МПУ 4 класс (ФГОС)
В.М.Саломатина, учитель начальных классов ГБОУ гимназии №1409 г. Москвы
Проверочная работа для итоговой диагностики
метапредметных результатов обучения познавательных умений
в 4 классах
Работа направлена на диагностику познавательных универсальных учебных действий
Выделено три проверяемых блока познавательных действий :
- логические действия;
- знаково-символические действия ;
- действия по работе с информацией и чтению.
Работа выполняется в течение 45 минут
Ссылки
http://mancompany.ru/encyclopedia/tourism/birds/detail.php?ELEMENT_ID=23857 Ворон
http://mir-prekrasen.net/referat/67-voron.html «Крылатые крысы»
http://oblepiha.com/tematicheskaya_ststya/213-mat-i-machexa-pervenec-vesny.html Мать-и-мачеха – первенец весны
Прочитай текст и выполни задания 1-5 и С1 – С2
На последней линейке выпускники школы подарили первоклассникам разные энциклопедии.
В таблице № 1 отмечены знаком + , какие именно получили ребята книги.
|
Энциклопедия о животных |
Энциклопедия о растениях |
Энциклопедия о птицах |
1 а |
+ |
|
+ |
1 б |
|
|
+ |
1 в |
|
+ |
+ |
1 г |
+ |
|
|
1 д |
+ |
|
+ |
1 е |
|
+ |
|
1 ж |
+ |
|
+ |
1 з |
|
+ |
+ |
1 и |
+ |
|
|
1 к |
+ |
|
+ |
-
Рассмотри таблицу №1. Какая энциклопедия подарена большинству первоклассников? Запиши номер, соответствующей энциклопедии.
Ответ:_____________
-
Используя таблицу № 1, определи, скольким классам с соответствующей гласной буквой досталась Энциклопедия о животных, а скольким классам с соответствующей согласной буквой досталась Энциклопедия о птицах?
Ответ:______________
-
Количество подаренных энциклопедий из таблицы №1 можно представить в виде диаграммы. На приведённых ниже диаграммах 1-4 под каждым столбиком указано название энциклопедии. Высота каждого столбика соответствует количеству классов, которым подарена та или иная энциклопедия.. Какая диаграмма полностью соответствует таблице №1?
-
3)
-
4)
С 1. Четвероклассники сравнили две фигуры. Результаты сравнения они вписали
в таблицу № 2
Вопросы для сравнения
-
Какая из фигур имеет большую площадь?
_
+
-
Какого цвета фигура?
белая
белая
-
Объемная фигура или плоская?
плоская
объёмная
На основании таблицы сделай вывод о сходстве и различии данных фигур
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
4. В таблице № 2 приведено лишь три вопроса для сравнения и различия данных фигур, но можно придумать и другие. Какой из вопросов можно использовать для сравнения этих фигур?
1) Как найти площадь треугольника?
2) Как построить четырёхугольник?
3) Какая фигура называется окружностью?
4) Все углы у данных геометрических фигур прямые?
Ответ ________
С 2. Вспомни организм человека и распредели перечисленные названия органов человека
1. Пищеварительная 6. Опорно-двигательная
2. Бронхи 7. Альвеолы
3. Дыхательная 8. Позвоночник
4. Желудок 9. Мышцы
5. Слюнные железы
Организм человека
5. Известно, что мать-и-мачеха (см.рисунок) светолюбивое многолетнее лекарственное
растение. Выбери из приведённого ниже списка утверждения, которые описывают данные признаки мать-и-мачехи, и обведи соответствующие номера.
1. Листья округло-сердцевидные, неравнозубчатые, сверху темно-зеленые, снизу бело-пушистые.
2. Растет на глинистой и песчаной почвах, на склонах оврагов, по железнодорожным насыпям, по берегам рек и ручьев, по краям полей и обочинам дорог, около домов.
3. Нижняя поверхность листа, если ее приложить к телу, греет, а верхняя холодит, отсюда и название «мать-и-мачеха».
4. Цветки заготавливают в начале цветения в ясную и сухую погоду.
5. Этот многолетник долгие годы может расти на одном месте, радуя яркими цветками.
6. Молодые, нераспустившиеся соцветия мать-и-мачехи и её листья съедобны.
7. Чай из листьев мать-и-мачехи рекомендуют пить при воспалениях слизистой оболочки в полости рта и горла, для смягчения сухого кашля.
