Обобщение опыта «Пути развития опытнической деятельности детей дошкольного возраста»
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №46»
Обобщение опыта
«Пути развития опытнической деятельности детей
дошкольного возраста»
Составила воспитатель
Высшей категории
Тимашева Светлана Александровна
г. Березники, 2015 г
Успешность умственного развития детей в значительной степени зависит от уровня исследовательской деятельности, т.е. от того, насколько совершенно ребенок слышит, видит, осязает окружающее. Я.Н.Каменский, К.Д.Ушинский и Е.И.Тихеева рассматривали ознакомление с неживой природой как средство сенсорного воспитания и указывали на то, что осуществляется на занятиях с использованием элементарных опытов.
Для того, чтобы выявить уровень естественно - научных представлений, я провела диагностику детей средней группы. Диагностика показала, что 10% имеют сравнительно высокие естественно – научные представления, 43% средний, 47% низкий уровень развития. Я увидела, что основная часть детей при помощи рассуждений, практических действий не может решить проблемные ситуации, сделать соответствующие выводы.
Исходя из результатов диагностики, я поставила перед собой следующие задачи:
Сформировать у детей систему знаний об окружающем;
Сформировать способы самостоятельного познания окружающего;
Совершенствовать процессы восприятия, мышления, наблюдательности;
Развивать интерес к познавательной деятельности;
Вести работу с родителями по формированию у них системы знаний об умственном и познавательном развитии детей через организацию элементарной поисковой деятельности.
Для успешного решения поставленных задач я составила план-программу кружка «Хочу все знать», с использованием элементарных опытов для детей разных возрастных групп. На основе перспективного плана сделана разработка занятий и практических опытов. В основе этих опытов познавательный рассказ педагога и практический опыт самих детей.
В своей педагогической технологии я придерживаюсь следующих аспектов:
Основное обучение детей осуществляется вне занятий: на прогулке и в совместной деятельности в утренний и вечерний отрезок времени, что создавало непринужденную обстановку и поддерживало интерес к поисковой деятельности.
Чтобы дать правильное, соответствующее возрасту умственное развитие мной был выбран природный материал: вода, песок, глина, камушки, растения и др. Этот материал доступен детскому возрасту, полезен для развития его ума и сердца, дает добрые навыки в трудолюбии и в тоже время представляет приятное, занимательное и веселое время провождение.
В обучении детей опиралась на субъект – субъективную модель взаимодействия с детьми, т.е. приобщению детей к современному миру, помогаю детям осознать свои способности, раскрыть творческий потенциал, исходя из индивидуальных особенностей каждого ребенка, уровня развития.
В работе я придерживаюсь следующих педагогических принципов:
• принцип последовательности – шла от простого к сложному. От познания осязаемых предметов к абстрактному, т.е. сначала мы в каждом предмете замечали внешние признаки, а затем я указывала на другие качества, менее заметные, при этом я побуждала детей самим открывать их;
• принцип развивающего обучения – через организацию поисковой деятельности способствовала развитию психических процессов, познавательной деятельности: умение делать выводы, умозаключения, устанавливать причинно – следственные связи;
Связывала полученные знания с жизнью, развивала умение применять их в новой ситуации.
Особое внимание уделяла развитию чувственных ощущений через обследовательские действия с предметами и объектами.
Социальный опыт и новые сведения об окружающем ребенок получает от взрослых (педагогов и родителей). Другим источником знаний является среда пребывания ребенка. Поэтому особое внимание, я уделила развивающей среде в группе для проведения поисковой деятельности детей.
Для начала я ознакомилась с требованиями построения развивающей среды во временных государственных стандартах. Далее, изучила построение развивающей среды в Монтесори – педагогике, откуда взяла деление уголка на «мокрую» и «сухую» зоны. После чего я оборудовала лабораторию, куда включила центры воды и песка, а материал и оборудование разделила по блокам, поместив в ящики, что позволяет легко и быстро приготовить материал для проведения опытов, как воспитателю, так и детям.
