Духовно-нравственные проблемы современного российского общества
Байкачева Екатерина Владимировна
Учитель начальных классов
Г. Евпатория, Республика Крым
МБОУ Мирновская средняя школа
Тема: Духовно-нравственные проблемы современного российского общества
«Педагогическая теория»
НРАВСТВЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОГО ОБЩЕСТВА
Постановка проблемы. Современные демократические и гуманистические тенденции развития общества делают акцент, в первую очередь, на росте материального благосостояния человечества. Такой подход провоцирует ряд негативных явлений в духовно-нравственной сфере общества. Значительной проблемой в сегодняшнем мире в целом, и в России, в частности, является нравственная деградация общества, утрата нравственно-моральной определенности, подмена новыми поколениями ценностных ориентаций.
В государственных документах, регламентирующих стратегические цели образования, особое внимание уделяется проблемам развития российского общества и преодолению духовного кризиса. Для этого необходимо переосмысление процесса воспитания как приоритетной задачи образования. На современном этапе важно формировать у подрастающего поколения духовность и высокую нравственность, гражданскую ответственность, правовое самосознание, национальную самоидентичность, культуру, самостоятельность, терпимость. Опора на непреложные нравственные ценности позволит консолидировать общество, сохранить единое социокультурное пространство нашей страны, а также преодолеть этнонациональную напряженность и социально-религиозные конфликты. В Концепции модернизации российского образования отмечается, что потенциал образования должен быть в полной мере использован для реализации поставленных целей.
Анализ последних публикаций и исследований. В научной литературе проведены исследования по определению сущности духовности (H.A. Бердяев, Б.С. Братусь, Л.П. Буева, Т.И. Власова, В.В. Зеньковский, И.А. Ильин, H.A. Коваль, А.Б. Невелев, И.В. Силуянова, В.И. Слободчиков, B.C. Соловьев, В. Франкл, В.А. Черкасов, В.Д. Шадриков, В.Д. Ширшов и др.); взаимосвязи духовно-нравственного воспитания с формированием ценностных ориентаций у подрастающего поколения (В.И. Андреев, И.Ф. Исаев, A.B. Кирьякова, С.И. Маслов, E.H. Шиянов и др.); выявлению и обоснованию различных систем ценностей как основы целей воспитания (С.Ф. Анисимов, Т.И. Власова, В.А. Караковский, А.A. Корзинкин, Б.Т. Лихачев, Н.Д. Никандров, Т.И. Петракова, В.А. Сластенин, Л.Н. Столович, Л.В. Сурова, В.П. Тугаринов, Г.Н. Филонов, Г.И. Чижакова, Н.Е. Щуркова, В.А. Ядов, W. Hausmann, D. Zillessen и др.); определению сущности духовного и нравственного воспитания как взаимосвязанных направлений (Ш.А. Амонашвили, О.С. Богданова, Т.И. Власова, В.В. Игнатова, И.А. Каиров, Б.Т. Лихачев, И.С. Марьенко, С.Е. Матушкин, В.А. Сухомлинский, А.И. Шемшурина, Н.Е. Щуркова и др.); изучению духовно-нравственного воспитания школьников как самостоятельного направления воспитательной работы (В.А. Беляева, A.C. Метелягин, Т.И. Петракова, З.И. Саласкина, А.Д. Солдатенков и др.); обоснованию концепций духовного, духовно-нравственного становления личности педагога (В.И. Андреев, В.А. Беляева, H.A. Коваль, В.М. Пустовалов и др.).
Целью статьи является анализ нравственных основ и ценностных ориентаций современного общества.
Изложение основного материала. Современный мир, достигший невиданного ранее технического и информационного прогресса, столкнулся с острым кризисом нравственности, т.к. материальный прогресс не сопровождается соответствующим духовным развитием. Двадцатый век принес производственный рост, но вместе с тем произошло резкое падение нравов. На сегодняшний день падение продолжается еще более стремительно. Базисом духовно-нравственных ценностей являются культурные традиции и религия. Многие люди утратили веру, а вместе с ней и нравственные ориентиры.
