В вашем браузере отключен JavaScript. Из-за этого многие элементы сайта не будут работать. Как включить JavaScript?

Учебно-Методический портал
Уважаемые слушатели и пользователи портала УчМет!
«Издательство «Учитель» и «Международный центр образования и социально-гуманитарных исследований» внесены в перечень
образовательных организаций на Едином федеральном портале дополнительного профессионального образования. Подробнее

Познавательный проект "Загадочный мир насекомых " для детей среднего дошкольного возраста

Познавательный проект "Загадочный мир насекомых " для детей среднего дошкольного возраста

Елена Торгашинова
Тип материала: другое
просмотров: 3148 комментариев: 1
Краткое описание
ЦЕЛЬ: Расширение кругозора и экологических представлений у детей дошкольного возраста.
ЗАДАЧИ:
•    Расширить представления детей о жизни насекомых в процессе познавательной деятельности.
Формировать навыки исследовательской деятельности.
Дать детям начальное представление о приспособленности насекомых к среде обитания.
Расширять  представления детей о некоторых насекомых.
Продолжать воспитывать любовь к природе и бережное отношение к ней.
Теги: 

Дистанционное обучение педагогов по ФГОС по низким ценам

Вебинары, курсы повышения квалификации, профессиональная переподготовка и профессиональное обучение. Низкие цены. Более 19500 образовательных программ. Диплом госудаственного образца для курсов, переподготовки и профобучения. Сертификат за участие в вебинарах. Бесплатные вебинары. Лицензия.

Файлы
проект Насекомые 2020.docx Скачать

ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЕКТ «Загадочный мир насекомых»


















Автор проекта


















Торгашинова Е. Ю., воспитатель высшей квалификационной категории.



База экспериментальной работы

Муниципальное дошкольное образовательное бюджетное учреждение «Медведевский детский сад № 1 «Ягодка»


Адрес


452000, Республика Марий Эл, пгт Медведево, ул. Шумелёва, 8

e-mail: sadik-yagodka@mail.ru

сайт:http://edu.mari.ru/mouo-medvedevo/dou1/default.aspx


Срок работы

по проекту


1 месяц


Участники проекта


Дети, воспитатели, музыкальный руководитель, родители детей.


Возраст детей


4-5 лет


Материально-технические ресурсы


Групповое помещение, прогулочные площадки, музыкальный зал, цветники, учебно-методическое обеспечение, компьютер и его комплектующие, проектор, музыкальный центр, фотокамера



АКТУАЛЬНОСТЬ: Когда присядешь отдохнуть на согретый летним солнышком лесной пригорок, то невольно диву даёшься: какая интересная жизнь кипит кругом! И муравей, и божья коровка, и кузнечик, и бабочка - насекомые. Они малы и часто незаметны, но играют большую роль в жизни планеты. Множество разных личинок жуков рыхлят землю, делая ее плодородной, пчелы опыляют растения, божьи коровки уничтожают тлю. Некоторые насекомые поедают зеленые листья. В живой природе все связано! Без насекомых не могли бы существовать птицы, остались бы без вкусного обеда ящерицы, летучие мыши и многие другие. Детям, начиная с младшего возраста надо помочь пробудить интерес к окружающему миру, почувствовать красоту родной природы, воспитать внимательное и бережное отношение ко всему живому.

ЦЕЛЬ: Расширение кругозора и экологических представлений у детей дошкольного возраста.

ЗАДАЧИ:

  • Расширить представления детей о жизни насекомых в процессе познавательной деятельности.

  • Формировать навыки исследовательской деятельности.

  • Дать детям начальное представление о приспособленности насекомых к среде обитания.

  • Расширять представления детей о некоторых насекомых (муравей, бабочка, жук, божья коровка) обитающих в республике.

  • Продолжать воспитывать любовь к природе и бережное отношение к ней,формировать у детей умение взаимодействовать с окружающим миром и гуманное отношение к природе.

  • Организовать успешное взаимодействие детей.


