Познавательный проект "Загадочный мир насекомых " для детей среднего дошкольного возраста
ЗАДАЧИ:
• Расширить представления детей о жизни насекомых в процессе познавательной деятельности.
Формировать навыки исследовательской деятельности.
Дать детям начальное представление о приспособленности насекомых к среде обитания.
Расширять представления детей о некоторых насекомых.
Продолжать воспитывать любовь к природе и бережное отношение к ней.
ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЕКТ «Загадочный мир насекомых»
Автор проекта |
Торгашинова Е. Ю., воспитатель высшей квалификационной категории. |
База экспериментальной работы |
Муниципальное дошкольное образовательное бюджетное учреждение «Медведевский детский сад № 1 «Ягодка» |
Адрес |
452000, Республика Марий Эл, пгт Медведево, ул. Шумелёва, 8 e-mail: sadik-yagodka@mail.ru |
Срок работы по проекту |
1 месяц |
Участники проекта |
Дети, воспитатели, музыкальный руководитель, родители детей. |
Возраст детей |
4-5 лет |
Материально-технические ресурсы |
Групповое помещение, прогулочные площадки, музыкальный зал, цветники, учебно-методическое обеспечение, компьютер и его комплектующие, проектор, музыкальный центр, фотокамера |
АКТУАЛЬНОСТЬ: Когда присядешь отдохнуть на согретый летним солнышком лесной пригорок, то невольно диву даёшься: какая интересная жизнь кипит кругом! И муравей, и божья коровка, и кузнечик, и бабочка - насекомые. Они малы и часто незаметны, но играют большую роль в жизни планеты. Множество разных личинок жуков рыхлят землю, делая ее плодородной, пчелы опыляют растения, божьи коровки уничтожают тлю. Некоторые насекомые поедают зеленые листья. В живой природе все связано! Без насекомых не могли бы существовать птицы, остались бы без вкусного обеда ящерицы, летучие мыши и многие другие. Детям, начиная с младшего возраста надо помочь пробудить интерес к окружающему миру, почувствовать красоту родной природы, воспитать внимательное и бережное отношение ко всему живому.
ЦЕЛЬ: Расширение кругозора и экологических представлений у детей дошкольного возраста.
ЗАДАЧИ:
-
Расширить представления детей о жизни насекомых в процессе познавательной деятельности.
-
Формировать навыки исследовательской деятельности.
-
Дать детям начальное представление о приспособленности насекомых к среде обитания.
-
Расширять представления детей о некоторых насекомых (муравей, бабочка, жук, божья коровка) обитающих в республике.
-
Продолжать воспитывать любовь к природе и бережное отношение к ней,формировать у детей умение взаимодействовать с окружающим миром и гуманное отношение к природе.
-
Организовать успешное взаимодействие детей.
ГИПОТЕЗА:Если ребенка научить понимать всю важность роли насекомых в экологической цепи, то он, несомненно, будет ценить и беречь все, что его окружает.
ПРЕДПОЛАГАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ:
-
У детей сформируется стремление к исследованию объектов природы, они научатся делать выводы, устанавливать причинно-следственные связи.
-
Дети различают и называют насекомых(бабочка, божья
коровка, муравей…).
-
Имеют простейшие представления о некоторых особенностях внешнего вида (форма тела, количество ног, наличие крыльев), способах передвижения (прыгает, летает, ползает, бегает), издают звуки (стрекочет, жужжит).
-
Знают о пользе и вреде насекомых, которую приносят людям, растениям.
-
Делают элементарные выводы и делятся впечатлениями об окружающем мире, своими познаниями.
-
Дети будут бережно относиться к природе, будут стремиться к правильному поведению по отношению к насекомым.
-
ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ РАБОТА:
-
Подбор иллюстративного материала по теме «Насекомые»;
-
знакомство с литературными произведениями: К. Чуковский «Муха-Цокотуха»; А. Бианки «Как муравьишка домой спешил», «Паучок – пилот», С. Михалков «Академия наук», Г. Х. Андерсен «Дюймовочка», Г. Скребицкий «Счастливый жучок», В. Зотов из книги «Лесная мозайка» («Божья коровка», «Кузнечик», «Майский жук»), К. Ушинский «Пчёлки на разведках», Г. Глушнёв «Кузнечик и кузнечики»,
-
разучивание стихов о насекомых, пальчиковой гимнастики, загадывание загадок;
-
прослушивание аудиозаписи А. Чайковского «Вальс цветов»;Н. Римского-Корсакова «Полёт шмеля»,
-
просмотр мультфильмов «Пчёлка Майя», «Лунтик», «Под грибом», «Дюймовочка».
