"Духовные родники"
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа с. Кошки
муниципального района Кошкинский Самарской области
Рабочая программа
по внеурочной деятельности
для учащихся 5-6 классов
2013 – 2014 учебный год
Направление развития личности школьника: духовно-нравственное.
Автор программы Чугунова Наталья Петровна, учитель русского языка и литературы
высшей квалификационной категории
с. Кошки
2013
Пояснительная записка.
Актуальность программы
В Концепции1 сформулирована высшая цель образования – высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный в духовных и культурных традициях российского народа.
На основе национального воспитательного идеала формулируется основная педагогическая цель – воспитание нравственного, инициативного, ответственного и компетентного гражданина России.
Воспитание гражданина страны - одно из главных условий национального возрождения. Гражданин России – это человек, любящий Родину, умеющий реагировать на изменения в обществе, защищать свое человеческое право. Понятие ГРАЖДАНСТВЕННОСТЬ предполагает освоение и реализацию ребёнком своих прав и обязанностей по отношению к себе самому, своей семье, коллективу, к родному краю, Отечеству, планете Земля. Это проблемы не только философские, социальные, экономические, но и педагогические. Важно воспитать деятельного гражданина своей Родины, а не стороннего наблюдателя. Формируя гражданина, мы, прежде всего, должны видеть в нём человека. Поэтому гражданин с педагогической точки зрения - это самобытная индивидуальность, личность, обладающая единством духовно-нравственного и правового долга.
Назначение программы. Программа «Духовные родники» реализует духовно-нравственное и исследовательское направления внеурочной деятельности для учащихся 5 – 6 классов. Главное назначение данного курса – ознакомление учащихся с культурой и историей Самарского края, воспитание патриотизма, любви и уважения к своей малой родине, её истории и культуре, формирование навыков общения со сверстниками, младшими, взрослыми, совершенствование нравственных качеств, ориентация на общечеловеческие ценности, формирование элементарной эрудиции и общей культуры. Данный курс включает региональный компонент и расширяет круг знаний.
Участники программы: учащиеся 5-6 классов.
Сроки реализации: 1 год.
Нормативно-правовая и документальная база программы:
-
Закон Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации»2;
-
Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования;
-
"СанПиН 2.4.2.2821-10. Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных организациях. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы"3.
Цель программы: создание условий для формирования и становления духовно-нравственной личности гражданина и патриота России с присущими ему ценностями, мотивами деятельности и поведения, готового служить Отечеству.
Содержание программы предполагает решение следующих задач:
-
расширить знания учащихся о своей родословной;
-
сформировать системное представление об истории и культуре малой родины - о родной школе, селе Кошки, Кошкинском районе;
-
расширить краеведческие знания о святых местах и достопримечательностях Самарского края;
-
вызвать в учащихся чувство патриотизма, ответственности за свою малую родину, уважение к родителям и землякам;
-
способствовать осознанию истории русской культуры в контексте исторических процессов и народных традиций и обычаев.
-
формировать у учащихся активную гражданскую позицию, включающую развитие ответственности за настоящее и будущее родного села.
-
формировать у учащихся навыки исследовательской деятельности.
Способы реализации программы:
-
изучение своей родословной,
-
изучение истории села Кошки, культуры Самарской губернии,
-
организация познавательной, творческой и исследовательской деятельности учащихся.
Формы, методы и средства изучения данного курса разнообразны:
-
работа с краеведческой литературой;
-
экскурсии в музеи и исторические места родного края;
-
посещение святых мест Самарского края, паломнические поездки;
-
создание мультимедийных презентаций, проектов.
В программе курса предусмотрены занятия в классе, экскурсии и исследовательская деятельность. На занятиях используются анкетирование, интервьюирование, познавательные беседы, проблемно-ценностные дискуссии, викторины, социально-моделирующие игры, ролевые игры, проектную деятельность.
Принципы построения программы:
-
Принцип деятельностного практико-ориентированного подхода, позволяющий максимально реализовать творческий и исследовательский потенциал личности, поддерживать процессы саморазвития, самоорганизации, самоконтроля и, в конечном итоге, самоактуализации личности.
-
Принцип сознательности нацеливает на формирование у школьников глубокого понимания, устойчивого интереса, осмысленного отношения к познавательной деятельности.
-
Принцип систематичности и последовательности проявляется во взаимосвязи знаний, умений, навыков.
-
Принцип непрерывности выражает закономерности построения программы как целостного процесса.
-
Принцип учёта возрастных и индивидуальных особенностей учащихся является фундаментом для формирования знаний, умений и навыков, развития функциональных возможностей организма.
