Тематический план по обучению детей старшего дошкольного возраста правилам этикета.
Тематический план
по
обучению детей старшего
дошкольного возраста
правилам этикета.
Воспитатель:
Орлова Анна Павловна.
«Обучение правилам речевого этикета».
Работа с детьми.
|
|
Работа с родителями |
|||
Форма проведения. |
Тема, содержание. |
Цель. |
Литера- тура |
||
Занятия. |
«Что такое этикет?» «Наши добрые слова». «Волшебные слова». |
Познакомить детей с понятием этикет. Формировать навыки использования в речи вежливых слов и выражений. Учить детей соблюдать этикет и быть приятными для окружающих. |
4(13-16) 15(11-15). |
|
Анкетирование «Наш помощник этикет».
Родительское собрание» Обучаем детей правилам этикета». Памятка «Волшебный справочник добрых слов и выражений». Консультация «О воспитании вежливости детей дошкольного возраста». Папка-передвижка «Весёлая школа вежливых наук». |
Беседа. |
« Будь всегда вежлив». |
Учить детей поступать с другими так, как хочешь, чтобы поступали с тобой. Формировать у детей навыки вежливости. |
1(4-5) 7(5-7). |
||
Чтение. |
С.Маршак. «Ежели вы вежливы». А.Степанов. «Веж- ливые сказки». |
Напомнить детям формы словесного выражения вежливости при встрече и прощании. |
|
||
Дидактические игры и упражнения. |
«Кто знает больше вежливых слов». «Лото вежливости». |
Закрепить существующие правила и представления об этикете. Воспитывать умение быть внимательным, думать, проявлять активность мысли, сообразительность. |
22(59) |
||
Игровые ситуации. |
«Лучшее знакомство». |
Закреплять диалогическую речь, умение детей знакомиться, быть общительными. Расширять их коммуникативные возможности. Закреплять правила речевого этикета. |
9(103) |
||
Сюжетно-ролевая, творческая игра. |
«Детский сад». |
Расширять сферу социальной активности ребенка и его представления о жизни детского сада, представив ему возможность занимать различные позиции .Закреплять правила речевого этикета.. |
23(54-55) |
||
|
|
|
|
||
Досуг, развлечение. |
«Вежливые слова». |
Развлекаясь, закреплять правила доброго и вежливого поведения. |
|
«Воспитание культуры внешнего вида».
Работа с детьми. |
|
Работа с родителями |
|||
Форма проведения. |
Тема, содержание. |
Цель. |
Литера- тура |
|
Практикум «Куда и как одеваемся». Консультация «Мои верные друзья: книжки и игрушки». Консультация «Аккуратный и опрятный». |
Занятие. |
«Мой друг Мойдодыр». «По одежке встречают…». |
Познакомить детей с понятиями «личная гигиена, опрятность», предметы гигиены, чистота. Воспитывать желание работать над собой. |
8(13-20) |
||
Беседа. |
«Чистота залог здоровья». «Где аккуратность, там и опрятность». |
Продолжать учить детей правилам, создающим приятный внешний вид; развивать детскую самостоятельность. |
1(24-28) 10(26-31) |
||
Чтение. |
«Мойдодыр». А.Головин. «Про неумывайку Витю» |
Закрепить навыки опрятности, аккуратности, желание быть красивым и привлекательным. |
|
||
Дидактические игры и упражнения. |
«Угадай-ка, из какой сказки эти строчки». |
Закрепить у детей представление о том, что в сказке всегда есть мудрое поучение, как жить, дружить, умному быть, нравиться окружающим; в сказках высмеиваются зло, грубость, некультурный внешний вид. |
22(65-66) 24(77-78) |
||
Игровые ситуации. |
«Собираемся в магазин». «Собираемся в кинотеатр» |
Закреплять у детей знания правил культуры внешнего вида. |
35(56) |
||
Сюжетно-ролевая, творческая игра. |
«Салон красоты». «Магазин». |
Побуждать детей более широко использовать в играх знания об окружающей жизни. Закреплять знания детей о культуре внешнего вида. |
23(53-54) |
||
Продуктивная деятельность. |
Рисование «Девочка в нарядном платье». |
Приучать оценивать свой внешний вид, учить ребенка правильному выбору костюма. |
17(48) |
||
Досуг, развлечение. |
Викторина «Узнай по внешнему виду». |
Развлекаясь, закреплять этикетное правило: красиво и опрятно выглядеть чтобы нравиться окружающим.. |
|
«Обучение правилам разговора по телефону».
Работа с детьми. |
|
Работа с родителями. |
|||
Форма проведения. |
Тема, содержание. |
Цель. |
Литера- тура |
|
Папка-раскладушка «Будьте вежливы всегда». Консультация «Как научить ребёнка правильно общаться по телефону». |
Занятия. |
«Телефон и мы» «Разговор по телефону». |
Познакомить детей с правилами поведения во время телефонного разговора. Учить детей кратко излагать по телефону свои мысли, правильно начинать и заканчивать разговор, предварительно продумывать тему беседы. |
4 (27) 8(52-53). |
||
Беседа. |
«Тревожные звонки» «У меня зазвонил телефон». |
Формировать у детей навыки использования вежливых слов и выражений во время телефонного разговора. |
9 (178-180) |
||
Чтение. |
К.Чуковский. «Телефон». Е.Руженцева. «Телефон». |
Расширять детские представления о возможностях общения. |
|
||
Дидактические игры и упражнения. |
«Алло-алло». |
Помогать детям замечать ошибки этикета в телефонных разговорах. Развивать навыки общения по телефону. |
9(180) |
||
Игровые ситуации. |
«Звонок на работу маме». «Я звоню другу». |
Закрепить умение отвечать на телефонные звонки. |
35(51) |
||
Сюжетно-ролевая, творческая игра. |
«Служба спасения» |
В процессе игры добиться автоматической реализации в речи ребенка этикетных выражений, которые сопровождают телефонный разговор. |
2364-65) |
||
Продуктивная деятельность. |
Рисование «Телефон». |
Вспомнить и закрепить правила телефонного разговора. |
17(37) |
||
Досуг, развлечение. |
Инсценирование сказки «Телефон» |
Развлекаясь, закрепить правила телефонного разговора. |
|
«Обучение правилам поведения в общественных местах».
