Технологическая карта урока русского языка по теме "Имя существительное как часть речи"
Цель урока:
Обеспечение осознания и усвоения материала об имени существительном как части речи.
Тип урока: урок формирования первоначальных предметных навыков, овладения предметными умениями.
фамилия, имя, отчество автора Шибалова Евгения Александровна
квалификационная категория высшая
место проживания (город, поселок), область, край, регион Вологодская область г.Вологда
название учебного заведения МОУ «СОШ №15 имени дважды Героя Советского Союза А.Ф.Клубова»
дисциплина русский язык
учебник, по которому ведется обучение М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская, Л.А. Тростенцова, Л.Т. Григорян, И.И. Кулибаба, Н.В. Ладыженская. Издательство: Просвещение
тема Урок
класс 5
продолжительность урока 45 мин.
Технологическая карта урока
Предмет: Русский язык
Класс: 5
Базовый учебник:
Тема урока: "Имя существительное как часть речи".
Цель урока:
Обеспечение осознания и усвоения материала об имени существительном как части речи.
Задачи урока:
1. Обеспечить достижение предметных результатов обучения:
- познакомиться с общим грамматическим значением имени существительного;
- выяснить на какие вопросы отвечает имя существительное;
- установить, что является общими грамматическими признаками имен существительных: вспомнить постоянные (одушевленность-неодушевленность, собственность – нарицательность, род, склонение) и непостоянные (число, падеж) морфологические признаки;
- определить синтаксическую роль имени существительного в предложении;
- выработать и развить навык нахождения существительного в тексте и характеризовать его;
- развить речь обучающихся через работу с текстами, используя различные формы, методы, приемы и виды деятельности;
2. Обеспечить достижение метапредметных результатов обучения:
продолжить формирование умения анализировать, сравнивать, выделять существенные признаки, классифицировать, выдвигать гипотезы, доказывать на примерах;
создать условия для развития познавательных, коммуникативных, регулятивных и личностных УУД средствами парной, самостоятельной, фронтальной и групповой работы.
3. Обеспечить достижение личностных результатов обучения:
- продолжить воспитывать уважительное отношение друг к другу через парную работу и взаимооценку.
Тип урока: урок формирования первоначальных предметных навыков, овладения предметными умениями.
Оборудование: презентация, рабочий лист, карточки со словами для физминутки, карточки-карманы, проект «История одного слова»
№ |
Этап урока. Содержание урока |
Деятельность учителя |
Деятельность ученика |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
I. 1. |
Мотивационный этап. Организационный момент. Определение темы урока. Запишите число, классная работа. Целеполагание. Отгадайте загадки, отгадки запишите в тетрадь, объясните орфограмму: Упр. 113 с.75 (загадки напечатаны на карточках). Одуванчик, зеркало, шахматы, мел, эхо, осень, белка, вода. Помня, что мы изучаем "Морфологию" и , посмотрев на слова на доске, сформулируйте тему урока. «Имя существительное как часть речи» Так как это тема уже вам знакомая, я предлагаю заполнить таблицу. Оцените следующие утверждения, обозначив в колонке «В начале урока» знаком «+» верное и соответственно знаком «-» неверное.
