Числа-великаны и числа-карлики или стандартный вид числа
Муниципальное казенное образовательное учреждение
«Озерская основная общеобразовательная школа»
«Числа-великаны и числа-карлики
или стандартный вид числа»
Урок
алгебры в 8 классе (со слайдовой презентацией-сопровождением)
Автор:
Сорвачева Нина Васильевна
Хутор Озерки
Киквидзенский район
Волгоградская область
ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА С ПРИМЕНЕНИЕМ ИКТ
Предмет:
Алгебра
Класс:
8
Тема урока:
Числа-великаны и числа-карлики или стандартный вид числа
Тип урока:
Урок изучения нового материала
Вид урока:
Интегрированный с компьютерной презентацией
Цель урока:
Организация работы по усвоению новых понятий, предусмотренных учебной программой.
Задачи урока:
Познавательная:
1. Ознакомить учащихся с записью чисел в стандартном виде и полученные знания использовать при решении задач. Установить межпредметные связи.
2.Показать способы записи больших и малых чисел.
3.Формировать умение синтезировать и обобщать полученные знания.
4.Показать значимость темы при изучении смежных дисциплин.
5.Развивать у учащихся познавательный интерес к предмету.
Развивающая:
развивать у учащихся мышление, речь, память, умение выделить главное, продолжить развитие умения анализировать.
Воспитывающая:
воспитывать общую культуру, активность, самостоятельность, умение общаться, патриотизм.
Сопровождение урока:
Слайдовая презентация «Числа - великаны и числа-карлики или стандартный вид числа», учётная таблица (раздаётся перед началом урока), карточки с дифференцированными заданиями, чистые листы, маркеры, маркерная доска, тест «Космические задачи на ГИА» ,интернет
Технические средства обучения:
Компьютеры, проектор, экран
Методы обучения:
по источнику приобретённых знаний – словесные, практические, наглядные;
по уровню познавательной активности – проблемный, частично-поисковый.
Форма урока: урок-практикум.
СТРУКТУРНЫЙ АНАЛИЗ УРОКА: (Методика разработана Ю.А. Конаржевским)
Этапы урока:
-
- организационный;
-
— проверка домашнего задания;
-
— подготовка учащихся к активному и сознательному усвоению нового материала;
-
— усвоение новых знаний;
-
— проверка понимания учащимися нового материала;
-
— закрепление нового материала;
\/II - информация учащихся о домашнем задании, инструктаж по его выполнению;
\/III _ рефлексия.
Эпиграф к уроку на доске: «Дорогу осилит идущий...!»
Этапы работы |
Содержание этапа |
||||||||||||||||||||||||||||||
1.Организационный момент Цель, которая должна быть достигнута учащимися: подготовиться к продуктивной работе на уроке. Цель, которую учитель хочет достичь на данном этапе: Способствовать подготовке учащихся к продуктивной работе. Задачи: -создать положительный эмоциональный настрой; -помочь принять правильную рабочую позу; -напомнить о важности аккуратной работы в тетради. Методы: словесный, здоровьесберегающий подход ,объяснительно-иллюстративные СОДЕРЖАНИЕ – взаимные приветствия, фиксация отсутствующих; проверка внешнего состояния класса и готовности учеников к уроку; организация внимания. .
2.Проверка домашнего задания Цель, которая должна быть достигнута обучающимися: оценить навыки самостоятельного применения свойств степени с целым показателем. Цель учителя: выявить учащихся, нуждающихся в коррекции знаний и умений выполнения действий со степенями, определить, кому из учащихся необходима помощь в отработке навыков самостоятельного применения свойств степени с целым показателем Методы организации работы: иллюстративно- словесные, беседа, представление наглядного материала, создание ситуации успеха Методы оценивания: самооценка ДИДАКТИЧЕСКАЯ ЗАДАЧА - установить правильность и осознанность выполнения домашнего задания всеми учениками, устранить в ходе проверки обнаруженные пробелы в знаниях, совершенствуя при этом знания, умения и навыки. СОДЕРЖАНИЕ — выявление степени усвоения заданного на дом, определение типичных недостатков в знаниях и их причин, ликвидация обнаруженных недочетов, УСЛОВИЯ достижения положительных результатов — оперативность учителя, целевая направленность его деятельности, использование учителем системы приемов, позволяющих определить выполнение домашнего задания у большинства учеников класса. ПОКАЗАТЕЛИ выполнения дидактической задачи — способность учителя за короткий промежуток времени (5-7 мин) установить уровень знаний у большинства учеников и выявить типичные недостатки, возможность в ходе проверки домашнего задания актуализировать и скорректировать опорные представления и понятия, ликвидировать причины обнаруженных недостатков, степень и масштабы выявления качества знаний материала, изученного учащимися дома.
