Правовой марафон на тему "Права детей, нарушенные войной"
расширить представление детей о сущности права;
• способствовать формированию у детей чувства сопричастности к истории и ответственности за будущее страны;
• побуждать стремление к участию в патриотических мероприятиях;
• воспитание гражданственности у подрастающего поколения.
Источники:
https://ru-ru.facebook.com/olena.stepova/posts/623600467757483
http://www.zanimatika.narod.ru/RF34_3.htm Глаза девчонки семилетней (А.Барто).
http://www.peremeny.ru/column/view/894/
Воробьева Татьяна Владимировна
Высшая квалификационная категория
Московская область, г.Ступино
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «СОШ №5 с углублённым изучением отдельных предметов» Ступинского муниципального района Московской области
Тема: «Правовой марафон. Права детей, нарушенные войной».
8 класс
Продолжительность мероприятия: 45 мин
Использование информационных технологий: Мультимедийная презентация, выполненная в программе Microsoft PowerPoint. Материалы для презентации взяты из личных архивов учащихся, поэтому не представлены для публикации. Коллажи для презентации выполнены в программе Мастер коллажей.
Мероприятие проводилось на семинаре для руководителей образовательных учреждений Ступинского муниципального района 24 марта 2015г .и имело высокую оценку со стороны присутствующих.
«Правовой марафон. Права детей, нарушенные войной».
8 кл.
Цели и задачи:
расширить представление детей о сущности права;
-
способствовать формированию у детей чувства сопричастности к истории и ответственности за будущее страны;
-
побуждать стремление к участию в патриотических мероприятиях;
-
воспитание гражданственности у подрастающего поколения.
Форма проведения: правовой марафон.
Подготовительная работа: распределить между детьми материалы информационного блока (разбить учащихся на 4 группы «по желанию» осветить темы:1)воспоминания «детей войны»; 2)Хиросима и Нагасаки; 3)Трагедия Беслана; 4) Дети Украины.
Оформление:
-
На доске прикреплены термины: Права детей, Конвенция, Декларация, Ратификация, Право.
-
4 стола для групп, на каждом столе таблички с названием групп.
-
На столе группы Хиросима и Нагасаки лежат бумажные журавлики.
-
Мультимедийный проектор и экран для воспроизведения Презентации, Видеофильма, Слайд-фильма.
План.
-
Вступительное слово учителя.
-
Работа групп (рассказ, стихотворение).
-
Видеофрагмент («Что такое право?»)
-
Правовой марафон
-
Заключение. Слово учителя.
-
Рефлексия: «Журавлики»
-
Слайд-фильм («Мы на свет родились, чтобы радостно жить»).
ДЕТИ, ПОТРЯСЕННЫЕ УЖАСАМИ ВОЙНЫ
Учитель: История человечества практически не знает периодов, когда бы не было войн, и вооруженных столкновений, во время которых не страдало бы мирное население и, прежде всего, дети.
Как известно, дети относятся к наиболее уязвимой группе людей. Уязвимость означает отсутствие специальной защиты тех, чье существование или самобытность подвергается опасности.
Живо ещё то поколение, которое помнит Великую Отечественную войну 1941-1945гг. и может рассказать о ней. «Дети войны» так называется это поколение. В том далёком 1941г. они были мальчиками и девочками. Также как и вы, они мечтали, дружили, любили. Также верили в счастливое будущее. Сегодня мы расскажем о детях, чьи судьбы сломала война.
Слушая рассказы одноклассников, попробуйте поставить себя на место этих детей. Хватило ли у вас силы духа и мужества вынести всё это?
Я предоставляю слово группе: «Дети Вов»
/Выступление группы/
В
дни войны
Глаза
девчонки семилетней
Как
два померкших огонька.
На
детском личике заметней
Большая,
тяжкая тоска.
Она
молчит, о чем ни спросишь,
Пошутишь
с ней, – молчит в ответ.
Как
будто ей не семь, не восемь,
А
много, много горьких лет…
(учащиеся. зачитывают воспоминания их прабабушек, жителей г.Ступино)
Тыловое
детство
Каких
несчастий и какой тоски
Вкусило
наше пасмурное детство...
Росли
в жестоких играх босяки,
Весь
тыл отцовский получив в наследство.
Я
сытости доныне не приемлю:
Набитое
нутро смиряет злость.
Я
землю даже ел, когда на землю
Варенье
у кого-то пролилось.
Далёкие
годы, тревожные годы...