Проверим, что получилось. У нас проблема. Чтобы ее решить, нужно Определите цель урока: говорю сама Изучая или повторяя самостоятельные части речи, мы должны ответить на несколько вопросов: - познакомиться с общим грамматическим значением имени существительного, выяснить на какие вопросы отвечает имя существительное; - установить морфологические признаки имен существительных: вспомнить постоянные (одушевленность-неодушевленность, собственность – нарицательность, род, склонение) и непостоянные (число, падеж) морфологические признаки; - определить синтаксическую роль имени существительного в предложении; Мы с вами определили задачи урока. Это наш план на урок. (на слайд) |
1.Создает доброжелательную атмосферу урока. 2. Организует работу через отгадывание загадок по цепочке с целью формулирования темы урока. 3. С помощью системы вопросов и таблички организует самостоятельную и фронтальную работу с целью определения основной цели урока и задач урока. |
1. Включаются в деловой ритм урока. 2. С помощью отгадывания загадок через наблюдение обучающиеся формулируют тему и цель урока. 3. С помощью системы вопросов формулируют цель урока и задачи урока. |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
II. 1. |
Операционально – деятельностный этап. Поиск информации. Работа по 1 пункту плана. Для работы предлагаю фрагменты текста А.Е.Брусиной. Отступите одну строчку. Книги Пушкин любил с детства. Мальчиком он пров..дил бес.онные ночи, тайком забираясь в к..бинет отца, и "пожирал" все книги, попадавшиеся ему под руку. Как вы понимаете выражение "пожирал" все книги? Что обозначают именга существительные, на какие вопросы они отвечают? Из текста выпишите все имена существительные, разделив их на группы (сначала самостоятельно, затем работа в паре) Карточка
Заполните по 1 примеру остальные столбики, слова можно взять из наших отгадок на загадки, проверим. (ключ в презентации). Что обозначают эти слова, на какие вопросы они отвечают? Вывод: по 1 задаче Имя существительное – самостоятельная часть речи, которая обозначает предмет и отвечает на вопросы кто? Что? Физминутка: игра "Найди лишнее слово" Класс делится на 3 группы, каждой выдается конверт с различными словами, найти имена существительные, разместить их на магнитной доске. (с.78 упр.115) Бег, беготня, бегство, синева, синь, отвага, отважность, путешествие, смелость, смельчак. К какой группе имен существительных мы их отнесем? Отвлеченные понятия Вывод: Некоторые отвлеченные существительные имеют значение признака или действия. Общее грамматическое значение имени существительного — обозначать предмет в широком смысле этого слова. Самооценка на рабочем листе. Работа по 2 пункту плана. (вспоминают через презентацию задачу). Повторяют фронтально постоянные признаки. Для работы я предлагаю фрагмент текста Обладая вел..колепной пам..тью, Пушкин уже в одиннадцать лет отлично знал французскую, греческую литературу. Начитанностью он поражал своих сверстников в лицее. Игра "Размести в карманчики" Задание: из первых двух предложений имена существительные распределите по карманчикам, записывая их в начальной форме. Сколько карманчиков будет? – 5 карманов Память – неодуш, нариц, ж р, 3 скл. Начитанность – неодуш, нариц, ж.р., 3 скл. Литература – неодуш, нариц, ж.р.,1 скл. Пушкин – одуш, собств, м.р., 2 скл. Сверстник – одуш, нариц, м.р, 2 скл. Лицей – неодуш, нариц, м.р., 2 скл. Проверка: один отвечает, остальные проверяют у себя Вывод: Имена существительные имеют постоянные морфологические признаки: бывают одушевленные и неодушевленные, собственные и нарицательные. Имена существительные могут иметь род и склонение.
Когда поэт находился в ссылке, друзья слали и слали ему книги в ответ на его настойчивые просьбы об этом. Задание: В 3 предложении в карточке укажите у всех существительных падеж и число, сверьте с ключом на доске (взаимопроверка) Поэт – И.п, ед.ч., Ссылке – П.п, ед.ч., Друзья – И.п., мн.ч. Книги – В.п., мн.ч. Ответ – В.п, ед.ч. Просьбы – В.п., мн.ч. Вывод по 2 задаче: Самооценка на рабочем листе. Физминутка: Работа по 3 пункту плана. Работаем еще с одним фрагментом текста. Спишите, вставьте знаки препинания. Один вставляет знаки препинания на доске, подчеркивает имена существительные как члены предложения. После дуэли, страдая от смертельной раны, Пушкин не забыл о книгах. Он простился с женой, с детьми, простился с друзьями. Потом окинул уг..сающим взглядом книжные полки и тихо промолвил: "Прощайте, друзья!".
Задание: подчеркните все имена существительные как члены предложения. Самопроверка, самооценка, сравнивают с образцом на доске. (оценивают на полях в тетради + -?)
Вывод по 3 этапу: В предложении чаще всего бывают подлежащим, дополнением, обстоятельством. Могут быть сказуемыми.