Актуализация опорных знаний Цель, которая должна быть достигнута обучающимися: повторить все действия со степенями с целым показателем для открытия новых знаний; Цель, которую хочет достичь учитель: организовать работу по повторению всех действий со степенями с целым показателем, создать проблемную ситуацию для подведения к теме урока. Методы: побуждающий, здоровьесберегающий подход, психофизическая тренировка
4.Изучение нового материала Цель: обсудить затруднение и сформулировать цель урока. А) Этап подготовки учащихся к активному и сознательному усвоению нового материала. ДИДАКТИЧЕСКАЯ ЗАДАЧА – организовать и направить на достижение цели познавательную деятельность учащихся. СОДЕРЖАНИЕ – сообщение темы, целей и задач изучения нового материала, показ его практической значимости, постановка учебной проблемы. УСЛОВИЯ достижения положительных результатов - формулирование учителем целей и задач, оценка практической значимости для учащихся нового учебного материала, учебной проблемы. Фиксации всего этого в поурочном плане. Умение учителя четко и однозначно озвучить цели урока, согласовать их с учениками: чему они должны научиться на уроке, какими знаниями, умениями и навыками овладеть. Вариативность приемов сообщения учащимся целей.. ПОКАЗАТЕЛИ выполнения дидактической задачи — активность познавательной деятельности учащихся на последующих этапах урока, эффективность восприятия и осмысления нового материала, понимание учащимися практической значимости изучаемого материала. Методы: побуждающий от проблемной ситуации диалог Создание проблемной ситуации, развивающее обучение. Работа в парах, задание на развитие мышления, конкретизации, работа с учебником, самостоятельная работа.
Б)Актуализация знаний учащихся. Подготовка к активной учебно-познавательной деятельности на основном этапе урока В) Этап усвоения новых знаний.
ДИДАКТИЧЕСКАЯ ЗАДАЧА – дать учащимся конкретное представление об изучаемых фактах, (стандартном виде числа), добиться от учащихся восприятия, осознания, первичного обобщения и систематизации новых знаний, усвоения учащимися способов, путей, средств получения знаний, оперирование ими. УСЛОВИЯ достижения положительных результатов этапа — использование приемов, усиливающих восприятие существенных сторон изучаемого материала. Полное и точное определение отличительных признаков изучаемых объектов, явлений; вычленение в изучаемых объектах, явлениях наиболее существенных признаков и ориентация на них внимания учащихся. Запись в тетрадях формулировок, опорных пунктов плана, тезисов конспекта. Использование наглядности. Самостоятельная работа учащихся с книгой. Использование приемов мышления: анализа, синтеза, сравнения, абстрагирования, обобщения, конкретизации. Постановка перед учащимися учебной проблемы; создание проблемной ситуации, постановка эвристических вопросов. Составление систематизирующей таблицы первичного обобщения материала, актуализация личного опыта и опорных знаний учащихся. Словарная работа Использование метода эвристической беседы, самостоятельной работы учащихся в сочетании с беседой, использование компьютерной техники. Показателем эффективности усвоения учащимися новых знаний и умений является правильность их ответов и действий, активное участие класса в подведении итогов самостоятельной работы. 5. Этап закрепления нового материала. ДИДАКТИЧЕСКАЯ ЗАДАЧА – закрепить у учащихся знания и умения, необходимые для самостоятельной работы по новому материалу. СОДЕРЖАНИЕ — закрепление полученных знаний и умений; закрепление методики изучения материала; закрепление методики предстоящего ответа ученика при очередной проверке знаний. УСЛОВИЯ достижения положительных результатов – выработка умения оперировать ранее полученными знаниями, решать теоретические и практические задачи; использование разнообразных форм закрепления знаний. ПОКАЗАТЕЛИ выполнения дидактической задачи – умение учащихся соотносить между собой факты, понятия, правила и идеи; выделять существенные признаки ведущих понятий, конкретизировать их; активность учащихся. Технологии: тестовые, инф.-коммуник-е, индивид-й и дифференц-ый подход, педагогика сотрудничества. Разноуровневые задания, индив. и работа в парах, тестирование на ПК. Создание ситуации успеха