Работа с детьми. |
|
Работа с родителями. |
|||
Форма проведения |
Тема, содержание. |
Цель. |
Литера- тура |
|
Беседа «Формирование у детей культурного поведения». Газета «Веселый этикет». Консультация «Поведение в общественных местах». |
Занятие. |
«Поведение в общественных местах». «Правила поведения в транспорте». |
Познакомить детей с правилами поведения в общественных местах. Формировать понимание необходимости и желание выполнять нормы и правила этикета. |
8(91-99) |
||
Беседа. |
«Поход в магазин». «Вежливая поездка». «Поход в библиотеку». |
Показать ребенку, как принято вести себя в общественном транспорте, научить его вежливо уступать место старшим, рассказать о правилах поведения в общественных местах. |
6(80-116) |
||
Чтение. |
С.Маршак. «Урок вежливости». А.Барто. «В театре». |
Учить соблюдать этикет для создания доброжелательных отношений с окружающими, знакомыми и незнакомыми людьми. |
|
||
Дидактические игры и упражнения. |
«Лото пешехода» «Сборы за покупками». |
Научить детей ориентироваться по дорожным знакам, соблюдать правила дорожного движения. Воспитывать умение быть вежливым, внимательным. |
24(65-66) |
||
Игровые ситуации. |
«В кафе с мамой». |
Закрепить умения общаться с различными людьми в любой ситуации, вести себя по правилам этикета. |
9(172) |
||
Сюжетно-ролевая, творческая игра. |
«Супермаркет». «Наш любимый цирк». |
Понимать воображаемую игровую ситуацию и действовать в соответствии с ней, воспитывать дружеские взаимоотношения. Закреплять правила этикета в общественных местах. |
23(42-47) |
||
Продуктивная деятельность. |
«Едем в гости». «В магазине игрушек». |
Вспомнить и закрепить правила вежливого поведения в общественных местах и транспорте. |
19(108) 21(188) |
||
|
|
|
|
«Обучение правилам этикета межличностных отношений».
Работа с детьми. |
|
Работа с родителями. |
|||
Форма проведения. |
Тема, содержание. |
Цель. |
Литера -тура. |
|
Консультация «Этикет для мальчиков, этикет для девочек». Памятка «Мальчик - джентельмен». «Девочка – Золушка». |
Занятия. |
«Мои друзья». «Дружить – значит весело жить». «Мальчики и девочки» |
Формирование понятий «друг», «дружба». Учить понимать и оценивать чувства и поступки других, познакомить детей с секретами дружеских отношений. Обучать мальчика правилам этикета «настоящего мужчины», а девочек – правилам этикета «прекрасной дамы». |
8(30-32) 13(41) 16(13-16) |
||
Беседа. |
«Без друга жить нельзя». «Не обижай малышей». «Играть вместе веселее». |
Формировать положительные взаимоотношения между детьми, побуждать их к добрым поступкам. |
1(46-51) |
||
Чтение. |
И.Мазнин «Давайте будем дружить». А.Барто. «Подружки». |
Формировать доброжелательное и уважительное отношение к сверстникам. Закреплять правила этикета в отношениях. |
|
||
Дидактические игры и упражнения. |
«Как хорошо с тобой дружить» «Зачем». |
Развивать способность детей замечать состояние человека по его внешнему виду, настроению, развивать наблюдательность и внимание к людям. |
22(66-67) |
||
Игровые ситуации. |
«Как поступил бы настоящий мужчина». |
Формировать чувство товарищества, доброжелательности, причастности к общим делам. |
35(28) |
||
Сюжетно-ролевая, творческая игра. |
«Строители». |
Формировать умение оценивать свою работу, дать возможность проявить взаимопомощь, взаимовыручку. Закреплять правила этикета в отношениях. |
23(47-48) |
||
Продуктивная деятельность. |
Рисование «Отличные друзья». «Подружки». |
Учить детей отображать в рисунках добрые, дружеские отношения друг к другу. |
20(66-67) |
||
Досуг, развлечение. |
«День Святого Валентина». |
Развлекаясь, вызвать положительно-эмоциональные переживания общения. |
|
«Обучение правилам гостевого этикета».
Работа с детьми. |
|
Работа с родителями. |
|||
Форма проведения. |
Тема, содержание. |
Цель. |
Литера- тура |
|
Консультация «Как дарить подарки». Памятка «Правила поведения ребенка за столом в гостях». Консультация «Старинные русские обычаи». Практикум «Как дарить и принимать подарки» |
Занятия. |
«К нам гости пришли» «Книга в подарок». |
Познакомить детей с новым словом «гостеприимство». Формировать у детей понимание необходимости выполнения правил этикета. |
8(65-66) 8(66-68) |
||
Беседа. |
«Идем в гости». «Ура! Гости!» |
Рассмотреть нравственные стороны поступков людей. Развивать речевое творчество, выразительность речи. Знакомить с правилами гостевого этикета. |
16(32-39) 18(20-40) |
||
Чтение. |
С.Маршак. «Кошкин дом». Г.Остер. «Как хорошо дарить подарки». |
Воспитывать у детей желание быть добрыми, заботливыми, помогать всем. Обучать детей правилам выбора, преподнесения и принятия подарка. |
|
||
Дидактические игры и упражнения. |
«Да – нет». «Выбираем подарок». |
Закреплять правила гостевого этикета. |
8(45) |
||
Игровые ситуации. |
«Идём в гости». «К нам гости пришли». |
Обучать детей правилам поведения в гостях и приема их в своем доме. |
7(77) |
||
Сюжетно-ролевая, творческая игра. |
«В гости к друзьям». |
Воспитывать желание помогать родителям; формировать навыки праздничной сервировки стола. Закреплять правила гостевого этикета. |
|
||
Продуктивная деятельность. |
Лепка «Посуда» Ручной труд «Укрась пода- рок». |
Закреплять знания правил гостевого этикета. Поощрять желание детей делать приятные подарки друзьям и близким. |
20(85-86) 21(171-173) |
||
Досуг, развлечение. |
Мультфильм «Вини-Пух». |
Развлекаясь, закреплять правила гостевого этикета. |
|
«Обучение правилам столового этикета».
