Урок Окружающего мира в 3 классе Тема: «Святость отцовства и материнства»
Урок Окружающего мира в 3 «Б» классе
Тема: «Святость отцовства и материнства»
Подина Наталья Владимировна учитель начальных классов
Тип урока |
Урок изучения нового материала |
Цели деятельности учителя |
- познакомить детей с представлениями о родительской любви, самоотверженности, жертвенности, отражённых в народных сказках и литературных произведениях, пословицах, старинных и современных обрядах и обычаях, связанных с рождением ребёнка и его пестованием в младенчестве и наречением имени; - способствовать формированию представлений о почтении к родителям как о нравственной норме всех народов России и мира; - побуждать учащихся к стремлению творчески выражать мысль о родительской любви в рукотворной игрушке; - обратить внимание на необходимость любви, уважения, взаимной помощи, согласия, мира (лада) в жизни детей и родителей; |
Образовательные ресурсы |
Предметные картинки, выставка семейных фотографий, альбомов, открыток. |
Методы и формы обучения |
Методы: словесный, наглядный, практический, объяснительно-иллюстративный. Формы: фронтальная, индивидуальная, парная, групповая. |
Основные понятия |
Семья, любовь, уважение, симпатия, дружба, нежность, лад; |
Планируемые результаты
Предметные |
Метапредметные УУД |
Личностные: |
Получат представление о родительской любви, о старинных и современных обрядах и обычаях, связанных с рождением ребенка и наречением его имени; научатся высказывать мотивированное суждение о почтении к родителям как нравственной норме всех народов России и мира. |
Познавательные: общеучебные - осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме при формулировании ответов на вопросы; контролирование и оценивание процесса и результатов деятельности; Коммуникативные: принимать и сохранять учебную задачу; планировать действия согласно поставленной задаче; адекватно воспринимать оценку учителя или товарища; контролировать свои действия по точному и оперативному ориентированию в учебнике; Регулятивные: формулировать собственное мнение и позицию; участвовать в коллективном обсуждении проблем; продуктивно взаимодействовать со сверстниками; |
Высказывают свою точку зрения и уважают мнение собеседника; стремятся к успешной учебной деятельности; |
Организационная структура урока
Этапы урока Время (мин.) |
Обучающие
и развивающие компоненты, |
Деятельность
|
Деятельность
|
Формы организации взаимодействия на уроке |
Формы
|
I Мотивация к учебной деятельности (1 мин) |
-Прежде чем начать урок, мне бы хотелось узнать, с каким настроением вы пришли в школу? (ответы детей) -Улыбнитесь друг другу и подарите тепло ваших улыбок друг другу. |
Создает положительный эмоциональный настрой |
Настраиваются на выполнение работы на уроке. |
Фронтальная |
Устный опрос |
II Актуализация знаний (3 мин) |
- Какие события человеческой жизни в народе называют первым и вторым дивом? (I- появление на свет, II- свадьба) - Почему свадьбу можно назвать, словно рождением для новой жизни? (ответы детей) - Как вы думаете, с каким временем года можно сравнить рождение человека? (весна) |
Проводит параллель с ранее изученным материалом. Мотивирует учащихся на изучение новой темы. |
Отвечают на вопрос учителя, обосновывают свои ответы и приводя примеры. |
Фронтальная Индивидуальная |
Устные ответы |
III
Изучение нового материала Работа по
учебнику (15 мин). |
