"Пою тебя, мой край Мари"
Проект оформлен красочными иллюстрированными слайдами, портретами, составлена викторина, что активизирует индивидуально- личностную мотивацию усвоения нового материала. Урок можно применять на внеурочных мероприятиях, на классных часах.
Урок «Пою тебя, мой край Мари»
Статья отнесена к разделу: Преподавание музыки, 4 класс.
Данные об авторе:
Авторы:
Толстова Татьяна Константиновна и Толстов Борис Евгеньевич
Место работы, должность:
МБОУ «Микряковская СОШ», учителя музыки.
Регион:
Республика Марий Эл
Характеристики урока (занятия)
Уровень образования:
Начальное общее образование
Целевая аудитория:
Учащийся
Класс(ы):
4 класс
Предмет(ы):
Искусство
Музыка
Тип урока:
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний
Авторы: Толстова Татьяна Константиновна и Толстов Борис Евгеньевич
Аннотация
к уроку: Урок музыки с региональным
компонентом по теме «Музыка моего
народа», 4 класс. Урок легко воспринимается
и усваивается как учащимися начальных
классов, так и среднего звена. Проект
оформлен красочными иллюстрированными
слайдами, портретами, составлена
викторина, что активизирует индивидуально-
личностную мотивацию усвоения нового
материала. Урок можно применять на
внеурочных мероприятиях, на классных
часах.
Цель урока: воспитание
культуры межнациональных отношений
личности, патриотизма, духовно-нравственной
культуры; формирование понятия "Родина"
через прикосновение к национальным и
общечеловеческим ценностям.
Задачи урока:
обучающая: познакомить учащихся с понятием жанра “гимн” в музыкальном искусстве; познакомить детей с символами марийской республики, марийским гимном, марийскими композиторами, воспевающими свой родной край.
-
развивающая: развивать творческие способности, эстетический вкус, восприятие интонационной основы гимна в музыке; развитие вокально-хоровой культуры учащихся (певческая установка, дыхание, звуковедение, дикция, работа над фразой, пение в унисон; развитие слушательской культуры, культуры ответов, культуры личностного переживания искусства; развитие музыкального мышления учащихся через постижение определения понятий – «характер», динамическая нюансировка)
-
воспитывающая: воспитать уважение к истории искусства, чувства гражданственности и патриотизма.
-
развитие культуры самостоятельно добывать знания из различных музыкально-художественных источников; культуры творческого самовыражения.
Конструирование урока
Музыкальный
материал:
Слова
В. Панова, музыка Ю.Евдокимова «Гимн
Республики
Марий
Эл»,
Слова Н. Егорова, музыка И.Светлова
«Шачмы солаэм».
Наглядный
материал:
Показ портретов, фотографий с видом
города на компьютере, анимации,
выступление
солиста школы-учащегося 6 «а» класса
Ю.Салдикина.
Литературный материал:
С.
Вишневский - стихотворение «Марийский
край»,
учебник
«Родной край»,
4кл.
Методология урока
-
Формы работы:
Индивидуальные ответы учащихся, общеклассные, игра, пение.
-
Тип урока:
урок обобщения.
-
Жанр урока:
урок – диалог.
Принципы:
-
Принцип единства воспитания, обучения и развития.
-
Принцип тематического построения урока
-
Принцип связи музыки с жизнью.
-
Принцип увлеченности.
-
Принцип активности, самостоятельности и сознательности и его реализация на уроке и вне его.
-
Принцип оптимизации.
-
Перцептивные (направленные на восприятие):
а) словесный (дискуссия);
б) наглядный (подготовка текста, портретов композиторов, фотоматериалов, произведений изобразительного искусства);
в) практический (вокально- хоровая работа, слушание музыки) -
Гностические (знания усваиваются в процессе размышления над проблемно-поисковой ситуацией):
а) проблемно-поисковый;
б) частично-поисковый;
в) перспектива и ретроспектива;
г) концентрический (знания усваиваются на новом витке осмысления);
д) логические:
индуктивный (от частного к общему);
дедуктивный (от общего к частному);
традуктивный (от общего к общему, от частного к частному);
е) сравнение;
ж) обобщение;
з) анализ. -
Управленческие:
а) знания усваиваются под руководством учителя или вне его;
б)
мотивации (создание мотивов успеха
поощрением, принуждением);
в) метод
музыкально-художественной драматургии
построения урока;
г) метод разрушения
(парадоксальности)
д)
метод историзма;
е) сюжетно-ролевой
игры.