Работа с детьми. |
|
Работа с родителями. |
|||
Форма проведения. |
Тема, содержание. |
Цель. |
Литера- тура |
|
Анкетирование «Этикет за столом дома». Практикум «Украшение праздничного стола». Родительское собрание «Обучение детей правилам поведения за столом». Консультация «Поведение за столом». Консультация «Посуда и столовые приборы». |
Занятия. |
«Поведение за столом». «Накроем стол к чаю». «Украшение праздничного стола». |
Продолжать закреплять навыки культуры еды и общения, учить разнообразным видам сервировки стола, обучать правилам поведения за столом. |
16(148-150). |
||
Беседа. |
«Столовый этикет». |
Продолжать совершенствовать навыки еды: правильно пользоваться столовыми приборами; есть бесшумно, аккуратно, сохраняя правильную осанку. |
9(117-120) |
||
Чтение. |
М.Белокурова. «Как подружились вилка и нож». К,Чуковский. «Федорино горе». |
Закрепить представление детей о том, что посуду следует содержать всегда в чистоте не только из гигиенических и из этикетных соображений. |
|
||
Дидактические игры и упражнения. |
«Какая это посуда». «Сервировка стола». |
Закрепить представление детей о том, как правильно пользоваться различными видами посуды и как правильно сервировать стол. |
22(45-47) |
||
Игровые ситуации. |
«Бабушка пришла в гости». «Бабушка угостила меня компотом». |
Формировать навыки сервировки стола, умение есть любое блюдо, соблюдение чистоты и аккуратности. |
6(110-115) |
||
Сюжетно-ролевая, творческая игра. |
«Кафе». «Столовая». |
Закреплять навыки этикетного поведения детей за столом. Побуждать детей более широко использовать в играх знания об окружающей жизни и правилах. |
23(60) |
||
Продуктивная деятельность. |
Рисование «Скатертью, салфетками украсим дома стол». |
Закреплять умение пользоваться салфетками, создавая необходимые для этого условия: красота и правильность сервировки. |
20(84-85) |
||
Досуг, развлечение. |
«Как принять гостей. Как вести себя за столом». |
Развлекаясь, закрепить правила столового этикета. |
|
«Обучение правилам семейного этикета».
Работа с детьми. |
|
Работа с родителями. |
|||
Форма проведения. |
Тема, содержание. |
Цель. |
Литера- тура |
|
Консультация «Любите ребёнка правильно». Беседа «Роль бабушки и дедушки в семейном воспитании». Анкетирование «В каждом доме свои традиции». Родительское собрание «Чего мы достигли вместе в обучении детей правилам этикета». |
Занятие. |
«Я и моя семья». «Мои любимые дедушка и бабушка». |
Формировать представление о семье, как о людях, которые живут вместе, любят друг друга, воспитывать желание заботиться о близких, развивать чувство гордости за свою семью. |
16(10-11) |
||
Беседа. |
«Я учусь у бабушки и у дедушки». |
Формировать правила уважительного отношения к старшим в семье, поддерживать добрые семейные традиции этикетного поведения. |
35(44) |
||
Чтение. |
Л.Квитко «Бабушкины руки». Е.Благинина «Посидим в тишине». |
Воспитывать доброе отношение к близкому, побуждать к доброжелательным отношениям, к правильному осознанию своего поведения. |
|
||
Дидактические игры и упражнения. |
« Что мы делаем, когда». |
Игра помогает расширять представления воспитателя о семьях: традиции и порядки, построение внутрисемейных отношений. |
24(40-41) |
||
Игровые ситуации. |
«Вкусное угощение». «Пьём чай с мамой и бабушкой». |
Воспитывать уважение к старшим. Показать детям возможные варианты культурных поступков. |
9(151) |
||
Сюжетно-ролевая, творческая игра. |
«Семья». |
Закреплять понятие «домашние обязанности», воспитывать желание помогать родителям ,бабушке и де душке, заботиться о близких. Уточнять правила семейного этикета. |
24(40-41) |
||
Продуктивная деятельность. |
Рисование «Моя мама лучше всех». «Моя семья». |
Закрепить представления детей о том, что такое семья, о некоторых родственных отношениях, об обязанностях членов семьи, о семейных культурных традициях. |
19(90-91) 20(65-69) |
||
Досуг, развлечение. |
«Папа, мама и я – спортивная семья». |
Развлекаясь, закреплять правила этикета в семье. |
|
Задачи обучения детей старшего дошкольного возраста правилам этикета
(ВИДЫ ЭТИКЕТА).
1.Обучение правилам речевого этикета.
2.Воспитание культуры внешнего вида.
3.Обучение правилам столового этикета.
4.Обучение правилам этикета межличностных отношений.
5.Обучение правилам поведения в общественных местах.
6.Обучение правилам гостевого этикета.
7.Обучение правилам семейного этикета.
8.Обучение правилам разговора по телефону.
9.Обучение правилам дорожного этикета.
Список литературы:
1.Т.А.Шорыгина.
«Этикет для малышей».
Москва «Первое сентября» 2003 г.
Занятия по этикету, представленные в пособии, помогут взрослым в игровой,
ненавязчивой форме рассказать детям о нормах поведения в общественных местах,
культуре поведения за столом, гигиенических и эстетических требованиях к
внешнему виду и т.д.
2.Ю.Г. Дорофеев.
«Уроки этики».
Москва «Мозаика – Синтез». 2000г.
