |
с |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
г |
о |
р |
е |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
м |
о |
р |
о |
з |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
х |
о |
т |
е |
т |
ь |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
т |
е |
м |
н |
о |
т |
а |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
к |
р |
е |
п |
о |
с |
т |
ь |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
с |
о |
о |
б |
щ |
е |
н |
и |
е |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
н |
е |
в |
и |
д |
а |
н |
н |
ы |
й |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
р |
а |
в |
н |
о |
д |
у |
ш |
н |
ы |
й |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
2. Пословицы-подсказки. Отгадайте имя существительное, загаданное тройками
пословиц-подсказок. Запишите ответ.
а) Прикинулся бы он козой, да хвостик не такой.
Как его не корми, он всё в лес глядит. __________________
Его ноги кормят.
б) Оно пуще стрелы разит.
Оно не воробей, вылетит – не поймаешь. __________________
Оно – серебро, а молчание – золото.
в) Оно дороже богатства.
Его сгубишь – новое купишь. __________________
Чистота – залог его.
3. Попрыгунья-Стрекоза. Попрыгунья-Стрекоза половину времени каждых суток красного лета
спала, третью часть времени каждых суток – танцевала, шестую часть времени – пела. Остальное время она решила посвятить подготовке к зиме. Сколько часов в сутки стрекоза готовилась к зиме?
____________________________________________________________
____________________________________________________________
____________________________________________________________
____________________________________________________________
____________________________________________________________
____________________________________________________________
4. Четвёртый лишний. В каждой четвёрке слов зачеркни лишнее слово, которое не является родственным всем остальным.
а) уста, усталый, устный, наизусть д) дрожит, дрожащий, дрожжевой, задрожать
б) борода, борозда, подбородок, бородатый е) ковать, раскованный, рискованный, подкова
в) дождь, дождевой, дожидаться, дождевик ж) жаль, сожаление, ужалить, жалобный
г) маленький, малявка, маляр, малыш з) разбранить, побранился, бронированный, бранный
Олимпиада по русскому языку в 5 классе
1. Найди пару. Подберите пары подходящих слов и соедините их стрелками:
планета |
Солнце |
материк |
Земля |
сторона горизонта |
Россия |
страна |
Москва |
столица |
Евразия |
село |
Север |
город |
Михайловское |
звезда |
Самара |
2. Прочитай текст. Закончи рассказ подходящей пословицей, отражающей главную мысль истории. Обведи букву правильного ответа.
«Надоела Волку Зима холодная, лютая. Топнул он лапой, ударил хвостом, заскрипел зубами: «Пойди, Зима, прочь!» Проснулся Медведь, вылез из берлоги. Протёр глаза, лапой Зиме пригрозил: «Уходи, Зима, подобру-поздорову!» А Зима, знай себе, снегом сыплет, ветрами свищет. Выкатилось из-за тучи Солнце. Смотрит – на полянке, в лесу, появился из-под снега нежный белый цветок. Маленький, чуть видно его, и еле-еле слышным голоском песенку поёт: «Солнышко ясное, веселее грей! А ты, Зима, постылая, уходи скорей!» Ни Волка, ни Медведя Зима не испугалась, а увидела нежные лепесточки Подснежника, побросала наспех в мешок ветры, да снегопады, метели да бураны, и кинулась наутёк!»
А. Он тебя и купит, и продаст. В. Зима Весну пугает, а всё равно – тает.
Б. Солнце выше ели, а мы еще не ели. Г. Один в поле не воин.
Д. Весна да лето – пройдёт и это.
3. Кто автор? Соедини стрелками книгу и её автора.
«Винни-Пух и все-все-все» Ю.Олеша
«Маугли» Дж.Родари
«Волшебник Изумрудного города» Э.Успенский
«Витя Малеев в школе и дома». Р.Киплинг
«Тимур и его команда» А.Волков
«Школа клоунов» А.Гайдар
«Три толстяка» А.Милн
«Путешествие Голубой стрелы» Н.Носов
4. Культурный читатель. Выбери вариант ответа и обведи его.
1. Почему название профессии «библиотекарь» употребляется в мужском роде?
а) с древнейших времён профессия считается мужской;
б) в женском роде звучит некрасиво;
в) можно употребить и в мужском, и в женском роде.
2. Какой вариант книги наиболее древний?
а) узелковое письмо; б) глиняные таблички;
в) папирусные свитки.
3. В каждой книге есть начальный лист, с которого начинается знакомство с книгой. Как называется этот лист?
а) титул; б) форзац; в) псевдоним.
4. какой элемент титульного листа уточняет содержание книги?
а) предисловие; б) подзаголовок; в) корешок.
5. Как называется план, который помогает ориентироваться в книге?
а) аннотация; б) послесловие; в) оглавление.
Список литературы
1.Бетенькова Н.М. Фонин Д.С. Игры и занимательные упражнения на уроках русского языка – М.: Астрель, 2002г.
2.Волина В.В. занимательное азбуковедение – М..: Просвещение, 1991г.
3.Карпова Е.В. Дидактические игры в начальный период обучения – Ярославль: Академия развития, 1997г.
4.Левушкина О.Н. Словарная работа в начальных классах, - М.:Владос, 2002г.
5.Новоторцева Н.В. Развитие речи детей – Ярославль: Академия развития, 1997г.
6.Худенко Е.Д. практическое пособие по развитию речи, 1 и 2 части – М.: Руссико, 1994г.
- Вебинар «Детская агрессия: нейроигровые приемы обучению саморегуляции, способам выражения гнева в приемлемой форме, формирование позитивных качеств личности»
- Вебинар «Основные правила и способы информирования инвалидов, в том числе граждан, имеющих нарушение функции слуха, зрения, умственного развития, о порядке предоставления услуг на объекте, об их правах и обязанностях при получении услуг»
- Контрольно-оценочная деятельность учителя начальных классов в условиях реализации ФГОС НОО
- Организация исследовательской и проектной деятельности обучающихся начальной школы как основное требование ФГОС НОО
- Подготовка к всероссийским итоговым проверочным работам обучающихся 4 классов в условиях реализации ФГОС НОО
- Современный урок учителя начальных классов в аспекте развития универсальных учебных действий у школьников в соответствии с требованиями ФГОС НОО