Прочитаем все фрагменты вместе. Что у нас получилось? Докажите, что это текст. Определите тему, идею. Дома вы определяли лексическое значение слова "друг". Зачитайте, что у вас получилось. Почему А.С.Пушкин называл книги друзьями? Озаглавьте текст по теме, по идее. Запишите название (заголовок) текста. Определите тип текста. Вывод по уроку: я предлагаю заполнить таблицу. Оцените следующие утверждения, обозначив в колонке «В конце урока» знаком «+» верное и соответственно знаком «-» неверное.
|
1. Организует индивидуальную и парную работу с целью выяснения информации о существительном. 2. Организует работу с целью заполнения таблицы. 3. Организует проверку работы с использованием презентации. 4. Организует оценивание по критериям в табличке. 1. Организует работу с целью повторения морфологических признаков имени существительного. 2. Организует игру, распределяет карманы на магнитной доске, предварительно спросив детей. 3. Организует проверку 4. Организует работу на карточке по повторению непостоянных признаков. 5. Показывает правильные ответы на слайде презентации 1. Организует работу с фрагментом текста с целью отработки умения списывать текст, выяснения синтаксической роли имени существительного. 2. Организует оценивание по критериям. 1. Организует работу с целью лингвостилистического анализа текста, в презентации иллюстрация "Смерть Пушкина" 1. Организует работу с таблицей с целью формулировки вывода по уроку. 2. Проверяет оценивание детей на полях тетради. |
1. Дети участвуют в индивидуальной и парной работе. 2. Все дети работают в табличке. 3. Дети проверяют записи в табличке, результатом работы является правильно заполненная табличка для сигнальной тетради. 4. Самооценка. 1. Дети читают текст, выписывают имена существительные в начальной форме, определяя у них постоянные и непостоянные признаки. 2. Распределяют существительные по группам, в зависимости от постоянного признака. Один ученик у доски. 3. Сверяют с ответами у доски 4 Индивидуально работают по определению падежа и числа имен существительных. 5. Обмениваются тетрадями, проверяют работу по ключу. 6. Делают вывод, оценивают работу на полях тетради. 1. Дети списывают текст, расставляя знаки препинания, подчеркивают имена существительные как члены предложения. Работают самостоятельно в тетради. 4. Оценивают себя. 5. Делают вывод. 1. Читают текст, в ходе фронтальной работы выполняют лингвостилистический анализ текста. 1. Формулируют вывод по уроку. 2. Комментируют фронтально оценивание. |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
III. |
Рефлексивно – оценочный этап. Смайлики 3. С каким настроением Вы уходите с урока? Домашнее задание. Стр. 80 словарный диктант, все существительные подчеркнуть. Проанализировать морфемный состав имени существительного и вспомнить, для какой части речи характерны такие суффиксы и окончания. Упр.116,117 (устно) Проект "История одного слова" (детям выдаётся шаблон для заполнения). Слова: неряха, невежа, невежда, нелепость, натюрморт, регби, рентген, вуаль, вестибюль, менеджер, какаду. Используя словари, Интернет собрать разнообразную информацию об истории, значении, употреблении слова в русском языке.
|
1. С помощью системы вопросов организует рефлексию. 3. Предлагает домашнее задание разноуровневое |
1. Осуществляют анализ результатов деятельности на уроке, соотносят цели и результаты урока. 3. Производят выбор домашнего задания из предложенных учителем с учетом индивидуальных возможностей. |
Рабочий лист урока русского языка в 5 классе
Фамилия, имя_________________________________________________
Утверждения |
В начале урока |
В конце урока |
Имя существительное – самостоятельная часть речи, которая обозначает предмет. Общее грамматическое значение имени существительного — обозначать предмет в широком смысле этого слова. |
|
|
Имя существительное отвечает на вопросы какой? какая? какое? какие? |
|
|
Имена существительные имеют постоянные морфологические признаки: бывают одушевленные и неодушевленные, собственные и нарицательные. |
|
|
Имена существительные могут иметь род и склонение |
|
|
Имена существительные имеют непостоянные морфологические признаки: могут быть настоящего, будущего и прошедшего времени, у них можно определить лицо. |
|
|
В предложении чаще всего бывают подлежащим, дополнением, обстоятельством. |
|
|
Фрагмент 1. Книги Пушкин любил с де..ства. Мальчиком он проводил бес.онные ночи, тайком забираясь в к..бинет отца, и "пожирал" все книги, попадавшиеся ему под руку.
