Работа со словарными словами
Тип материала: Электронный образовательный ресурс (ЭОР)
просмотров: 2437 комментариев: 1
Серёгина Т.В.
Учитель 1 Д класса ГБОУ СОШ № 2086, г. Москва
Тема: «Работа со словарными словами»
для УМК образовательной системы «Начальная школа XXI века»
(авторы учебника «Русский язык» С.В. Иванов, А.О. Евдокимова, М.И. Кузнецова)
Цели:
Образовательная: закрепление знаний об ударении в слове; обучение нахождению в слове ударных и безударных гласных звуков, знакомство со словами с безударными гласными, непроверяемыми ударением, усвоение написания словарных слов из разных тематических групп, расширение словарного запаса обучающихся.
Воспитательная: воспитание у учащихся уважения к русской речи, понимание ее возможностей для осознанного использования русского языка для более полного и точного выражения своих мыслей, чувств, идей и мнений; воспитание потребности в использовании и применении компьютерных программ в обучении.
Развивающая: развитие детской любознательности, потребности самостоятельного познания окружающего мира, познавательной активности и инициативности; развитие функциональной грамотности; развитие навыков самоконтроля при работе над словарными словами.
Авторский медиапродукт: мультимедийное пособие.
Средства обучения: компьютер, мультимедиапроектор, интерактивная доска.
Пояснительная записка
Одной их классических тем в школе первой ступени обучения является изучение правописания словарных слов. Это одна из самых важных и сложных тем русского языка, изучаемых в начальной школе. Она продолжается из урока в урок, оставаясь в памяти учеников после применения учителем особых приемов. Работа над словарными словами – тренировка многоплановая, развивающая навык самоконтроля.
Представленное мультимедийное пособие «Словарные слова» состоит из презентации в формате Microsoft Power Point. В ней собраны слова с непроверяемыми написаниями по следующим темам: «Птицы», «Огород», «Растения», «Животные», «Продукты».
капуста баран барабан
помидор воробей коньки
рябина заяц машина
яблоко корова сапоги
ягода собака топор
сорока
Мультимедийное пособие «Словарные слова» построено по следующему алгоритму.
-
Слово с пропущенной буквой.
-
Слово с выделенной буквой, требующей запоминания.
-
Иллюстрация к слову.
-
Лексическое значение данного слова.
-
Примеры использования слова в литературе (пословицы, поговорки, переносные значения).
-
Грамматические задания.
Словарно–орфографические упражнения будут эффективными и обеспечат прочное усвоение детьми правописания слов только в том случае, если применять разнообразные приёмы изучения и закрепления их и систематически проверять умение учащихся безошибочно писать изученные слова с непроверяемыми орфограммами. В разделе «Задания» для работы с каждым изучаемым словом представлены восемь типов тренировочных упражнений.
1. Поставь в слове знак ударения.
2. Раздели слово для переноса.
3. Раздели слово на слоги.
4. Подбери к слову однокоренные слова, запиши их, выдели корень.
5. Подбери к слову однокоренные слова, разбери их по составу.
6. Запиши транскрипцию слова.
7. Составь (устно) 2 – 3 предложения со словами (по выбору).
8. Составь и напиши с данными словами словосочетания (имя прилагательное и имя существительное.
Предлагаю следующие виды работы с пособием.
1. Отгадай загадку и напиши отгадку (словарное слово).
2. Письмо по памяти (отрывки из стихотворений, пословицы включают словарные слова).
3. Выбор пословицы, подходящей по смыслу к тексту.
4. Вставь пропущенную букву.
5. Подбери однокоренные слова и разбери их по составу.
6. Составь с изучаемым словом словосочетания и предложения.
7. Составь мини-рассказ и др.
Мультимедийное пособие «Словарные слова» можно использовать для фронтальной работы с классом при знакомстве с новым словом, для индивидуальной работы дома или во второй половине дня в школе для закрепления изученного.
В пособии «Словарные слова» использована литература:
-
Ожегов С.И. и Шведова Н.Ю.
Толковый словарь русского языка: 80 000 слов и фразеологических выражений / Российская академия наук. Институт русского языка им. В.В. Виноградова. – 4-е изд., дополненное. – М.: ООО «ИТИ Технологии», 2008. – 994 стр.
-
Мельникова С.М. Словарная работа – М.: «Вако», 2013
- Вебинар «Формирование детского коллектива как основа позитивной социализации»
- Вебинар «Основные правила и способы информирования инвалидов, в том числе граждан, имеющих нарушение функции слуха, зрения, умственного развития, о порядке предоставления услуг на объекте, об их правах и обязанностях при получении услуг»
- Современные тенденции развития шахматного образования в РФ. Научные идеи и концепции обучения шахматной игре
- Международный вебинар «Формирование креативного мышления как элемента функциональной грамотности на уроках литературного чтения в начальной школе»
- Диагностическая работа в образовательной организации в соответствии с ФГОС. Диагностика эмоционально-личностных особенностей детей
- Международный вебинар «Первый раз в пятый класс: система мероприятий по адаптации обучающихся к условиям обучения в основной школе»
О повторной загрузке файла сообщите в письме.
Заранее Вам благодарна, Дулатова Н.И.