В вашем браузере отключен JavaScript. Из-за этого многие элементы сайта не будут работать. Как включить JavaScript?

Учебно-Методический портал
Уважаемые слушатели и пользователи портала УчМет!
«Издательство «Учитель» и «Международный центр образования и социально-гуманитарных исследований» внесены в перечень
образовательных организаций на Едином федеральном портале дополнительного профессионального образования. Подробнее

Урок Окружающего мира в 3 классе Тема: «Святость отцовства и материнства»

Урок Окружающего мира в 3 классе Тема: «Святость отцовства и материнства»

Наталья Подина
Тип материала: Урок
просмотров: 6871

Дистанционное обучение педагогов по ФГОС по низким ценам

Вебинары, курсы повышения квалификации, профессиональная переподготовка и профессиональное обучение. Низкие цены. Более 19500 образовательных программ. Диплом госудаственного образца для курсов, переподготовки и профобучения. Сертификат за участие в вебинарах. Бесплатные вебинары. Лицензия.

Файлы
Урок 2.docx Скачать


Урок Окружающего мира в 3 «Б» классе

Тема: «Святость отцовства и материнства»

Подина Наталья Владимировна учитель начальных классов

Тип урока

Урок изучения нового материала

Цели деятельности учителя

- познакомить детей с представлениями о родительской любви, самоотверженности, жертвенности,

отражённых в народных сказках и литературных произведениях, пословицах, старинных и современных обрядах и обычаях, связанных с рождением ребёнка и его пестованием в младенчестве и наречением имени;

- способствовать формированию представлений о почтении к родителям как о нравственной норме всех народов России и мира;

- побуждать учащихся к стремлению творчески выражать мысль о родительской любви в рукотворной игрушке;

- обратить внимание на необходимость любви, уважения, взаимной помощи, согласия, мира (лада) в  жизни детей и родителей; 

Образовательные ресурсы

Предметные картинки, выставка семейных фотографий, альбомов, открыток.

Методы и формы обучения

Методы: словесный, наглядный, практический, объяснительно-иллюстративный.

Формы: фронтальная, индивидуальная, парная, групповая.

Основные понятия

Семья, любовь, уважение, симпатия, дружба, нежность, лад;












Планируемые результаты

Предметные

Метапредметные УУД

Личностные:

Получат представление о родительской любви, о старинных и современных обрядах и обычаях, связанных с рождением ребенка и наречением его имени; научатся высказывать мотивированное суждение о почтении к родителям как нравственной норме всех народов России и мира.

Познавательные: общеучебные - осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме при формулировании ответов на вопросы; контролирование и оценивание процесса и результатов деятельности;

Коммуникативные: принимать и сохранять учебную задачу; планировать действия согласно поставленной задаче; адекватно воспринимать оценку учителя или товарища; контролировать свои действия по точному и оперативному ориентированию в учебнике;

Регулятивные: формулировать собственное мнение и позицию; участвовать в коллективном обсуждении проблем; продуктивно взаимодействовать со сверстниками;

Высказывают свою точку зрения и уважают мнение собеседника; стремятся к успешной учебной деятельности;

Организационная структура урока

Этапы урока

Время (мин.)

Обучающие и развивающие компоненты,
задания и упражнения

Деятельность
учителя

Деятельность
учащихся

Формы организации взаимодействия на уроке

Формы
контроля

I Мотивация к учебной деятельности

(1 мин)

-Прежде чем начать урок, мне бы хотелось узнать, с каким настроением вы пришли в школу? (ответы детей)

-Улыбнитесь друг другу и подарите тепло ваших улыбок друг другу.

Создает положительный эмоциональный настрой

Настраиваются на выполнение работы на уроке.

Фронтальная



Устный опрос


II Актуализация знаний (3 мин)

- Какие события человеческой жизни в народе называют первым и вторым дивом? (I- появление на свет, II- свадьба)

- Почему свадьбу можно назвать, словно рождением для новой жизни? (ответы детей)

- Как вы думаете, с каким временем года можно сравнить рождение человека? (весна)

Проводит параллель с ранее изученным материалом. Мотивирует учащихся на изучение новой темы.

