Повышение качества обучения при подготовке к ОГЭ и ЕГЭ по русскому языку при компетентностном обучении
Еременко Елена Кадыровна, учитель русского языка и литературы МАОУ СОШ№2 им.Ю.А.Гагарина г.Курганинск Краснодарского края
Тема. «Повышение качества обучения через компетентностный подход. Комплексный анализ текста при подготовке учащихся к ОГЭ и ЕГЭ по русскому языку»
Аннотация к работе: представляю опыт работы по подготовке учащихся 5-11 классов к итоговой аттестации по русскому языку. Работа предусматривает через комплексный анализ текста формирование орфографической зоркости, навыков письма, аналитических языковых и коммуникативных умений.
Комплексный анализ текста – эффективный прием повторения, обобщения и закрепления учебного материала. Он позволит увидеть текст как продукт речевой деятельности, рассмотреть смысловую и композиционную целостность, стиль и тип текста, средства связи предложений в тексте, языковые средства выразительности, высказывать свое мнение по проблеме текста.
Комплексная работа с текстом в течение всего учебного года позволяет подготовить учащихся к итоговой аттестации (выполнению тестовых заданий, написанию сжатого изложения и сочинения по тексту).
Актуальность.
Актуальность работы в том, что целенаправленную работу по подготовке к итоговой аттестации необходимо вести не в 9 классе, а с 5 класса. Задания не повторяют задания школьного учебника, они сформулированы согласно требованиям содержания федерального компонента государственного стандарта по русскому языку для основной школы, а также кодификатора элементов содержания экзаменационной работы в 9 классе и контрольно- измерительных материалов в 11 классе, позволяют подойти дифференцированно к учащимся с разным уровнем подготовки, выявить пробелы в знаниях учащихся и в системе их отработать.
Тексты для комплексного анализа соответствуют программе по литературе.
Содержание заданий к тексту охватывает все разделы русского языка: фонетику, орфоэпию, орфографию, лексику, морфемику, словообразование, морфологию, синтаксис, а также нормы литературного языка, средства выразительности и текстоведение.
Тексты для комплексного анализа развивают личностные умения: способствуют обогащению словарного запаса учащихся, воспитывают гражданственность и патриотизм, любовь к русскому языку, культуру речи, а также реализовать метапредметные задачи: практически применять полученные знаний в жизненных ситуациях, обучать исследовательской работе, работать индивидуально, в парах и группах, создавать монологическое высказывание, анализировать информацию.
Задачи педагогической деятельности при комплексном анализе текста:
-
Научить учащихся извлекать и интерпретировать информацию, содержащуюся в заданиях к тексту, выполнять задания строго в соответствии с формулировкой.
-
Научить учащихся воспринимать чужую речь, определять главную мысль текста, тему, озаглавливать текст.
-
Научить понимать композицию текста, уметь выделять микротемы текста, составлять план текста.
-
Разграничивать понятия «тема» и «проблема», «главная мысль».
О результативности моей инновационной работы свидетельствуют высокие результаты ОГЭ и ЕГЭ по русскому языку, увеличение качества обученности по предмету, стабильные результаты контрольных и диагностических работ, 100% освоение государственных образовательных стандартов.
В целях интенсификации учебного процесса работа не предполагает списывание текста, знаки препинания расставляются прямо в тексте. Дифференцированность выполнения комплексного анализа текста предполагает, что тексты могут быть размножены для каждого учащегося или по вариантам; задания могут выполняться в классе, дома, во внеурочной деятельности; онлайн для учащихся, отсутствующих на уроках, использоваться при домашнем обучении учащихся. При проверке работ учащихся учитель должен учитывать, что выполнение заданий не дает полного представления об орфографической и пунктуационной грамотности учащихся, поэтому необходимо учитывать грамотность собственного текста учащегося. Задание по созданию собственного текста может выполняться учащимися дома или на уроке с обязательной проверкой и анализом в классе. Созданию тексту предшествует предварительная работа: учащиеся определяют тему, проблему, авторскую позицию, собственную позицию, подбор аргументов из текста. Учащиеся учатся извлекать из текста главную информацию, правильно читать задания к тексту и выполнять их строго в соответствии с заданиями. При первичном чтении учащиеся определяют, о чем текст, т.е. определяют его тему. Углубление в смысл текста позволит определить проблему. Автор может при помощи риторических вопросов сформулировать проблему, поэтому важно внимательно вчитаться в текст. Главная мысль текста - это замысел автора, т.е. зачем автор написал текст, что он им хотел сказать. Эта идея текста определится в результате комплексного анализа текста. Важное коммуникативное умение – озаглавливание текста. Заголовок может быть простым назывным, побудительным, вопросительным предложением, тезисом из текста. Следующий этап работы с текстом – выделение микротем текста. Количество микротем может не совпадать с количеством абзацев. Они совпадают с количеством пунктов плана. Формулировки микротем должны быть краткими, небольшими по объему.
