В вашем браузере отключен JavaScript. Из-за этого многие элементы сайта не будут работать. Как включить JavaScript?

Учебно-Методический портал
Новогодняя суперакция! С 17 по 19 декабря 2024 г. Скидки 72% на ВСЁ! Подробнее

Урок литературного чтения Эзоп «Лиса и виноград», Крылов «Лисица и виноград»

Урок литературного чтения Эзоп «Лиса и виноград», Крылов «Лисица и виноград»

Ольга Недодева
Тип материала: Урок
просмотров: 10203
Краткое описание
Цель: сравнить две басни, в которых рассказана одна и та же история, на материале басен Эзопа  «Лиса и виноград», И.Крылова «Лисица и виноград»

Дистанционное обучение педагогов по ФГОС по низким ценам

Вебинары, курсы повышения квалификации, профессиональная переподготовка и профессиональное обучение. Низкие цены. Более 19400 образовательных программ. Диплом госудаственного образца для курсов, переподготовки и профобучения. Сертификат за участие в вебинарах. Бесплатные вебинары. Лицензия.

Файлы
Урок литературного чтения2.doc Скачать

Урок литературного чтения

Школа: №8 п.Спирово

Класс: 3

Учитель: Недодева Ольга Николаевна

Тема: Эзоп «Лиса и виноград», Крылов «Лисица и виноград».

Цель: сравнить две басни, в которых рассказана одна и та же история, на материале басен Эзопа  «Лиса и виноград», И.Крылова «Лисица и виноград»

УУД

Познавательные:

  • работать с текстом: выделять в нем тему и основную мысль;

  • выделять информацию, заданную аспектом рассмотрения, и удерживать заявленный аспект;

  • работать с несколькими источниками информации, текстами;

  • проводить сравнительный анализ двух произведений;

  • свободно ориентироваться в корпусе учебных словарей.

Коммуникативные:

  • понимать основание разницы между двумя заявленными точками зрения и мотивированно присоединяться к одной из них или пробовать высказывать собственную точку зрения;

  • работать в паре.

Регулятивные:

  • осуществлять самоконтроль за ходом выполнения работы и полученного результата;

  • читать вслух стихотворный и прозаический тексты на основе передачи их художественных особенностей, выражения собственного отношения и в соответствии с выработанными критериями выразительного чтения.


Оборудование: учебник «Литературное чтение 3 класс 2 часть», учебник «Русский язык 3 класс 2 часть», тетрадь на печатной основе, презентация, карточки для общей таблицы.









Ход урока:

  1. Орг. Момент

- Ребята, сейчас у нас урок литературного чтения.

- Мне хочется пожелать, чтобы в связи с нашим уроком у вас проявлялись только положительные эмоции, чтобы вы на протяжении всего урока были внимательными и наблюдательными. А в голову приходили отличные идеи, мудрые мысли. От этого было прекрасное настроение!

2.Актуализация знаний

- Как называется раздел, над которым мы сейчас работаем на уроках литературного чтения? (слайд 1)

- Что значит «набираться житейской мудрости»?

- С каким новым литературным жанром мы познакомились? (слайд 2)

- Что такое басня?

- От какого слова произошло слово «басня»?

- С какими баснописцами познакомились? (слайд 3)

- Что вы можете о них рассказать? (лента времени)

- Чем отличаются басни Эзопа от басен И.А. Крылова?

- Что общего в их построении?

3. Проверка домашнего задания

- С какими баснями вы познакомились на прошлом уроке?


- История, рассказанная Иваном Крыловым, — та же самая, что и в басне Эзопа?


- Как называются такие истории, которые путешествуют во времени и известны у разных народов? (Бродячие сюжеты.)


- Дома вам нужно было выучить наизусть басню «Ворона и лисица».


- Давайте послушаем, как вы подготовились к уроку.


- Мы с вами прослушаем, а затем с помощью критериев, которые лежат у вас на столах, проанализируем чтение ребят.


КРИТЕРИИ ЧТЕНИЯ НАИЗУСТЬ

1 .Указана ли фамилия автора и название стихотворения

2. Безошибочность чтения.

3. Выразительность чтения (правильно ли расставлено логическое ударение, паузы, правильно ли выбрана интонация, темп чтения и сила голоса.)

4. Эффективное использование мимики и жестов.

4. Определение темы урока. Постановка учебной задачи.

- Сегодня ребята, мы с вами продолжим «набираться житейской мудрости» и познакомимся еще с двумя баснями.


