Элективный курс по географии Калмыкии
Мукабенова Т.А.
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
Ульдючинская сельская национальная гимназия»
Рассмотрена «Утверждаю»
на заседании Методического совета Директор ________ И. Буваева
______________И. Бухаева
Протокол № 1 от 30.08.2014г. Приказ № 35 от 05.09.2014 г.
Программа
элективного курса
География Калмыкии
Автор - составитель
Мукабенова Т.А.,
учитель географии
с. Ульдючины, 2014г.
Пояснительная записка
Предлагаемый элективный курс по географии Калмыкии для учащихся 8-9 класса разработан в соответствии с требованиями, предъявляемыми к региональному компоненту федеральных государственных образовательных стандартов основного общего образования. Курс предусматривает полное и последовательное изучение своей республики. Это позволяет создать у учащихся целостное представление о географии своего региона, взаимосвязи и взаимозависимости и взаимном влиянии различных компонентов природы, населения и экономики республики. Уделяется внимание в нем охране природной среды, в том числе, вопросам сохранения естественных ландшафтов и памятников природы, а также экологическим проблемам. Необходимость изучать географию своей малой Родины вызвана особой значимостью знаний природных, социальных и экономических особенностей региона, где будет жить и трудиться выпускник школы. Географические знания и умения, полученные в процессе изучения курса, позволят повысить эффективность усвоения всего курса географии.
Особое внимание уделяется использованию географических карт, обработке статистической информации, использованию электронных образовательных ресурсов, вопросам взаимосвязи и взаимозависимости объектов, процессов.
Программа курса предусматривает экскурсии, повышает мотивацию к обучению. Направлена на реализацию личностно-ориентированного подхода в обучении.
Формы организации обучения данному курсу могут быть самыми разнообразными и определяться по усмотрению учителя. Это лекции, беседы, семинары практические работы. Преподавание элективного курса должно быть не только познавательным, но и увлекательным, поэтому необходимо преподносить учащимся наиболее интересные и впечатляющие факты. Весьма полезны экскурсии в краеведческий музей, а также выезды на природу.
Изучение предлагаемого элективного курса будет способствовать привитию любви к своему родному краю, подготовка учащихся к выбору профессии.
Учащиеся должны расширить свой кругозор, получить новые знания о своём родном крае, определять свои интересы о возможности самореализации в современной жизни.
Курс рассчитан на использование учебного пособия «Рабочая тетрадь по географии Калмыкии», авторы - Г.Э. Настинов, Б.А. Дулаева, В.Э. Бадмаев.
Курс рассчитан на 12 часов и предусматривает изучение трех частей: физико-географическая часть, экономика и население, туризм и краеведение.
Цели: - расширить и углубить знания о природе, населении и хозяйстве Калмыкии;
- содействовать бережному отношению к природе и формированию умения правильно объяснять взаимодействие природы и общества, развитие опыта творческой и эмоционально – ценностной деятельности учащихся;
- способствовать развитию патриотических чувств, стремлению быть необходимым и полезным своей малой Родине.
Задачи:
- показать большое практическое значение географического изучения взаимосвязей природных, экономических, социальных, демографических, геоэкологических явлений и процессов;
- вооружить школьников практическими умениями и навыками самостоятельной работы с различными источниками географической информации, как классическими, так и современными, показать практическую значимость изучения географических процессов, явлений, причинно-следственных связей, закономерностей;
- сформировать целостное представление об особенностях природы, населения и хозяйства республики;
- формировать представление о Республике Калмыкия как о совокупности разнообразных территорий, обозначить место и роль республики в Российской Федерации;
- развивать картографическую грамотность школьников;
- сформировать у школьников образные представления о районах и городах республики.