Задания по фонетике проверяют умения определять состав букв и звуков, различать звуки в произношении, видеть «ошибкоопасные» места, когда звуки не совпадают с буквами (оглушение, озвончение и т.д.). Фонетика без орфоэпии лишена практической основы, поэтому учащиеся должны классифицировать звуки, видеть особенности функционирования звуков в речи.
Задания по лексике и фразеологии проверяют умения: определять лексическое значение слова в тексте, переносного и прямого значения слова, подбирать синонимы и антонимы к словам, находить их в тексте, понимать значение фразеологизмов, уметь пользоваться толковыми словарями, словарями фразеологизмов, синонимов и антонимов.
Задания по морфемике проверяют умения: определять морфемный состав слова, находить орфограммы в заданной морфеме, подбирать родственные слова к слову, находить однокоренные слова и формы слов в тексте.
Задания по словообразованию проверяют умения: определять способ словообразования слова, устанавливать связь между однокоренными словами, строить словообразовательную цепочку.
Задания по синтаксису включены в каждую работу, они дают возможность проверить умения: определять вид синтаксической связи, находить в тексте словосочетания определенного типа, отличать простые предложения от сложных, находить грамматическую основу, различать односоставные и двусоставные предложения, полные и неполные, находить в тексте однородные члены, обособленные члены, различать сложные союзные и бессоюзные предложения, устанавливать количество частей в сложном предложении, определять их структуру, составлять схемы сложных предложений. Выполняя задания по синтаксису простого осложненного предложения, обучающиеся учатся находить в тексте предложения с однородными членами и обобщающим словом, обособленные и уточняющие члены, приложения, определять условия обособления. Задания по синтаксису сложного предложения позволят проверить умение различать в тексте сложные предложения: бессоюзные, сочинительные, подчинительные; находить предложения с заданным количеством частей или типом придаточного; определять разные виды связи и составлять схемы предложений. Учащиеся учатся преобразовывать простые предложения в сложные, сложное бессоюзное в союзное и наоборот. Это научит их коммуникативной деятельности- одному из приемов сжатия текста, а также обогащению и разнообразии грамматического строя речи, позволит избежать пунктуационных ошибок.
Комплексный анализ текста предполагает задания на соблюдение норм литературного языка: расставить ударение в словах, найти в тексте слова, не соответствующие современной литературной норме.
Учащиеся могут самостоятельно подбирать тексты для комплексного анализа, составлять к ним задания.
Такие упражнения с комплексными заданиями, в основе которых лежат логические связи между изученными явлениями, способствуют формированию системных знаний. Так, при изучении темы «Обособленные определения» учащимся предлагается списать текст, расставить знаки препинания. Дополнительные задания одаренным детям: указать, чем выражено определяемое слово, начертить схему, перестроить предложение так, чтобы обособленное определение стало необособленным.
Также можно включить в урок задания повышенной сложности, для выполнения которых нужен высокий интеллектуальный уровень, умение оперировать знаниями, использовать их в новых ситуациях.
Кроме того, чтобы использование текста на уроке было максимально эффективным, он должен соответствовать определенным требованиям. Критерии отбора текстов для работы на уроках русского языка играют важную роль, и грамотный подход к выбору критериев отбора текстов даст учителю возможность наиболее эффективной работы. Текст, с которым ученику предстоит работать, должен соответствовать возрастным особенностям школьника; быть интересным и актуальным.
В 5-6 классах используем художественные тексты, которые вызывают у учащихся интерес к предмету, активизируют работу.
В 7-9 классах – познавательные тексты публицистического характера.
