Масштаб. Длина окружности и площадь круга.
Разработка урока
Автор: Гурин Василий Вячеславович
Квалификационная категория: высшая
Место проживания: х.В.Липки, Фроловский район, Волгоградская область
Название учебного заведения: МБОУ «Верхнелиповская оош»
Дисциплина: математика
Учебник, по которому ведётся обучение: Н. Я. Виленкин, В.И.Жохов и др.
Тема: Масштаб. Длина окружности и площадь круга.
Класс: 6
Продолжительность урока: 45 минут
Номер урока в теме: 4
Тип урока: урок закрепления изученного материала
Цели урока
Регулятивные: продолжить формирование у учащихся навыков целеполагания и контроля своей деятельности;
Личностные: продолжить формирование у учащихся чувства патриотизма;
Познавательные: учащиеся должны уметь решать 3 типа задач «на масштаб», а также применять формулы длины окружности и площади круга для нахождения неизвестных элементов;
Коммуникативные: продолжить формирование у учащихся навыков работы в парах, умения слушать и анализировать ответы товарищей.
Ход урока:
-
Определение темы и целей урока
Приветствие учителя.
Слайд № 1.
- Знаете ли вы, откуда эти слова? (Это посвящение защитникам Сталинграда начертано на Стене-Знамене мемориала на Мамаевом кургане.)
- Как вы думаете, почему наш сегодняшний урок мы начали с этой фразы?
( Сегодня 2 февраля – день победы в Сталинградской битве)
- В связи с этим событием, какую цель мы могли бы поставить на нашем уроке?
(Сохранить в памяти подвиг защитников Сталинграда)
Слайд № 2
- А теперь давайте назовём тему, которую мы изучали последние несколько уроков.
Слайд № 3
- Сегодня мы проводим последний урок на эту тему. Помогите мне сформулировать учебные цели нашего занятия.
Слайд № 4, слайд № 5
II. Актуализация знаний
- Сначала, я хотел бы предложить вам объединиться в пары и решить несколько задач на повторение.
Слайд № 6. Каждая пара получает одну карточку. Карточки сделаны в четырёх вариантах. (Приложение № 1)
По окончании работы каждая пара полностью формулирует ответ. Если допущены ошибки проводится коррекция.
- Я думаю, что услышав, эти цифры вы поняли, почему Сталинградская битва относится к числу самых грандиозных сражений за всю историю человечества.
А сейчас я предложу вам нестандартную задачу. Посчитайте, пожалуйста, сколько дней длилась Сталинградская битва?
Если вдруг кто-то забыл, сколько дней в том или ином месяце - может воспользоваться календарём в компьютере.
Слайд № 7
Дети озвучивают свои варианты ответов. Выбирается наиболее рациональный способ решения.
- Интересный факт. От подножия Мамаева кургана до его вершины по задумке архитекторов находится ровно 200 ступенек.
III. Решение задач «на масштаб»
- Какие типы задач «на масштаб» мы с вами рассмотрели на предыдущих уроках? (Нахождение длины отрезка на местности, нахождение длины отрезка на карте, определение масштаба карты)
- Сегодня мы поставили цель закрепить навыки решения таких задач.
Слайд № 8
- Сталинградская битва началась 17 июля 1942 года. В этот день состоялось первое серьёзное столкновение между наступающими фашистами и отступающей советской армией на территории нашей области. Сейчас с помощью карты мы узнаем, на каком расстоянии от Сталинграда находились фашистские войска в этот день.
Один из учеников выходит к столу учителя. С помощью линейки измеряет по карте из учебника истории или военной энциклопедии расстояние, на котором 17 июля 1942 года находились фашистские войска от Сталинграда. С помощью документ-камеры процесс измерения становится доступным всему классу. Затем дети, используя полученные данные, решают предложенную задачу. Ответы озвучиваются и корректируются.
- А теперь давайте решим обратную задачу. Используя результат решённой задачи, отметим место расположения фашистских войск 17 июля 1942года на другой карте.
На доске закреплена карта по истории Великой Отечественной войны. Один из учеников выходит и, найдя на карте её масштаб, озвучивает его для всего класса. В парах решается задача на нахождение длины отрезка на карте. Затем один из учеников с помощью линейки отмечает на демонстрационной карте место нахождения противника.
