Олимпийские игры в древности
Дробинина Елена Анатольевна, Серебренникова Татьяна Геннадьевна
Конспект урока «Олимпийские игры в древности»
Класс 5.
Предмет: история, физическая культура
Тип урока: интегрированный
Продолжительность: 90 минут.
Цель урока: Сформировать представление об истории Олимпийских игр, их отличии от современных Олимпиад, видах спорта, популярных в Древней Греции.
Задачи: 1. Создать условия для формирования представления об истории Олимпийских игр, их отличии от современных Олимпиад, видах спорта, популярных в Древней Греции.
2. Развивать способности сравнивать, описывать событие, сворачивать информацию в таблицу.
3. Способствовать развитию внимания, ответственности, уважительного отношения к достижениям прошлого.
Оборудование: учебник, спортинвентарь,
Ход урока
Этап урока |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
Организационный |
Приветствуют учащихся, разъясняют особенности урока, помогают разделиться на группы по 3 – 6 человек. Учитель истории (далее- И): Сегодня мы продолжим наши умения оформлять таблицу. |
Приветствуют учителей, делятся на группы, готовят письменные принадлежности |
Мотивационный |
Учитель физкультуры (далее- Ф): Ребята, посмотрите презентацию, которую подготовили старшеклассники, как вы думаете, что здесь происходит? (Презентация показывает зажжение олимпийского огня в Греции). Как вы думаете, какова тема нашего урока? Воспроизводит название темы «Олимпийские игры в древности». И: Читает стихотворение (Приложение 1). Наши знания мы будем записывать в таблицу (Приложение 2). Ф: Ребята, недавно мы смотрели Олимпийские соревнования, болели за нашу сборную, что вам запомнилось? Составьте 5 предложений об Олимпиаде, которые начинаются со слов «Я знаю…». Чтобы вам проще было вспомнить, посмотрите далее презентацию, подготовленную старшеклассниками. И: Давайте обобщим наши знания – что мы знаем об Олимпиадах. Запишем вопросы в среднюю колонку таблицы. |
Смотрят презентацию, высказываются об увиденном. Предлагают название темы. Записывают название темы в тетрадь. Получают (чертят в тетради) таблицы в отпечатанном виде (каждый) без вопросов. Смотрят презентацию, составляют несколько предложений об Олимпиаде. Вопросы записывают в таблицу. |
Информационный |
И: Что нам нужно знать, чтобы заполнить таблицу? О древних играх мы можем узнать из учебника. Прочитайте §33 учебника [1]. И, Ф помогают осмыслить текст, заполнить таблицу, направляют деятельность групп. И: Какая команда первой справилась с заданием? Получите награды. Ребята, а у нас в школе есть такое место, где можно провести Олимпийские игры? Давайте проведем свои спортивные игры. |
Как происходили древние и современные игры. Читают текст в новых группах фрагментами, прорабатывают его, заполняют свою часть таблицы. Затем собираются в прежние группы, рассказывают свою часть текста, помогают заполнить таблицу целиком. Награждаются медалями, имеющими золотистый и серебряный, бронзовый блеск (сделаны из бумаги). Спортзал. Переходят в спортзал школы. |
Практический |
И, Ф с помощью старших ребят проводят соревнования подобно древним Олимпийским играм в шуточной форме. (Начало -Приложение 3). Ф: 1-й вид соревнований: метание копья. И: Что является копьем у наших учеников? Судьи фиксируют результаты. Ф: 2-й вид соревнований: метание диска. Судьи фиксируют результаты. Ф: 3-й вид соревнований- борьба. Судьи фиксируют результаты. И: 4-й вид соревнований: бег с оружием. Судьи фиксируют результаты. Ф: 5-й вид соревнований: гонки на колесницах. Судьи фиксируют результаты. Ф: 6-й вид соревнований прыжки в длину. (Последовательность соревнований может быть изменена). Главный судья: Соревнования закончены. Выносится стол, на котором заготовлены награды- «венки из оливы» (сделаны из бумаги). Называет имя победителя, награждает. |
Переодеваются в спортивную форму, берут в спортзал свою одежду (куртки, шапки), портфели – складывают на скамейке; участвуют в соревнованиях Метание ручек (Можно приготовить легкие копья их рулонов бумаги) Метание картонных дисков с соблюдением техники метания. «Петушиные бои» (в кругу диаметром 1-1,5 метра соперники держа одну ногу рукой выталкивают друг друга плечом, побеждает оставшийся в кругу). Две команды учеников по очереди пробегают определенную дистанцию в полном «обмундировании»: в зимней одежде и с портфелями, полными учебниками и принадлежностями. По одному ученику из каждой команды становятся «возничими», остальные – связкой лошадей, за шеями «колесницы» протягивается скакалка, у двух крайних- проходит под руками, концы передаются «возничему». 12 раз надо пробежать вокруг меток, которые находятся в 5-10 метрах друг от друга. Прыжки с места с гирями в руках. Подходят, получают награды. Все при этом произносят: «Слава победителю!» |
Рефлексивный |
И: Составьте синквейн «О, Олимпиада!» |
Записывают в тетрадях, зачитывают. |
Приложение 1.