Лаборатория создается для развития у детей познавательного интереса, интереса к исследовательской деятельности и способствует формированию основ научного мировоззрения. В то же время лаборатория – это база для специфической игровой деятельности ребенка. Исследования, которые дошкольники проводят в лаборатории, формируют у детей уважение к научной деятельности и доверие к науке.
Организуя самостоятельную деятельность детей, в лаборатории оказалось, что часть детей часто не могут повторить те опыты, которые мы проводили в совместной деятельности: они затруднялись в выборе материала, в последовательности выполнения опытов, хотя они изъявляли огромное желание и интерес работать в лаборатории.
Передо мной встали вопросы:
Как помочь детям самостоятельно провести опыты?
Что сделать, чтобы действия детей были не хаотичны, а направлены на достижение определенной цели?
Чтобы при выполнении поисковой деятельности обеспечить единство знаний, умений и навыков дошкольников, мною было разработано дидактическое пособие «Цикл опытов». В ходе нее моим маленьким экспериментаторам открывается удивительный мир природы – мир познания. Ведь именно развитие познавательных способностей, умственных действий и ознакомление со способами познания является целями личностно – ориентированной дидактики.
С целью закрепления знаний об органах чувств человека в игровой форме, для детей мною изготовлено дидактическое пособие «Министры мозга», представляющее собой 5 перчаточных человечков с разными органами чувств.
Для уточнения знаний детей мною сделаны дидактические игры: «Маленькие человечки», «Созвездия», «Общие свойства», «Найди правильный ответ».
Для усиления эмоциональности знаний используется кукла «Ученый», которая выступает как действующее лицо при проведении занимательных опытов.
Перед проведением опытов с детьми проводятся эвристические беседы, которые разработала для развития способности детей высказывать суждения и умозаключения; беседы по иллюстрациям; познавательные рассказы: «Что заставляет машины работать», «О торфе», «О каменной соли»; чтение рассказов: «Магнит» Л.Н.Толстого и др.
Для поддержания интереса к поисковой деятельности и в целях соблюдения правил личной безопасности, дети надевают фартуки и головной убор.
Изготовила картотеки: «Художественное слово о явлениях природы, времени года, растениях, животных», «Наблюдения в природе», «Материалы и оборудование для опытов».
Подготовила альбомы: «Ткани», «Бумага», «Дикие животные».
Приобрели энциклопедии «Привычные вещи», «Детская энциклопедия», которые дети с удовольствием изучают не только на занятиях, но и в свободной деятельности.
Таким образом, результатом работы можно считать:
Оборудование лаборатории для проведения детьми опытов с песком, водой, огнем, звуком и др.;
Пополнение развивающей среды дидактическими играми;
Пополнение банка методических разработок: картотека опытов, перспективные планы.
Опыт моей работы показал, используя опыт в обучении детей естественно – научным представлениям, я достигла поставленных перед собой целей. Результативность работы с детьми можно отследить по данным диагностического обследования. Но сухие данные диагностики не могут заменить глаза детей, в которых можно прочесть неподдельный интерес и увлечение естествознанием и биологией.
- Вебинар «Речевая развивающая среда дошкольной образовательной организации в соответствии с требованиями ФГОС ДО»
- Вебинар «Игровая деятельность, направленная на развитие социально-коммуникативных навыков дошкольников: воспитываем эмпатию, развиваем умение договариваться и устанавливать контакты, осваиваем способы разрешения конфликтных ситуаций»
- Вебинар «Детская агрессия: нейроигровые приемы обучению саморегуляции, способам выражения гнева в приемлемой форме, формирование позитивных качеств личности»
- Вебинар «Современные методики и технологии коррекционно-образовательной работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья»
- Вебинар «Музыкальная сказка как средство развития творческих способностей дошкольников»
- Вебинар «Тест Векслера как методика исследования интеллектуальной сферы у детей и взрослых: описание и особенности применения в психолого-педагогической деятельности»
О повторной загрузке файла сообщите в письме.
С уважением, Дулатова Н.И.