Диагностическое обследование детей подготовительной к школе группы
Диагностическое обследование детей
подготовительной к школе группы.
педагог – психолог
МАДОУ «Детский сад № 80»
Шляпина И. В.
Заключение по уровню развития познавательной сферы, мотивации к обучению и самооценки детей подготовительной группы.
Исследование уровня развития познавательной сферы, мотивации к обучению и самооценки детей подготовительной группы проводилось в октябре 2014 года. Обследованы 18 детей.
Цель: определение уровня готовности детей к обучению в школе.
Исследование проводилось индивидуально по методике «Экспресс – диагностика в детском саду».
Авторы: Н. Н. Павлова, Л. Г. Руденко.
Издательство Генезис М., 2008г.
Субтесты:
1. «Лесенка»
Цель: изучение самооценки ребенка.
2. «Вырежи круг»
Цель: выявление тонкой моторики пальцев рук.
3. «Домик»
Цель: выявление умения ребенка ориентироваться на образец, точно копировать его; выявление уровня развития произвольного внимания, пространственного восприятия, сенсомоторной координации и тонкой моторики рук.
4. «10 слов»
Цель: оценка уровня развития слуховой кратковременной памяти.
5. «Закончи предложение»
Цель: оценка умения вычленять причинно – следственные связи в предложении.
6. «4-й лишний»
Цель: Определение уровня развития логического мышления, уровня обобщения и анализа у ребенка.
7. «Последовательные картинки»
Цель: выявление уровня развития логического мышления, способности устанавливать причинно – следственные зависимости в наглядной ситуации, делать обобщения, составлять рассказ по серии последовательных картинок.
8. «Найди недостающий»
Цель: диагностика сформированности умения выявлять закономерности и обосновывать свой выбор.
9. «Рисунок человека»
Цель: выявление сформированности образных и пространственных представлений у ребенка, уровня развития его тонкой моторики.
10. «Разрезные картинки»
Цель: выявление сформированности наглядно – образных представлений, способности к воссозданию целого на основе зрительного соотнесения частей.
11. «На что это похоже?»
Цель: выявление уровня развития воображения, оригинальности и гибкости мышления.
12. «Запрещенные слова»
Цель: выявление уровня произвольности.
13. «Графический диктант»
Цель: Оценка умения ребенка точно выполнять задания взрослого, предлагаемые им в устной форме, и способность самостоятельно выполнить требуемое задание по зрительно воспринимаемому образцу.
Результаты представлены в диагностической карте, заполняемой на каждого ребенка и сводной таблице по группе.
По результатам исследования получены данные об уровне развития познавательной сферы:
Высокий уровень – 2 человека;
Средний – 13 человек;
Низкий – 3 человека.
Уровень |
Количество |
Процент |
Высокий |
2 |
11 % |
Средний |
13 |
72 % |
Низкий |
3 |
17 % |
Результаты по субтестам:
1. «Лесенка»
Цель: изучение самооценки ребенка.
Самооценка |
Количество |
Процент |
Адекватная |
9 |
50 % |
Заниженная |
9 |
50 % |
2. «Вырежи круг»
Цель: выявление тонкой моторики пальцев рук.
Уровень |
Количество |
Процент |
Высокий |
10 |
55% |
Средний |
5 |
28% |
Низкий |
3 |
17% |
3. «Домик»
Цель: выявление умения ребенка ориентироваться на образец, точно копировать его; выявление уровня развития произвольного внимания, пространственного восприятия, сенсомоторной координации и тонкой моторики рук.
Уровень |
Количество |
Процент |
Высокий |
4 |
22,5 % |
Средний |
10 |
55 % |
Низкий |
4 |
22,5 % |
4. «10 слов»
Цель: оценка уровня развития слуховой кратковременной памяти.
Уровень |
Количество |
Процент |
Высокий |
13 |
72 % |
Средний |
2 |
11 % |
Низкий |
3 |
17 % |
5. «Закончи предложение»
Цель: оценка умения вычленять причинно – следственные связи в предложении.