ФОРМЫ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ:
-
Беседы;
-
Игры;
-
Занятия;
-
Презентации;
-
Развлечение.
ФОРМЫ РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ:
-
Беседы;
-
Консультации;
-
Выставка.
МЕТОДЫ И ПРИЁМЫ:
-
Игра;
-
Моделирование ситуаций;
-
Воспитывающие ситуации;
-
Непосредственное наблюдение;
-
Рассматривание;
-
Беседа;
-
Уточнение и пояснение малознакомых понятий;
-
Сравнения;
-
Заучивание наизусть несложных стихотворений, загадок;
-
Эвристические вопросы (Кто?, Зачем?, Где? Что?);
-
Поощрение;
-
Экологическая эмпатия;
-
Экологические ожидания;
-
Экологическая забота;
-
Организация выставок;
-
Создание ситуации успеха;
-
Музыкальные загадки;
-
Личный пример взрослого.
ПЛАН
МЕРОПРИЯТИЙ ПО РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА
ЭТАПЫ ПРОЕКТА
I этап
Подготовительный
-
Изучение методической, познавательной, художественной литературы, дидактического материала по заданной теме;
-
Определение цели, задач, основных направлений по реализации проекта;
-
Изучение и анализ инновационного опыта педагогов;
-
Создать условия для ознакомления детей с насекомыми;
-
Провести диагностический опрос детей.
- каких насекомых вы знаете?
- как вы думаете, зачем нужны насекомые?
-какую пользу приносят насекомые?
-какой вред наносят насекомые?
II этап
Основной
«ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ»
Рассматривание альбома «Насекомые»
Цель: Развивать любознательность.
Беседы «Кто такие санитары леса», «Зачем бабочки нужны»,
«Чем опасны гусеницы»
Презентация «Кто приносит мед?»
Цель: Совершенствовать знания о насекомых, воспитывать доброжелательное отношение к маленьким соседям по планете.Побуждать участвовать в беседе, отвечать на вопросы, задавать их, развивать связную речь.
«Веселая полянка»
Цель: Совершенствовать естественно-научные представления детей о насекомых.
Занятие «Насекомые»
Цель: Развивать познавательные способности, активизировать словарь по теме«Насекомые».
Дидактическая игра «Бабочка»
Цель: совершенствование тонкой моторики.
Дидактические игры:
«Где чей дом?»,«Посчитай точки у божьей коровки», «Бабочка и цветок», «Нелепицы», «Найди лишнего», «Бабочка», «Сложи картинку», «Часть – целое», «Карточная викторина», «Лабиринт», «Друзья спешат на день рождения к паучку»», «Найди 10 отличий», «Лото «Насекомое».
Цель: Закрепить знание об условиях их обитания, развивать логическое мышление, внимание.
Задания на прогулке:
- Покажи бабочку, которая сидит на цветке.
- Покажи бабочку, которая летает над цветами.
- Покажи жука, который сидит на листке.
- Покажи жучка, который ползает по травинке.
«Устройство клумбы и посадка цветов для привлечения бабочек и пчел». Цель:Формировать трудовые умения навыки, воспитывать любовь и бережное отношение ко всему живому.
«Многие шестиногие» (выкладывание из камешков, ракушек и другого природного материала)
Цель: Развивать творчество, мелкую моторику рук, доставлять радость детям.
Просмотр видео – фото-сюжетов, мультимедийных презентаций.
«РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ»
Обогащение словарного запаса: |
|
Существительные: жук, муха, комар, пчела, стрекоза, божья коровка,лапки, головка. Глаголы: летает, жужжит, кусает, виться, порхать, летать, собирать. Прилагательные: большой, маленький, проворный, кусачий, медовый, хрупкий, лёгкий. |
|
Отгадывание загадок «Загадки, которые мы любим»
Цель: Учить внимательно, слушать и понимать загадку, обратить внимание на рифмы- подсказки, развитие смекалки
Дидактические и словесные игры:
"Кто лишний", "Угадай по описанию", "Летает, не летает", "Найди отличия", "Подбери по цвету", "Подбери пару"
Цель: Развивать зрительную память, логическое мышление.
Упражнение «Назови ласково»
Цель:Упражнять в словообразовании, в употреблении существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами.
«Посчитай нас и обозначь количество»
Цель: Учить согласовывать числительное с существительным, соотносить количество и цифру(число).
Упражнения на развитие речевого дыхания:
«Подуй на бабочку».
Цель: совершенствование артикуляторной моторики и речевого дыхания, закрепление произношения поставленных звуков.
«О чем могут разговаривать пчела и цветок?»
Цель: Активизация словаря и творческого мышления.