В 10-11 классах- художественные и публицистические тексты, соответствующие следующим критериям:
-
текст должен учитывать возрастные особенности выпускника, содержание текста не должно выходить за рамки коммуникативного, читательского и жизненного опыта экзаменуемого; при этом содержать информацию, способствующую реализации духовно-нравственной и патриотической целей;
-
текст должен способствовать реализации одной из целей экзаменационной работы: проверить овладение важнейшим видом речевой деятельности - сознательным чтением;
-
текст должен касаться этических, нравственных и других социально или личностно значимых проблем, содержать материал для раздумий и вызывать у экзаменуемых желание высказать свое мнение по поводу прочитанного.
Данные критерии отбора текстов обусловлены приоритетом задач нравственного воспитания личности. Развивая речевые навыки, старшеклассники не только получают возможность повысить свою лингвистическую, языковую и коммуникативную компетенцию, но и сформировать свой взгляд на целый ряд проблем.
Работа с текстом должна вестись в определенной логике. Это поможет и учителю при планировании урока, и учащимся, которые уже будут настроены на несколько этапов работы.
Так, мною разработаны программы элективных курсов, основанных на принципах работы с текстом:
-
«Секреты орфографии и пунктуации» (9 класс);
-
«Комплексный анализ текста» (8 класс).
Продуктом моей деятельности стали собранные за несколько лет тексты по темам и классам (ПРИЛОЖЕНИЕ).
Практическая значимость опыта заключается в том, что его результаты могут быть использованы и другими учителями русского языка при подготовке к ОГЭ и ЕГЭ по русскому языку.
ПРИЛОЖЕНИЕ
Тексты для комплексного анализа (5-6 класс)
Текст 1
1. Заяц зимой жил возле деревни. 2. Когда пришла ноч…, он поднял одно ухо послушал поводил усами понюхал и сел в глубокий снег на задние лапы. 3. Потом прыгнул и огл…делся. 4. Снег лежал волнами и бл…стел. 5. Над головой косого стоял м…розный пар, и сквозь него в…днелись яркие звезды. 6. Заяц поиграл с товарищем. 7. Он пок…пал с ним снег поел озими и пош…л дальше. 8. На востоке посветлело. 9. Звезд становилось меньше, и еще гуще м…розный пар вставал над землей. 10. Заяц перебежал дорогу подош…л к своей старой н…ре. 11. Затем косой раск…пал снег (з,с)делал новую н…ру лег в нее ул…жил на сп…не уши и заснул. (По Л. Толстому)
1. Прочитайте текст. Вставьте, где необходимо, пропущенные буквы, раскройте скобки, расставьте недостающие знаки препинания
2. Озаглавьте текст вопросительным предложением.
3. Замените слово «огл…делся» из предложения 3 синонимом. Запишите этот синоним.
4. В предложениях 4 – 6 найдите слово с чередующейся гласной в корне. Выпишите это слово.
5. Из предложений 9 – 11 выпишите имя прилагательное в сочетании с существительным в форме винительного падежа. Определите число прилагательного.
6. Из предложений 5, 6 выпишите глагол совершенного вида. Определите его время, спряжение.
7. Выпишите грамматическую основу предложения 7.
8. Найдите в тексте предложение с однородными членами, начертите его схему.
9. Разбейте текст на абзацы, составьте план текста.
Текст 2 В горах Памира (из сб. «Диктанты по русскому языку для 5 класса.ФГОС»)
1. Мы на Памире. 2. Над р…зоватыми обл…ками возвышают…ся ск…листые хре(б,п)ты. 3. В д…линах распол…жились села, где р…стут с…ды, люди сеют ячмень, пшеницу. 4. По берегам рек встречают…ся развалины ст...ринных крепостей. 5. Сейчас их стены и бойницы зар…сли густой р…стительностью. 6. В глубоких трещинах в…ют гнезда ч…рные галки, в щелках камней ютят…ся змеи. 7. Вот одна из них сверкнула на со…нце и исчезла среди к…мней. 8. Прибл…жаемся к подножию и распол…гаемся здесь на отдых. 9. С насл…ждением вдыхаем аромат цв…тущих р…стений. 10. Вдруг замечаем на скалах рисунки. 11. Это художник много веков назад нарисовал ж…вотных людей, написал цифры. 12. Наскальная ж…вопись рассказывает о древнем Памире. 13. Мы долго рассматривали эти уд…вительные рисунки.
1. Внимательно прочитайте текст. Вставьте, где необходимо, пропущенные буквы, раскройте скобки и расставьте недостающие знаки препинания.
