«Дыхательные движения».
Учебник: Учебник: Драгомилов А. Г., Маш Р. Д. Биология: Человек: Учебник для учащихся 8 класса общеобразовательных учреждений. – М.: Вентана-Граф
Тема урока биологии в 8 классе «Дыхательные движения».
Учебник: Учебник: Драгомилов А. Г., Маш Р. Д. Биология: Человек: Учебник для учащихся 8 класса общеобразовательных учреждений. – М.: Вентана-Граф
Цели:
Образовательные:
-
раскрыть сущность процесса вдоха и выдоха;
-
выяснить с точки зрения физики, по какому принципу осуществляются дыхательные движения;
-
установить значения для организма жизненной емкости легких (ЖЁЛ).
Воспитательные:
-
воспитывать бережное отношение к своему организму, к своему здоровью, здоровью окружающих;
-
воспитывать культуру речи.
Развивающие:
-
развивать у учащихся умение полученные знания в жизни, а так же умение анализировать и делать соответствующие выводы;
-
развивать творческое и логическое мышление школьников и активировать их познавательную деятельноть через решение проблемных вопросов;
-
продолжить формирование умений анализировать, делать выводы, логически мыслить, выделять главное, самостоятельно работать с
текстом.
Тип урока: урок изучения и первичного закрепления знаний.
Оборудование урока: самодельная модель Дондерса, таблицы изображающие систему органов дыхания, модель торса человека, видеоролики о механизме вдоха и выдоха, проектор.
План и содержание урока:
1. Организационный момент. Приветствие (2 минуты)
2. Актуализация опорных знаний
Фронтальный опрос (5 минут)
-
Какую роль в организме человека играет кислород?
-
В чем заключается основная функция дыхательной с системы?
-
Какими органами она образована?
-
В каком органе дыхательной системы происходит газообмен? Каковы особенности строения этого органа?
-
Как изменяется воздух в дыхательных путях? Почему надо дышать носом, а не ртом?
3. Изучение новой темы (15 минут).
1. Постановка проблемы. (5 минут)
Учитель: Ребята, на "Диком Западе" в ходе перестрелки ковбой получил ранение в область грудной клетки. Кровопотери были небольшие, но через пару минут он скончался. Как оказалось, смерть наступила в результате асфиксии. Как вы думаете, почему он задохнулся?
Ученики: предлагают свои ответы.
Учитель: Данные гипотезы отчасти верны, но не до конца. Для того чтобы разобраться в причинах гибели ковбоя сегодня нам предстоит выяснить: в чем заключается механизм осуществления процесса вдоха и выдоха, узнать физические причины поступления кислорода в организм; познакомиться с понятием жизненная емкость легких.
-
Решение проблемы через диалог с учениками.
Ученики: Легкие способны легко изменять свой объём. Они обладают такой способностью благодаря эластичности тканей, а так же растяжению способствуют мышцы грудной клетки - межреберные мышцы, диафрагма. Диафрагма - куполообразная мышца, которая разделяет грудную и брюшную полости и играет главную роль в дыхательном акте.
Учитель: Рассмотрим механизм дыхания.
Обратимся к вот такой самодельной модели, иллюстрирующей вдох и выдох.
Демонстрация самодельной модели Дондерса легких и принцип их работы. Рассмотрение наглядности (таблицы изображающие систему органов дыхания, модель торса человека) и обозначение расположения диафрагмы в момент вдоха, выдоха.
Учитель: Полость, ограниченная внутренними стенками пластиковой бутылки и резиновым дном, моделирует грудную полость, горлышко бутылки - трахею с бронхом, а шарик внутри воронки легкое, резиновое дно изображает диафрагму. Оттянем резиновое дно. Что наблюдаем?
Ученики: Раздувание « легкого» при оттягивании вниз резиновой диафрагмы и спадение «легкого» при движении диафрагмы вверх.
Учитель: Запишем этапы вдоха и выдоха в тетрадь, используя учебник заполните таблицу с недостающими этапами (Таблица выводится при помощи проектора на экран ).
Вдох |
Выдох |
сигнал из дыхательного центра сокращение межреберных мышц и диафрагмы ? ? ? ? втягивание воздуха |
Отмена сигнала из дыхательного центра ? ? ? ? ? ? |
Учитель: В состоянии вдоха объем грудной клетки увеличивается. Поскольку легкие находятся в герметически замкнутой плевральной полости, то они следуют за изменением грудной клетки и растягиваются. Давление в легких становится ниже атмосферного, в результате наружный воздух засасывается в легкие. Происходит вдох. При глубоком вдохе участвуют мышцы грудного и плечевого пояса.
Механизм выдоха. При выдохе происходят обратные процессы.