Учебно- тематический план
№ п/п |
Название тем курса |
Всего часов |
В том числе |
Форма |
||
Лекции |
Практикум |
Семинары |
|
|||
1 |
Введение. Географическое положение, размеры, границы, АТД |
1 |
|
1 |
|
Беседа Выполнение практической работы |
2 |
Историко –географические особенности |
1 |
0,5 |
|
0,5 |
Участие в семинаре Кроссворд. |
3 |
Рельеф и полезные ископаемые |
1 |
|
1 |
|
Выполнение практической работы |
4 |
Климат |
1 |
|
1 |
|
Выполнение практической работы |
5 |
Внутренние воды |
1 |
|
|
1 |
Самостоятельная работа с источниками информации |
6 |
Почвы. Природные комплексы |
1 |
|
|
1 |
Участие в семинаре |
7 |
Растительный, животный мир |
1 |
0,5 |
0,5 |
|
Выполнение практической работы |
8 |
Природные зоны, охраняемые памятники природы |
1 |
0,5 |
|
0,5 |
Участие в семинаре Экскурсия на озеро Маныч -Гудило |
9 |
Население |
1 |
|
1 |
|
Экскурсия в краеведческий музей им. Н.Н. Пальмова |
10 |
Экономика |
1 |
|
1 |
|
Статтаблицы |
11 |
Транспорт |
1 |
|
1 |
|
Решение задач |
12 |
Итоговое занятие |
1 |
|
|
1 |
Участие в деловой игре |
Всего часов |
12 |
1,5 |
6,5 |
4 |
|
Содержание программы.
Тема 1. Введение. Географическое положение, размеры, границы, АТД (1 час).
Особенности географического положения. Территория и границы. Транспортное положение. Административно – территориальный состав РК.
Практическая работа. (РТ, Выполнение №3 стр. 5-6 )
-
Определить координаты крайних точек, занесение в таблицу.
-
Определение соседей, нанесение на контурную карту.
-
Вычислить протяженность С-Ю, З-В в км.
Тема 2. Историко –географические особенности(1 час)
Освоение территории Калмыкии. Появление калмыков в Северном Прикаспии.. Предки калмыков в составе Золотой орды. Присоединение к России. Калмыцкое ханство.
На семинарском занятии рассматриваются вопросы образования Калмыцкой автономии, КАССР, Республики Калмыкия. История возникновения Элисты и её названия, названия улиц столицы.
Тема 3. Рельеф и полезные ископаемые (1 час)
Рельеф (характер поверхности, абсолютные и относительные высоты, направление общего уклона поверхности, эрозионное расчленение, экзогенные процессы, формы рельефа). Влияние рельефа на особенности хозяйственной деятельности. Методы борьбы с эрозионными, антропогенными явлениями. Основные полезные ископаемые, добываемые в республике. Размещение минеральных ресурсов. Значение полезных ископаемых в развитии хозяйства
Практическая работа.
-
На контурную карту республики нанести условными знаками морфоструктуры: Прикаспийскую низменность, Ергенинскую возвышенность, Сальско-Манычскую гряду и Кумо- Манычскую впадину.
-
По шкале высот определить средние высоты возвышенностей и низменностей своего региона.
-
Найти наивысшую точку и наименьшая высоту республики.
-
Нанести на контурную карту условными знаками основные месторождения полезных ископаемых Калмыкии.
Тема 4. Климат. ( 1 час)
Климатообразующие факторы, влияющие на формирование климата. Климатический пояс, степень выраженности сезонов года, средние температуры, преобладающие ветры, годовое количество осадков, солнечная радиация. Сезонные явления в природе. Влияние климата на особенности хозяйственной деятельности человека.
Практическая работа.
Описать времена года своей местности путём фенологических наблюдений в районе своей школы.
Решить кроссворд.
Тема 5. Внутренние воды. (1 час)
Основные водные бассейны. Реки. Подземные воды. Влияние на развитие рельефа. Озёра: Маныч -Гудило, Сарпинские, Состинские, Большое Яшалтинское. Водохранилища и каналы. Волга-главная река. Проблемы рек.
Самостоятельная работа с источниками информации.
Тема 6. Почвы. Природные комплексы. (1 час )
Основные почвы Калмыкии. Типы почв. Механический состав, естественное плодородие, хозяйственное использование почв. Ухудшение состояния почв, опустынивание.
Практическая работа.
Заполнить таблицу «Основные типы почв Калмыкии, их распространение», используя подзаголовки: «типы почв», «район распространения», «типичная растительность».
Выполнение теста «Проверьте себя»
Тема 7. Растительный и животный мир. ( 1 час )
Богатство и разнообразие растительного и животного мира своей республики. Влияние человека на флору и фауну. Охрана и рациональное использование. Растения и животные, занесённые в Красную книгу.