2. Озаглавьте текст вопросительным предложением
3. Замените слово «удивительные» из предложения 13 синонимом. Запишите этот синоним.
4. В предложениях 2 – 4 найдите слова с чередующейся гласной в корне. Выпишите эти слова.
5. Из предложений 12 – 13 выпишите имя прилагательное в сочетании с существительным в форме винительного падежа. Определите число прилагательного.
6. Из предложений 12 – 13 выпишите глагол настоящего времени 3 лица. Определите его вид, спряжение.
7. Выпишите грамматическую основу предложения 11.
8. Разберите по составу слова: роз..ватыми, наскальная, зар..сли.
9.Сделайте фонетический разбор слова «здесь».
10. Сделайте синтаксический разбор предложения 12.
8-9 класс
Текст 1 (Из учебника «Русский язык: пособие для поступающих в вузы» Э.И.Борисоглебская, В.П. Гурченкова, Е.А.Курбыко)
Памятный день
(1)Рыж..й щ..нок с лис..ей морд..ч..кой играл (на) дороге с мухой которая нап..дала на него а он лежа на траве вспуг..вал ее и в..ртя головой от..скивал муху в воздухе. (2) Увид..в муху он кидался на нее и (не) п..ймав опять от..ск..вал ее летающую над ним. (3) Голова его то в..ртелась как юла то зам..рала ра..гляд..вая хитр..ватым глазом (не)угомо(н,нн)ую муху бе..церемо(н,нн)о полза..щую по его ш..рстке то вдру(к,г) стр..мительно в(с,з)кид..ваясь бр..сался зубастой пастью на игрунью. (4) Хвост его радос..но бился в ..зарте уши м..тались (из) стороны (в) сторону.
(5) Уля которой в ту пору было уже лет десять или оди(н,нн)адцать заливисто смеялась сер..цем прин..мая рад..сть в..селого щ..нка бу..то он нароч..но смешил ее как маленький клоун.
(6) Она так увл..клась игрой! (7) Душа ее раств..рилась во вселенской рад..сти пр..бывая в том исти(н,нн)ом и благос..ном с..стоянии, о котором не хотят почему(то) помнить люди забывая себя бе(з,с)печно игра..щими и добрыми какими им надо быть на красивой з..мле. (Г.Семенов)
1.Прочитайте текст. Вставьте, где необходимо, пропущенные буквы, раскройте скобки, расставьте недостающие знаки препинания.
2.Замените нейтральным синонимом слово «мотались» из предложения 4.
3.Выпишите из текста три качественных прилагательных вместе с определяемым словом.
4.Из предложений 1-3 выпишите слово, правописание приставки в котором определяется правилом « В приставке на З и С пишется звонкий согласный, если корень начинается со звонкой согласной».
5.Из предложений 6-7 выпишите слово, в суффиксе которого пишется НН, так как на стыке морфем пишется НН.
6.Найдите в тексте предложение с однородными сказуемыми. Укажите его номер, выпишите однородные сказуемые.
7.Выпишите из предложения 7 эпитеты.
8.Укажите номера предложений с обособленными обстоятельствами.
9.Из предложения 3 выпишите слово с чередованием в корне.
10.Найдите в тексте сложноподчиненное предложение с придаточным определительным. Укажите его номер. Составьте схему предложения.
11.Объясните постановку знаков препинания в предложении 4.
Текст 2 Просторы и пространство
(1)
Для ру..ких пр..рода всегда была свободой
волей пр..вольем. (2) Пр..слушайтесь к
языку: погулять на воле выйти на волю.
(3) Воля — это отсутствие забот о завтрашнем
дне это бе..печ..ность, блаже(н,нн)ая
погруже(н,нн)ость в настоящ..е. (4) Ш..рокое
пространство всегда владело сер..цами
ру..ких. (5)Оно выливалось в понятия и
пре..ставления которых нет в других
языках. (6) Чем например отличается воля
от свободы? (7) Тем что воля вольная это
свобода соедине(н,нн)ая с пр..стором с
ничем (не) пр..гражде(н,нн)ым пр..странством.
(8) А понятие тоски напротив соед..нено
с понятием тесноты л..шением человека
пр..странства.