Притчи, представленные в этой книге, широко известны со времен Эзопа,
на них воспитывалось не одно поколение людей. Изложенные простым языком,
они позволяют на понятных примерах обсуждать с детьми глубокие нравственные
проблемы, которые не стали менее актуальными с тех давних времен.
3.Н.Е.Богуславская, Н.А. Купина.
«Веселый этикет».
Екатеринбург «Учимся играя».1997г.
Авторами разработана интенсивная методика, обеспечивающая развитие
коммуникативных способностей дошкольников и младших школьников.
В книге, состоящей из двух частей, содержится система занятий.
4.О.Ю. Безгина.
«Речевой этикет старших дошкольников».
Москва «Мозаика – Синтез».2005г.
В пособии представлен материал для работы старшего дошкольного
возраста по изучению речевого этикета. С его помощью Вы не только
познакомите детей с правилами этикета, но и поможете им преодолеть
стресс, застенчивость при общении.
5.И.Н.Курочкина.
«Культура поведения ребенка».
Москва «Школьная пресса»2005г.
В книге рассказывается о том, на что в первую очередь желательно обратить
внимание родителям при воспитании у ребенка культуры поведения, которая
включает в себя нравственно-этическое отношение правил этикета, принятых
в обществе.
6.О.В.Корчинова.
«Детский этикет».
Ростов-на-Дону» Феникс».2002г.
Книга представляет собой курс практических занятий по формированию
навыков общения у детей 3-7 лет. Занятия учитывают особенности
психического развития детей дошкольного возраста.
7.Н.В.Дурова.
«Очень важный разговор».
Москва «Мозаика – синтез»2001г.
Данное методическое пособие рекомендуется для работы со старшими
дошкольниками по формированию у них культуры поведения и национальных
традиций общения.
8. Д.Н.Демидова.
«Будьте вежливы всегда».
Воронеж 2009г.
В пособии представлены апробированные занятия для детей старшего
возраста по нравственно-эстетическому воспитанию с использованием
новых технологий.
9.Е.Ф.Черенкова.
« Уроки этикета и вежливости для детей».
Москва «ДОМ ХХ век».
Вежливые, воспитанные, тактичные дети всегда выделяются из толпы
сверстников. Очень важно привить эти качества с ранних лет. Игровые
занятия, инсценировки, беседы, приведенные в этой книге, помогут
родителям и педагогам в ненавязчивой форме не только научить детей
основам этикета, но и воспитывать в них отзывчивость, общительность,
внимание окружающим.
10.О.Н.Пахомова.
«Добрые сказки».
Москва «Прометей; Книголюб».2002г.
В пособии представлены занятия, построенные на анализе поступков героев
авторской сказки, которыми являются современные дошкольники. Их
увлекательные приключения вводят ребенка в сложный мир взаимоотношений
между людьми, раскрывают перед ним нравственный смысл их мотивов и
поступков. Ребенок получает возможность задуматься о последствиях
различных действий, сравнить свои предпочтения и оценки с мнением
окружающих, учится осознавать собственные побуждения и понимать
других людей.
11.В.Г.Алямовская.
«Беседы о поведении ребенка за столом».
Москва «Сфера».2008г.
В пособии представлен материал познавательного и обучающего характера,
связанный с культурой поведения за столом. Ознакомление с ней позволяет
ребенку быть уверенным в себе, красиво и правильно вести себя за столом,
умело пользоваться столовыми приборами, быть обходительным и приятным
в застольном общении. Помимо этого даются разработки досуговых
мероприятий по данной теме.
12.С.О.Николаева.
«Занятия по культуре поведения с дошкольниками
и младшими школьниками».
Москва «Владос».2000г.
Пособие предназначено воспитателям дошкольных учреждений, учителям
начальных классов, педагогам центров эстетического воспитания
детей и направлено на развитие и формирование у детей навыков культуры
поведения.
13. В.И.Петрова. Т.Д.Стульник.
«Этические беседы с детьми 4-7лет».
Москва «Мозаика-Синтез». 2007г.
В пособии содержаться материалы для проведения с детьми 4-7лет этических
бесед, в ходе которых воспитатель знакомит дошкольников с нормами и правилами
нравственного поведения.
14. А.А.Усачев.
«Этикет. Если Вы собрались в гости».
Москва. «ОЛМА – ПРЕСС».2002г.
15. Т.А.Шорыгина.
«Вежливые сказки».
Москва «Прометей; Книголюб». 2001г.
В пособии представлены занятия, на анализе поступков героев авторских
сказок.
В доступной и увлекательной форме дети усваивают социальные нормы и
и правила приобретают навыки культурного поведения.
16.Т.А. Шорыгина
«Беседы о подарках и открытках».
Творческий центр «Сфера» Москва 2009г.
Книга посвящена этикету дарения подарков. В ней рассказывается о правилах выбора подарка, о том, как преподносить и принимать подарки. Пособие, написанное в виде бесед, сопровождается стихами, сказками, рассказами, загадками автора.
17. Е.А.Алябьева
«Нравственно-этические беседы и игры с дошкольниками»
Творческий центр «Сфера» Москва 2009г.
В книге представлены материалы бесед для организации внеситуативно-познавательного и личностного общения, дидактические игры по методике телефонного разговора, игры-путешествия, блок детских стихов.
18. С.С. Бычкова
«Формирование умения общения с о сверстниками у старших дошкольников.»
Издательство «АРКТИ» Москва 20002г.
Методические рекомендации адресованы воспитателям и методистам дошкольных образовательных учреждений. Рекомендации призваны помочь воспитателям управлять процессом формирования умений межличностного общения со сверстниками и осуществлять работу с родителями в этом направлении.
Тематический план
по
обучению детей старшего
дошкольного возраста
правилам этикета.
Воспитатель:
Орлова Анна Павловна.
«Обучение правилам речевого этикета».