Древние греки, античные греки,
Многим прославились греки навеки.
Даже порой удивленье берет:
Ну, до чего знаменитый народ!
Храбро с врагами они воевали,
Мудрые мифы они создавали,
С детства знакомы любому из нас
И Прометей, и Геракл, и Атлас.
Древние греки моря бороздили,
Время для спорта они находили,
И Олимпийские игры они
Тоже придумали в давние дни! [2, с. 18]
Приложение 2.
Современные Олимпиады |
Вопросы для сравнения |
Древние Олимпийские игры |
|
Где происходили? |
|
|
Сколько дней происходили? |
|
|
Как готовились спортсмены? |
|
|
Как начинались соревнования? |
|
|
По каким видам спорта происходили соревнования? |
|
|
В чем выступали спортсмены? |
|
|
Какие награды получали? |
|
|
Каких известных спортсменов – победителей Олимпийских игр мы знаем? |
|
|
|
|
|
|
|
Приложение 3.
Звучат фанфары, выходят судьи в наброшенных гиматиях (легких покрывалах).
Главный судья: Приветствую вас, атлеты Эллады. Боги приняли наши жертвы, соревнования могут начаться, забудьте ссоры друг с другом. Кто из атлетов произнесет клятву?
(Выбирается самый спортивный)
Атлет (можно по бумажке): Клянемся Олимпийскими богами, клянемся нашими полями, садами и землей наших предков, что будем соревноваться честно, без применения хитростей и неразрешенных средств. Да победит сильнейший!
Главный судья: Клянусь Олимпийскими богами, клянусь свободой нашей страны, полями и садами, что будем честно судить соревнования и выносить справедливые решения. Да победит сильнейший!
Литература:
-
Вигасин А.А. История Древнего мира: Учеб. Для 5 кл. общеобразоват. Учреждений/ А.А. Вигасин, Г.И. Годер, И.С. Свенцицкая.- 8-е изд., перераб.-М.: Просвещение, 2012
-
Я познаю мир: Дет. Энцикл.: Культура / Авт.-сост. Н.В. Чудакова; Худож. А.В. Кардашук, Е.В. Дедова. – М.: ООО «Издательство АСТ», 2001
- Международный вебинар «Рисование ватными палочками как нетрадиционная техника рисования и метод коррекции психических состояний дошкольников»
- Подготовка к олимпиадам на уроках математики в 5–6 классах
- Вебинар «Основные правила и способы информирования инвалидов, в том числе граждан, имеющих нарушение функции слуха, зрения, умственного развития, о порядке предоставления услуг на объекте, об их правах и обязанностях при получении услуг»
- Международный вебинар «Решение задач речевого развития детей в программе “Социокультурные истоки”: работаем в соответствии с ФГОС ДО и ФОП ДО»
- Вебинар «Речевое развитие детей раннего возраста в игровой деятельности»
- Вебинар «Стресс и ребенок: обучение способам адекватного реагирования на стрессовые ситуации, игры и упражнения на развитие умения управлять эмоциями, конструктивно разрешать конфликты»