Т ворческий проект на тему "Музыка современных авторов"
Муниципальное Бюджетное Учреждение Дополнительного Образования
« Детская школа искусств №1»
п.Дубки Саратовского района, Саратовской области.
Творческий проект
на тему:
«Музыка современных авторов»
Автор проекта: Преподаватель Сытова М.В.
1.Актуальность проекта
Представляемый проект является проектом исследовательского типа в школе искусств на отделении «Музыкального исполнительства».
Мы живем с новыми композиторами в одно время, однако не стоит ждать, когда имена этих композиторов станут очень известны, так как наши дети - юные музыканты должны разбираться не только в творчестве великих классиков, но и в мире современной музыки. В настоящее время, учащиеся мало знают об авторах современной музыки, проект «Музыка современных авторов» продуман так, чтобы изменить это положение. Учащиеся с удовольствием играют пьесы современных композиторов на академических концертах и тематических вечерах. Музыка, написанная современными композиторами, уникальна разнообразием форм и жанров, тем и образов, творческих находок. Язык композиторов чрезвычайно демократичен, доступен и малышам и подросткам. Исполнение произведений современного композитора требует полноценного музыкального представления о его творческом стиле, ознакомления как минимум с несколькими разнохарактерными произведениями, и только тогда, научившись понимать музыкальный язык конкретного композитора, юный пианист постепенно проникается её образным миром и содержанием. Учащиеся, самостоятельно выполняя поиск нужной информации о творчестве современных композиторов, чьи произведения они исполняют на уроках, глубже постигают художественный образ, музыкальном язык современной музыки, подбирают. Лучше понять содержание исполняемой музыки помогает и подбор художественно – литературных эпиграфов. Слушая выступления других учащихся на творческом вечере - презентации творческого проекта, ребята пополняют свои знания, расширяют музыкальный кругозор.
Цель проекта:
Формирование у учащихся понимания музыкального языка современной музыки.
Задачи проекта:
-
развивать у учащихся музыкальное восприятие и музыкальный вкус;
-
развивать навыки самостоятельности учащихся по поиску и систематизации нужной информации;
-
развивать, способность чувствовать настроения в музыке и передавать эмоциональную окраску мелодии путем выразительного исполнения пьес.
-
развивать творческое мышление;
-
научить детей понимать музыкальный язык конкретного композитора через музыку, поэзию, живопись;
-
расширять музыкальный кругозор учащихся;
-
знакомить учащихся с творчеством современных композиторов
Тип проекта
Творческий проект исследовательского типа.
Ожидаемые результаты проекта:
-
Получение учащимися информации о современных композиторах,
-
Открытие новых имен,
-
Эмоциональное, выразительное, грамотное исполнение фортепианных произведений современных композиторов учащимися.
Описание проекта.
Проект исследовательского типа готовится в течение года на отделение «Музыкальное исполнительство».
На уроках специальности учащиеся 2-6 классов изучают выбранные произведения современных композиторов. Во внеурочное время, самостоятельно учащиеся ищут информацию о современных композиторах и их творчестве и готовят для своих выступлений,сообщения, видео презентации, подбирают художественно – литературные эпиграфы, раскрывающие содержание исполняемых произведений.
Сроки реализации проекта
Проект долгосрочный .
Знакомство с новыми именами современных композиторов и изучение их творчества будет продолжаться и в дальнейшем.
Идеи презентации проекта.
Презентация проекта в форме тематического вечера:
-
Исполнение произведений современных композиторов учащимися.
-
Исполнение литературно-художественных эпиграфов к исполняемым пьесам.
-
Устные сообщения и видео презентации о современных композиторах
Все элементы тематического вечера объедены сценарием.
Оформление проекта.
В тематическом вечере использовались мультимедийные технологии, видео и аудио аппаратура, ноутбук, проектор.
Механизм реализации проекта
№ |
Мероприятия |
Участники |
1 |
Подготовка материалов и выступлений |
Преподаватели и учащиеся 2-6 классов отделения «Музыкальное исполнительство» |
2 |
Презентация проекта |
Преподаватели и учащиеся 2-6 классов отделения «Музыкальное исполнительство» |
План работы над проектом:
-
Начало работы над проектом
-
Выбор произведений современных композиторов.
-
Подготовка произведений современных композиторов учащимися Поиск информации учащимися о композиторах. Подбор стихов, рисунков, подготовка видео презентаций
-
Составление сценария презентации проекта
-
Презентация проекта
Оценка результатов проекта.
Содержание презентации полностью раскрывает поставленные цель и задачи проекта. Проект исследовательского типа дает возможность учащимся развить творческое мышление, расширить музыкальный кругозор и способствовать активной творческой деятельности ребят.
Сценарий проведения презентации
творческого проекта «Музыка современных авторов»
Ведущая: Каждая эпоха выдвигает своих представителей творчества, которые своей деятельностью заполняют культурное пространство. Мы живем с современными композиторами в одно время, однако очень мало знаем о них. Между тем в России и за рубежом много новых и интересных композиторов. Современная эпоха требует синтеза многочисленных направлений в музыке, умений связывать модные музыкальные течения с классическими формами и жанрами. Для того, чтобы юные музыканты разбирались не только в творчестве великих классиков, но и в мире современной музыки, мы сегодня открываем творческий проект «Музыка современных авторов».