Работа с детьми.
|
|
Работа с родителями |
|||
Форма проведения. |
Тема, содержание. |
Цель. |
Литера- тура |
||
Занятия. |
«Что такое этикет?» «Наши добрые слова». «Волшебные слова». |
Познакомить детей с понятием этикет. Формировать навыки использования в речи вежливых слов и выражений. Учить детей соблюдать этикет и быть приятными для окружающих. |
4(13-16) 15(11-15). |
|
Анкетирование «Наш помощник этикет».
Родительское собрание» Обучаем детей правилам этикета». Памятка «Волшебный справочник добрых слов и выражений». Консультация «О воспитании вежливости детей дошкольного возраста». Папка-передвижка «Весёлая школа вежливых наук». |
Беседа. |
« Будь всегда вежлив». |
Учить детей поступать с другими так, как хочешь, чтобы поступали с тобой. Формировать у детей навыки вежливости. |
1(4-5) 7(5-7). |
||
Чтение. |
С.Маршак. «Ежели вы вежливы». А.Степанов. «Веж- ливые сказки». |
Напомнить детям формы словесного выражения вежливости при встрече и прощании. |
|
||
Дидактические игры и упражнения. |
«Кто знает больше вежливых слов». «Лото вежливости». |
Закрепить существующие правила и представления об этикете. Воспитывать умение быть внимательным, думать, проявлять активность мысли, сообразительность. |
22(59) |
||
Игровые ситуации. |
«Лучшее знакомство». |
Закреплять диалогическую речь, умение детей знакомиться, быть общительными. Расширять их коммуникативные возможности. Закреплять правила речевого этикета. |
9(103) |
||
Сюжетно-ролевая, творческая игра. |
«Детский сад». |
Расширять сферу социальной активности ребенка и его представления о жизни детского сада, представив ему возможность занимать различные позиции .Закреплять правила речевого этикета.. |
23(54-55) |
||
|
|
|
|
||
Досуг, развлечение. |
«Вежливые слова». |
Развлекаясь, закреплять правила доброго и вежливого поведения. |
|
«Воспитание культуры внешнего вида».
Работа с детьми. |
|
Работа с родителями |
|||
Форма проведения. |
Тема, содержание. |
Цель. |
Литера- тура |
|
Практикум «Куда и как одеваемся». Консультация «Мои верные друзья: книжки и игрушки». Консультация «Аккуратный и опрятный». |
Занятие. |
«Мой друг Мойдодыр». «По одежке встречают…». |
Познакомить детей с понятиями «личная гигиена, опрятность», предметы гигиены, чистота. Воспитывать желание работать над собой. |
8(13-20) |
||
Беседа. |
«Чистота залог здоровья». «Где аккуратность, там и опрятность». |
Продолжать учить детей правилам, создающим приятный внешний вид; развивать детскую самостоятельность. |
1(24-28) 10(26-31) |
||
Чтение. |
«Мойдодыр». А.Головин. «Про неумывайку Витю» |
Закрепить навыки опрятности, аккуратности, желание быть красивым и привлекательным. |
|
||
Дидактические игры и упражнения. |
«Угадай-ка, из какой сказки эти строчки». |
Закрепить у детей представление о том, что в сказке всегда есть мудрое поучение, как жить, дружить, умному быть, нравиться окружающим; в сказках высмеиваются зло, грубость, некультурный внешний вид. |
22(65-66) 24(77-78) |
||
Игровые ситуации. |
«Собираемся в магазин». «Собираемся в кинотеатр» |
Закреплять у детей знания правил культуры внешнего вида. |
35(56) |
||
Сюжетно-ролевая, творческая игра. |
«Салон красоты». «Магазин». |
Побуждать детей более широко использовать в играх знания об окружающей жизни. Закреплять знания детей о культуре внешнего вида. |
23(53-54) |
||
Продуктивная деятельность. |
Рисование «Девочка в нарядном платье». |
Приучать оценивать свой внешний вид, учить ребенка правильному выбору костюма. |
17(48) |
||
Досуг, развлечение. |
Викторина «Узнай по внешнему виду». |
Развлекаясь, закреплять этикетное правило: красиво и опрятно выглядеть чтобы нравиться окружающим.. |
|
«Обучение правилам разговора по телефону».
Работа с детьми. |
|
Работа с родителями. |
|||
Форма проведения. |
Тема, содержание. |
Цель. |
Литера- тура |
|
Папка-раскладушка «Будьте вежливы всегда». Консультация «Как научить ребёнка правильно общаться по телефону». |
Занятия. |
«Телефон и мы» «Разговор по телефону». |
Познакомить детей с правилами поведения во время телефонного разговора. Учить детей кратко излагать по телефону свои мысли, правильно начинать и заканчивать разговор, предварительно продумывать тему беседы. |
4 (27) 8(52-53). |
||
Беседа. |
«Тревожные звонки» «У меня зазвонил телефон». |
Формировать у детей навыки использования вежливых слов и выражений во время телефонного разговора. |
9 (178-180) |
||
Чтение. |
К.Чуковский. «Телефон». Е.Руженцева. «Телефон». |
Расширять детские представления о возможностях общения. |
|
||
Дидактические игры и упражнения. |
«Алло-алло». |
Помогать детям замечать ошибки этикета в телефонных разговорах. Развивать навыки общения по телефону. |
9(180) |
||
Игровые ситуации. |
«Звонок на работу маме». «Я звоню другу». |
Закрепить умение отвечать на телефонные звонки. |
35(51) |
||
Сюжетно-ролевая, творческая игра. |
«Служба спасения» |
В процессе игры добиться автоматической реализации в речи ребенка этикетных выражений, которые сопровождают телефонный разговор. |
2364-65) |
||
Продуктивная деятельность. |
Рисование «Телефон». |
Вспомнить и закрепить правила телефонного разговора. |
17(37) |
||
Досуг, развлечение. |
Инсценирование сказки «Телефон» |
Развлекаясь, закрепить правила телефонного разговора. |
|
«Обучение правилам поведения в общественных местах».