(9)
Воля
это большие пр..странства по которым
можно идти и идти брести плыть по течению
больших рек и на большие ра(с,сс)тояния
дышать вольным воздухом воздухом
открытых мест широко вдыхать грудью
ветер чу..ствовать над головой небо
иметь возможность двигат..ся в разные
стороны — как вздумает..ся. (10) Что такое
воля вольная хорошо определе(н,нн)о в
ру(с,сс)ких лирических пес..нях, особе(н,нн)о
разбойнич..их, которые впрочем создавались
и пелись вовсе (не) разбойниками а
т..скующими по вольной волюшке и лучшей
доле кр..стьянами. (Д.С.Лихачев)
Задания:
1.Прочитайте текст. Вставьте, где необходимо, пропущенные буквы, раскройте скобки, расставьте недостающие знаки препинания.
2.Замените нейтральным синонимом слово «брести» из предложения 9.
3.Выпишите из текста три относительных прилагательных вместе с определяемым словом.
4.Из предложений 6-8 выпишите слово, правописание приставки в котором определяется правилом « В приставке ПРЕ- пишется Е, если приставку можно заменить на ПЕРЕ- ».
5.Из предложений 6-8 выпишите слово, в суффиксе которого пишется НН, так как в полном страдательном причастии с приставкой пишется НН.
6.Найдите в тексте предложение с водным словом . Укажите его номер, выпишите вводное слово.
7.Укажите номер предложения, в котором есть метафора.
8.Укажите номера предложений с обособленными определениями.
9.Из предложения 3 выпишите слово с чередованием в корне.
10.Найдите в тексте сложноподчиненное предложение с придаточным определительным. Укажите его номер. Составьте схему предложения.
11.Объясните постановку знаков препинания в предложении 9.
Текст 3
Искусство ошибаться
(1)Я (не) люблю смотреть телевизио(н,нн)ые передачи. (2) Но были програ(м,мм)ы которые я смотрел всегда: танцы на льду.(3) Больше всего мне нравит..ся когда те кого считают слабыми или кто ещ.. (не) вошел в ..боймы «признанных» выступают удач..но. (4) Больше всего меня восх..щает как «конькобежец» и..пр..вляет свои ошибки во время танца.(5) Упал и встает быстро вступая снова в танец и ведет этот танец так точно падения и не было. (6) Это иску(с,сс)тво огромное иску(с,сс)тво. (7) Но ведь в жизн.. ошибок бывает г..раздо больше чем на ледя(н,нн)ом поле. (8) И надо уметь вых..дить из ошибок: и..правлять их немедле(н,нн) о и красиво. (9) Пр..знат..ся в своей оши(п,б)ке перед самим собой (не) всегда легко, нужен опыт чтобы после соверше(н,нн)ой оши(п,б)ки как можно скорее и как можно ле(г,х)че включит..ся в работу, продолжить ее. (Д.С.Лихачев)
Задания:
1.Прочитайте текст. Вставьте, где необходимо, пропущенные буквы, раскройте скобки, расставьте недостающие знаки препинания.
2.Замените нейтральным синонимом слово «восхищает» из предложения 4.
3.В одном- двух предложениях сформулируйте главную проблему текста.
4.Из предложений 2-3 выпишите наречия.
5.Из предложений 6-8 выпишите слово, в суффиксе которого пишется Н, так как в суффиксе прилагательного ЯН пишется одна Н.
6.Найдите в тексте сложноподчиненное предложение с придаточным изъяснительным. Укажите его номер. Составьте схему предложения.
7.Напишите по данному тексту сочинение-рассуждение объемом 70 слов, выразите свое согласие или несогласие с автором.
Текст 4
-
Ра(н,нн)ей осенью нач..нает «сент..брить». (2) Ув..дает земля но ещ.. (в)переди «бабье лето» с его последним ярким но уже х..лодным как блеск слюды с..янием со..нца с густой син..вой небес с летуч..й п..утиной палым листом засыпающ..м опустелые воды. (3) Б..резовые рощи стоят как толпы девуш..к-красав..ц в шитых золотым листом (полу)шалках. (4) «Унылая пора! Очей оч..рованье!»
(5) Потом (не)настье обл..жные дожди ледя(н,нн)ой северный ветер сиверко бороздящий св..нцовые воды стынь стылость кр..мешные ночи ледя(н,нн)ая роса темные зори. (6) Так вот и идет пока первый моро(з,с) не схват..т не скует землю не выпад..т первая п..роша и не уст..новит..ся первопуток. (7) А там уже и зима с в..ьюгами м..телями п..земкой снег..падами с..дыми м..розами вешками на полях скрипом подрезов на розвальнях серым снеговым небом. (К.Паустовский)
Задания:
1.Внимательно прочитайте текст, вставьте пропущенные буквы и знаки препинания, раскройте скобки.