Бежали
на фронт из тылов пацаны.
Прошла
беспризорная наша свобода.
Четыре
ли года? - Нет, века войны.
Вы,
юные, чуть-чуть крупнее нас,
Живя
в тепле, умнея понемногу,
Отстали
вы от нас на целый класс -
На
страшный класс войны, и слава Богу!
Учитель: Нарушаются основные права детей – право на здоровье, на образование и на жизнь в составе семьи; все дети слишком часто сами подвергались преследованиям.
2.Группа «Дети Хиросимы и Нагасаки»
/ученик./6 августа 1945 года японский город Хиросима был разрушен ядерным оружием - атомной бомбой, сброшенной Соединенными Штатами Америки. Спустя три дня вторая атомная бомба была сброшена на город Нагасаки.
Атомные бомбы убили несколько сотен тысяч человек, многих из них мгновенно в ядерном пожаре; многие погибли позже от ожогов, травм и лучевой болезни; остальные, в течение последующих лет, умерли от онкологических болезней и врожденных дефектов. Эти смерти продолжаются до настоящего дня. Как и в других городах, подвергнутых бомбардировкам во второй мировой войне, большинство жителей Хиросимы и Нагасаки составляли женщины, дети и пожилые люди.
/ученик /Одно из странных последствий взрывов первых атомных бомб (6 и 9 августа 1945 года, Хиросима и Нагасаки соответственно) можно обозначить так: многие из нас живут с тех пор в мире Хибакусей. По меньшей мере, оказываются в нем всякий раз, когда речь заходит о Хиросиме и Нагасаки. «Хибакуся» это слово, которым в Японии называют людей, пострадавших во время этих бомбардировок, но оставшихся в живых. Таких людей довольно много, и все они, разумеется, не могут забыть пережитого ужаса.
Воспоминания Хибакусей пугают и впечатляют мир не слабее канонических фотографий с ядерным грибом. Вот короткий пример:
/ученик/"Мы были в классе и увидели из окна приближающийся B-29. Все смотрели вверх на небо, указывая на самолет. Учителя только успели вывести нас всех из здания, когда произошел взрыв. Сначала был огромный шум, а потом мы оказались окутанными полной темнотой и чернотой. Казалось, мы стали ветром, и еще минут десять после этого я ощущал себя ветром. Все рухнули на землю... Я почувствовал, что город Хиросима исчез.
Открыв глаза и посмотрев вверх, я увидел, что зданий, которые были здесь, больше нет. Я оглядел себя. Одежда на мне сгорела и превратилась в лохмотья – так было горячо вокруг. Я почувствовал жжение на затылке, на спине, в руках и ногах, и понял, что лохмотья, висящие на мне, это не только одежда, но и моя собственная кожа.
Я на автомате пошел в западном направлении, так как там был мой дом. Вскоре я услышал, как кто-то зовет меня. Это был мой друг Ямамото. Он тоже был сильно обожжен. Мы пошли к реке. По пути мы видели много жертв. Мы почти достигли берега. Но в это время повсюду вспыхнул пожар около пяти метров высотой, и мы чудом из него вырвались. Жар был огромным. Я чувствовал, как мое тело горело, и когда прыгнул в холодную реку, это показалось мне блаженством. Когда я добрался до дома, он был полностью разрушен, как и все дома вокруг"
В общем, жаркий ад, смертельный страх, полная разруха, хаос и трагедия. Вот что такое Хиросима и Нагасаки.
/ученица./Хиросима и Нагасаки стали символами атомной катастрофы. Каждый год в этих городах, отстроенных заново, 6 и 9 августа звучит колокол в память о жертвах бомбардировок 1945 г., сотни тысяч людей приезжают туда, чтобы присоединить свой голос к призывам о запрещении ядерного оружия.
Учитель: В настоящее время погибают и становятся калеками дети, как участвующие, так и не принимающие непосредственного участия в вооруженных конфликтах. По разным оценкам, на сегодняшний день в военных действиях приблизительно в 40 странах мира принимает участие от 300 до 500 тыс. лиц в возрасте до 18 лет, причем некоторым из них всего по 7 или 8 лет. За последние 10-15 лет в связи с конфликтными ситуациями погибло более 2 млн. детей, свыше 1 млн. детей стали сиротами, более 6 млн. получили серьезные ранения или стали инвалидами и свыше 10 млн. детей пережили тяжелую психологическую травму
3.Группа «Дети Беслана»
1- 3 сентября 2004г.