Работа с детьми. |
|
Работа с родителями. |
|||
Форма проведения |
Тема, содержание. |
Цель. |
Литера- тура |
|
Беседа «Формирование у детей культурного поведения». Газета «Веселый этикет». Консультация «Поведение в общественных местах». |
Занятие. |
«Поведение в общественных местах». «Правила поведения в транспорте». |
Познакомить детей с правилами поведения в общественных местах. Формировать понимание необходимости и желание выполнять нормы и правила этикета. |
8(91-99) |
||
Беседа. |
«Поход в магазин». «Вежливая поездка». «Поход в библиотеку». |
Показать ребенку, как принято вести себя в общественном транспорте, научить его вежливо уступать место старшим, рассказать о правилах поведения в общественных местах. |
6(80-116) |
||
Чтение. |
С.Маршак. «Урок вежливости». А.Барто. «В театре». |
Учить соблюдать этикет для создания доброжелательных отношений с окружающими, знакомыми и незнакомыми людьми. |
|
||
Дидактические игры и упражнения. |
«Лото пешехода» «Сборы за покупками». |
Научить детей ориентироваться по дорожным знакам, соблюдать правила дорожного движения. Воспитывать умение быть вежливым, внимательным. |
24(65-66) |
||
Игровые ситуации. |
«В кафе с мамой». |
Закрепить умения общаться с различными людьми в любой ситуации, вести себя по правилам этикета. |
9(172) |
||
Сюжетно-ролевая, творческая игра. |
«Супермаркет». «Наш любимый цирк». |
Понимать воображаемую игровую ситуацию и действовать в соответствии с ней, воспитывать дружеские взаимоотношения. Закреплять правила этикета в общественных местах. |
23(42-47) |
||
Продуктивная деятельность. |
«Едем в гости». «В магазине игрушек». |
Вспомнить и закрепить правила вежливого поведения в общественных местах и транспорте. |
19(108) 21(188) |
||
|
|
|
|
«Обучение правилам этикета межличностных отношений».
Работа с детьми. |
|
Работа с родителями. |
|||
Форма проведения. |
Тема, содержание. |
Цель. |
Литера -тура. |
|
Консультация «Этикет для мальчиков, этикет для девочек». Памятка «Мальчик - джентельмен». «Девочка – Золушка». |
Занятия. |
«Мои друзья». «Дружить – значит весело жить». «Мальчики и девочки» |
Формирование понятий «друг», «дружба». Учить понимать и оценивать чувства и поступки других, познакомить детей с секретами дружеских отношений. Обучать мальчика правилам этикета «настоящего мужчины», а девочек – правилам этикета «прекрасной дамы». |
8(30-32) 13(41) 16(13-16) |
||
Беседа. |
«Без друга жить нельзя». «Не обижай малышей». «Играть вместе веселее». |
Формировать положительные взаимоотношения между детьми, побуждать их к добрым поступкам. |
1(46-51) |
||
Чтение. |
И.Мазнин «Давайте будем дружить». А.Барто. «Подружки». |
Формировать доброжелательное и уважительное отношение к сверстникам. Закреплять правила этикета в отношениях. |
|
||
Дидактические игры и упражнения. |
«Как хорошо с тобой дружить» «Зачем». |
Развивать способность детей замечать состояние человека по его внешнему виду, настроению, развивать наблюдательность и внимание к людям. |
22(66-67) |
||
Игровые ситуации. |
«Как поступил бы настоящий мужчина». |
Формировать чувство товарищества, доброжелательности, причастности к общим делам. |
35(28) |
||
Сюжетно-ролевая, творческая игра. |
«Строители». |
Формировать умение оценивать свою работу, дать возможность проявить взаимопомощь, взаимовыручку. Закреплять правила этикета в отношениях. |
23(47-48) |
||
Продуктивная деятельность. |
Рисование «Отличные друзья». «Подружки». |
Учить детей отображать в рисунках добрые, дружеские отношения друг к другу. |
20(66-67) |
||
Досуг, развлечение. |
«День Святого Валентина». |
Развлекаясь, вызвать положительно-эмоциональные переживания общения. |
|
«Обучение правилам гостевого этикета».
Работа с детьми. |
|
Работа с родителями. |
|||
Форма проведения. |
Тема, содержание. |
Цель. |
Литера- тура |
|
Консультация «Как дарить подарки». Памятка «Правила поведения ребенка за столом в гостях». Консультация «Старинные русские обычаи». Практикум «Как дарить и принимать подарки» |
Занятия. |
«К нам гости пришли» «Книга в подарок». |
Познакомить детей с новым словом «гостеприимство». Формировать у детей понимание необходимости выполнения правил этикета. |
8(65-66) 8(66-68) |
||
Беседа. |
«Идем в гости». «Ура! Гости!» |
Рассмотреть нравственные стороны поступков людей. Развивать речевое творчество, выразительность речи. Знакомить с правилами гостевого этикета. |
16(32-39) 18(20-40) |
||
Чтение. |
С.Маршак. «Кошкин дом». Г.Остер. «Как хорошо дарить подарки». |
Воспитывать у детей желание быть добрыми, заботливыми, помогать всем. Обучать детей правилам выбора, преподнесения и принятия подарка. |
|
||
Дидактические игры и упражнения. |
«Да – нет». «Выбираем подарок». |
Закреплять правила гостевого этикета. |
8(45) |
||
Игровые ситуации. |
«Идём в гости». «К нам гости пришли». |
Обучать детей правилам поведения в гостях и приема их в своем доме. |
7(77) |
||
Сюжетно-ролевая, творческая игра. |
«В гости к друзьям». |
Воспитывать желание помогать родителям; формировать навыки праздничной сервировки стола. Закреплять правила гостевого этикета. |
|
||
Продуктивная деятельность. |
Лепка «Посуда» Ручной труд «Укрась пода- рок». |
Закреплять знания правил гостевого этикета. Поощрять желание детей делать приятные подарки друзьям и близким. |
20(85-86) 21(171-173) |
||
Досуг, развлечение. |
Мультфильм «Вини-Пух». |
Развлекаясь, закреплять правила гостевого этикета. |
|
«Обучение правилам столового этикета».
