Урок русского языка по теме "Имена прилагательные на -ий, -ья, -ье, -ьи".
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ РЕСПУБЛИКИ ХАКАСИЯ
«БОГРАДСКАЯ САНАТОРНАЯ ШКОЛА-ИНТЕРНАТ»
Имена прилагательные
на –ий, -ья, -ье, -ьи.
АВТОР РАЗРАБОТКИ:
МАРТЫНОВА НАТАЛЬЯ АНАТОЛЬЕВНА
8 класс
Тема урока: Имена прилагательные на –ий, -ья, -ье, -ьи.
Цель урока: познакомить учащихся с прилагательными на –ий, -ья, -ье, -ьи.
Задачи урока:
Обучающие – совершенствовать умение учащихся грамотно писать окончания прилагательных; выработать навык употребления в речи прилагательных по принадлежности; развивать орфографическую зоркость.
Развивающие – способствовать активизации мыслительной и творческой деятельности учащихся на уроке, обогащать словарный запас.
Воспитательные – воспитывать культуру общения, поведения на уроке.
Ход урока.
I. Организационный момент.
- Здравствуйте, ребята! Посмотрите друг другу в глаза, улыбнитесь, передайте частичку своего хорошего настроения другому. От ваших улыбок станет светлее и уютнее в классе.
II. Повторение.
-
Проверка ЗУН. Игра «Вспомни»
- Какую часть речи мы изучаем?
- Что такое имя прилагательное?
- На какие вопросы отвечает имя прилагательное?
- Что обозначает имя прилагательное?
- Назовите имена прилагательные.
- Как изменяются имена прилагательные?
-
Работа по карточкам. (3 вида карточек – разноуровневый раздаточный материал).
-
Словарно-орфографическая работа и развитие речи.
(1 ученик у доски). На доске записано:
Утро синеет лучистое,
В пышном уборе своем
Со…нце встает золотистое
Там, за з…леным х…лмом.
(Л.Чарская)
Задание 1. Прочитайте четверостишие.
Задание 2. Ответьте, о каком времени суток идет речь? Как вы догадались?
Задание 3. Вставьте пропущенные буквы, подберите проверочные слова (устно).
Солнце – солнышко, зелеными – зелень, холмом – холм.
Задание 4. Выпишите словосочетания сущ.+ прилаг. Определите род, число, падеж.
х какое?
Утро лучистое (ср.р., ед.ч., И.п.)
х каком?
В уборе пышном (м.р., ед.ч., П.п.)
х какое?
Солнце золотистое (ср.р., ед.ч., И.п.)
х каким?
За холмом зеленым (м.р., ед.ч., Т.п.)
Физминутка.
III. Подготовка к восприятию нового материала.
Отгадай загадку + найди ответ.
-
По полю скачет – ушки прячет,
Встанет столбом – ушки торчком.
(Заяц. Что о нем знаете?)
О какой части тела идет речь?
Уши зайца – (чьи?) – заячьи
Хвост лисы – (чей?) – лисий
Нора волка – (чья?) – волчья
Хвост вороны – (чей?) – вороний
-
Хвост пушистый, мех золотистый
В лесу живет, кур в деревне крадет.
(Лиса. Что о ней знаете?)
О какой части тела идет речь?
-
Дружбу водит лишь с лисой,
Это зверь сердитый, злой.
Он зубами щелк да щелк
Очень страшный серый … .
(Волк. Что о нем знаете? Где живет волк?)
-
Окраской сероватая,
Повадкой – вороватая,
Крикунья хрипловатая –
Известная персона …
Кто она? (Ворона)
Задание: замените существительные прилагательными.
- Как вы думаете, что обозначают такие имена прилагательные?
Принадлежность к кому-то, к чему-то. Они обозначают признак предмета по принадлежности.
- На какие вопросы отвечают имена прилагательные?
Чей? Чья? Чьё? Чьи?
- Знакомство с правилом - страница 83
IV. Закрепление материала.
На доске записано:
Хвост (чей?) лисий (м.р., ед.ч)
Голова (чья?) лисья (ж.р., ед.ч.)
Ухо (чьё?) лисье (ср.р., ед.ч.)
Лапы (чьи?) лисьи (мн.ч.)
Задание:
- Поставьте нужный вопрос. Определите род, число прилагательных.
При склонении сохраняется разделительный мягкий знак.
V. Развитие речи.
На доске записано предложение. Прочитайте его.
Повадки волчьи, а душа заячья.
- К какому жанру относится данное предложение?
- Как вы понимаете смысл пословицы?
Самостоятельная работа.
«Исправь ошибки» (раздаточный материал)
Птичи глаза, олени упряжки, рыбачя избушка, медвежя походка.
VI. Итог урока.
О чем вы узнали сегодня на уроке?
Кто затруднялся в написании прилагательных?
VII. Домашнее задание.
Страница 83 правило
Страница 84 упражнение 110 (выписать имена прилагательные по принадлежности, определить род, число)
Литература:
Н.А.Галунчикова, Э.В.Якубовская. Рабочая тетрадь №3 по русскому языку. Имя прилагательное. Москва. «Просвещение». 2004г.
- Вебинар «GOOGLE-формы как практический инструментарий в повседневной деятельности педагога»
- Вебинар «Youtube-канал как неотделимый компонент GOOGLE-аккаунта»
- Вебинар «Игровая деятельность, направленная на развитие социально-коммуникативных навыков дошкольников: воспитываем эмпатию, развиваем умение договариваться и устанавливать контакты, осваиваем способы разрешения конфликтных ситуаций»
- Вебинар «Основные правила и способы информирования инвалидов, в том числе граждан, имеющих нарушение функции слуха, зрения, умственного развития, о порядке предоставления услуг на объекте, об их правах и обязанностях при получении услуг»
- Международный вебинар «Рисование ватными палочками как нетрадиционная техника рисования и метод коррекции психических состояний дошкольников»
- Вебинар «Детская агрессия: нейроигровые приемы обучению саморегуляции, способам выражения гнева в приемлемой форме, формирование позитивных качеств личности»