Контролирующие:
а) устные и письменные;
б) с
использованием ТСО;
в) методы проявления
знаний в процессе музицирования.
Тайм - план урока:
-
Приветствие – 1 мин
-
Повторение – 2 мин
-
Основная часть – 20 минут.
-
Практическая работа – 20 минут
-
Итог урока – 2 минуты
Вход на урок:
Дети
входят в класс под музыку «Марш
Акпарса».
Дети образуют круг, взявшись
за руки, учитель встает вместе с ними.
Слайд 2. Приветствие:
Учитель: по восходящей гамме от ноты «до» до ноты «соль» «Здравст-вуй-те, ре-бя-та!»
Ученики:
от
ноты «соль» до ноты «до» вверх.
«Здравст-вуй-те,
у-чи-тель!»
Закрепление
пройденного материала:
Вводное
слово учителя:
Садитесь, ребята. Мы сегодня с вами
поздоровались в кругу, взявшись за руки.
Какие чувства у вас возникли при этом?
Ребята:
Чувство дружбы, сплоченности, уважения
друг к другу.
Учитель:
А что еще помогло испытать вам эти
чувства? Только руки?
Ребята:
Музыка.
Учитель:
Какое настроение подарила эта музыка?
Дети:
Возвышенное, бодрое.
Учитель:
Какая по характеру музыка прозвучала?
Дети:
Торжественная, патриотическая, бодрая,
решительная.
Учитель:
Какие интонации ее пронизывают? Песенные,
танцевальные, маршевые?
Дети:
Маршевые.
Учитель:
- В каком темпе прозвучал марш?
Дети:
В среднем.
Учитель:
Какому народу она принадлежит?
Дети:
Марийскому
Учитель:
Ребята, в какой республике мы живем?
Дети:
В
республике Марий Эл.
Слайд 3. Ученик читает стихотворение С.Вишневского «Марийский край»:
Марийский край родной, на карте мира
Ты даже меньше, чем кленовый лист.
У нас в сердцах, мой край Марийский милый,
Ты - как цветок прекрасен, юн и чист.
Учитель: Эти стихи никого не оставляют равнодушными, потому что они о нашей родной республике Марий Эл. А кто из вас назовет столицу нашей марийской земли?
Ответ: Йошкар- Ола.
Новый материал урока:
Слайд 4. Учитель: В середине неспокойного 16 века по приказу русского царя Ивана Грозного между устьями рек Большая и Малая Кокшага был поставлен город, который назвали в честь царя - Царевококшайск. После Великой Октябрьской революции он был переименован в Краснококшайск, а позднее в Йошкар-Олу.
Слайд 5. Учитель: Сегодня Йошкар- Ола - культурный центр марийского края. В городе 5 театров, несколько кинотеатров, Дворцов культуры, колледж культуры и искусств. Здесь творят свои музыкальные шедевры многие марийские композиторы. Написано много песен о нашей любимой республике, о нашей Родине. Но у каждого государства, республики есть самая главная торжественная песня, которая восхваляет, воспевает ее.
Вопрос учителя: А что для человека является важным в жизни, что нужно воспевать?
Ответы: Родина, родная земля, природа, люди, живущие и работающие на ней.
Учитель: Верно. Торжественная, величественная, главная песня государства, республики, воспевающая ее, называется «гимн» (дети записывают определение в своих рабочих тетрадях)
Учитель: Гимн – это символ государства. А что еще относится к символам
государства?
Ответы: Герб, флаг.
Слайды 6-18. Учитель: На экране вы видите герб и флаг республики Марий Эл, когда звучит гимн Родины, на торжественных собраниях, концертах, соревнованиях его слушают стоя). (Звучит гимн республики Марий Эл). Дети слушают его стоя. На фоне гимна открываются слайды № 6 по №18) с видами современной Йошкар-Олы, республики.
Слайд 19. Учитель:
Слова для этого гимна написал марийский поэт Д.Исламов. А чтобы узнать фамилию композитора, написавшего гимн Марий Эл ( на слайде его фотография), вы должны проявить свои знания.
Для этого мы проведем викторину «Знаешь ли ты?».
Класс делится на 2 команды. Каждой команде раздаются букет из цветов, которые «растут в нашей республике»
Слайд 20. Задание 1. На каждом цветке есть слово, ассоциирующееся со словом «гимн» (например, «Отечество», «дом»), в середине цветка буква с порядковым номером, ее нужно вписать в пустую клетку в определенном порядке. ( За все правильно расставленные буквы - 9 баллов.)