-
Физкультминутка (5 минут).
Учитель: А сейчас давайте проведем физминутку. Это дыхательная гимнастика, с помощью которой легко можно укрепить иммунитет, но только если регулярно ее выполнять.
-
«Наклон вперед». ИП – стоя; ноги на ширине плеч. Поднять руки вверх (вдох носом), выполнить низкий наклон туловища вперед (выдох ртом).
-
ИП - выпрямиться, встать на носочки, поднять руки вверх, потянуться, посмотреть на руки, вдох, присесть, обхватить руками колени, опустить голову, выдох с произнесением звука ш-ш-ш , походить на носочках. Повторить 3 – 4 раза.
-
Сесть, одна рука на животе, другая — на груди. При втягивании живота сделать вдох, при выпячивании — выдох. Выдыхая, громко произносить «ф-ф-ф-ф-ф». Повторить 3–4 раза.
Учитель: Механизмы вдоха и выдоха можно объяснить и с физической точки зрения. Как происходит движение воздушных масс, если существует разница в давлении.
Ученики: Движение воздуха происходит из области высокого давления в область с низким давлением. За счет изменения объема грудной клетки.
Учитель: Все верно. Молодцы. Обьем воздуха который человек может вдохнуть легко измеряется и является его физиологическим показателем. Что такое ЖЕЛ?
Ученики: это тот воздух, который человек может выдохнуть после самого глубокого вдоха.
Учитель: верно. В среднем у взрослого человека это 3,5 - 5 л. Величина этого показателя зависит от возраста, пола, тренированности человека. По представленным данным в таблице "Величина ЖЁЛ" определите, как она изменяется.
Ученики: У мужчин больше чем у женщин, с возрастом увеличивается, в зависимости от тренированности величина ЖЕЛ увеличивается.
5. Закрепление (рефлексия) (5 минут).
Тест + взаимопроверка.
Выберите правильные утверждения:
1. в плевральной полости отрицательное давление (ниже атмосферного)
2. при вдохе объем грудной полости увеличивается, диафрагма опускается
3.при выдохе объем легочных пузырьков увеличивается
4. в усиленном выдохе участвуют брюшные мышцы
5. при недостатке кислорода дыхание учащается
Учитель: И так почему ковбой задохнулся после выстрела?
Ученики: нарушилась разница давления в плевральной полости, легкие в результате не могут двигаться вслед за грудной клеткой. Происходит остановка дыхания.
Учитель:
Что наиболее значимо
для вас из того материла, который мы
изучили?
Оценки учащимся наиболее
активно участвующих в решении проблем.
6. Домашнее задание (3 минуты).
Страницы 142–144, читать. Провести лабораторную работу № 2 "Измерение ЖЕЛ". Подготовить по желанию, к следующему уроку, доклад на тему:
-
"Заболевания дыхательной системы";
-
"Туберкулез";
-
"Рак легких".
Список используемой литературы
Резанова Е.А., Антонова И.П., Резанова А.А., Биология человека. В таблицах и схемах. - М.: "Издат-школа 2000", 1999 г. - 208 с.
Игошина Г.Ф. Биология. Человек: Тетрадь с печатной основой. - Саратов: Лицей, 2004. - 96 с.
Колесов Д.В. Биология. Человек: учеб. для 8 кл. общеобразовательных учреждений/ Д.В. Колесов, Р.Д. Маш, И.Н. Беляев. - 7-е изд., стереотип. - М.: Дрофа, 2006. - 332 с.
Зверева Н.М. Практическая дидактика для учителя: Учебное пособие,- М.: Педагогическое общество России, 2001. – 256 с.
Матюшкин А.М. Проблемные ситуации в мышлении и обучении.- М., 1972.
- Международный вебинар «Рисование ватными палочками как нетрадиционная техника рисования и метод коррекции психических состояний дошкольников»
- Вебинар «Игровая деятельность, направленная на развитие социально-коммуникативных навыков дошкольников: воспитываем эмпатию, развиваем умение договариваться и устанавливать контакты, осваиваем способы разрешения конфликтных ситуаций»
- Вебинар «Основные правила и способы информирования инвалидов, в том числе граждан, имеющих нарушение функции слуха, зрения, умственного развития, о порядке предоставления услуг на объекте, об их правах и обязанностях при получении услуг»
- Современные тенденции развития шахматного образования в РФ. Научные идеи и концепции обучения шахматной игре
- Международный вебинар «Требования охранительного педагогического режима к коррекционно-образовательному процессу для обучающихся с НОДА»
- Международный вебинар «Методические подходы к конструированию заданий и оцениванию математической грамотности обучающихся в рамках реализации ФООП»