Детский
почерк простых, ненаписанных строк,
Перемена
в разрушенной, взорванной школе.
И
застыл не начавшийся первый урок,
И
звонок, закричав, оборвался от боли.
И
мальчишка не видит лучей в синеве,
Жизнь
его не зовет ни взрослеть, ни учиться,
Он
лежит на зелёной, помятой траве,
Как
упавшая с неба, подбитая птица.
Ты
прости нас, людей синеглазой земли.
Ты
прости нас за эту холодную осень,
Мы
сберечь и спасти не смогли.
И тетрадный
листок жгучий ветер уносит.
Детство
тонкой струной затерялось во мгле,
Будет
плакать оно в лабиринте столетий.
Вы
простите живущих на этой Земле,
На
урок из огня не пришедшие дети...
/Рассказ ученик/
Учитель: Однако не всегда люди помнят уроки истории. По-прежнему где-то происходят военные конфликты, теракты, совершаются преступления, аварии. В них, а также в результате стихийных бедствий, голода и эпидемий, страдают дети. Да и в мирной жизни дети нуждаются в особой заботе и внимании со стороны взрослых. У них есть свои интересы и потребности. Эти обстоятельства были учтены.
“Война нарушает все права ребенка - право на жизнь, право на семейное окружение и на жизнь в обществе, право на здоровье, право на развитие индивидуальности и право иметь пищу и защиту”
4 Группа «Дети Украины»
/ученица/ «Сочинение Украинской школьницы»
/ученица./ Размышления о действии Украинских властей.
Учитель: Скажите, а кто, прежде всего, проявляет беспокойство о вас, пытается уберечь от неприятностей, создать все необходимые для вашего развития условия, защитить ваши интересы и права? Конечно, ваши родители, семья.
А в школе? ( Учителя, психолог, уполномоченный по правам детей…).
Но о детях заботятся и многочисленные общественные и государственные организации, которые главной своей задачей считают защиту детей. Наиболее авторитетной среди них является ООН (Организация Объединенных Наций). Она возникла после Второй мировой войны, которую развязала фашистская Германия и в результате которой погибло более 50 миллионов человек, было разрушено множество городов, сел и деревень. Люди всего мира осознали, к каким последствиям может привести нарушение прав человека, а именно самого главного права, права на жизнь, что война – самый худший способ решения споров и проблем.
Давно, очень давно, ещё в древние времена у людей возникла необходимость отстаивать свои права. Право древний человек отстаивал силой. Слабый не имел никаких прав, если не имел заступника, желающего отстоять его право на собственность и жизнь. Не так-то люди быстро поняли, что сильным заступником может быть государство. Долгое время в истории человечества царил закон «око за око, зуб за зуб». Как только появилось государство, у слабых, обманутых и обиженных появился могущественный заступник. О правах человека как таковом стали задумываться в Древней Греции, где ещё в VI в до н.э. первые демократические преобразования провёл легендарный Солон1 (один из 7 мудрецов).
С тех пор прошло много времени, появилось множество новых проблем: расизм, геноцид, массовые миграции населения, связанные с войнами и нарушениями человеческих свобод, вымирание целых наций, народностей.
Жить стало опасней. Человечество почувствовало угрозу своему существованию. С особой тревогой мировая общественность заговорила о безопасности после второй мировой войны, унёсшей миллионы человеческих жизней. Нужно было придумать, что было бы сильнее государства. Нужен такой защитник, который мог бы поступиться своими интересами и заботиться о своих гражданах, что бы ни случилось.
В Нью-Йорке на берегу Ист-Ривер стоит светлое здание. Днём в лучах солнца оно кажется лёгким, как бы парящим над городом. Когда становится темно, в окнах зажигается свет. Его видят корабли далеко в океане – как маяк.
Это здание и есть маяк, только не для кораблей, а для всех стран нашей планеты. Это здание организации Объединённых Наций (ООН). Здесь было принято множество документов, касающихся всех людей на земном шаре. В этом здании на заседании Генеральной Ассамблеи ООН был принят важный для всех детей документ – Конвенция о правах ребёнка. Её поднимали многие страны. Документ должны знать все дети мира. Это необходимо, потому что, когда дети знают свои права, они будут чувствовать себя защищёнными в трудные минуты жизни.
Просмотр фильма «Что такое право?»
