Теорема Пифагора
Учитель: Большедворская Ирина Васильевна
Иркутская область, Качугский район, д.Краснояр
Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение Качугская средняя общеобразовательная школа №1
Геометрия 8 класс
учебник Геометрия 6-9 класс, Л.С.Атанасян
Урок по теме «Теорема Пифагора», 8 класс
продолжительность урока 40 минут
Качуг
Цели урока:
-
обучающая – научить обобщать и систематизировать знания по изученному материалу; делать выводы, находить главное, применять полученные знания к решению задач;
-
развивающая – в ходе решения задач развивать логическое мышление, развивать умение связно излагать свои мысли расширить знания учащихся в области истории математики;
-
воспитывающая – воспитывать познавательный интерес к изучении геометрии.
Задачи урока: создать условия для восприятия и усвоения новых знаний, сформировать прочные умения использования теоремы Пифагора при решении практических задач.
Ход урока:
I)Устная работа (повторение)
-
Вопрос: Что такое Треугольник?
(Это геометрическая фигура состоящая из 3х точек не принадлежащих одной прямой и отрезков попарно соединяющих эти точки)
-
Вопрос: Какие виды треугольников вы знаете?
3)Равносторонний
4)прямоугольный
Учитель: Мы сегодня будем работать с прямоугольными треугольниками
В1.
Какой треугольник называется прямоугольным (О: имеющий прямой угол)
В2.
Как называются стороны прямоугольного треугольника? (О: катеты и гипотенуза)
С В А Катет Катет Гипотенуза
В3 Как находится площадь прямоугольного треугольника? (S=1/2*A*B)
-
Практическая работа. Два ученика работают у доски.
У: Попробуем найти зависимость между длинами сторон прямоугольного треугольника.
Задание:
1. Изобразите прямоугольный треугольник с катетами
I.) a=3см, в=4см 2) а=6см, в=8см
2 . Измерьте гипотенузы треугольников ( ответ: С=5, С1=10)
-
Катеты
гипотенуза
Катеты
гипотенуза
а
в
с
а1
в1
с1
3
4
5
6
8
10
9
16
25
36
64
100
3) Найдите квадраты катетов и квадрат гипотенузы. Выскажите вашу гипотезу.
а
в
Изучение нового материала.
Историческая справка
Сегодня попробуем доказать это замечательное соотношение между гипотенузой и катетами прямоугольного треугольника, справедливость которого была доказана древнегреческим философом и математиком Пифагором ( 6 век до н.э.).
Эта одна из важнейших теорем геометрии- теорема Пифагора
По рассказам историков древности долгое время считали, что до Пифагора эта теорема не была известна. Однако в настоящее время известно, что это утверждение было известно задолго до Пифагора. Встречается в Вавилонских текстах 1200лет до Пифагора.
О том, что треугольник со сторонами 3,4,5, прямоугольный знали за 2000 лет до н.э. Египтяне. Они использовали это соотношение для построения прямых углов при сооружении зданий.
Заслуга же Пифагора состояла в том, что он открыл доказательство этой теоремы.
В наше время известно более 150 доказательств т. Пифагора. Сегодня и мы рассмотрим одно из доказательств.
-
Изучение нового материала
Теорема Пифагора
В прямоугольном треугольнике квадрат гипотенузы равен сумме квадратов катетов.
Оформление конспекта.
С в А
а Д К а
в Р а в в В а с с с с
Доказать: с2=а2+в2
Доказательство:
1) достроить треугольник до квадрата со стороной (а+в)
2) то Sкв=(а+в)2
3) C другой стороны квадрат состоит из 4 прямоугольных
треугольников и квадрата (со стороной с)
то Sкв=4*1/2*а*в+с2=2*a*b+с2
4) тогда (a+в)2=2*а*в+с2
а2+2*a*в+в2=c2+2*а*в
а2+в2=c2 ч.т.д.
В: Почему внутри четырехугольник является квадратом?
V.)ЗАКРЕПЛЕНИЕ изученного материала
1) Устная работа по готовым чертежам .
A 6
?
5
6 8 В
2)Письменная работа.
№484 (а,в) (2 ученика работают у доски)
Дано
а) а=12, с=13
в) а=12, с=2в
Найти: в
а) Решение
с2=a2+в2
в2=c2a2
в2=132122
в2=169144
в2=25
в=5
в) Решение
с2=а2+в2
(2в)2=122+в2
4в2=144+в2
3в2=144
В2=48
в=√48
-
№487
Дано: треугольник АВС равнобедренный
АВ=ВС=17
АС=16
ВD-высота
найти: BD
Решение:
1.В равнобедренном треугольнике , высота BD является медианой
AD=DC=AC:2=16:2=8
2.Треугольник ABD прямоугольный: AB2=AD2+BD2=> BD2=AB2-AD2=172-82=225, BD=15.
(Наводящие вопросы:--Сформулируйте свойство высоты ,проведенной к основанию равнобедренного треугольника
--Какая связь существует между сторонами прямоугольного треугольника
--Как записать теорему Пифагора для треугольника АВД
Наводящие вопросы к №387
- Сформулируйте свойство высоты, проведенной к основанию равнобедренного
- Какая связь существует между сторонами прямоугольника и треугольника
- Как запишется теорема Пифагора для ABD
Дополнительно Средние и слабые В А С D №486 (a,b)
a)AB=5, AC=13 AD - ? Решение: 1)CD=AB=5 2) по т.Пифагора AD=√13²-5²=√169-25=√144=12 в)CD=1,5, AC=2,5 BC - ? BC=AD=√2,5²-1,5²=√6,25-2,25=√4=2 |
А В с Сильные №485 AB=C,угол ABC=60° Найти AC Решение: 1)A=30° то CB=C/2 2)по т.Пифагора AC²=AB²-CB² AC²=C²-C²/4 AC²=4C²-C²/4=3C²/4 AC=√3C²/4=C√3/2 |
Домашнее задание: п54, №483(в ,г), №484(б ,г), №486(б).Дополнительное задание: Найти другое доказательство теоремы Пифагора.
Итоги урока:
в
С
В
а
А
с
Если угол С=90, то с2=а2+в2
Список используемой литературы:
-
Учебник «Геометрия 6-9 класс», Л.С.Атанасян,
-
История математики в школе, Г.И.Глейзер
-
Журнал «Математика в школе», №4, 2001 г.
-
Журнал «Математика в школе», №2, 2012 г.
-
Еженедельная учебно-методическая газета «Математика, №21, 2002 г.
-
Еженедельная учебно-методическая газета «Математика, №24, 2004 г.
- Вебинар «GOOGLE-формы как практический инструментарий в повседневной деятельности педагога»
- Вебинар «Игровая деятельность, направленная на развитие социально-коммуникативных навыков дошкольников: воспитываем эмпатию, развиваем умение договариваться и устанавливать контакты, осваиваем способы разрешения конфликтных ситуаций»
- Вебинар «Youtube-канал как неотделимый компонент GOOGLE-аккаунта»
- Вебинар «Детская агрессия: нейроигровые приемы обучению саморегуляции, способам выражения гнева в приемлемой форме, формирование позитивных качеств личности»
- Вебинар «Основные правила и способы информирования инвалидов, в том числе граждан, имеющих нарушение функции слуха, зрения, умственного развития, о порядке предоставления услуг на объекте, об их правах и обязанностях при получении услуг»
- Международный вебинар «Рисование ватными палочками как нетрадиционная техника рисования и метод коррекции психических состояний дошкольников»