Уровень |
Количество |
Процент |
Высокий |
8 |
44 % |
Средний |
6 |
33 % |
Низкий |
4 |
23 % |
6. «4-й лишний»
Цель: определение уровня развития логического мышления, уровня обобщения и анализа у ребенка.
Уровень |
Количество |
Процент |
Высокий |
9 |
50% |
Средний |
4 |
23 % |
Низкий |
5 |
27 % |
7. «Последовательные картинки»
Цель: выявление уровня развития логического мышления, способности устанавливать причинно – следственные зависимости в наглядной ситуации, делать обобщения, составлять рассказ по серии последовательных картинок.
Уровень |
Количество |
Процент |
Высокий |
11 |
62 % |
Средний |
2 |
11 % |
Низкий |
5 |
27 % |
8. «Найди недостающий»
Цель: диагностика сформированности умения выявлять закономерности и обосновывать свой выбор.
Уровень |
Количество |
Процент |
Высокий |
3 |
17 % |
Средний |
13 |
60 % |
Низкий |
4 |
23 % |
9. «Рисунок человека»
Цель: выявление сформированности образных и пространственных представлений у ребенка, уровня развития его тонкой моторики.
Уровень |
Количество |
Процент |
Высокий |
10 |
55 % |
Средний |
7 |
40 % |
Низкий |
1 |
5 % |
10. «Разрезные картинки»
Цель: выявление сформированности наглядно – образных представлений, способности к воссозданию целого на основе зрительного соотнесения частей.
Уровень |
Количество |
Процент |
Высокий |
16 |
89 % |
Средний |
2 |
11 % |
Низкий |
0 |
0 % |
11. «На что это похоже?»
Цель: выявление уровня развития воображения, оригинальности и гибкости мышления.
Уровень |
Количество |
Процент |
Высокий |
6 |
33 % |
Средний |
8 |
44 % |
Низкий |
4 |
23 % |
12. «Запрещенные слова»
Цель: выявление уровня произвольности.
Уровень |
Количество |
Процент |
Высокий |
4 |
27 % |
Средний |
7 |
46 % |
Низкий |
4 |
27 % |
13. «Графический диктант»
Цель: оценка умения ребенка точно выполнять задания взрослого, предлагаемые им в устной форме, и способность самостоятельно выполнить требуемое задание по зрительно воспринимаемому образцу.
Уровень |
Количество |
Процент |
Высокий |
3 |
17 % |
Средний |
7 |
46 % |
Низкий |
8 |
47 % |
Сформированность мотива обучения
Сформированность |
Количество |
Процент |
Сформирован |
11 |
54 % |
Не сформирован |
7 |
46 % |
По итогам диагностического обследования можно констатировать недостаточное развитие произвольности, мелкой моторики у большинства детей. У 50% детей заниженная самооценка. У 46% детей не сформирован мотив обучения.
Наибольшие затруднения вызвали методики «Графический диктант», «Найди недостающий», «Четвертый лишний».
По результатам обследования создана группа для проведения коррекционно – развивающих занятий по подготовке к школе: (ФИО).
Индивидуальные занятия по развитию познавательной сферы рекомендованы: (ФИО).
- Вебинар «Основные правила и способы информирования инвалидов, в том числе граждан, имеющих нарушение функции слуха, зрения, умственного развития, о порядке предоставления услуг на объекте, об их правах и обязанностях при получении услуг»
- Вебинар «Формирование детского коллектива как основа позитивной социализации»
- Диагностическая работа в образовательной организации в соответствии с ФГОС. Диагностика эмоционально-личностных особенностей детей
- Международный вебинар «Нейропсихологический подход в проектировании коррекционных курсов для индивидуальных и групповых занятий в практике работы нейродефектолога»
- Здоровьесбережение в образовательной организации в условиях внедрения ФГОС
- Международный вебинар «Особенности исследования нарушенных психических функций в детской нейродефектологии»