8. Цветки собранные в одиночные корзинки, жёлтые, 2-2,5 см в диаметре. При созревании они превращаются в пушистые головки, подобно одуванчику.
Обведённые цифры запиши в ответ, не разделяя их запятыми.
Ответ: ______________.
Прочитайте тексты 1 и 2 и выполните задания 6-10 и С3 – С4
Крылатые крысы.
. Один из крупнейших представителей отряда Воробьинообразные. Длина тела 60—65 см. Самцы крупнее самок. Бывают вороны чёрного цвета, похожие на молодых грачей, но наша обыкновенная ворона серая, голова, крылья и хвост у неё чёрные. А на острове Мадагаскар и в Африке водится даже… белая ворона. И у неё тоже голова и крылья чёрные. Совсем белые вороны тоже бывают – только это альбиносы, у них нет чёрного пигмента, как у белых мышей.
Шумными стаями собираются вороны везде, где живёт человек: и в Европе, и в Азии, и в Америке. Эта птица не избегает людей, как другие, а пользуется свалками, отбросами, которые возникают возле жилья человека. Не пропускают ничего, что под клюв подвернётся, а уж для мелких птичек и даже крупных птиц вроде уток это враг номер один. Яйца таких редких птиц, как дрофа и стрепет, тоже разбивает вездесущая разбойница. Ворон называют «крылатыми крысами». Общие у них не только привычки, но и острый ум.
В охотничьих хозяйствах, где дичь охраняют, вороне давно объявлена вечная война. Но в народе издавна принято: прежде, чем истреблять, попробовать перехитрить, отпугнуть, поэтому на огородах стоит знакомое вам по книгам «воронье пугало» - похоже на человека, и ладно. Только ворон провести нелегко: они не подпускают человека с ружьём на выстрел, а палка, похожая на ружьё, их не пугает. Один старый егерь так охранял утиные гнёзда от ворон: развешивал около гнезда кусочки серебряной фольги, запутывал как попало простую белую нитку. Таких гнёзд вороны не трогали: ветер шевелит фольгу, нитка поблёскивает, и всё по-разному. Это страшнее, чем неподвижное чучело.
Люди по-разному относятся к этой птице. Для одних – вороны всегда хитрые, коварные, сплетницы даже! А в Японии ворона – спутник богов, символ сыновнего почтения. Значит, разглядели в ней что-то хорошее? Есть и русская пословица: «Нет певчего для вороны, супротив родного воронёнка». Конечно, в ней высмеивают слепую любовь к своему ребёнку,
но ведь вороны и вправду защищают своих родных воронят, не жалея жизни. Они бесстрашно нападают на всякого, кто приближается к выпавшему из гнезда воронёнку: и люди, и кошки, и даже крупные собаки обходят такое место сторонкой. А как дружно, всей стаей, дают вороны отпор крупной хищной птице! Можно с них пример брать. Но вот беда: от ворон немало и напастей, особенно когда происходят, как говорят специалисты, «вспышки» их размножения . (5-6 птенцов выводятся в самом начале весны). В этом нередко виноват сам человек: там, где нечем поживиться, ворон не будет. Надо зарывать отбросы, ничего не бросать из окон, следить за состоянием городских свалок. . Бывало, люди объявляли некоторых птиц и животных «вне закона»: мол, бей, кому не лень, они вредные! Раньше не знали, что ни один «вредный» вид нельзя истреблять поголовно: в природе нужны такие санитары, как птицы-падальщики, то есть хищники, которым под силу взять только больное животное. И если перебьют одних – размножаются другие, зачастую не менее «вредные». Ворону относят к хищным птицам, так как она охотится на более мелких птиц, грызунов. насекомоядными млекопитающими и грызунами, яйцами, птенцами и взрослыми птицами, рыбой, различными беспозвоночными животными (насекомыми, в частности жуками, моллюсками, морскими ежами и т. д.).
Гнёзда у ворон – округлая куча веток и сучьев (недаром про старые шляпы говорят, что они похожи на вороньи гнёзда) на ветвях деревьев. Но внутри они выстланы мягким пухом, иногда даже тряпочками или кусочками поролона: издавна ворона по-соседски пользуется «человеческими» материалами.
Ворону можно научить говорить. Конечно, это подражание, а не осмысленная речь. Некрасивый вороний голос способен выразить самые разнообразные оттенки: внезапный испуг, тревогу, предупреждение. А опытные люди по вороньему карканью угадывают близкую перемену погоды.
6. . Ты прочитал текст, в котором в основном говорится о том,
1) на что похожи вороньи гнёзда.