ГИПОТЕЗА:Если ребенка научить понимать всю важность роли насекомых в экологической цепи, то он, несомненно, будет ценить и беречь все, что его окружает.

ПРЕДПОЛАГАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ:

  • У детей сформируется стремление к исследованию объектов природы, они научатся делать выводы, устанавливать причинно-следственные связи.

  • Дети различают и называют насекомых(бабочка, божья

коровка, муравей…).

  • Имеют простейшие представления о некоторых особенностях внешнего вида (форма тела, количество ног, наличие крыльев), способах передвижения (прыгает, летает, ползает, бегает), издают звуки (стрекочет, жужжит).

  • Знают о пользе и вреде насекомых, которую приносят людям, растениям.

  • Делают элементарные выводы и делятся впечатлениями об окружающем мире, своими познаниями.

  • Дети будут бережно относиться к природе, будут стремиться к правильному поведению по отношению к насекомым.

  • ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ РАБОТА:

  • Подбор иллюстративного материала по теме «Насекомые»;

  • знакомство с литературными произведениями: К. Чуковский «Муха-Цокотуха»; А. Бианки «Как муравьишка домой спешил», «Паучок – пилот», С. Михалков «Академия наук», Г. Х. Андерсен «Дюймовочка», Г. Скребицкий «Счастливый жучок»,  В. Зотов из книги «Лесная мозайка» («Божья коровка», «Кузнечик», «Майский жук»), К. Ушинский «Пчёлки на разведках», Г. Глушнёв «Кузнечик и кузнечики»,

  • разучивание стихов о насекомых, пальчиковой гимнастики, загадывание загадок;

  • прослушивание аудиозаписи А. Чайковского «Вальс цветов»;Н. Римского-Корсакова «Полёт шмеля»,

  • просмотр мультфильмов «Пчёлка Майя», «Лунтик», «Под грибом», «Дюймовочка».IMG_9199


ФОРМЫ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ:

  • Беседы;

  • Игры;

  • Занятия;

  • Презентации;

  • Развлечение.

ФОРМЫ РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ:

  • Беседы;

  • Консультации;241.jpg

  • Выставка.


МЕТОДЫ И ПРИЁМЫ:

  • Игра;

  • Моделирование ситуаций;

  • Воспитывающие ситуации;

  • Непосредственное наблюдение;

  • Рассматривание;

  • Беседа;

  • Уточнение и пояснение малознакомых понятий;

  • Сравнения;

  • Заучивание наизусть несложных стихотворений, загадок;

  • Эвристические вопросы (Кто?, Зачем?, Где? Что?);

  • Поощрение;

  • Экологическая эмпатия;

  • Экологические ожидания;

  • Экологическая забота;

  • Организация выставок;

  • Создание ситуации успеха;

  • Музыкальные загадки;

  • Личный пример взрослого.



ПЛАН

МЕРОПРИЯТИЙ ПО РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА


ЭТАПЫ ПРОЕКТА

I этап

Подготовительный

  • Изучение методической, познавательной, художественной литературы, дидактического материала по заданной теме;

  • Определение цели, задач, основных направлений по реализации проекта;

  • Изучение и анализ инновационного опыта педагогов;

  • Создать условия для ознакомления детей с насекомыми;

  • Провести диагностический опрос детей.

- каких насекомых вы знаете?

- как вы думаете, зачем нужны насекомые?

-какую пользу приносят насекомые?

-какой вред наносят насекомые?

II этап

Основной


«ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ»


Рассматривание альбома «Насекомые»

Цель: Развивать любознательность.

Беседы «Кто такие санитары леса», «Зачем бабочки нужны»,

«Чем опасны гусеницы»

Презентация «Кто приносит мед?»

Цель: Совершенствовать знания о насекомых, воспитывать доброжелательное отношение к маленьким соседям по планете.Побуждать участвовать в беседе, отвечать на вопросы, задавать их, развивать связную речь.

«Веселая полянка»

Цель: Совершенствовать естественно-научные представления детей о насекомых.