Отвечают на вопрос учителя, обосновывают свои ответы и приводя примеры.

Фронтальная Индивидуальная


Устные ответы

III Изучение нового материала Работа по учебнику
(ч. 2, с. 36-39),

(15 мин).


- Сколько раз в жизни люди не встречали весну, всякий раз она внове будто впервые. Так и рождение человека. Появился на белый свет и для всех – новый. И для него все впервые.

- Чем бы вы хотели заняться сегодня на уроке, о чем узнать и поговорить? (ответы детей)

- Сегодня мы поговорим и познакомимся с некоторым старинными обрядами и обычаями, связанными с рождением ребёнка, пестованием его в младенчестве и наречением имени; поговорим о родительской любви и об отношении детей к своим родителям;

ТЕМА НАШЕГО УРОКА: «Святость отцовства и материнства»

- При первом купании младенца в ушат или корытце с водой клали уголек из печи, зернышки пшеницы, монетку.

- Как вы думаете для чего? (тепло, сытость, достаток)

- Сразу после появления на свет первой одеждой для девочки была материнская рубаха, для мальчика - отцовская.

- Почему? (пожелание быть здоровым, любимым в семье, похожим на отца и мать)

- Заглянем в старинный дом (учебник, с.38)

- Посмотрите, вот женщина положила младенца в кроватку.

- Как в старину называлась такая кроватка для малышей? (колыбель)

- С каким словом связано это название? (Колебаться — равномерно, мягко раскачиваться.)

- Сравните колыбельки для младенцев, что вы заметили? (разная форма, зависит от уклада, условий жизни народа)

- Колыбелька качается, убаюкивает младенца. В старинную русскую колыбельку родители вкладывали маленький кусочек хлеба и соли.

- Зачем? (обычай – пожелание счастья)

- Родители должны наречь ребенка именем, т.е. дать ему имя.

- Подумайте и скажите, с чем связан выбор имени человека. Вспомните из рассказов ваших родителей, почему вам дали именно такое имя? (ответы детей)

Заглянем в семейный альбом (учебник, с.36-37)

- Рассмотрите фотографии и обсудите парами,

- Какие чувства испытывают родители этих малышей? (любовь, заботу, ласку, ответственность, нежность) ГОВОРЯТ ТОЛЬКО О ЧУВСТВАХ

- А теперь рассмотрим НАШ семейный альбом, расскажите, кто изображен на фотографиях.

(дети выходят, показывают и рассказывают) ОБРАТИТЬ ВНИМАНИЕ НА АЛЬБОМЫ И ОТКРЫТКИ

- Велика любовь, забота и ласка родителей к своим детям. А как же дети должны относиться к своим родителям? (ответы детей)

- Все народы мира согласны с древней библейской заповедью: «ПОЧИТАЙ ОТЦА ТВОЕГО И МАТЬ ТВОЮ, ЧТОБЫ ПРОДЛИЛИСЬ ДНИ ТВОИ НА ЗЕМЛЕ...»

- Как вы понимаете это выражение? (ответы детей)

Формулирует тему и цели урока. Побуждает к высказыванию своего мнения. Помогает выявить причинно-следственные связи.

Выслушивает рассказы учеников. Обучает приемам самоконтроля при выполнении работы; Работают по учебнику парами. Контролирует выполнение задания.


Отвечают на вопрос учителя, обосновывая свои ответы.

Сравнивают современные и старинные фотографии. Высказывают свое мнение.

Называют, что самое важное в семье (любовь, уважение, забота, ласка). Формулируют выводы.



Фронтальная

Индивидуальная

Парная

Устные ответы

Физкультминутка (2 мин)

А теперь мы ручейки,

Побежим вперегонки. (Бег на месте.)

Прямо к озеру спешим, (Ходьба на месте.)

Станет озеро большим. (Руки в стороны.)

С рыбками поплаваем, (Круговые движения руками.)

С бобрами поиграем,

Вернемся к маме с папой мы, (Прыжки на месте.)

Вновь став учениками. (Ходьба на месте.)