6. Этап информации учащихся о домашнем задании, инструктаж по его выполнению. ДИДАКТИЧЕСКАЯ ЗАДАЧА – сообщить учащимся о домашнем задании, разъяснить методику его выполнения и подвести итоги урока. СОДЕРЖАНИЕ – информация о домашнем задании; инструктаж по его выполнению; проверка того, как учащиеся поняли содержание работы и способы ее выполнения; подведение итогов работы: как работал класс, кто из учащихся особенно старался, что нового узнали. УСЛОВИЯ достижения положительных результатов этапов – спокойное, терпеливое объяснение содержания работы, приемов и последовательности ее выполнения; умение в коротких указаниях разъяснить учащимся, как они должны готовить домашнее задание; включение в состав домашнего задания познавательных задач и вопросов; дифференцированный подход в отборе учебного материала, задаваемого на дом. ПОКАЗАТЕЛИ выполнения дидактической задачи этапа – правильное выполнение домашнего задания всеми учениками. Рефлексия Здоровьесберег.подход, осознание обучающимися своей УД, самооценка результатов своей и класса деятельности
|
-Добрый день. Я рада снова видеть вас и надеюсь на взаимность. Проверьте, пожалуйста, наличие раздаточного материала у вас на парте . Учебные принадлежности помогут нам в работе, они в порядке разместились в верхнем левом углу стола .Сядем за парты правильно, спину держим прямо. Повторим правила поведения на уроке: 1. На уроке нужно внимательно слушать учителя! (Да!). 2. На уроке нужно сидеть, подложив под себя ногу и подперев голову руками! (Нет) 3. Надо перебивать товарища, когда он отвечает! (Нет) 4. Надо выполнять указания учителя! (Да!) 5. На рабочем столе соблюдаем порядок! (Да!) Вашу готовность проверили. А какой вы хотите видеть меня на уроке? (ученики высказывают пожелания) -Я готова быть такой! Знакомство с планом урока.( вывешивается на доске ) А теперь обратимся к эпиграфу нашего урока «Дорогу осилит идущий…!» Что означают эти слова? Каждый из вас получит маршрутный оценочный лист-таблицу, в котором будет фиксировать свою работу и в конце урока оценит её ( раздаются маршрутные листы) Каждому ученику дать рефлексивные карточки , которые оставят ученики на столе учителя, уходя с урока)
Самооценка (повторили критерии оценивания): Если домашнее задание выполнено полностью, правильно и самостоятельно ставится оценка «5», Если задание выполнено полностью, самостоятельно, но допущена 1 ошибка, ставится оценка «4», Во всех остальных случаях, если выполнено задание, ставится оценка «3» - Восточная мудрость гласит: “Если ты думаешь на год вперед, посади семя. Если ты думаешь на десятилетия вперед, посади дерево. Если ты думаешь на век вперед, воспитай человека”. Человек – совершенство природы. Но для того, чтобы он мог пользоваться благами жизни, наслаждаться её красотой, очень важно иметь здоровье. - Каждый ряд получил на дом задание, связанное со здоровьем человека ( т.к. на данный момент актуальной является проблема внедрения здоровьесберегающих технологий). 1 ряд «ВИТАМИНЫ»: упростите выражения и узнайте, какие витамины наиболее необходимы в ежедневном рационе человека. 2 ряд «МИНЕРАЛЫ»: выполните действия и узнайте, какие минеральные вещества и микроэлементы необходимы нашему организму для полноценного развития. общее «ПРОДУКТЫ»: представьте выражение в виде степени и узнайте, в каких продуктах содержится наибольшее количество витаминов. Слайд№2 После проверки решения предложить учащимся оценить выполнение домашнего задания в рейтинговой карте. (Маршрутный лист)
Информация о витаминах (сообщения учеников) Витамин А: необходим для нормального роста и развития состояния кожи и иммунитета; дефицит этого витамина приводит к куриной слепоте, риску появления злокачественных опухолей. Витамин С: отвечает за иммунитет, целостность стенок сосудов . Витамин Д: дефицит витамина ведёт к снижению крепости костной ткани. Витамин Е: необходим для нормального полового развития девочек и мальчиков. Витамин В6: поддерживает нормальное состояние слизистых и кожи.
