В вашем браузере отключен JavaScript. Из-за этого многие элементы сайта не будут работать. Как включить JavaScript?

Учебно-Методический портал
Уважаемые слушатели и пользователи портала УчМет!
«Издательство «Учитель» и «Международный центр образования и социально-гуманитарных исследований» внесены в перечень
образовательных организаций на Едином федеральном портале дополнительного профессионального образования. Подробнее

Поэтический пафос повести Гоголя “Тарас Бульба”. Особенности изображения природы

Поэтический пафос повести Гоголя “Тарас Бульба”. Особенности изображения природы

Лана Токарева
Тип материала: другое
просмотров: 1442 комментариев: 1
Краткое описание
Цель урока: доказать, что пейзаж- это средство изображения героев, идеи произведения. Для Гоголя важно доказать, что герои любят свою родину, чувство патриотизма придает им силы защищать её
Задачи: умение анализировать, систематизировать ,выдвигать гипотезы.
Тип урока: изучение нового материала.
Формы: фронтальная беседа, индивидуальная работа, самостоятельная работа.
Теги: 

Дистанционное обучение педагогов по ФГОС по низким ценам

Вебинары, курсы повышения квалификации, профессиональная переподготовка и профессиональное обучение. Низкие цены. Более 19500 образовательных программ. Диплом госудаственного образца для курсов, переподготовки и профобучения. Сертификат за участие в вебинарах. Бесплатные вебинары. Лицензия.

Файлы
Поэтический пафос повести Гоголя “Тарас Бульба”. Особенности изображения природы”.docx Скачать

Тема урока: “Поэтический пафос повести Гоголя “Тарас Бульба”. Особенности изображения природы”

Цель урока: доказать, что пейзаж- это средство изображения героев, идеи произведения.
Задачи: умение анализировать, систематизировать ,выдвигать гипотезы.

Тип урока: изучение нового материала.

Формы: фронтальная беседа, индивидуальная работа, самостоятельная работа.

Основные приёмы: работа с текстом, виды анализа, работа с понятием, выразительное чтение текста, лексическая работа, репродуктивный пересказ.

Формализованные способы работы

Способы активизации деятельности учащихся на уроке

1. Минитренинги на развитие памяти, внимание

1. Задание на развитие логики, воображения

2. Работа по данному образцу, алгоритму, опорным схемам

2. Самостоятельное планирование, детализации своих действий. Обсуждение предложенных учащимися образцов, алгоритмов.

3. Работа с формализованными способами контроля за знаниями ( тесты, таблицы, тексты с пропусками, скобками и т.д .)

3. Творческие задания, приобретение знаний в ходе дискуссии, обсуждения проблемы, выдвижение гипотезы, её проверки

4. Формирование способности переводить полученные знания в конкретный ответ на вопрос, умение делать выбор правильного ответа из нескольких предложений

4. Привлечение к решению задачи (ПБ) своего личного опыта, знаний по другим учебным предметам.

5. Заучивание определений, правил, составление таблиц, схем, облегчающих усвоение материала

5. Работа с текстами, с различными источниками информации, анализ материала, подготовка сообщений, докладов.













































Ход урока

Гоголь- одинокая звезда русской словесности, неповторимая писательская индивидуальность. Человеческий и творческий облик Гоголя очень сложен, поэтому вот уже на протяжении полутора столетий не утихают споры о “феномене Гоголя”, загадке искусства, тайне его творчества.
Сегодня на уроке мы попробуем, попытаемся постигнуть эти загадки, тайны, побывав в лаборатории писателя. Тема нашего урока “Особенности изображения природы в повести Гоголя”.
- О чём говорилось в первой главе? ( Знакомство с главным героем, интерьер дома, поступки героя)
- О чём вторая глава? (Тарас Бульба едет с сыновьями в Запорожскую Сечь)

Представим в виде таблицы образ литературного героя

Поступки героя

Интерьер дома

?

 

Портрет

?