Слайд № 9
- 19 ноября 1942 года начался второй (наступательный) этап Сталинградской битвы. Согласно разработанному маршалами Жуковым и Василевским планом «Уран» советские войска должны были взять в кольцо группировку противника. Кольцо было замкнуто возле города Калач-на-Дону. Как разворачивались эти события можно посмотреть на предложенной карте. Но вот беда. У этой карты обгорел край, на котором был записан масштаб. Как его восстановить?
Один из учеников с помощью интернета находит расстояние от Калача-на-Дону до Волгограда. Другой - измеряет это же расстояние по карте. В парах решается задача на нахождение масштаба.
Ответы озвучиваются и корректируются.
- На каком этапе реализации поставленных целей мы находимся?
(Выполнили первую учебную цель. Надо выполнять вторую.)
Слайд № 10
Слайд № 11
- Как вы думаете, какими качествами обладали защитники Сталинграда, если про них были сказаны такие слова?
(Мужество, настойчивость, целеустремлённость……)
А нужны ли эти качества нам? Для чего?
(….. В том числе и для достижения на сегодняшнем уроке поставленных целей)
IV. Закрепление навыков применения формул длины окружности и площади круга.
Слайд № 12
- На Мамаевом кургане в центре круглого бассейна находится скульптурная композиция «Стоять насмерть». Именно с таким девизом шли советские воины на решающую битву. Давайте найдём длину окружности и площадь данного бассейна. Один из учеников решает задачу на интерактивной доске. При этом использует функцию калькулятор. Слайд №13 - Также на Мамаевом кургане находится Зал воинской славы. Прочитайте слова, которые написаны по верхней окружности стены. А ниже записаны имена 7200 погибших воинов-защитников. Но это не все погибшие. За время Сталинградской битвы погибло более миллиона советских граждан и более миллиона фашистов. Поэтому Сталинградская битва занимает печальное первое место в списке самых кровопролитных сражений всех времён и народов. Один из учеников выходит к доске и решает предложенную задачу. Слайд № 14 - В верхней части Зала воинской славы находится круглое отверстие, через которое можно видеть скульптуру Родины-матери. Один из учеников выходит к доске и решает предложенную задачу. - На каком этапе реализации поставленных целей мы находимся?
(Выполнили вторую учебную цель.)
Слайд №15
- Как вы считаете, удалось нам достигнуть воспитательной цели нашего урока? Слайд № 16
V. Рефлексия
Очень хорошо, что нам удалось на сегодняшнем уроке достигнуть поставленных целей. А что, на ваш взгляд, нам сегодня помогло в работе, а что мешало?
VI. Комментирование учителем работы каждого ученика и выставление оценок.
VII. Домашнее задание
Слайд № 17
-
Спасибо за сотрудничество на уроке
Приложение № 1
Вариант 1
-
К середине ноября 1942 года численность личного состава советских войск на сталинградском направлении составляла 1103000человек. Численность противника была на 91500 человек меньше. Сколько всего человек участвовало в Сталинградской битве в ноябре?
Вариант 2
-
К середине ноября 1942 года численность советских танков, штурмовых и самоходных орудий на сталинградском направлении составляла 1463 единицы. Численность этой же техники у противника была на 675 единиц меньше. Какое количество данной техники было задействовано в Сталинградской битве в ноябре?
Вариант 3
-
К середине ноября 1942 года численность орудий и миномётов фашистской армии на сталинградском направлении составляла 10290 единиц. Численность этого же вооружения у советской армии была на 788 единиц больше. Какое количество данного вооружения было задействовано в Сталинградской битве в ноябре?
Вариант 4
-
К середине ноября 1942 года численность боевых самолётов фашистской армии на сталинградском направлении составляла 1216 единиц. Численность самолётов советской армии была на 134 единицы больше. Какое количество самолётов было задействовано в Сталинградской битве в ноябре?
Список использованной литературы и интернетресурсов:
-
Великая Отечественная война Советского Союза 1941-1945: Краткая история. — 3-е изд., испр. и доп. — М.: Воениздат, 1984.
- Международный вебинар «Рисование ватными палочками как нетрадиционная техника рисования и метод коррекции психических состояний дошкольников»
- Вебинар «GOOGLE-формы как практический инструментарий в повседневной деятельности педагога»
- Вебинар «Youtube-канал как неотделимый компонент GOOGLE-аккаунта»
- Вебинар «Использование функционала GOOGLE для создания персонального сайта педагога»
- Современные тенденции развития шахматного образования в РФ. Научные идеи и концепции обучения шахматной игре
- Международный вебинар «Требования охранительного педагогического режима к коррекционно-образовательному процессу для обучающихся с НОДА»