-
Принцип наглядности обязывает строить процесс обучения с максимальным использованием форм привлечения органов чувств человека к процессу познания. Принцип наглядности направлен для связи чувственного восприятия с мышлением.
-
Принцип активности предполагает в учащихся высокую степень подвижности, самостоятельности, инициативы и творчества.
-
Принцип всестороннего и гармонического развития личности содействует развитию психофизических способностей, знаний, умений и навыков, осуществляемых в единстве и направленных на всестороннее – физическое, интеллектуальное, духовное, нравственное и эстетическое – развитие личности ребёнка.
-
Принцип сотрудничества, сотворчества реализуется через постоянное взаимодействие учитель – ученик – родитель – представитель общественности (ветераны, жители села, дети).
Планируемые результаты
Личностные
-
способность к адекватной самооценке с опорой на знание основных моральных норм, требующих для своего выполнения развития этических чувств, самостоятельности и личной ответственности за свои поступки в мире природы и социуме;
-
чувство любви к своей стране, выражающееся в интересе к её природе, сопричастности к её истории и культуре, в желании участвовать в делах и событиях современной российской жизни;
-
ценностное отношение к окружающему миру, готовность следовать нормам этического, нерасточительного, здоровьесберегающего поведения;
-
гражданская идентичность в форме осознания себя как гражданина своего села, Самарской области, России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю;
-
уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов на основе понимания и принятия базовых общечеловеческих ценностей;
Метапредметные результаты:
-
способность регулировать собственную деятельность, в том числе учебную деятельность, направленную на познание (в сотрудничестве и самостоятельно) закономерностей мира природы, социальной действительности и внутренней жизни человека;
-
умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных задач; соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета;
-
освоение правил и норм социокультурного взаимодействия со взрослыми и сверстниками в сообществах разного типа (класс, школа, семья, учреждения культуры и др.);
-
адекватно воспринимать предложения учителей, товарищей, родителей и других людей по исправлению допущенных ошибок.
-
умение организовывать творческую деятельность, выбирая средства для реализации собственного замысла;
-
формулировать собственное мнение и позицию;
-
осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме, в том числе творческого и исследовательского характера
Предметные результаты:
-
усвоение сведений о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений, характерных для культурной и социальной действительности (в пределах изученного);
-
сформированность целостного, социально-ориентированного взгляда на окружающий мир в его органичном единстве и разнообразии народов, культур и религии;
-
владение базовым понятийным аппаратом, необходимым для получения дальнейшего образования в области естественно-научных и социально-гуманитарных дисциплин;
-
умение наблюдать, фиксировать, исследовать (измерять, сравнивать, классифицировать, ставить опыты, получать информацию из семейных архивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве) явления окружающего мира; выделять характерные особенности культурных и социальных объектов; описывать и характеризовать факты и события культуры, истории общества в контексте базовых национальных духовных ценностей, идеалов, норм;
-
владение навыками устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире культуры и социума;
-
понимание роли и значения родного края в природе и историко-культурном наследии России, в ее современной жизни;
-
понимание места своей семьи в прошлом и настоящем своего края, в истории и культуре России;
-
понимание особой роли России в мировой истории и культуре, знание примеров национальных свершений, открытий, побед.
Программа "Духовные родники" способствует формированию у школьников следующих качеств личности:
-
патриотизм;
-
уважение к истории, традициям, обрядам, культуре, языку наций и народностей, толерантность;
-
ответственность и чувство долга, милосердие, достоинство;
-
трудолюбие;
-
настойчивость;
-
дисциплинированность;
-
любовь к малой родине;
Механизм оценки результатов
В процессе оценки достижения планируемых результатов используются разнообразные методы и формы, взаимно дополняющие друг друга (тестовые материалы, проекты, творческие работы, самоанализ и самооценка, наблюдения, конкурсы, игры-соревнования, викторины, практические занятия).
Структура программы:
Введение – 1 час
Раздел 1. Моя семья – 12 часов
Раздел 2. Моя малая Родина – 13 часов
Раздел 3. Мой край Самарский – 8 часов
На реализацию курса отводится 1 час в неделю, всего 34 часа в год.
