Условия плавания тел
Приложение 1
Оценочный лист ученика (-цы) 7 "Б" класса ______________________________
Тип задания |
Максимальный балл |
Твой балл |
1. Практическая работа |
2 балла |
|
2. Защита работы |
2 балла |
|
3. Самостоятельная работа |
4 балла |
|
Итого: |
8 баллов |
|
Шкала оценивания
Если у тебя 3 - 4 балла, то поставь оценку "3"
Если у тебя 5 - 6 баллов, то поставь оценку "4"
Если у тебя 7 - 8 баллов, то поставь оценку "5"
Оценка за урок: ___________
Приложение 2
Практическая работа
Практическая работа выполняется по группам. Каждая группа исследует одно из условий плавания тел (плавает, тонет, всплывает; в зависимости от плотностей тела и жидкости, от действующих сил)
Компетенции: информационная, коммуникативная, самоменеджмент
Аспект:
-
извлечение информации, и ее обработка;
-
письменная коммуникация, публичное выступление, диалог, продуктивная групповая коммуникация;
-
определение проблемы, целеполагание, планирование деятельности, действие по решению проблемы, использование ресурсов, самостоятельно проводят наблюдения и эксперимент, оценка деятельности и результатов действий, рефлексия
Стимул: познакомившись с условиями плавания тел, ты поймешь почему плавают корабли
Задачная формулировка: выведи экспериментально условия плавания тел и ответь на вопрос: почему плавает корабль, ведь он из железа?
Источник информации: таблица плотности, учебник физики 7 класса (§ 30, 44)
Бланк для выполнения задания
1 группа
Приборы и материалы: мензурка, электронные весы, емкость с водой, стальная деталь, ПК
Ход работы:
-
Откройте Приложение 2 на ПК
-
Определите массу детали при помощи весов.
-
Внесите значение массы в электронную таблицу и рассчитайте силу тяжести, действующую на деталь.
-
Опустите стальную деталь в емкость с водой. Что вы наблюдаете?
-
Определите объем тела при помощи мензурки.
-
Внесите значение объема в электронную таблицу и рассчитайте Архимедову силу, действующую на деталь.
-
Результаты измерений и вычислений запишите в таблицу.
Масса детали m, кг |
Сила тяжести Fт, Н |
Объем тела , м3 |
Архимедова сила Fарх, Н |
Положение тела в воде |
*10-3 |
|
* 10-6 |
|
|
-
Ответьте на вопросы:
-
Какие силы действуют на тело?
-
Как они направлены?
-
Действие какой силы больше?
-
Сделайте вывод о положении тела в воде при таком соотношении сил.
2 группа
Приборы и материалы: емкость с водой, стальная деталь
Ход работы:
-
Посмотрите плотность стали в таблице плотностей.
-
Опустите стальную деталь в емкость с водой. Что вы наблюдаете?
-
Посмотрите плотность воды в таблице плотностей.
-
Результаты запишите в таблицу.
Плотность детали т, кг/ м3 |
Плотность воды ж, кг/ м3 |
Сравните плотности |
Положение тела в воде |
|
|
|
|
-
Ответьте на вопросы:
-
Какие силы действуют на тело?
-
Как они направлены?
-
Зависит ли сила тяжести от плотности тела?
-
Зависит ли сила Архимеда от плотности жидкости?
-
Каково соотношение между плотностью тела и плотностью жидкости?
-
Сделайте вывод о положении тела в воде при таком соотношении плотностей.
3 группа
Приборы и материалы: мензурка, электронные весы, емкость с водой, деревянная деталь, ПК
Ход работы:
-
Откройте Приложение 2 на ПК
-
Определите массу детали при помощи весов.
-
Внесите значение массы в электронную таблицу и рассчитайте силу тяжести, действующую на деталь.
-
Опустите деревянную деталь в емкость с водой. Что вы наблюдаете?
-
Определите объем тела при помощи мензурки.
-
Внесите значение объема в электронную таблицу и рассчитайте Архимедову силу, действующую на деталь.
-
Результаты измерений и вычислений запишите в таблицу.
Масса детали m, кг |
Сила тяжести Fт, Н |
Объем тела , м3 |
Архимедова сила Fарх, Н |
Положение тела в воде |
*10-3 |
|
* 10-6 |
|
|
-
Ответьте на вопросы:
-
Какие силы действуют на тело?
-
Как они направлены?
-
Действие какой силы больше?
-
Сделайте вывод о положении тела в воде при таком соотношении сил.
4 группа
Приборы и материалы: емкость с водой, деревянная деталь
Ход работы:
-
Посмотрите плотность дерева в таблице плотностей.
-
Опустите деревянную деталь в емкость с водой. Что вы наблюдаете?
-
Посмотрите плотность воды в таблице плотностей.
-
Результаты запишите в таблицу.
Плотность детали т, кг/ м3 |
Плотность воды ж, кг/ м3 |
Сравните плотности |
Положение тела в воде |
|
|
|
|
-
Ответьте на вопросы:
-
Какие силы действуют на тело?
-
Как они направлены?
-
Зависит ли сила тяжести от плотности тела?
-
Зависит ли сила Архимеда от плотности жидкости?
-
Каково соотношение между плотностью тела и плотностью жидкости?
-
Сделайте вывод о положении тела в воде при таком соотношении плотностей.
5 группа
Приборы и материалы: мензурка, электронные весы, емкость с водой, кусочек льда, ПК
Ход работы:
-
Откройте Приложение 2 на ПК
-
Определите массу льда при помощи весов.
-
Внесите значение массы в электронную таблицу и рассчитайте силу тяжести, действующую на кусочек льда.