-Кто догадался с какими? (слайд 5)


-Назовите тему нашего урока


- У нас два произведения с одинаковым названием. Авторы разные. Как вы думаете, какой будет цель нашего урока?

Цель: исследовать и сравнить басни (слайд6)

5. Работа по теме урока. Чтение и анализ басен.

Откройте учебник на с. 21 и прочитайте басню Эзопа про себя.

- Прочитаем басню вслух.


- Какое слово не понятно? (слайд 7)

(Лоза - длинный тонкий гибкий стебель некоторых кустарников …обычно винограда и корзиночной ивы)


- Кто герой? (Лисица.)


- Какая история с ней произошла?


- Кого же обманывает лисица, говоря, что виноград зелен?


- Найдите мораль. Где она находится? Прочитайте.


- Как вы её понимаете?


- Что значит «винить обстоятельства»? (слайд 8)


- Прочитайте на плакате Летучей Мыши объяснение значе­ния слова «обстоятельства».


- А теперь попробуйте объяснить значение выражения «ви­нить обстоятельства».


- На какие обстоятельства лиса свалила свою неудачу?


- Были ли у вас такие случаи в жизни, когда вы винили об­стоятельства?


- А вот Миша тоже вспомнил такой случай. Прочитаем его на с. 22.


- На какие обстоятельства Миша свалил свою неудачу?


- А вы можете так же честно и бесстрашно, как Миша, рассказать подобную историю о себе?


- Чему же учит нас басня Эзопа «Лисица и виноград»?


Физкультминутка для глаз (Слайд 9,10)



- Прочитаем еще одну басню с таким же названием. Кто ее автор?


- Послушайте басню.


(Слайд11, аудиозапись басни)


- Понравилась вам басня?


- Прочитайте басню еще раз про себя.


- Какие слова требуют объяснения? (Слайд 11)


- Где можно найти значение этих слов?


- Найдите и прочитайте их значение.



Рделись - выделялись красным цветом, краснели


Яхонты – старинное название рубина и сапфира


- Вы узнали в этой басне Крылова историю, рассказанную Эзопом? Сюжет в них одинаковый или разный?


- Как называются такие истории, которые путешествуют во времени и известны у разных народов?


- Поработайте в парах. Перечитайте басню Эзопа, а затем басню Крылова друг другу.


- В какой форме написана басня Эзопа?


- А Крылова?


- Какую басню вам интереснее читать: написанную в прозе или в стихах? Почему?

- Давайте разделимся на две группы «Знатоки басен Эзопа», «Любители басен Крылова».

Будем читать их и сравнивать?


- Какая из басен помогает вам лучше представить виноградные кисти? Прочитайте и сравните. (Слайд 12)


- В какой из басен в сюжете только факта, а в какой сюжет более подробный и выразительный?


- А поведение лисицы? Прочитайте и сравните. (Слайд 13)


- В какой из басен в сюжете только факта, а в какой сюжет более подробный и выразительный?


- Где выразительнее речь лисицы? Прочитайте и сравните. (слайд 14)


- В какой из басен в сюжете только факта, а в какой сюжет более подробный и выразительный?


- Что означает выражение «оскомину набьёшь»?

(Оскомина – боль на зубах от обильного жевания кислого).




- Так почему же басню Крылова читать интереснее?


- Вернемся к басне И.А.Крылова?


- Можно ли сказать, что лиса в басне Крылова тоже винит обстоятельства? Какие?



- Если в басне мораль?

- Все согласны, что у Крылова нет морали?

-Найдите пословицу в басне Крылова. Она может служить моралью? (слайд 15)

- Как вы ее понимаете?

- Такая мораль называется скрытой.

- Чему учит эта басня?

- Сравним две басни, работая в парах, по плану: (слайд 11)


  1. Форма изложения ( в прозе или в стихах).

  2. Сюжет (разный или одинаковый, только факты или подробный, выразительный).

  3. Герой.

  4. Построение басни (повествование, мораль)




6. Рефлексия


- Итак, ребята, какие мы с вами цели ставили в начале урока? Достигли ли мы их?

- Как вы поняли основной нравоучительный смысл этих двух басен? Чему нас учат эти басни?


7. Дом задание


у. с.21,23, выр. чит, т. с.7 задание 4



Список литературы и Интернет-ресурсы

6



Обсуждение материала
Для добавления отзыва, пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.
Образовательные вебинары
Подписаться на новые Расписание вебинаров
Задать вопрос