DSC03207


DSC03203












Занятие «Насекомые»

Цель: Развивать познавательные способности, активизировать словарь по теме«Насекомые».

IMG_5390

E:\садик работа\фото по работе подг гр\занятие Е. Ю. Торгашиновой насекомые\IMG_5381.JPG











Дидактическая игра «Бабочка»

Цель: совершенствование тонкой моторики.

IMG_9118












Дидактические игры:

«Где чей дом?»,«Посчитай точки у божьей коровки», «Бабочка и цветок», «Нелепицы», «Найди лишнего», «Бабочка», «Сложи картинку», «Часть – целое», «Карточная викторина», «Лабиринт», «Друзья спешат на день рождения к паучку»», «Найди 10 отличий», «Лото «Насекомое».

Цель: Закрепить знание об условиях их обитания, развивать логическое мышление, внимание.

Задания на прогулке:

- Покажи бабочку, которая сидит на цветке.

- Покажи бабочку, которая летает над цветами.

- Покажи жука, который сидит на листке.

- Покажи жучка, который ползает по травинке.

«Устройство клумбы и посадка цветов для привлечения бабочек и пчел». Цель:Формировать трудовые умения навыки, воспитывать любовь и бережное отношение ко всему живому.IMG_9141

«Многие шестиногие» (выкладывание из камешков, ракушек и другого природного материала)

Цель: Развивать творчество, мелкую моторику рук, доставлять радость детям.

IMG_9114




E:\садик работа\фото по работе подг гр\занятие Е. Ю. Торгашиновой насекомые\IMG_5387.JPG













Просмотр видео – фото-сюжетов, мультимедийных презентаций.



«РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ»

Обогащение словарного запаса:


Существительные: жук, муха, комар, пчела, стрекоза, божья коровка,лапки, головка.

Глаголы: летает, жужжит, кусает, виться, порхать, летать, собирать.

Прилагательные: большой, маленький, проворный, кусачий, медовый, хрупкий, лёгкий.


Отгадывание загадок «Загадки, которые мы любим»

Цель: Учить внимательно, слушать и понимать загадку, обратить внимание на рифмы- подсказки, развитие смекалки

Дидактические и словесные игры:

"Кто лишний", "Угадай по описанию", "Летает, не летает", "Найди отличия", "Подбери по цвету", "Подбери пару"

Цель: Развивать зрительную память, логическое мышление.

Упражнение «Назови ласково»

Цель:Упражнять в словообразовании, в употреблении существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами.




«Посчитай нас и обозначь количество»

Цель: Учить согласовывать числительное с существительным, соотносить количество и цифру(число).


Упражнения на развитие речевого дыхания:

«Подуй на бабочку».

Цель: совершенствование артикуляторной моторики и речевого дыхания, закрепление произношения поставленных звуков.


IMG_9123














«О чем могут разговаривать пчела и цветок?»

Цель: Активизация словаря и творческого мышления.

Составление описательного рассказа о насекомых с опорой на картинку

Цель: Развивать речь,наблюдательность.

Ситуативная беседа «Если бы не прилетел комарик, кто бы помог спасти муху?»

Цель: Развивать детское речетворчество с использованием условного наклонения.

Чтение:

«Как муравьишка домой спешил», «Кто, где живет?» В.Бианки, «Жук на ниточке»Э.Ю. Шит,«Сказка про Комара-Комаровича» Д.Мамин-Сибиряк,«Божья коровка», «Кузнечик»В.Зотов, «Лечебница под сосной» В. Песков, «Светлячок» Т. Белозеров.

Цель:Закреплять знания о жизни насекомых через чтение художественной литературы, учить детей слушать, отвечать на вопросы.

Заучивание стихотворений о насекомых.«Я ловила комара», «Надоедливая гостья», «Рыжеусый хулиган» Т. Шорыгина, «Разговор лютика и жучка» И.Токмакова (на выбор).

Цель: Формировать интерес к поэтическому слову, развивать память, выразительность речи.