2.Определите стиль текста и тип речи.
3.Выпишите из предложений 2-3 два примера употребления слов в переносном значении.
4.Из предложений 6-7 выпишите сложные слова, разберите их по морфемам.
5.Из предложений 2-4 выпишите все причастия, укажите глаголы, от которых они образованы.
6.Среди предложений 3-6 найдите предложение с обособленным определением.
Текст 5 (из рассказа «Мои собаки» И.С.Соколова-Микитова)
1.Кроме английских сеттеров, которых я особенно любил за их приветливый, ласковый нрав, жили у меня короткошёрстные пойнтеры. Хорошо помню чудаковатого пегого пойнтера Фрама. Прежний его хозяин научил Фрама всяческим забавным проделкам. Соб…раясь гулять, он в зубах пр…носил свой пов…док. С Фрамом очень любили играть мои дочери. Пёс, хор…шо пон…мавший шутки, охотно уч…ствовал в детских весёлых играх. Заб…вляясь, дети клали ему на нос кусоч…к сахару. По приказанию он ловко подбрасывал и ловил ртом сахар. Иногда он начинал гонят…ся за кончиком своего хвоста, волчком кружась по комнат… .Подойдя к д…ждевой луж…, он шлёпал по воде лапой и л…вил ртом пузыри. Эта смешная з…бава Фрама очень нравилась детям, приводя их в восторг. Фрам очень любил купаться. Увид…в лесное озерко, пёс стремглав бросался в воду. Было очень трудно выманить его на берег.
Выполните задания по тексту:
1.Выразительно прочитайте текст вслух.
2.Подумайте, как можно озаглавить приведённый текст, чтобы обозначить его тему? А каким заголовком можно определить основную мысль высказывания?
3.С помощью каких средств языка автор создаёт такое динамичное повествование, так ярко рассказывает о проделках Фрама?
4.Найдите в тексте деепричастия, выпишите их, определите вид (попутно комментируйте орфограммы).
5.Образуйте деепричастия от глаголов.
6.Образуйте возможные формы причастий и деепричастий от подчёркнутых глаголов ( 1 вариант – от глагола приносил, 2 вариант – от глагола любили ).
7.Выполните морфологический разбор деепричастий ( 1 вариант – собираясь, 2 вариант – увидев )
8.Какая пунктограмма связана с темой «Деепричастие»? Приведите примеры предложений с деепричастным оборотом из текста.
9.А есть ли в тексте предложение с причастным оборотом? Назовите его. Какова его роль в тексте?
10.Выполните синтаксический разбор предложений (по выбору). Попутно комментируйте орфограммы.
11.Сделайте вывод, зависит ли постановка запятой при деепричастном обороте от его места по отношению к определяемому слову? А при причастном обороте?
12.В качестве домашнего задания - творческая работа: продолжить рассказ о Фраме, включив, если это уместно, предложения с деепричастными оборотами. Чтобы интерес к заданию не пропал, на уроке определяем, о чём можно написать. (Например, о том, как удавалось выманить Фрама из воды; как выглядел пёс после купания; каковы дальнейшие приключения Фрама ).
- Вебинар «Основные правила и способы информирования инвалидов, в том числе граждан, имеющих нарушение функции слуха, зрения, умственного развития, о порядке предоставления услуг на объекте, об их правах и обязанностях при получении услуг»
- Международный вебинар «Ключевые аспекты Реджио-подхода в контексте вызовов 21 века и развития компетентностной модели образования»
- Вебинар «Формирование детского коллектива как основа позитивной социализации»
- Международный вебинар «Решение задач речевого развития детей в программе “Социокультурные истоки”: работаем в соответствии с ФГОС ДО и ФОП ДО»
- Вебинар «Игровая деятельность, направленная на развитие социально-коммуникативных навыков дошкольников: воспитываем эмпатию, развиваем умение договариваться и устанавливать контакты, осваиваем способы разрешения конфликтных ситуаций»
- Международный вебинар «Этапы реализации методики обучения чтению В. Воскобовича»