Тема 8. Природные зоны. Охраняемые памятники природы. ( 1 час )
Самостоятельная работа с источниками информации. Каждая группа работает по определённой теме. Выступления с индивидуальными и коллективными сообщениями.
Тема 9. Население (1 час)
История формирования населения. Численность, воспроизводство, миграции населения. Национальный состав. Размещение населения. Городское и сельское население. Рынок труда. Занятость населения.
Практическая работа
-
Используя данные таблицы 4 и 6 (стр.85) определите плотность населения Калмыкии по районам, выявите районы с наибольшей и наименьшей плотностью, укажите причины.
-
Дополните таблицу 6, определив типы населенных пунктов по районам, рассчитайте городское и сельское население по районам.
-
Сделайте анализ данных миграционных потоков по районам из таблицы 6 и выпишите районы с пртоком и оттоком населения.
-
Составьте круговую диаграмму структуры трудовых ресурсов: занятости населении в отраслях хозяйства, используя данные таблицы 7 (стр. 87).
Решите филворд «Народы Калмыкии».
Тема 10. Экономика (1 час)
Общая характеристика хозяйства Калмыкии. Природные, экономические, социальные предпосылки для развития. Отрасли хозяйства. Характеристика промышленности, Животноводство-ведущая отрасль сельского хозяйства Калмыкии. Проблемы развития.
Практикум. Анализ статистических таблиц. Выполнение заданий по РТ на стр. 93-94
Тема 11. Транспорт (1 час)
Краткая характеристика транспорта. Транспортный комплекс. Проблемы его развития. Авиационный, автомобильный, железнодорожный транспорт.
Выполнение заданий в рабочей тетради.
Тема 12. Итоговое занятие. (1 час )
Практическая работа (деловая игра).
Разработать проект (почвенный, растительный, животный) решения одной из проблем на территории своей республики, опираясь на гипотезы, теории, концепции.
Список литературы
1.Бакташева Н.М. Конспект флоры Калмыкии. -Элиста: КГУ, 1994. - 81 с.
2.Бакташева Н.М. Флора Калмыкии и ее анализ. -Элиста: АПП «Джангар», 2000. - 136 с.
3.Бакаев П.Д. Черные земли. - Элиста: АПП «Джангар», 2005. - 184 с.
4.Бананова В.А., Горбачев Б.П., Журкина Л.А. Растительный мир Калмыкии. - Элиста, 1977.
5.Калмыкия в цифрах: Статистический сборник / Т.Б. Кегдеева, Т.И. Матвенова, Н. С. Есенов. - Элиста, 2011. - 316 с.
6.Папуев В. Монгольские народы. Атлас истории и этнографии: Учебное пособие. - Элиста: АПП «Джангар», 2005. - 160 с.
7.Эрдниев, У.Э. Калмыки: Историко-этнографические очерки / У.Э. Эрдниев. - 3-е изд., переработ, и доп. - Элиста: Калм. кн. изд-во, 1985. - 282 с.
8. http://festival.lseptember.ru/articles
9. http://glava.kalm.ru/naselenie.html
10. http://kalmykia.ruschamber.net/commoninfo.php
11. http://rosavtodor.ru/doc/history/kalmyk.htm
12. http://ru.wikipedia.org/wiki
- Вебинар «Игровая деятельность, направленная на развитие социально-коммуникативных навыков дошкольников: воспитываем эмпатию, развиваем умение договариваться и устанавливать контакты, осваиваем способы разрешения конфликтных ситуаций»
- Вебинар «Формирование детского коллектива как основа позитивной социализации»
- Вебинар «Основные правила и способы информирования инвалидов, в том числе граждан, имеющих нарушение функции слуха, зрения, умственного развития, о порядке предоставления услуг на объекте, об их правах и обязанностях при получении услуг»
- Вебинар «Стресс и ребенок: обучение способам адекватного реагирования на стрессовые ситуации, игры и упражнения на развитие умения управлять эмоциями, конструктивно разрешать конфликты»
- Вебинар «Определение поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения электронного аукциона»
- Международный вебинар «Решение задач речевого развития детей в программе “Социокультурные истоки”: работаем в соответствии с ФГОС ДО и ФОП ДО»
Заранее Вам благодарна, Дулатова Н.И.
Я повторно загрузила свой материал с исправлениями.
Прошу прощения за свою невнимательность.
Мукабенова Т.А.