1 конкурс «Разминка» (ведущий задаёт вопросы, кто знает поднимает сигнальную карточку; учитывается быстрота и правильность ответа)1 вопрос – 1 балл
-
Когда была принята Всеобщая Декларация прав человека? (10 декабря 1948).
-
Какой документ лёг в основу Всеобщей Декларации прав человека? (в основу легла Всеобщая Декларация прав человека и гражданина времён Великой французской революции).
-
Какие основные права человека провозглашены в Декларации? (право на жизнь, свободу и гражданство; право на жизнь труд, образование, участие в управлении и мн-во других прав).
-
Когда была принята Конвенция ООН «о правах ребенка»?
2 конкурс «Ситуация» (каждая команда определяет какие права детей были нарушены в рассказанных ситуациях)/Оценивают друг друга/
3 конкурс «Правовая терминология» ( каждая команда выбирает по 1 понятию (презентация); задача команд дать определение понятиям; учитывается правильность и полнота ответа) Мак. 4 б
-
Что такое Декларация? (Декларация от лат. Заявление, объявление). (Международный правовой документ, в котором провозглашены какие-либо принципы, не носящие обязательного характера; обладают большой морально политической силой, по отношению к нему, судит о позициях данного государства).
-
Что такое «Конвенция»? (от лат. Договор, соглашение) документ, носящий обязательный характер, если он ратифицирован данным государством.
-
Что такое «ратификация»? (от лат. Утверждённый) утверждение верховным органом гос. Власти международного договора, подписанного полномочным представителем гос-ва, а также международной конвенции.
-
Что такое «право»? (Право – совокупность обязательных к исполнению норм, установленных государством, регулятор общественных отношений.
4 конкурс «Закончи предложение» У меня и у тебя есть право на…(каждая команда называет право). Кто больше назовёт прав, та команда выигрывает и получает 1 б.
-
Право на свободу вероисповедования, получение информации, свободное выражение мысли.
-
Право на объединение в общественные организации.
-
Право на отдых.
-
Ребёнок и труд.
-
Право на образование.
-
Право на неприкосновенность личности, защиту от психического и физического насилия.
-
Право на гражданство.
-
Право на жизнь и охрану здоровья.
-
Равноправие детей.
-
Право на защиту чести и достоинства.
-
Право детей-беженцев.
-
Права детей-инвалидов, детей с недостатками умственного и физического развития.
-
Защита ребёнка от насильственного перемещения.
-
Право на проживание в семье.
-
Право на имущество.
-
Право на жильё.
Заключение.
Учитель: Попросим наших гостей подсчитать баллы, которые набрала каждая команда и огласить результаты марафона.
Как и предполагалось все набрали поровну.
Человеку много нужно, чтобы счастливо прожить.
Нужен ветер, нужно море, нужно солнце и леса,
Нужно счастье, нужно горе и родные голоса.
Невозможно без природы, без синеющих небес.
Хорошо иметь свободу, мир загадок и чудес
Чтобы жить на белом свете,
Чтоб остался рядом друг,
Надо главное заметить,
Всё почувствовать вокруг…
Учитель: Сегодня человечество обладает таким мощным оружием, что Третья мировая война не только не решит все проблемы, но вместе с тем и уничтожит все человечество. Чтобы предотвратить глобальную катастрофу, народы, нации объединились во всемирную организацию – ООН, которая главной своей задачей поставила обеспечение прав человека во всем мире.
Соколовская М. «Журавлики»
/Раздаём всем по журавлику, каждый пишет одно единственное слово, которое ему необходимо для счастья и прикрепляет журавлика к доске./
Слайд-фильм завершает наше мероприятие.(2-3 слайда с музыкальным сопровождением «Мы на свет родились, чтобы радостно жить»).
- Международный вебинар «Современная концепция дошкольного детства: от «зоны ближайшего развития» к «пространству детской реализации» (ПДР)»
- Вебинар «Технология сказкотерапии в работе с детьми дошкольного возраста»
- Вебинар «Формирование детского коллектива как основа позитивной социализации»
- Здоровьесбережение в образовательной организации в условиях внедрения ФГОС
- Диагностическая работа в образовательной организации в соответствии с ФГОС. Диагностика эмоционально-личностных особенностей детей
- Международный вебинар «Первый раз в пятый класс: система мероприятий по адаптации обучающихся к условиям обучения в основной школе»
О повторной загрузке файла сообщите в письме.
С уважением, Дулатова Н.И.
С уважением, Воробьева Т.В.