Ребята с большим удовольствием искали информацию о композиторах, разучивали современную музыку, подбирали к произведениям стихи, рисунки, делали видео презентации.
Сегодня мы услышим произведения современных композиторов: Николая Мордасова, Владимира Коровицына, Виталия Ходоша, Олега Хромушина и др.
Музыка, написанная этими композиторами уникальна разнообразием форм, тем и образов, творческих находок, в ней раскрывается мир детства – особый мир, в котором нет места серости, унынию и будничности, где живут эмоциональная открытость, мечтательность и детская непосредственность. Язык композиторов чрезвычайно демократичен, доступен и самым маленьким малышам и подросткам. “Шествие котят, которые слопали сметану”, “Охота на моль», «Маленький эльф», «Много пятерок в портфеле», «Гавот Чебурашки и Буратино”. Такая музыка не приемлет скуки и зубрежки, дети становятся её подлинными соавторами.
Композитора Николая Васильевича Мордасова к великому сожалению уже нет в живых.
Николай Мордасов (1931года рождения) - теоретик по образованию, саксофонист по призванию - автор джазовых аранжировок-стилизаций, токарь четвертого разряда, капельмейстер Ростовского Речного училища, помощник киномеханика ,преподаватель теоретических дисциплин и создатель первого в Ростове детского джаз-оркестра в ДМШ им. Глинки .За всю свою жизнь он написал огромнейшее количество композиций, авторство которых безвозвратно потеряно т.к. Николай Васильевич по натуре был очень скромным человеком, он считал свои пьесы "производственной необходимостью" и подпись не ставил. Он был талантливым композитором и аранжировщиком, замечательным педагогом и просто очень хорошим и добрым человеком. Его ученики вспоминают о нем с большой теплотой и считают его самым лучшим учителем. Ростовское училище искусств до сих пор использует методические рекомендации Н.В. Мордасова по ритмике, развитию творческих навыков музицирования и функционального слуха. А в 1999 году вышли два сборника детских джазовых пьес Мордасова для фортепиано и ансамбля "в четыре руки".
Исполнение учащимися произведений:
1. Н.Мордасов « Маленький блюз»
2.В. Ходош «Шалунишка» Емельяненкова Анастасия 4 кл
3.В.Ходош «Дождик» Емельяненкова Александра 4кл
Ведущая:В репертуаре маленьких музыкантов с первых же уроков появляются то ярко динамичные, то лирично - мелодичныемелодии немецкого композитора, аранжировщика, пианиста Манфреда Шмитца,(1939г рождения). Исполняя эти произведения, дети получают возможность наслаждаться музыкой, сделанной красиво и удобно.
«Открыла тетрадку
Портфель на снегу
И глаз от пятерки отнять не могу!
Красивая! С точкой!
Морковки красней!
Тетрадка такая нарядная с ней!» (Л.Фадеева)
Исполнение учащимися произведений:
4.М. Шмитц «Много пятерок в портфеле»
Презентации учащихся о композиторах В.Лессер, Г.Остин, В.Коровицыне Л.Марченко
Исполнение учащимися произведений:
5.В.Лессер «Выходной день»
6.Остин«Маленький Эльф»
7. В. Коровицын «Галоп»
8. В. Коровицын «Хорошее настроение»
9.Л.Марченко «Давай чуть-чуть помечтаем».
10. Л.Марченко «Охота на моль»
Ведущая: «Танец марионетки»
«Красивые глазки на миленьком личике
Простая улыбка тоненьких губ,
Марионетка – кукла на ниточках,
С которой хозяин так нежен и груб»
Исполнение учащимися произведений:
11.Г.Сасько «Блюз»
12.М.Таренги «Танец марионетки»
Ведущая: видео презентация о композиторе Олеге Николаевиче Хромушине
Исполнение учащимися произведений:
13.О.Хромушин «Воскресный день»
Ведущая: В заключении хочется вспомнить слова композитора Владимира Коровицына: “Музыкальное образование — это большой труд над самим собой. Сам по себе вкус к действительно красивой музыке не придёт. В то же время понимание настоящей музыки может сделать человека по-настоящему счастливым”.
Использованная литература:
1 Материалы из интернета сайт Википедия https://ru.wikipedia.org/wiki/
2. Современная энциклопедия. Музыка наших дней.– М.,2002. 10
- Квест – современная игровая технология обучения дошкольников в условиях ФГОС ДО
- Вебинар «Формирование детского коллектива как основа позитивной социализации»
- Вебинар «Основные правила и способы информирования инвалидов, в том числе граждан, имеющих нарушение функции слуха, зрения, умственного развития, о порядке предоставления услуг на объекте, об их правах и обязанностях при получении услуг»
- Международный вебинар «Нейропсихологический подход в проектировании коррекционных курсов для индивидуальных и групповых занятий в практике работы нейродефектолога»
- Диагностическая работа в образовательной организации в соответствии с ФГОС. Диагностика эмоционально-личностных особенностей детей
- Международный вебинар «Особенности исследования нарушенных психических функций в детской нейродефектологии»