Тематическое планирование
№ п/п |
Раздел, тема |
Кол-во часов |
Содержание |
Виды деятельности учащихся |
|
Введение. Что такое Родина? |
1 |
Определения понятия. Широкое и узкое понимание значения слова. |
Создание творческих работ (рисунков, стихотворений, сочинений) к конкурсу. |
Моя семья – моё богатство |
||||
|
Что я знаю о моей семье? |
1 |
Состав моей семьи и история её создания. |
Анкетирование, интервью, |
|
Венок имён нашей семьи |
1 |
Составление списка мужских и женских имён семьи. Значения имён. |
Социологическое миниисследование, статистические расчёты. |
|
Семейные праздники |
2 |
Сбор сведений о памятных датах семьи. |
Составление календаря семейных праздников |
|
Семейные традиции |
1 |
Определение понятий "обычай", "традиция". Виды традиций. Сбор сведений о семейных традициях. Православные традиции в моей семье. |
Составление свода законов и традиций семьи. Оформление страницы в проекте "Моя родословная" |
|
Увлечения в нашей семье. |
2 |
Как проводили досуг бабушки и дедушки? Хобби и увлечения членов моей семьи. Игры и забавы моих старших родственников. |
Составление "Калейдоскопа хобби и увлечений" |
|
Великая Отечественная война в истории моей семьи |
2 |
Судьбы членов моей семьи в годы войны. Военные подвиги. |
Работа на сайте "Подвиг народа", оформление страницы в проекте "Моя родословная" |
|
Трудовые заслуги моей семьи. |
1 |
Где работали представители старших поколений моей семьи? Какие заслуги имеют? |
Оформление страницы "Герб и девиз моей семьи". |
|
Моя семья – моё богатство |
2 |
Подготовка и презентация проекта "Моя родословная" (либо его страниц). |
Защита проекта. |
Моя малая Родина |
||||
|
История названия (топоним) Кошки |
1 |
Научные и народные версии истории названия нашего села. |
Экскурсия в библиотеку. Составление статьи. |
|
История села и страны в названиях улиц. |
2 |
Почему улица так названа? Какой след в истории она оставила? Знакомство с историей села по исследованиям историков и краеведов Кошкинского района. |
Экскурсия в краеведческий музей. Исследовательская работа. |
|
История Кошкинской школы (к 135-летию) |
1 |
История школы. Знаменитые учителя. Школьные учителя моих родителей. |
Устный журнал «Наша школа» |
|
Святые места Кошкинского района |
1 |
Храмы Кошкинского района, их история и описание. Святые места на территории района. |
Создание буклета. |
|
Достопримечательности с. Кошки и района |
2 |
Мемориальные памятники. Музеи. Памятники архитектуры. Парки и фонтаны. |
Экскурсия по основным достопримечательностям села, создание путеводителя |
|
Знаменитые земляки |
2 |
Жизнь и судьба знаменитых земляков. |
Оформление альбома (презентации, буклета) |
|
Поэты Кошкинского района |
2 |
Жизнь и творчество И. Акулиничева, Л. Фролова, Т. Еремеевой. Любимый поэт. |
Экскурсия в музей. Конкурс чтецов. |
|
Писатели Кошкинского района |
1 |
Жизнь и творчество Н.А. Арнольдова, В. Малова. Любимое произведение. |
Устный журнал |
|
Моя Малая Родина |
1 |
Мой любимый уголок. |
Творческая работа. Подготовка к конкурсу. |
Мой край Самарский |
||||
|
Самарская губерния в истории России. |
1 |
Исторические сведения об основании крепости Самара, её значение в судьбе Российского государства. Губерния в годы ВОв. Самара космическая. |
Миниисследования, Создание творческих работ (рисунков, стихо-творений, сочинений) к конкурсу. |
|
Ими гордится Россия! |
1 |
Знаменитые земляки. Трудовые, военные и духовные подвиги самарцев. |
Устный журнал. |
|
Литературная Самара |
2 |
Литературные памятники губернии. Поэты и писатели Самарского края. |
Составление и оформление реестра памятников, презентация. |
|
Святые обители |
2 |
Монастыри и храмы Самарской губернии. |
Экскурсия в Иверский женский монастырь (г. Самара) |
|
Святые источники |
1 |
Святые источники на территории Самарской губернии. Ташла. |
Составление картотеки и карты святых источников региона. |
|
Итоговое занятие. |
1 |
Оформление страниц сайта "Наши духовные родники" |
Защита проекта "Наши духовные родники". |
|
Итого |
34 |
|
|
Учебно – тематическое планирование