Информация о микроэлементах и минеральных веществах НАТРИЙ: содержание натрия в организме означает количество воды. КАЛИЙ: способствует выведению воды из организма. КАЛЬЦИЙ: необходим для построения и формирования костей и зубов. ЖЕЛЕЗО: необходимо для образования гемоглобина – переносчика кислорода ко всем органам человеческого тела. ФТОР: необходим для образования эмали зубов. (ртуть относится к 1 степени опасности.) (Оценку в маршрутный лист)
-Над какой темой мы работали на прошлом уроке? (Св-ва степени с целым показателем) Работаем устно:
1.Выполняются задания на свойства степени с целым показателем и повторяются правила действий со степенями с целым показателем. Слайды №№ 3-4
Самооценка в оценочный лист (Слайд №5. Дополнительная информация ученика)
-Прежде
чем приступить к изучению новой темы,
выполните задания на карточках
(проверка на экране). Если вы
правильно выполнили задания, то вы
должны получить слово – СТАНДАРТ. Слайд№6
+у каждого карточка с заданием -А мы сегодня будем говорить о стандартном виде числа. Итак, это тема сегодняшнего урока. (Записать в тетрадь число и тему урока) Слайд№8 -В окружающем нас мире мы сталкиваемся с очень большими и очень маленькими числами. Где вы встречались? (В химии, физике) Большим числом выражается масса Земли – 5 980 000 000 000 000 000 000 000 кг. Как его прочитать? А нельзя это число записать по-другому? И поможет нам в этом (проецируется на экран) Таблица названий больших чисел ( у всех на столах эта таблица)
Теперь мы можем прочитать число, которое выражает массу Земли. /ответ: 5 980 секстиллионов/ Но так записывать и читать большие числа не принято. – Удобно
ли записывать числа в таком виде?
Почему? (Занимают много места,
тратится много времени, сложно
запоминать.) Слайды №№ 9-10 (работают на маркерной доске, на экране) Запишите
массу Земли, используя степень числа.
598 • 1025 г.
Теперь запишите массу атома водорода.
17 • 10–20 г.
А можно ли по другому записать эти
числа, используя степени? Попробуйте!
59,8 • 1026 ,
5,98 • 1027;
0, 598 • 1028;
5980 • 1024. 1. Проблема – Все результаты правильные. Но можно ли говорить о стандартной записи? Как быть? 2. Гипотеза: Высказывают несколько версий, обсуждается наиболее возможная. (Договориться о единой записи чисел.)
– Попробуйте
обсудить с соседом, какая же запись
должна быть единой, стандартной?
4. Работа
с учебником (самостоятельно) –
Откройте,
пожалуйста, учебники п.35 и найдите
определение стандартного вида числа
и запишите его в тетради
– В
стандартном виде можно записать любое
положительное число!!!
положительное
число.) п – называют порядком числа. Порядок числа показывает насколько велико число или мало. Большой положительный порядок показывает, что число очень велико, большой по модулю отрицательный порядок показывает, что число очень мало. Слайды №№11-13 Выполните задание Слайда№14 – Приставка «нано» в переводе с греческого означает «карлик». Вам знакомо это слово? Где вы с ним встречались? (Нанотехнологии.)
– Если вы
вспомните произведение русского
классика – вы назовете первого
человека, который занимался
нанотехнологиями, т.е. очень маленькими
размерами.
Физминутка (Сообщение из «Энциклопедического словаря юного математика» и «Мира чисел» И.Депмана сообщение «Что обозначает приставка нано?»)
В древнерусском счете 107 называли – «ворон», а 108 – «колода» .(Слайд №16 (Дополнительная информация)
1. Таблица –карточка «Расстояние от планеты до Солнца» (9 заданий) выполняют 5 обучающихся; (проверит и оценит учитель) 2. Один обучающийся выполняет тест «Космические задачи на экзамене» 12 задач (из ГИА) в режиме on-line [ 7 ] ( с обработкой результата в том же режиме) 3.Дополнительно тем, кто справился раньше, решение задачи №1 на карточке « Применение изученного в стандартных условиях» Луч света за 1с пробегает расстояние 3 · 105 км. В году 3 · 107 с. Какое расстояние пробегает световой луч за год? (это расстояние называют световым годом) Обсуждение решения и последующая запись: ( 3 · 105 )· (3 · 107 )=( 3 · 3 ) · ( 105 · 107 )= 9 · 1012. Световой год = 9 · 1012 км Слайд №17 4.Работа в парах: Тестирование (Тест № 32 из сб . подготовки к ГИА) .(ключ для проверки) взаимооценка. 5. В это время один обучающийся у доски индивид. Задание №1014 [ 1 ] Графический диктант Ответьте на вопросы («да» – плюс, «нет» – минус)
Проверка диктанта Слайд№18
Информация о домашнем задании и инструктаж по его выполнению: Интегрированное домашнее задание: Слайд №19
–