Главные вопросы сегодняшнего урока будут такими:
- Почему Гоголь вводит в ткань повествования картины природы? Почему именно в начале второй главы идёт подробное описание степи?
Зачитаем эти описания.
- Каковы ваши мнения по этому вопросу? (запись на доске).
Окончательный вывод мы сделаем в конце урока. Может что-то к записанному добавится, что-то наоборот не найдет подтверждения.
Итак, давайте пристальнее посмотрим на эти описания. На что Гоголь обращает внимания, как помогает увидеть богатство степи, попробуем и мы вслед за автором полюбить украинскую степь.
- Выпишите ключевые слова, разделив их на три колонки : зрение, слух, обоняние.( Степь днём, вечером, ночью).
- Какие наблюдения, выводы вы можете отметить?( Днем больше зрительных образов, вечером- слуховых и связанных с обонянием. Гоголь подключает все органы чувств для передачи удивительных картин природы. Следовательно, неизбежен вывод: степи, как вы хороши! Этот вывод неизбежен)

- Обратите внимание на такие метафоры, образные ряды;
зелено-золотой океан
девственная пустыня
волны воздуха
- Какие синонимы, синонимические выражения можно подобрать?
огромное пространство
открытая местность
свободная стихия
ничем не защищенная степь
- А для чего Гоголь так подробно перечисляет цветы, растущие в степи?
Причём многие критики указывали на эту ошибку: дрок, волошки, кашка, спелая рожь одновременно на лугу не встречается, они цветут в разный период, но для Гоголя это не принципиально, скорее, я думаю, он специально так описал степь. Это не буйство африканских цветов. Это неброские краски. Это детали украинского пейзажа, но он очень хорошо узнаваем. Это именно Украина, Малороссия, место рождения самого Гоголя.


Итак, художественная деталь. Что это такое? Запишем определение.
Художественная деталь- деталь интерьера, пейзажа внешности героя, его речи, которая помогает глубже понять образ или идею произведения.
- Вернёмся к нашему кругу. Куда мы пометим пейзаж?
То есть пейзаж не существует сам по себе. Это одно из средств раскрытия образов героя.
- Попробуйте, учитывая выводы и суждения по ходу урока, ответить на главные вопросы урока: почему в начале второй главных даётся описания степи, что это даёт для понимания образов главных героев, идеи произведения?

Степь- это прежде всего для Тараса и его сыновей символ родины. Природа выступает средством изображения широкого украинского характера, такого же безграничного, как степь. Степь- это и стихия, напоминающая жизнь вольного казачества, их неукротимую силу и стремление отстоять свою свободу.
Тема открытого пространства превращается в мотив воли. Обратите внимание, все главные события происходят на открытом пространстве. А у главного героя Тараса вообще можно отметить неприязнь к закрытым помещения, к осёдлости, к отсутствию движения.
(гл. 1- спать лёг во дворе, не сидится на месте, детей на следующий день везёт в Запорожскую Сечь.)
Но это описание природы не только подготовка к встрече с запорожскими козаками- вольными, гордыми людьми. Это еще и связь двух миров: дом Тараса и Запорожская Сечь.
Степь принимает козаков, и тема степи перекликается с темой дороги?
- Какие ассоциации у вас лично вызывает это слово дорога?
Движения происходит не только в пространстве, но и в душе героев- прощание с детством.
Дорога- это мотив духовного развития, переход от одного этапа жизни к другому.

Домашнее задание:
-О чём третья глава?( Тарас и сыновья в окружении других героев в Запорожской Сечи)
наш круг замкнулся.(внесюжетные элементы: косвенные характеристики героев, отношение к героям других героев.)
Запорожская Сечь, нравы, обычаи, поведение героев- пересказ.

Обсуждение материала
Сергей Колодин
14.08.2020 11:13
Лана,
при повторной загрузке материалов в библиотеку Портала прошу Вас учесть необходимость следования критериям Требований к публикации. Доп. инф. см. в разделе Помощь.
С уважением, С.А. Колодин.
Для добавления отзыва, пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.
Образовательные вебинары
Подписаться на новые Расписание вебинаров