«СОЦИАЛЬНО – КОММУНИКАТИВНОЕ РАЗВИТИЕ»

Формирование основ безопасного поведения в природе: беседы с детьми на темы:

Цель: Формировать знания о защите от насекомых, сознательное отношение к собственному здоровью.

«Осы и пчелы», «Держитесь подальше от гусениц», «Живые опасности», «Правила поведения при встрече с опасными насекомыми», «Почему нельзя ловить бабочек»; «Осторожно на лугу», «Что делать, если укусила пчела?»


«ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ЭСТЕТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ»

Рисование «Бабочка».

Цель: Учить самостоятельно рисовать предметы, состоящие из симметричных частей. Учить украшать предмет яркими цветами и красивыми узорами. Развивать творчество, воображение.

IMG_9201

IMG_9109










Аппликация «Бабочка».

Цель: Учить самостоятельно украшать аппликацию, соблюдая симметрию. Учить располагать предмет в центре листа.

Ручной труд («Оригами») «Божья коровка», «Бабочка».

Цель: Развивать мелкую моторику рук, воображение, навыки конструирования из бумаги.

Рисунки на асфальте «Веселые букашки»

Цель:Учить умению отражать свои наблюдения в рисунках, используя изобразительные навыки, закреплять знания о насекомых.

IMG_9075IMG_9070

Слушание:Н.А.Римский-Корсаков «Полет шмеля», Франсуа Куперен « Бабочки»

Игровое упражнение «Гусеница»

Цель:Приобщать к музыкальному искусству, побуждать детей высказывать свое отношение к музыке.

«ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ»

Пальчиковая гимнастика

«Паучок», «Фонарик», «Сороконожка», «Пчела».

Цель: Развивать моторику рук, речь.

Зрительная гимнастика

«Бабочка», «Жук»

Цель: Формировать умение снимать мышечные зажимы.

Физкультминутка

«Кузнечики», « Насекомые», «Гусеница».

Цель: Снятие статического напряжения.

Подвижные игры:

«Медведь и пчелы», «Ловишки-муравьишки», «Превращение», «Жуки рогачи».

Цель: Учить выполнять роль ведущего, поддерживать добрый дух соперничества.

«Поймай комара»

Цель: Упражнять в подпрыгивании до предмета.

«Птички, бабочки», «День, ночь».

Цель: Развивать двигательную активность, закреплять знания о способах передвижения насекомых.

IMG_9602













Общеразвивающие упражнения

«Бабочка»

Цель: тренировать навык правильной осанки

«Гусеница»

Цель: развитие подвижности позвоночника

«Муравей»

Цель: укрепление мышц нижних конечностей и плечевого пояса

«Пчёлка»

Цель: повышать гибкость в плечевых и лучезапястных локтевых суставах, увеличивать силовую выносливость мышц плечевого пояса

«Стрекоза»

Цель: развивать координацию движений, силу рук, ног, спины.



«ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С СЕМЬЯМИ ДЕТЕЙ»


Консультации:«Укусы насекомых»,«Как привить любовь к природе».«Что читать детям о насекомых»; «Как учить с детьми стихи дома»;

Наблюдение за насекомыми во время семейных прогулок.

Оформление альбома «Удивительный мир насекомых».

Выставка совместного творчества детей и родителей«Шестиногие малыши»

Цель: Повышение уровня экологических знаний родителей.



IMG_5490



























III этап

Заключительный


Театрализованное представление «В гостях у Мухи-Цокотухи»

Цель: Привлечь детей к творческой деятельности, содействовать развитию индивидуальных творческих способностей. Закреплять знания о насекомых.

D:\с жесткого диска\Центр\насекомые\Представление детей фото муха цокотуха\IMG_9593.JPG


D:\с жесткого диска\Центр\насекомые\Представление детей фото муха цокотуха\IMG_9486.JPG









D:\с жесткого диска\Центр\насекомые\Представление детей фото муха цокотуха\IMG_9587.JPG













Вывод

В период работы над проектом у детей пополнился словарный запас.Сформировались навыки элементарной исследовательской деятельности. Дети знают для чего нужны насекомые, полезны они или вредны, где живут, какое строение имеют и т.д. Проект способствовал развитию у детей творческих способностей, расширилсяпознавательный интерес к насекомым. Дети могут составлять простейшие экологические цепочки, проявляют радость от общения с природой.