Конкретные предметы |
Живые существа, растения |
Вещества |
Явления природы |
Общественные события |
Географические названия |
Отвлеченные понятия |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Фрагмент 2. Обладая великолепной пам..тью, Пушкин уже в одиннадцать лет отлично знал французскую, греческую литературу. Начитанностью он поражал своих сверс..ников в лицее.
неодушевленное нарицательное, ж.р., 3 скл. |
неодуш., нариц., ж.р.,1 скл. |
одуш., собств., м.р., 2 скл. |
одуш., нариц., м.р., 2 скл. |
неодуш., нариц., м.р., 2 скл. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Фрагмент 3. Когда поэт находился в ссылке, друзья слали и слали ему книги в ответ на его настойчивые про..ьбы об этом.
Фрагмент 4. После дуэли, страдая от смертельной раны, Пушкин не забыл о книгах. Он простился с женой с детьми простился с друзьями. Потом окинул угасающим взглядом книжные полки и тихо промолвил Прощайте друзья!
неодуш., нариц., ж.р., 3 скл.
|
неодуш., нариц., ж.р.,1 скл. |
одуш., собств., м.р., 2 скл. |
одуш., нариц., м.р., 2 скл. |
неодуш., нариц., м.р., 2 скл. |
собственное
м.р.
2 скл.
бег |
синева |
отважность |
смелость |
путешествие |
синий |
бежать |
путешествовать |
смелый |
отважный |
осмелеть |
смельчак |
синь |
беготня |
бегство |
отвага |
Проект
«История одного слова»
Выполнил(а) ученик(ца) 5 класса
___________________________________________
2017 год
Цель:
Используя словари, Интернет собрать разнообразную информацию об истории, значении, употреблении слова в русском языке.
Задачи:
1. Найти и проанализировать слово в основных словарях русского языка.
2. Записать информацию о слове в рабочий лист.
_Слово ______________________________________________________
«Энциклопедический словарь»__________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
«Толковый словарь»___________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
«Этимологический словарь»______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
«Фразеологический словарь»________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
«Словообразовательный словарь»________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
«Словарь сочетаемости слов русского языка»__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
фамилия, имя, отчество автора Шибалова Евгения Александровна
квалификационная категория высшая
место проживания (город, поселок), область, край, регион Вологодская область г.Вологда
название учебного заведения МОУ «СОШ №15 имени дважды Героя Советского Союза А.Ф.Клубова»
дисциплина русский язык
учебник, по которому ведется обучение М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская, Л.А. Тростенцова, Л.Т. Григорян, И.И. Кулибаба, Н.В. Ладыженская. Издательство: Просвещение
тема Урок
класс 5
продолжительность урока 45 мин.
- Вебинар «Детская агрессия: нейроигровые приемы обучению саморегуляции, способам выражения гнева в приемлемой форме, формирование позитивных качеств личности»
- Вебинар «GOOGLE-формы как практический инструментарий в повседневной деятельности педагога»
- Вебинар «Игровая деятельность, направленная на развитие социально-коммуникативных навыков дошкольников: воспитываем эмпатию, развиваем умение договариваться и устанавливать контакты, осваиваем способы разрешения конфликтных ситуаций»
- Международный вебинар «Рисование ватными палочками как нетрадиционная техника рисования и метод коррекции психических состояний дошкольников»
- Вебинар «Youtube-канал как неотделимый компонент GOOGLE-аккаунта»
- Вебинар «Основные правила и способы информирования инвалидов, в том числе граждан, имеющих нарушение функции слуха, зрения, умственного развития, о порядке предоставления услуг на объекте, об их правах и обязанностях при получении услуг»