-
Опустите кусочек льда в емкость с водой. Что вы наблюдаете?
-
Определите объем льда при помощи мензурки.
-
Внесите значение объема в электронную таблицу и рассчитайте Архимедову силу, действующую на кусочек льда.
-
Результаты измерений и вычислений запишите в таблицу.
Масса льда m, кг |
Сила тяжести Fт, Н |
Объем тела , м3 |
Архимедова сила Fарх, Н |
Положение тела в воде |
*10-3 |
|
* 10-6 |
|
|
-
Ответьте на вопросы:
-
Какие силы действуют на кусочек льда?
-
Как они направлены?
-
Действие какой силы больше?
-
Сделайте вывод о положении тела в воде при таком соотношении сил.
6 группа
Приборы и материалы: емкость с водой, кусочек льда
Ход работы:
-
Посмотрите плотность льда в таблице плотностей.
-
Опустите кусочек льда в емкость с водой. Что вы наблюдаете?
-
Посмотрите плотность воды в таблице плотностей.
-
Результаты запишите в таблицу.
Плотность льда т, кг/ м3 |
Плотность воды ж, кг/ м3 |
Сравните плотности |
Положение тела в воде |
|
|
|
|
-
Ответьте на вопросы:
-
Какие силы действуют на тело?
-
Как они направлены?
-
Зависит ли сила тяжести от плотности тела?
-
Зависит ли сила Архимеда от плотности жидкости?
-
Каково соотношение между плотностью тела и плотностью жидкости?
-
Сделайте вывод о положении тела в воде при таком соотношении плотностей.
Приложение 3
Условия плавания тел
Условие |
тонет |
плавает |
всплывает |
Соотношение сил |
|
|
|
Соотношение плотностей |
|
|
|
Приложение 4
Самостоятельная работа
Каждый учащийся получает карточку с текстом, в котором нужно вставить недостающие элементы, используя таблицу плотностей тел из учебника физики для 7 класса. Время выполнения 2 минуты. Каждый правильно вставленный элемент 1 балл.
Взаимоконтроль по представленному модельному ответу - 1 минута.
Вариант 1
Капроновая крышка ___________________ в ацетоне, потому что плотность капрона _____________________, а ацетона _________________. Следовательно, сила тяжести ____________________, чем сила Архимеда.
Вариант 2
Серебряное кольцо ___________________ в молоке, потому что плотность серебра _____________________, а молока _________________. Следовательно, сила тяжести ____________________, чем сила Архимеда.
Вариант 3
Сосновый Буратино ___________________ в пруду, потому что плотность сосны _____________________, а воды _________________. Следовательно, сила тяжести ____________________, чем сила Архимеда.
Вариант 4
Золотое колечко ___________________ в молоке, потому что плотность золота _____________________, а молока _________________. Следовательно, сила тяжести ____________________, чем сила Архимеда.
Приложение 5
Модельный ответ
Каждый правильно вставленный элемент 1 балл. Взаимоконтроль по представленному модельному ответу - 1 минута.
Вариант 1
Капроновая крышка утонет в ацетоне, потому что плотность капрона 1100 кг/м3, а ацетона 790 кг/м3. Следовательно, сила тяжести больше, чем сила Архимеда.
Вариант 2
Серебряное кольцо утонет в молоке, потому что плотность серебра 10 500 кг/м3, а молока 1 030 кг/м3. Следовательно, сила тяжести больше, чем сила Архимеда.
Вариант 3
Сосновый Буратино всплывет в пруду, потому что плотность сосны 400 кг/м3, а воды
1 000 кг/м3. Следовательно, сила тяжести меньше, чем сила Архимеда.
Вариант 4
Золотое колечко утонет в молоке, потому что плотность золота 19 300 кг/м3, а молока
1 030 кг/м3. Следовательно, сила тяжести больше, чем сила Архимеда.
Приложение 6
Рефлексия - шесть шляп Де Боно
Задать вопрос группам и дать на размышление 5 минут, после чего участники групп должны ответить на вопрос с учетом цвета шляпы.
Зачем нам знать условия плавания тел?
Белая шляпа учит беспристрастно работать только с фактами, цифрами и событиями без эмоций.
Чёрная шляпа помогает увидеть негативные стороны события, явления или проблемы.
Желтая шляпа помогает раскрыть положительные стороны ситуации: увидеть «плюсы» события, явления или проблемы.
Красная шляпа позволяет увидеть в эмоциональных красках. Отреагировать эмоции.
Зелёная шляпа актуализирует творческое мышление, позволяет осуществить нестандартный подход к решению задачи, искать новые способы и приёмы.
Синяя шляпа помогает находить человеку смысл в том, что он делает.
- Вебинар «Игровая деятельность, направленная на развитие социально-коммуникативных навыков дошкольников: воспитываем эмпатию, развиваем умение договариваться и устанавливать контакты, осваиваем способы разрешения конфликтных ситуаций»
- Вебинар «Основные правила и способы информирования инвалидов, в том числе граждан, имеющих нарушение функции слуха, зрения, умственного развития, о порядке предоставления услуг на объекте, об их правах и обязанностях при получении услуг»
- Вебинар «Формирование детского коллектива как основа позитивной социализации»
- Вебинар «Определение поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения электронного аукциона»
- Вебинар «Стресс и ребенок: обучение способам адекватного реагирования на стрессовые ситуации, игры и упражнения на развитие умения управлять эмоциями, конструктивно разрешать конфликты»
- Международный вебинар «Решение задач речевого развития детей в программе “Социокультурные истоки”: работаем в соответствии с ФГОС ДО и ФОП ДО»