Работа с детьми. |
|
Работа с родителями. |
|||
Форма проведения. |
Тема, содержание. |
Цель. |
Литера- тура |
|
Анкетирование «Этикет за столом дома». Практикум «Украшение праздничного стола». Родительское собрание «Обучение детей правилам поведения за столом». Консультация «Поведение за столом». Консультация «Посуда и столовые приборы». |
Занятия. |
«Поведение за столом». «Накроем стол к чаю». «Украшение праздничного стола». |
Продолжать закреплять навыки культуры еды и общения, учить разнообразным видам сервировки стола, обучать правилам поведения за столом. |
16(148-150). |
||
Беседа. |
«Столовый этикет». |
Продолжать совершенствовать навыки еды: правильно пользоваться столовыми приборами; есть бесшумно, аккуратно, сохраняя правильную осанку. |
9(117-120) |
||
Чтение. |
М.Белокурова. «Как подружились вилка и нож». К,Чуковский. «Федорино горе». |
Закрепить представление детей о том, что посуду следует содержать всегда в чистоте не только из гигиенических и из этикетных соображений. |
|
||
Дидактические игры и упражнения. |
«Какая это посуда». «Сервировка стола». |
Закрепить представление детей о том, как правильно пользоваться различными видами посуды и как правильно сервировать стол. |
22(45-47) |
||
Игровые ситуации. |
«Бабушка пришла в гости». «Бабушка угостила меня компотом». |
Формировать навыки сервировки стола, умение есть любое блюдо, соблюдение чистоты и аккуратности. |
6(110-115) |
||
Сюжетно-ролевая, творческая игра. |
«Кафе». «Столовая». |
Закреплять навыки этикетного поведения детей за столом. Побуждать детей более широко использовать в играх знания об окружающей жизни и правилах. |
23(60) |
||
Продуктивная деятельность. |
Рисование «Скатертью, салфетками украсим дома стол». |
Закреплять умение пользоваться салфетками, создавая необходимые для этого условия: красота и правильность сервировки. |
20(84-85) |
||
Досуг, развлечение. |
«Как принять гостей. Как вести себя за столом». |
Развлекаясь, закрепить правила столового этикета. |
|
«Обучение правилам семейного этикета».
Работа с детьми. |
|
Работа с родителями. |
|||
Форма проведения. |
Тема, содержание. |
Цель. |
Литера- тура |
|
Консультация «Любите ребёнка правильно». Беседа «Роль бабушки и дедушки в семейном воспитании». Анкетирование «В каждом доме свои традиции». Родительское собрание «Чего мы достигли вместе в обучении детей правилам этикета». |
Занятие. |
«Я и моя семья». «Мои любимые дедушка и бабушка». |
Формировать представление о семье, как о людях, которые живут вместе, любят друг друга, воспитывать желание заботиться о близких, развивать чувство гордости за свою семью. |
16(10-11) |
||
Беседа. |
«Я учусь у бабушки и у дедушки». |
Формировать правила уважительного отношения к старшим в семье, поддерживать добрые семейные традиции этикетного поведения. |
35(44) |
||
Чтение. |
Л.Квитко «Бабушкины руки». Е.Благинина «Посидим в тишине». |
Воспитывать доброе отношение к близкому, побуждать к доброжелательным отношениям, к правильному осознанию своего поведения. |
|
||
Дидактические игры и упражнения. |
« Что мы делаем, когда». |
Игра помогает расширять представления воспитателя о семьях: традиции и порядки, построение внутрисемейных отношений. |
24(40-41) |
||
Игровые ситуации. |
«Вкусное угощение». «Пьём чай с мамой и бабушкой». |
Воспитывать уважение к старшим. Показать детям возможные варианты культурных поступков. |
9(151) |
||
Сюжетно-ролевая, творческая игра. |
«Семья». |
Закреплять понятие «домашние обязанности», воспитывать желание помогать родителям ,бабушке и де душке, заботиться о близких. Уточнять правила семейного этикета. |
24(40-41) |
||
Продуктивная деятельность. |
Рисование «Моя мама лучше всех». «Моя семья». |
Закрепить представления детей о том, что такое семья, о некоторых родственных отношениях, об обязанностях членов семьи, о семейных культурных традициях. |
19(90-91) 20(65-69) |
||
Досуг, развлечение. |
«Папа, мама и я – спортивная семья». |
Развлекаясь, закреплять правила этикета в семье. |
|
Задачи обучения детей старшего дошкольного возраста правилам этикета
(ВИДЫ ЭТИКЕТА).
1.Обучение правилам речевого этикета.
2.Воспитание культуры внешнего вида.
3.Обучение правилам столового этикета.
4.Обучение правилам этикета межличностных отношений.
5.Обучение правилам поведения в общественных местах.
6.Обучение правилам гостевого этикета.
7.Обучение правилам семейного этикета.
8.Обучение правилам разговора по телефону.
9.Обучение правилам дорожного этикета.
Список литературы:
1.Т.А.Шорыгина.
«Этикет для малышей».
Москва «Первое сентября» 2003 г.
Занятия по этикету, представленные в пособии, помогут взрослым в игровой,
ненавязчивой форме рассказать детям о нормах поведения в общественных местах,
культуре поведения за столом, гигиенических и эстетических требованиях к
внешнему виду и т.д.
2.Ю.Г. Дорофеев.
«Уроки этики».
Москва «Мозаика – Синтез». 2000г.
Притчи, представленные в этой книге, широко известны со времен Эзопа,
на них воспитывалось не одно поколение людей. Изложенные простым языком,
они позволяют на понятных примерах обсуждать с детьми глубокие нравственные
проблемы, которые не стали менее актуальными с тех давних времен.
3.Н.Е.Богуславская, Н.А. Купина.
«Веселый этикет».
Екатеринбург «Учимся играя».1997г.
Авторами разработана интенсивная методика, обеспечивающая развитие
коммуникативных способностей дошкольников и младших школьников.