2) как люди относятся к воронам.
3) как выглядят обыкновенные вороны.
4) каковы повадки и способности ворон.
Ответ __________
7. Автор написал этот текст, чтобы все поняли, что
1) воронам следует объявить «вечную войну»
2) ворон нужно охранять как редких птиц
3) ворона – умная и нужная в природе птица
4) есть средства для отпугивания ворон
Ответ ____________
8. Теперь ты знаешь, что
1) у африканских ворон белые крылья.
2) диким уткам вороны не страшны
3) вороны могут разбивать яйца редких птиц
4) ворону относят к хищным птицам
Ответ ______
9. Тебе встречались слова, которые редко употребляются в речи, но их значение при
чтении текста вполне понятно. Для каждого слова подбери значение, в котором оно
употреблено в тексте
СЛОВО ТОЛКОВАНИЕ СЛОВА
А) альбинос 1) везде успевающий побывать, во всём принять участие
2) большая морская птица с длинным клювом и узкими
крыльями
Б) егерь 3) существо с отсутствием обычного для ему подобных
окраса кожного, волосяного, пухового покровов
4) охотник-профессионал, отслеживающий места и условия
обитания зверей и птиц на определённой территории
А |
Б |
|
|
10. Выбери верное утверждение, почему с ворон можно брать пример
1) вороны не пропускают ничего, что им под клюв подвернётся.
2) они отважно противостоят всякому, кто приблизится к выпавшему из гнезда воронёнку.
3) они устилают свои гнёзда тряпочками и кусочками поролона, подбирая их за людьми.
4) они объединяются всей стаей, чтобы дать отпор общему врагу
Ответ ____________
С 3. Выпишите фразу или часть фразы, которая объясняет почему ворон называют
«крылатыми крысами».
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
С 4. Ниже приведено краткое описание птицы. Составь такое же описание вороны, используя
информацию из прочитанных текстов. Если какая-либо информация в текстах
отсутствует, поставь минус «–» в соответствующей ячейке таблицы .
1) Название |
Стерх или белый журавль |
|
2) Семейство |
журавли |
|
3) Образ жизни |
перелетные |
|
4) Места обитания |
Архангельская область, республика Коми, север Якутии |
|
5) Места гнездования, устройства жилища |
в болотистой местности |
|
6) Количество потомства |
1-2 |
|
7) Питание |
мелкие грызуны, рыба, насекомые, водные растения |
|
8) Охрана птиц |
занесены в Красную книгу |
|
Ответы
Таблица ответов:
-
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
3
2, 6
1
4
2,5,7
4
3
4
А-2 Б-4
4
С3. Ворон называют «крылатыми крысами». Почему? Укажи две причины.
-
Так же, как крысы, вороны обитают вблизи человеческого жилья и питаются преимущественно отбросами (то есть у них общие привычки)
-
И вороны, и крысы отличаются острым умом.
1) Название |
Стерх или белый журавль |
Ворона |
2) Семейство |
журавли |
Воробьиные |
3) Образ жизни |
перелетные |
Оседлые |
4) Места обитания |
Архангельская область, республика Коми, север Якутии |
В Европе, Азии, Америке. Японии |
5) Места гнездования, устройства жилища |
в болотистой местности |
На ветках деревьев |
6) Количество потомства |
1-2 |
5-6 |
7) Питание |
мелкие грызуны, рыба, насекомые, водные растения |
Мелкими грызунами, птенцами и отбросами |
8) Охрана птиц |
занесены в Красную книгу |
- |
- Вебинар «Игровая деятельность, направленная на развитие социально-коммуникативных навыков дошкольников: воспитываем эмпатию, развиваем умение договариваться и устанавливать контакты, осваиваем способы разрешения конфликтных ситуаций»
- Международный вебинар «Рисование ватными палочками как нетрадиционная техника рисования и метод коррекции психических состояний дошкольников»
- Вебинар «Основные правила и способы информирования инвалидов, в том числе граждан, имеющих нарушение функции слуха, зрения, умственного развития, о порядке предоставления услуг на объекте, об их правах и обязанностях при получении услуг»
- Международный вебинар «Требования охранительного педагогического режима к коррекционно-образовательному процессу для обучающихся с НОДА»
- Современные тенденции развития шахматного образования в РФ. Научные идеи и концепции обучения шахматной игре
- Международный вебинар «Формирование креативного мышления как элемента функциональной грамотности на уроках литературного чтения в начальной школе»