№ п/п |
Раздел, тема |
Количество часов |
|||
Всего |
Аудитор ных |
Внеаудиторных |
В т.ч. на практич. деятельность |
||
|
Введение. Что такое Родина? |
1 |
1 |
- |
1 |
Моя семья – моё богатство |
|||||
|
Что я знаю о моей семье? |
1 |
1 |
- |
1 |
|
Венок имён нашей семьи |
1 |
1 |
- |
1 |
|
Семейные праздники |
2 |
2 |
- |
1 |
|
Семейные традиции |
1 |
1 |
- |
1 |
|
Увлечения в нашей семье. |
2 |
2 |
- |
1 |
|
Великая Отечественная война в истории моей семьи |
2 |
1 |
1 |
2 |
|
Трудовые заслуги моей семьи. |
1 |
1 |
- |
1 |
|
Моя семья – моё богатство |
2 |
2 |
- |
2 |
Моя малая Родина |
|||||
|
История названия (топоним) Кошки |
1 |
- |
1 |
1 |
|
История села и страны в названиях улиц. |
2 |
- |
2 |
1 |
|
История Кошкинской школы (к 135-летию) |
1 |
1 |
- |
1 |
|
Святые места Кошкинского района |
1 |
1 |
- |
1 |
|
Достопримечательности с. Кошки и района |
2 |
- |
2 |
1 |
|
Знаменитые земляки |
2 |
2 |
- |
1 |
|
Поэты Кошкинского района |
2 |
- |
2 |
1 |
|
Писатели Кошкинского района |
1 |
1 |
- |
1 |
|
Моя Малая Родина |
1 |
1 |
- |
1 |
Мой край Самарский |
|||||
|
Самарская губерния в истории России. |
1 |
1 |
- |
1 |
|
Ими гордится Россия! |
1 |
1 |
- |
- |
|
Литературная Самара |
2 |
2 |
- |
1 |
|
Святые обители |
2 |
- |
2 |
1 |
|
Святые источники |
1 |
- |
1 |
1 |
|
Итоговое занятие. |
1 |
1 |
- |
1 |
Итого |
34 |
23 |
11 |
25 |
Предполагаемая результативность программы "Духовные родники"
В результате усвоения программы учащиеся должны знать:
-
Историю семьи
-
Семейные традиции
-
Семейные праздники
-
Увлечения и игры представителей старших поколений
-
Военные и трудовые заслуги своей семьи
-
Историю возникновения села Кошки и его названия
-
Святые места и достопримечательности Кошкинского района
-
Знать знаменитых земляков и их заслуги перед Родиной
-
Поэтов и писателей Кошкинского района и Самарской области
-
Историю основания крепости Самара
-
Трудовые, военные и духовные подвиги самарцев.
-
Литературные памятники губернии.
-
Монастыри, храмы и святые источники Самарской губернии
В результате усвоения программы учащиеся должны уметь:
-
проводить социологическое исследование,
-
выполнять элементарные статистические расчёты
-
составлять календарь семейных праздников
-
составлять свод законов и традиций семьи
-
составлять "Калейдоскоп хобби и увлечений"
-
работать с информацией сайта "Подвиг народа"
-
оформлять "Герб и девиз моей семьи"
-
составлять картотеку и карту святых источников региона
-
презентовать результаты своей исследовательской работы
Перспективы внедрения программы.
В результате реализации программы "Духовные родники" предполагается получить следующие результаты:
-
формирование духовно-нравственной системы ценностей школьника;
-
просвещенность учащихся;
-
повышение уровня самостоятельности и активности школьников;
-
укрепление семейных традиций и ценностей;
-
укрепление культурных традиций;
-
повышение интереса к изучению своей родословной и истории своей малой и большой Родины,
-
увеличение количества учащихся, занимающихся исследовательской работой.
Реализация программы "Духовные родники" способствует формированию высоконравственного, творческого, компетентного гражданина России, принимающего судьбу Отечества как свою личную, осознающего ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененного в духовных и культурных традициях российского народа.
Список литературы
Нормативные документы
-
Данилюк, А. Я. Концепция духовно - нравственного развития и воспитания личности гражданина России [Текст] / А. Я.Данилюк, А. М. Кондаков, В. А. Тишков.- М.: Просвещение, 2014.
-
Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа»: утверждено Президентом Российской Федерации Д. Медведевым 04. 02. 2010. № Пр - 271 [Текст] // Официальные документы в образовании.- 2010. - № 9. - С. 5 - 12.
Литература для учителя
-
Арнольд Н.В. Самароведение: Уч.пособие по Самарскому краеведению. Часть 2.- Самара: Культурное наследие, 2012.
-
Арнольд Н.В. Самароведение: Уч.пособие по Самарскому краеведению. Часть 1.- Самара: Культурное наследие, 2011.