- Сколько раз в жизни люди не встречали весну, всякий раз она внове будто впервые. Так и рождение человека. Появился на белый свет и для всех – новый. И для него все впервые. - Чем бы вы хотели заняться сегодня на уроке, о чем узнать и поговорить? (ответы детей) - Сегодня мы поговорим и познакомимся с некоторым старинными обрядами и обычаями, связанными с рождением ребёнка, пестованием его в младенчестве и наречением имени; поговорим о родительской любви и об отношении детей к своим родителям; ТЕМА НАШЕГО УРОКА: «Святость отцовства и материнства» - При первом купании младенца в ушат или корытце с водой клали уголек из печи, зернышки пшеницы, монетку. - Как вы думаете для чего? (тепло, сытость, достаток) - Сразу после появления на свет первой одеждой для девочки была материнская рубаха, для мальчика - отцовская. - Почему? (пожелание быть здоровым, любимым в семье, похожим на отца и мать) - Заглянем в старинный дом (учебник, с.38) - Посмотрите, вот женщина положила младенца в кроватку. - Как в старину называлась такая кроватка для малышей? (колыбель) - С каким словом связано это название? (Колебаться — равномерно, мягко раскачиваться.) - Сравните колыбельки для младенцев, что вы заметили? (разная форма, зависит от уклада, условий жизни народа) - Колыбелька качается, убаюкивает младенца. В старинную русскую колыбельку родители вкладывали маленький кусочек хлеба и соли. - Зачем? (обычай – пожелание счастья) - Родители должны наречь ребенка именем, т.е. дать ему имя. - Подумайте и скажите, с чем связан выбор имени человека. Вспомните из рассказов ваших родителей, почему вам дали именно такое имя? (ответы детей) Заглянем в семейный альбом (учебник, с.36-37) - Рассмотрите фотографии и обсудите парами, - Какие чувства испытывают родители этих малышей? (любовь, заботу, ласку, ответственность, нежность) ГОВОРЯТ ТОЛЬКО О ЧУВСТВАХ - А теперь рассмотрим НАШ семейный альбом, расскажите, кто изображен на фотографиях. (дети выходят, показывают и рассказывают) ОБРАТИТЬ ВНИМАНИЕ НА АЛЬБОМЫ И ОТКРЫТКИ - Велика любовь, забота и ласка родителей к своим детям. А как же дети должны относиться к своим родителям? (ответы детей) - Все народы мира согласны с древней библейской заповедью: «ПОЧИТАЙ ОТЦА ТВОЕГО И МАТЬ ТВОЮ, ЧТОБЫ ПРОДЛИЛИСЬ ДНИ ТВОИ НА ЗЕМЛЕ...» |
Формулирует тему и цели урока. Побуждает к высказыванию своего мнения. Помогает выявить причинно-следственные связи. Выслушивает рассказы учеников. Обучает приемам самоконтроля при выполнении работы; Работают по учебнику парами. Контролирует выполнение задания. |
Отвечают на вопрос учителя, обосновывая свои ответы. Сравнивают современные и старинные фотографии. Высказывают свое мнение. Называют, что самое важное в семье (любовь, уважение, забота, ласка). Формулируют выводы. |
Фронтальная Индивидуальная Парная |
Устные ответы |
Физкультминутка (2 мин) |
А теперь мы ручейки, Побежим вперегонки. (Бег на месте.) Прямо к озеру спешим, (Ходьба на месте.) Станет озеро большим. (Руки в стороны.) С рыбками поплаваем, (Круговые движения руками.) С бобрами поиграем, Вернемся к маме с папой мы, (Прыжки на месте.) Вновь став учениками. (Ходьба на месте.) В.И. Ковалько «Школа физкультминуток») |
Мобилизовать внимание учащихся к дальнейшей работе |
Снять утомление мышц туловища. Выполняют движения в соответствии с текстом. |
Индивидуальная |
Наблюдение |
IV Первичное закрепление и осмысление изученного (10 мин.) Рабочая тетрадь (с.20) |