Составление описательного рассказа о насекомых с опорой на картинку
Цель: Развивать речь,наблюдательность.
Ситуативная беседа «Если бы не прилетел комарик, кто бы помог спасти муху?»
Цель: Развивать детское речетворчество с использованием условного наклонения.
Чтение:
«Как муравьишка домой спешил», «Кто, где живет?» В.Бианки, «Жук на ниточке»Э.Ю. Шит,«Сказка про Комара-Комаровича» Д.Мамин-Сибиряк,«Божья коровка», «Кузнечик»В.Зотов, «Лечебница под сосной» В. Песков, «Светлячок» Т. Белозеров.
Цель:Закреплять знания о жизни насекомых через чтение художественной литературы, учить детей слушать, отвечать на вопросы.
Заучивание стихотворений о насекомых.«Я ловила комара», «Надоедливая гостья», «Рыжеусый хулиган» Т. Шорыгина, «Разговор лютика и жучка» И.Токмакова (на выбор).
Цель: Формировать интерес к поэтическому слову, развивать память, выразительность речи.
«СОЦИАЛЬНО – КОММУНИКАТИВНОЕ РАЗВИТИЕ»
Формирование основ безопасного поведения в природе: беседы с детьми на темы:
Цель: Формировать знания о защите от насекомых, сознательное отношение к собственному здоровью.
«Осы и пчелы», «Держитесь подальше от гусениц», «Живые опасности», «Правила поведения при встрече с опасными насекомыми», «Почему нельзя ловить бабочек»; «Осторожно на лугу», «Что делать, если укусила пчела?»
«ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ЭСТЕТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ»
Рисование «Бабочка».
Цель: Учить самостоятельно рисовать предметы, состоящие из симметричных частей. Учить украшать предмет яркими цветами и красивыми узорами. Развивать творчество, воображение.
Аппликация «Бабочка».
Цель: Учить самостоятельно украшать аппликацию, соблюдая симметрию. Учить располагать предмет в центре листа.
Ручной труд («Оригами») «Божья коровка», «Бабочка».
Цель: Развивать мелкую моторику рук, воображение, навыки конструирования из бумаги.
Рисунки на асфальте «Веселые букашки»
Цель:Учить умению отражать свои наблюдения в рисунках, используя изобразительные навыки, закреплять знания о насекомых.
Слушание:Н.А.Римский-Корсаков «Полет шмеля», Франсуа Куперен « Бабочки»
Игровое упражнение «Гусеница»
Цель:Приобщать к музыкальному искусству, побуждать детей высказывать свое отношение к музыке.
«ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ»
Пальчиковая гимнастика
«Паучок», «Фонарик», «Сороконожка», «Пчела».
Цель: Развивать моторику рук, речь.
Зрительная гимнастика
«Бабочка», «Жук»
Цель: Формировать умение снимать мышечные зажимы.
Физкультминутка
«Кузнечики», « Насекомые», «Гусеница».
Цель: Снятие статического напряжения.
Подвижные игры:
«Медведь и пчелы», «Ловишки-муравьишки», «Превращение», «Жуки рогачи».
Цель: Учить выполнять роль ведущего, поддерживать добрый дух соперничества.
«Поймай комара»
Цель: Упражнять в подпрыгивании до предмета.
«Птички, бабочки», «День, ночь».
Цель: Развивать двигательную активность, закреплять знания о способах передвижения насекомых.
Общеразвивающие упражнения
«Бабочка»
Цель: тренировать навык правильной осанки
«Гусеница»
Цель: развитие подвижности позвоночника
«Муравей»
Цель: укрепление мышц нижних конечностей и плечевого пояса
«Пчёлка»
Цель: повышать гибкость в плечевых и лучезапястных локтевых суставах, увеличивать силовую выносливость мышц плечевого пояса
«Стрекоза»
Цель: развивать координацию движений, силу рук, ног, спины.
«ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С СЕМЬЯМИ ДЕТЕЙ»
Консультации:«Укусы насекомых»,«Как привить любовь к природе».«Что читать детям о насекомых»; «Как учить с детьми стихи дома»;
Наблюдение за насекомыми во время семейных прогулок.
Оформление альбома «Удивительный мир насекомых».
Выставка совместного творчества детей и родителей«Шестиногие малыши»
Цель: Повышение уровня экологических знаний родителей.
III этап
Заключительный
Театрализованное представление «В гостях у Мухи-Цокотухи»
Цель: Привлечь детей к творческой деятельности, содействовать развитию индивидуальных творческих способностей. Закреплять знания о насекомых.