-
Арнольд Н.В. Самароведение: Уч.пособие по Самарскому краеведению. Часть 3.- Самара: Культурное наследие, 2013.
-
Ахмедьянова, А. Г. Опыт, проблемы и перспективы духовно – нравственного воспитания школьников [Текст] / А.Г. Ахмедьянова // Стандарты и мониторинг в образовании. - 2010. - № 3. - С. 38 - 42.
-
Богачев А.В. Средневековые культуры и этносы Самарского края. – Самара, 2014
-
Володина Л. О. Духовно - нравственные ценности воспитания в русской семье [Текст] /Л. О.Володина // Педагогика. - 2011. - № 4. - С. 41 - 50.
-
Гвоздарева, Т. Понятие чистоты сердца в христианской этике: из учебного пособия «Духовно - нравственный смысл основных сюжетов Библии» [Текст] / Т. Гвоздарева // Духовно - нравственное воспитание. - 2011. - № 3.
-
Духовно-нравственное воспитание и гражданское воспитание в школе: Особенности и соотношение в учебно-воспитательном процессе // «Воспитание школьников», № 2 -2012.
-
Кремлева И.И., Уразова Е.А., Петрович В.Г. Основы духовно-нравственной культуры народов России и светской этики 4-5 кл. Методические рекомендации. – М.: Баласс, 2013.
-
Самарцев В. Невиданная Самара. Альбом уникальных фотографий. - Самара: Артель "Бурлаки", 2014.
Литература для учащихся
-
Еременко Е.Н. Родословная моей семьи. Учебное пособие. – М.: Издательство: Планета, 2014
-
Завальный А.Н., Зинченко В.Н., Мокрый В.С. Символика Самарской области. - Самара: СамВен, 2012.
-
Кондахсазова Д. Родословная книга нашей семьи. М: Рипол-Классик, 2014.
-
Православные храмы Самары: 160 лет самарской епархии / София и Николай Локтевы. - Самара: Логос, 2011.
-
Самарский Иверский женский монастырь: К 160-летию основания обители. - Самара: Самарская епархия РПЦ, 2010.
-
Севостьянов С.Д. Экскурсия по старой Самаре. – Самара: ООО Медиа-Книга 2013г.
-
Синельник А. К. История градостроительства и заселения Самарского края. — Издательский дом «Агни». — Самара, 2013.
Интернет-источники
-
Самарская губерния: история и культура // http://gubernya63.ru/
-
Указатель монастырей и церквей Самарского региона (Самара и Тольятти, область и губерния, Сызранский район) http://genealogia.ru/archives/1395
-
Храмы Самары https://ru.wikipedia.org/wiki/%D5%F0%E0%EC%FB_%D1%E0%EC%E0%F0%FB
-
Хроники губернского города // http://staraysamara.ru/vse-materialy/istoriya-samarskoj-gubernii
1 Данилюк А. Я., Кондаков А. М., Тишков В. А. "Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России". Учебное издание. Серия «Стандарты второго поколения» - М.: Просвещение, 2009 С. 11
2 Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 31.12.2014) (с изм. и доп., вступ. в силу с 31.03.2015) // Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru
3 Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 N 189 (ред. от 25.12.2013).
- Научно-исследовательская работа "Лишь памяти дано продлить времён связующую нить (или история одного памятника)"
- Научное исследование "Доброе слово и кошке приятно" (или комплимент в современной речевой культуре)
- Научно-исследовательская работа "Сладкая наука (или чему может научить конфетный фантик)"
- Вебинар «Детская агрессия: нейроигровые приемы обучению саморегуляции, способам выражения гнева в приемлемой форме, формирование позитивных качеств личности»
- Вебинар «Основные правила и способы информирования инвалидов, в том числе граждан, имеющих нарушение функции слуха, зрения, умственного развития, о порядке предоставления услуг на объекте, об их правах и обязанностях при получении услуг»
- Вебинар «Игровая деятельность, направленная на развитие социально-коммуникативных навыков дошкольников: воспитываем эмпатию, развиваем умение договариваться и устанавливать контакты, осваиваем способы разрешения конфликтных ситуаций»
- Международный вебинар «Решение задач речевого развития детей в программе “Социокультурные истоки”: работаем в соответствии с ФГОС ДО и ФОП ДО»
- Международный вебинар «Рисование ватными палочками как нетрадиционная техника рисования и метод коррекции психических состояний дошкольников»
- Международный вебинар «Формирование креативного мышления как элемента функциональной грамотности на уроках литературного чтения в начальной школе»