- Эту мысль подтверждают пословицы. Работа с тетради (с.20, задание №1, парная работа) - Объясните смысл этих пословиц (ответы детей) - Вспомните, в каких литературных произведениях показана забота и любовь родителей к детям и детей к родителям? ГРУППАМИ – по времени!!!!!! (ответы детей) - Мы сегодня познакомились с некоторыми некоторым старинными обычаями, связанными с рождением ребёнка. - А вот еще один старинный обычай. После крещения и наречения ребенку имени устраивали большой пир для родных и близких. Стол был накрыт разнообразными яствами. В конце обеда БАБУШКА угощала всех кашей и пирогом. Но каша эта была пересоленная и перченная. Первым она угощала отца...... Вторыми были крестная мать и крестный отец... Затем угощались остальные родственники. - Как вы понимаете выражение: «Солоно достаются детки отцу с матерью»? - Можете ли вы привести примеры того, как вашим родителям приходится иногда непросто с вами? (ответы детей) ТЕПЕРЬ УГОЩАЕМ ГОСТЕЙ ПИРОГОМ. ЗВУЧИТ ПЕСНЯ про семью |
Обучает приемам самоконтроля. Выдвигает проблему. Организует самостоятельную работу. Побуждает к высказыванию своего мнения. Помогает в случае необходимости. Организует инсценированное выступление. |
Анализируют и выполняют задание. Обосновывают свои ответы. Приводят примеры. Выполняют самостоятельное задание. Работают в тетради..Читают пословицы на с. 20 учебника и обсуждают их смысл. Организуют инсценированное выступление. |
Фронтальная. Индивидуальная. Парная. Групповая |
Устный опрос Практический |
V Итоги урока. Рефлексия.(3 мин.) |
- Ребята, скажите своими словами, какой вывод вы можете сделать из сегодняшнего занятия: в чём святость отцовства и материнства? - Кто плодотворно потрудился на уроке? - Какие сведения, полученные на уроке, вы взяли бы на долгую память, т.е. положили бы в чемодан? (ЧЕМОДАН) - Какую информацию вы еще бы переработали? (мясорубка) - Какая информация была на уроке для вас ненужной? (корзина) - Давайте стараться, чтобы нашим родителям доставалось больше не соли, а мёда родительского счастья! Тогда и мы сами будем намного счастливее! |
Уточняет понимание учащимися изученного материала на уроке. |
Отвечают на вопросы, обосновывая свои ответы. Формулируют выводы. |
Фронтальная |
Оценивание за работу |
Домашнее задание (1 мин) |
Выбирают домашнее задание сами. Учебник, с.36-39. Рабочая тетрадь, с.20-21. |
Формулирует задание. Обучает приемам самоконтроля. |
Анализируют и выполняют задание. |
Индивидуальная |
Практическая работа |
Литература
-
А.А. Плешаков, Окружающий мир 3 класс, методические рекомендации, пособие для учителя, Просвещение 2013.
-
Т.Н. Максимова, поурочные разработки к учебнику А. Плешаков, Окружающий мир 3 класс, ФГОС, Просвещение 2014.
-
Примерные программы по учебным предметам. Начальная школа в 2-х ч. Москва, Просвещение, 2011.
-
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. Министерство образования и науки РФ, Москва, Просвещение, 2011.
Интернет-ресурсы:
1.Обрзовательный портал «Продленка». Начальная школа.
2. www.prosv.ru/umk/perspektiva/info.aspx?ob_no=15906
3. school48.tgl.ru/sp/pic/File/2014.../UMK_perspektiva_Meydbraer.pdf
4. Портал «проШКОЛУ» tapisarevskaya.rusedu.net/post/1415/14791
- Вебинар «GOOGLE-формы как практический инструментарий в повседневной деятельности педагога»
- Вебинар «Youtube-канал как неотделимый компонент GOOGLE-аккаунта»
- Организация исследовательской и проектной деятельности обучающихся начальной школы как основное требование ФГОС НОО
- Сохранение и укрепление здоровья младшего школьника в условиях реализации ФГОС НОО
- Современный урок учителя начальных классов в аспекте развития универсальных учебных действий у школьников в соответствии с требованиями ФГОС НОО
- Методы и приемы формирования и оценки УУД младших школьников в соответствии с ФГОС НОО