Вывод
В период работы над проектом у детей пополнился словарный запас.Сформировались навыки элементарной исследовательской деятельности. Дети знают для чего нужны насекомые, полезны они или вредны, где живут, какое строение имеют и т.д. Проект способствовал развитию у детей творческих способностей, расширилсяпознавательный интерес к насекомым. Дети могут составлять простейшие экологические цепочки, проявляют радость от общения с природой.
Приложение № 1
Рисунок Анализ усвоения знаний детьми по проекту
«Загадочный мир насекомых»
Вопросы детям |
Ответы детей |
|
До реализации проекта |
После реализации проекта |
|
Каких насекомых вы знаете? |
Бабочка, муха, комар, жук, бабочка-коробочка |
Божья-коровка, сороконожка, оса, пчела, стрекоза, шмель, слепень, светлячок, бабочки: лимонница, крапивница, белянка. |
Где живут насекомые? |
На улице, дома, в траве, на цветах |
Бабочка спит в цветах, муравьи в муравейнике, пчелы в улье, оса в гнезде, шмель в норке в земле |
Какой вред наносят? |
Кусают, жужжат |
Грызут листья, деревья червяки (личинки жуков) и гусеницы; переносят микробы мухи, тараканы; жалят пчелы, осы, шмели; кусаются комары и мухи |
Какую пользу приносят? |
Красивые, ползают, летают, делают мед |
Переносят пыльцу бабочки пчелы; лечат зверей, птиц, насекомых пчелы, муравьи; убивают вредителей божьи коровки, птицы их едят и кормят птенцов. |
Используемая программно-методическая литература:
-
ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ. Основная образовательная программа дошкольного образования /Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой.-3-е изд., испр. и доп.- М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2015.
-
Николаева С. Н. Юный эколог. Система работы в средней группе детского сада. Для занятий с детьми 4-5 лет.-М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010.
-
Алябьева, Е.А. Как организовать работу с детьми летом. Ч. 1-2. –М.: ТЦ Сфера, 2012. – 128 с.
-
Алябьева, Е. А. Тематические дни и недели в детском саду: Планирование и конспекты. – М.: ТЦ Сфера, 2005. – 160 с.
-
Блинова, Г.М. Познавательное развитие.- М.: ТЦ Сфера, 2009.
-
Затулина, Г.Я. Конспекты комплексных занятий по развитию речи (средняя группа).- М., 2008.
-
Колдина, Д.Н. Рисование с детьми 4-5 лет - М.: Мозаика-Синтез, 2009.
-
Колдина, Д.Н. Аппликация с детьми 4-5 лет. - М.: Мозаика-Синтез, 2011.
-
Нищева, Н. В. Картотеки методических рекомендаций для родителей дошкольников с ОНР. – СПб.: ДЕТСВО-ПРЕСС, 2010. – 240 с.
-
Полякевич, Ю.В., Осинина, Г.Н. Формирование коммуникативных навыков у детей 3-7лет. – Волгоград: Издательство "Учитель", 2010.
-
Овчинникова, Т. С., Потапчук А. А. Двигательный игротренинг для дошкольников. – СПб.: Речь; М.: Сфера, 2009. – 176 с.
-
Программа «Изи памаш» («Родничок») (Сост. Н. В. Казакова, Т. Н. Кудрявцева). – Йошкар-Ола: Марийский институт образования, 2000. – 56 с.
-
Трясорукова, Т. П. Вместе с мамой отгадай загадку и раскрась отгадку/ Т. П. Трясорукова. – Ростов н/Д: Феникс, 2012. – 45 с.
-
Шорыгина, Т.А. Насекомые. Какие они? – М.: Издательство ГНОМ и Д, 2010.
- Вебинар «Основные правила и способы информирования инвалидов, в том числе граждан, имеющих нарушение функции слуха, зрения, умственного развития, о порядке предоставления услуг на объекте, об их правах и обязанностях при получении услуг»
- Международный вебинар «Ключевые аспекты Реджио-подхода в контексте вызовов 21 века и развития компетентностной модели образования»
- Вебинар «Формирование детского коллектива как основа позитивной социализации»
- Международный вебинар «Этапы реализации методики обучения чтению В. Воскобовича»
- Международный вебинар «Решение задач речевого развития детей в программе “Социокультурные истоки”: работаем в соответствии с ФГОС ДО и ФОП ДО»
- Вебинар «Игровая деятельность, направленная на развитие социально-коммуникативных навыков дошкольников: воспитываем эмпатию, развиваем умение договариваться и устанавливать контакты, осваиваем способы разрешения конфликтных ситуаций»
прошу Вас удалить все фотографии с изображениями несовершеннолетних из текстового файла и презентации проекта. Их публикация нарушает критерии закона о защите персональных данных. Заранее Вам благодарен.
С уважением, С.А. Колодин.