Интерактивное упражнение «Незаконченное предложение» Учитель формулирует незаконченное предложение, а учащимся предлагается продолжить по итогам своей деятельности во время урока: «Сегодня на уроке я узнал …» “Сегодня на уроке я научился...” « Наиболее трудным для меня было…» «Больше всего мне понравилось…» « «Сегодня на уроке я повторил ...” «Завтра я буду более успешным, потому что…» Ответы учащихся позволят учителю иметь представление о характере трудностей, которые испытывают учащиеся во время изучения рассматриваемой темы, а также будут формировать состояние успеха у учащегося. Каждый, уходя с урока, оставит на столе учителя рефлексивную карточку : зеленую или красную и оценочный –маршрутный лист, в которую учитель после проверки карточек внесет итоговые оценки
Список используемой литературы и ресурсов: 1.Алгебра: учеб. для 8 кл. общеобразоват. Учреждений / Ю.Н. Макарычев, Н.Г. Миндюк, К.И. Нешков, С.Б. Суворова/ под ред. С.А. Теляковского.-М.: Просвещение,2012 2.Алгебра 8 класс. Задания для обучения и развития учащихся./ Беленкова Е.Ю., Лебединцева Е.А. – М.: Интеллект-Центр, 2005 3.Большой современный справочник школьника: 5-11классы. Ильяшенко М.П. и др. Донецк: ООО ПКФ "БАО", 2004. 4.И Депман. Мир чисел.Изд. «Детская литер.».1982 5.Рязановский П.Р., Зайцев Е.А. Математика. 5 – 11 кл. Дополнительные материалы к уроку математики. М.: Дрофа, 2001 6.Энциклопедического словаря юного математика 7.Космические задачи на экзамене, тест-оnline №1,http://le-savchen.ucoz.ru
|
Методические рекомендации
по использованию презентации «Числа-великаны и числа-карлики или стандартный вид числа»
Презентация в формате ррt (PowerPoint)
Количество слайдов - 19 слайдов для сопровождения конспекта урока алгебры в 8 классе по теме «Числа-великаны и числа-карлики или стандартный вид числа»
Презентация «Числа-великаны и числа-карлики или стандартный вид числа» - наглядное пособие, которое может быть использовано учителем для формирования у восьмиклассников навыков в приведении чисел к стандартному виду. Этот навык – один из наиболее важных для решения задач не только математики, но и физики, часто необходим для решения технических задач.
Для оперирования числами, приведенными к стандартному виду, необходимо иметь хорошие навыки в выполнении операций со степенями. Поэтому перед объяснением данной темы следует повторить правила выполнения операций над числами в степени (слайды 3-6).
Слайды 7- 8 – переход к теме и тема урока «Числа-великаны и числа-карлики или стандартный вид числа»
Использование на уроке демонстрации презентации удобно, так как ее инструменты помогают более эффективно решить задачи учителя на уроке. Наглядное сопровождение урока облегчает понимание учениками материала и запоминание его. Простая анимация позволяет отслеживать особенности процесса, следить за ходом рассуждения при освоении правил выполнения операции. Предварительная подготовка примеров, рассмотренных в презентации, сокращает время на уроке для подготовки вспомогательного материала. Использование современных мультимедийных технологий способствует повышению эффективности урока. Слайды 9-10
В начале демонстрируются преобразования чисел к стандартному виду. А затем выводится общая формулировка стандартного вида числа. Слайды 11-13.
После ознакомления с определением стандартного вида числа напротив каждого числа проставляется порядок числа .Ученики закрепляют понятие порядка числа, приведенного к стандартному виду. Слайд 14,16
На слайдах 17-18 приводятся примеры, помогающие закрепить изученный материал. Решение задачи более рационально представить в стандартном виде. Закрепляется навык приведения числа к стандартному виду и понятие стандартный вид числа.
Слайд 19. Дается домашнее задание.
Презентация «Числа-великаны и числа-карлики или стандартный вид числа» для сопровождения урока понятно и просто объясняет принцип приведения числа к стандартному виду, детально рассматривая все особенности данной операции.
Использование современных мультимедийных технологий способствует повышению эффективности урока.
- Современные тенденции развития шахматного образования в РФ. Научные идеи и концепции обучения шахматной игре
- Вебинар «Основные правила и способы информирования инвалидов, в том числе граждан, имеющих нарушение функции слуха, зрения, умственного развития, о порядке предоставления услуг на объекте, об их правах и обязанностях при получении услуг»
- Вебинар «Формирование детского коллектива как основа позитивной социализации»
- Международный вебинар «Формирование креативного мышления как элемента функциональной грамотности на уроках литературного чтения в начальной школе»
- Международный вебинар «Первый раз в пятый класс: система мероприятий по адаптации обучающихся к условиям обучения в основной школе»
- Диагностическая работа в образовательной организации в соответствии с ФГОС. Диагностика эмоционально-личностных особенностей детей