В.И. Ковалько «Школа физкультминуток»)

Мобилизовать внимание учащихся к дальнейшей работе

Снять утомление мышц туловища. Выполняют движения в соответствии с текстом.

Индивидуальная

Наблюдение

IV Первичное закрепление и осмысление изученного (10 мин.)

Рабочая тетрадь (с.20)

- Эту мысль подтверждают пословицы.

Работа с тетради (с.20, задание №1, парная работа)

- Объясните смысл этих пословиц (ответы детей)

- Вспомните, в каких литературных произведениях показана забота и любовь родителей к детям и детей к родителям? ГРУППАМИ – по времени!!!!!! (ответы детей)

- Мы сегодня познакомились с некоторыми некоторым старинными обычаями, связанными с рождением ребёнка.

- А вот еще один старинный обычай. После крещения и наречения ребенку имени устраивали большой пир для родных и близких. Стол был накрыт разнообразными яствами. В конце обеда БАБУШКА угощала всех кашей и пирогом. Но каша эта была пересоленная и перченная. Первым она угощала отца......

Вторыми были крестная мать и крестный отец...

Затем угощались остальные родственники.

- Как вы понимаете выражение: «Солоно достаются детки отцу с матерью»?

- Можете ли вы привести примеры того, как вашим родителям приходится иногда непросто с вами? (ответы детей)

ТЕПЕРЬ УГОЩАЕМ ГОСТЕЙ ПИРОГОМ.

ЗВУЧИТ ПЕСНЯ про семью

Обучает приемам самоконтроля. Выдвигает проблему. Организует самостоятельную работу. Побуждает к высказыванию своего мнения. Помогает в случае необходимости. Организует инсценированное выступление.

Анализируют и выполняют задание. Обосновывают свои ответы. Приводят примеры. Выполняют самостоятельное задание. Работают в тетради..Читают пословицы на с. 20 учебника и  обсуждают их смысл. Организуют инсценированное выступление.

Фронтальная.

Индивидуальная. Парная.

Групповая

Устный опрос

Практический

V Итоги урока. Рефлексия.(3 мин.)

- Ребята, скажите своими словами, какой вывод вы можете сделать из сегодняшнего занятия: в чём святость отцовства и материнства?

- Кто плодотворно потрудился на уроке?

- Какие сведения, полученные на уроке, вы взяли бы на долгую память, т.е. положили бы в чемодан? (ЧЕМОДАН)

- Какую информацию вы еще бы переработали? (мясорубка)

- Какая информация была на уроке для вас ненужной? (корзина)

- Давайте стараться, чтобы нашим родителям доставалось больше не соли, а мёда родительского счастья! Тогда и мы сами будем намного счастливее!

Уточняет понимание учащимися изученного материала на уроке.

Отвечают на вопросы, обосновывая свои ответы. Формулируют выводы.

Фронтальная

Оценивание за работу

Домашнее задание (1 мин)

Выбирают домашнее задание сами.

Учебник, с.36-39.

Рабочая тетрадь, с.20-21.

Формулирует задание. Обучает приемам самоконтроля.

Анализируют и выполняют задание.

Индивидуальная

Практическая работа


Литература

  1. А.А. Плешаков, Окружающий мир 3 класс, методические рекомендации, пособие для учителя, Просвещение 2013.

  2. Т.Н. Максимова, поурочные разработки к учебнику А. Плешаков, Окружающий мир 3 класс, ФГОС, Просвещение 2014.

  3. Примерные программы по учебным предметам. Начальная школа в 2-х ч. Москва, Просвещение, 2011.

  4. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. Министерство образования и науки РФ, Москва, Просвещение, 2011.

Интернет-ресурсы:

1.Обрзовательный портал «Продленка». Начальная школа.

2. www.prosv.ru/umk/perspektiva/info.aspx?ob_no=15906

3. school48.tgl.ru/sp/pic/File/2014.../UMK_perspektiva_Meydbraer.pdf

4. Портал «проШКОЛУ» tapisarevskaya.rusedu.net/post/1415/14791







Обсуждение материала
Для добавления отзыва, пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.
Подписаться на новые Расписание вебинаров
Задать вопрос