В книге, состоящей из двух частей, содержится система занятий.
4.О.Ю. Безгина.
«Речевой этикет старших дошкольников».
Москва «Мозаика – Синтез».2005г.
В пособии представлен материал для работы старшего дошкольного
возраста по изучению речевого этикета. С его помощью Вы не только
познакомите детей с правилами этикета, но и поможете им преодолеть
стресс, застенчивость при общении.
5.И.Н.Курочкина.
«Культура поведения ребенка».
Москва «Школьная пресса»2005г.
В книге рассказывается о том, на что в первую очередь желательно обратить
внимание родителям при воспитании у ребенка культуры поведения, которая
включает в себя нравственно-этическое отношение правил этикета, принятых
в обществе.
6.О.В.Корчинова.
«Детский этикет».
Ростов-на-Дону» Феникс».2002г.
Книга представляет собой курс практических занятий по формированию
навыков общения у детей 3-7 лет. Занятия учитывают особенности
психического развития детей дошкольного возраста.
7.Н.В.Дурова.
«Очень важный разговор».
Москва «Мозаика – синтез»2001г.
Данное методическое пособие рекомендуется для работы со старшими
дошкольниками по формированию у них культуры поведения и национальных
традиций общения.
8. Д.Н.Демидова.
«Будьте вежливы всегда».
Воронеж 2009г.
В пособии представлены апробированные занятия для детей старшего
возраста по нравственно-эстетическому воспитанию с использованием
новых технологий.
9.Е.Ф.Черенкова.
« Уроки этикета и вежливости для детей».
Москва «ДОМ ХХ век».
Вежливые, воспитанные, тактичные дети всегда выделяются из толпы
сверстников. Очень важно привить эти качества с ранних лет. Игровые
занятия, инсценировки, беседы, приведенные в этой книге, помогут
родителям и педагогам в ненавязчивой форме не только научить детей
основам этикета, но и воспитывать в них отзывчивость, общительность,
внимание окружающим.
10.О.Н.Пахомова.
«Добрые сказки».
Москва «Прометей; Книголюб».2002г.
В пособии представлены занятия, построенные на анализе поступков героев
авторской сказки, которыми являются современные дошкольники. Их
увлекательные приключения вводят ребенка в сложный мир взаимоотношений
между людьми, раскрывают перед ним нравственный смысл их мотивов и
поступков. Ребенок получает возможность задуматься о последствиях
различных действий, сравнить свои предпочтения и оценки с мнением
окружающих, учится осознавать собственные побуждения и понимать
других людей.
11.В.Г.Алямовская.
«Беседы о поведении ребенка за столом».
Москва «Сфера».2008г.
В пособии представлен материал познавательного и обучающего характера,
связанный с культурой поведения за столом. Ознакомление с ней позволяет
ребенку быть уверенным в себе, красиво и правильно вести себя за столом,
умело пользоваться столовыми приборами, быть обходительным и приятным
в застольном общении. Помимо этого даются разработки досуговых
мероприятий по данной теме.
12.С.О.Николаева.
«Занятия по культуре поведения с дошкольниками
и младшими школьниками».
Москва «Владос».2000г.
Пособие предназначено воспитателям дошкольных учреждений, учителям
начальных классов, педагогам центров эстетического воспитания
детей и направлено на развитие и формирование у детей навыков культуры
поведения.
13. В.И.Петрова. Т.Д.Стульник.
«Этические беседы с детьми 4-7лет».
Москва «Мозаика-Синтез». 2007г.
В пособии содержаться материалы для проведения с детьми 4-7лет этических
бесед, в ходе которых воспитатель знакомит дошкольников с нормами и правилами
нравственного поведения.
14. А.А.Усачев.
«Этикет. Если Вы собрались в гости».
Москва. «ОЛМА – ПРЕСС».2002г.
15. Т.А.Шорыгина.
«Вежливые сказки».
Москва «Прометей; Книголюб». 2001г.
В пособии представлены занятия, на анализе поступков героев авторских
сказок.
В доступной и увлекательной форме дети усваивают социальные нормы и
и правила приобретают навыки культурного поведения.
16.Т.А. Шорыгина
«Беседы о подарках и открытках».
Творческий центр «Сфера» Москва 2009г.
Книга посвящена этикету дарения подарков. В ней рассказывается о правилах выбора подарка, о том, как преподносить и принимать подарки. Пособие, написанное в виде бесед, сопровождается стихами, сказками, рассказами, загадками автора.
17. Е.А.Алябьева
«Нравственно-этические беседы и игры с дошкольниками»
Творческий центр «Сфера» Москва 2009г.
В книге представлены материалы бесед для организации внеситуативно-познавательного и личностного общения, дидактические игры по методике телефонного разговора, игры-путешествия, блок детских стихов.
18. С.С. Бычкова
«Формирование умения общения с о сверстниками у старших дошкольников.»
Издательство «АРКТИ» Москва 20002г.
Методические рекомендации адресованы воспитателям и методистам дошкольных образовательных учреждений. Рекомендации призваны помочь воспитателям управлять процессом формирования умений межличностного общения со сверстниками и осуществлять работу с родителями в этом направлении.
- Вебинар «Рисование кулачком как нетрадиционная техника изодеятельности в работе с детьми дошкольного и младшего школьного возраста»
- Всероссийский мастер-класс «Образовательная практика «3Д: думай, действуй, достигай» как среда для проявления и реализации детской инициативы»
- Вебинар «Детская агрессия: нейроигровые приемы обучению саморегуляции, способам выражения гнева в приемлемой форме, формирование позитивных качеств личности»
- Вебинар «Современные методики и технологии коррекционно-образовательной работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья»
- Вебинар «Реализация требований ФГОС ДО и Концепции развития математического образования в РФ в формировании математических представлений дошкольников: программно-дидактические комплекты»
- Вебинар «Тест Векслера как методика исследования интеллектуальной сферы у детей и взрослых: описание и особенности применения в психолого-педагогической деятельности»