Приложение № 1


Рисунок Анализ усвоения знаний детьми по проекту

«Загадочный мир насекомых»









Вопросы детям

Ответы детей

До реализации

проекта

После реализации проекта

Каких насекомых вы знаете?

Бабочка, муха, комар, жук, бабочка-коробочка

Божья-коровка,

сороконожка,

оса, пчела, стрекоза, шмель, слепень, светлячок, бабочки: лимонница, крапивница, белянка.

Где живут насекомые?

На улице, дома, в траве, на цветах

Бабочка спит в цветах, муравьи в муравейнике, пчелы в улье, оса в гнезде, шмель в норке в земле

Какой вред наносят?

Кусают, жужжат

Грызут листья, деревья червяки (личинки жуков) и гусеницы; переносят микробы мухи, тараканы; жалят пчелы, осы, шмели; кусаются комары и мухи

Какую пользу приносят?

Красивые, ползают, летают, делают мед

Переносят пыльцу бабочки пчелы; лечат зверей, птиц, насекомых пчелы, муравьи; убивают вредителей божьи коровки, птицы их едят и кормят птенцов.







Используемая программно-методическая литература:

  1. ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ. Основная образовательная программа дошкольного образования /Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой.-3-е изд., испр. и доп.- М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2015.

  2. Николаева С. Н. Юный эколог. Система работы в средней группе детского сада. Для занятий с детьми 4-5 лет.-М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010.

  3. Алябьева, Е.А. Как организовать работу с детьми летом. Ч. 1-2. –М.: ТЦ Сфера, 2012. – 128 с.

  4. Алябьева, Е. А. Тематические дни и недели в детском саду: Планирование и конспекты. – М.: ТЦ Сфера, 2005. – 160 с.

  5. Блинова, Г.М. Познавательное развитие.- М.: ТЦ Сфера, 2009.

  6. Затулина, Г.Я. Конспекты комплексных занятий по развитию речи (средняя группа).- М., 2008.

  7. Колдина, Д.Н. Рисование с детьми 4-5 лет - М.: Мозаика-Синтез, 2009.

  8. Колдина, Д.Н. Аппликация с детьми 4-5 лет. - М.: Мозаика-Синтез, 2011.

  9. Нищева, Н. В. Картотеки методических рекомендаций для родителей дошкольников с ОНР. – СПб.: ДЕТСВО-ПРЕСС, 2010. – 240 с.

  10. Полякевич, Ю.В., Осинина, Г.Н. Формирование коммуникативных навыков у детей 3-7лет. – Волгоград: Издательство "Учитель", 2010.

  11. Овчинникова, Т. С., Потапчук А. А. Двигательный игротренинг для дошкольников. – СПб.: Речь; М.: Сфера, 2009. – 176 с.

  12. Программа «Изи памаш» («Родничок») (Сост. Н. В. Казакова, Т. Н. Кудрявцева). – Йошкар-Ола: Марийский институт образования, 2000. – 56 с.

  13. Трясорукова, Т. П. Вместе с мамой отгадай загадку и раскрась отгадку/ Т. П. Трясорукова. – Ростов н/Д: Феникс, 2012. – 45 с.

  14. Шорыгина, Т.А. Насекомые. Какие они? – М.: Издательство ГНОМ и Д, 2010.




презентация к проекту насекомые 2020.pptx Скачать
Обсуждение материала
Сергей Колодин
29.08.2020 18:45
Елена,
прошу Вас удалить все фотографии с изображениями несовершеннолетних из текстового файла и презентации проекта. Их публикация нарушает критерии закона о защите персональных данных. Заранее Вам благодарен.
С уважением, С.А. Колодин.
Для добавления отзыва, пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.
Образовательные вебинары
Подписаться на новые Расписание вебинаров