Слайд 21. Задание № 2
Каждый цветок имеет свой аромат. Называя цветок, например, цветок «отечество», цветок «дом», нужно назвать «аромат», ассоциирующийся с этими цветками. (Например, «цветок «Отечество» имеет торжественный аромат, цветок «дом» - ласковый и т. д.). (За правильно названный «аромат» - 1 балл.)
Слайд 22. Задание № 3
Каждая команда, называя цветок-(«Отечество» , «Дом» и т. д.), поет песню с этим словом. Если одна команда не может спеть песню, то поет на это слово другая команда. (За правильно спетую песню-1 балл). Заполнив эти клетки, вы узнаете фамилию композитора – автора гимна Республики Марий Эл. (Евдокимов). Кто больше наберет баллов, та команда и выигрывает.
Учитель: У каждого человека есть место, где он родился. Вы все, ребята, из разных деревень и каждому из вас дорога и мила своя. Как называется место, где человек родился?
Ученики: Родина, родной край.
Слайд 23. Учитель: Любовь к своему родному краю самодеятельный горномарийский композитор Иван Иванович Светлов воспевает в своей песне «Шачмы солаэм», слова которой вы видите на слайде.
Иван Иванович написал много песен о своей Родине, потому что он ее защищал во время Великой Отечественной войны.
Слайд
24.
Разучивание песни
«Шачмы
солаэм»,
Слова
Н. Егорова, музыка И. Светлова
1.
Мыньын шачмы сола изи веле
Изи гыньы
тыды шумлан шегры
Хоть кыш
кеем-шумыштемжы
Туан ави, туан солаэмжы
2. Куги роша ырза ялаважым,
Сола выча школ гыц толмынажым.
Хоть кыш кеем – шумыштемжы
Туан ави, туан солаэмжы
Слайд 25. Учитель: Эту песню нам споет приглашенный на урок солист Микряковского «образцового» школьного хора Юра Салдияркин. Он тоже воспевает в песнях свою родную землю, свой край, свою республику. Чтобы о нашей родной республике знали и в других регионах, республиках, Юра старается петь об этом на региональных и российских конкурсах. Он является Лауреатом 2 степени Межрегионального конкурса солистов эстрадной песни «Камертоша», Дипломантом Всероссийского конкурса русского романса «Белая акация», победитель районного конкурса марийской песни «Самырык тукым» («Молодые голоса»).
После исполнения песни «Шачмы солаэм» ее разучивают дети.
При разучивании обращать внимание на кантиленность, фразировку, характер песни.
Учитель: Какой «аромат» вы почувствовали в этой песне?
Дети: нежный, легкий, светлый, ласковый.
Учитель: Какое настроение вам передалось при исполнении этой песни?
Дети: Радостное, доброе.
10. Обобщение урока:
Учитель: Ребята, сегодня на уроке вы узнали о главной песне нашей республики, о певцах нашей родной, марийской земли.
Где бы далеко вы ни были, кем бы вы ни стали, своим трудом, хорошими делами вы будете воспевать свою землю, Родину, свой родной, марийский край. Пусть музыка родной земли звучит всегда в ваших сердцах.
11. Домашнее задание: Попробуйте сочинить песню, в которой вы будете воспевать родной край.
Использованный материал:
1) учебник «Родной край», 4кл. - С. Вишневский
стихотворение «Марийский край»
2) гимн Республики Марий Эл с сайта: get-tune.net
3) Песня «Шачмы солаэм» – сборник детских марийских песен «Самырык юк»
4) портреты композиторов и фотографии с видом города и района – с сайта: images.yandex.ru›
5) несколько фотографий из личного архива Толстовой Т. К.
- Вебинар «Направления и задачи коррекционно-развивающей работы в соответствии с Федеральной образовательной программой дошкольного образования»
- Вебинар «Игровая деятельность, направленная на развитие социально-коммуникативных навыков дошкольников: воспитываем эмпатию, развиваем умение договариваться и устанавливать контакты, осваиваем способы разрешения конфликтных ситуаций»
- Вебинар «“Дружная семья – крепкая Россия!”: формирование представлений о семье, семейных ценностях и родственных связях у детей дошкольного возраста»
- Вебинар «Моделирование из ткани на основе народной традиции в художественном творчестве дошкольников и младших школьников»
- Вебинар «Воспитывающая школа: от системной концепции к системному воплощению»
- Вебинар «Z-поэзия – современное явление русской литературы, героическая летопись человеческих судеб, мужества и отваги солдат: произведения, освещающие тему СВО и военные события на Донбассе»