Как писал французский социолог Э. Дюркгейм, «нравственность – это обязательный минимум и суровая необходимость, это хлеб насущный, без которого общества не могут жить» [1, 174]. Нравственность как интериоризированная мораль (свод важнейших общественных норм), по мнению Э. Дюркгейма, представляет собой базис общественной солидарности, то есть сплоченность разнородных членов общества в единый целостный социальный организм. Для определения нравственного кризиса общества, он ввел понятие аномии. Согласно Дюркгейму, аномия – это состояние общества, при котором наступают разложение, дезинтеграция и распад системы ценностей и норм, гарантирующих общественный порядок. Необходимое условие возникновения аномии в обществе – расхождение между потребностями и интересами части его членов с одной стороны и возможностями их удовлетворения с другой. Она проявляется в виде следующих нарушений:
-
Расплывчатость, неустойчивость и противоречивость ценностно-нормативных предписаний и ориентаций, в частности, расхождение между нормами, определяющими цели деятельности, и нормами, регулирующими средства их достижения;
-
Низкая степень воздействия социальных норм на индивидов и их слабая эффективность в качестве средства нормативной регуляции поведения;
-
Частичное или полное отсутствие нормативного регулирования в кризисных, переходных ситуациях, когда прежняя система ценностей разрушена, а новая не сложилась или не утвердилась как общепринятая.
В словаре С.И. Ожегова нравственность определяется как внутренние духовные качества, которыми руководствуется человек, этические нормы, правила поведения, определяемые этими качествами. Нравственность – это также – определяющий аспект культуры, ее форма, дающая общее основание человеческой деятельности, от личности до общества, от человечества до малой группы [3, 414].
Нравственные принципы общества имеют глубокие социально-исторические корни. Политические, экономические, хозяйственные и другие изменения в развитии государства влекут за собой и изменения нравственных отношений. Мировое сообщество, преследуя свои геополитические интересы, предпринимает беспрецедентные попытки насадить чуждые русскому человеку европейские ценности и понимание нравственных идеалов. Такие морально-нравственные ценности несвойственны нашему менталитету. Опираясь на правящую западным миром «религию денег» Россия оказалась перед угрозой разрушения национальной самоидентичности, возникли деформации культурного и информационного пространства. Ценностные установки, привнесенные из вне, носят деструктивный и разрушительный характер для развития личности, семьи и государства в целом.
Такое положение является отражением перемен, произошедших в общественном сознании и государственной политике. Российское государство в процессе стремительной реорганизации лишилось официальной идеологии, в свою очередь общество лишилось духовных и нравственных идеалов. Утратив традиционные моральные ценности, приобрести новые за такой незначительный исторический отрезок не удалось. В связи с этим в сознании людей нет четко сформулированных понятий: добро и зло, правда, достоинство, честь, совесть. Искажено традиционное представление о человеке и смысле жизни.
На сложившуюся ситуацию негативно влияет огромный поток информации, находящейся в свободном доступе не только для взрослого мыслящего человека, но и для детей, которые не в состоянии самостоятельно и осознанно дифференцировать то что видят и слышат. Не смотря на разросшееся информационное поле, можно констатировать общее снижение уровня образования. Современные образовательные учреждения и программы обучения не могут ответить на все вызовы времени, не удовлетворяют интеллектуальные и духовные потребности человека.
Очевидно, что школа сегодня должна особое внимание уделять организации воспитательного процесса. При реализации направления нравственного воспитания необходимо сделать опору на отечественную духовную культуру, тесно связанную с этническими ценностями национальных культур народов России и разными религиями. Альтернативное мышление сегодня означает принятие массовой безликой культуры, насилия и разврата, насаждаемыми под видом западной модели воспитания.
Нравственность является основой личности человека и является безусловным продуктом воспитания, т.к. не является врожденным качество ребенка. Недостаток нравственного воспитания подрастающего поколения приведет общество к необратимому разложению и духовному вакууму. В связи с этим духовно-нравственное воспитание имеет чрезвычайную значимость и является одной из приоритетных задач в развитии российского государства.
Основой духовно-нравственного воспитания детей и молодежи традиционно является семья и именно в семье начинается воспитательная работа. На современном этапе развития общества состояние российской семьи является результатом нерешенных проблем подготовки молодежи к жизни. Результат отсутствия достаточного внимания к семейным ценностям и традициям это – распад семьей, низкий уровень рождаемости, аборты, брошенные дети. Многочисленные исследования в этой области показали, что большинство детей, не реализовавших себя во взрослой жизни, в следствии чего пристрастившихся к употреблению алкоголя, наркотиков, не получили нужного количества внимания, тепла и любви со стороны родителей. Ведь именно любовь родителей, их собственный пример являются главными средствами воспитания моральных качеств у детей. Поэтому в первую очередь, родители, а потом образовательные учреждения должны формировать в сознании ребенка положительные образы.
Безответственное отношение к институту семьи обесценивает ее значение среди молодежи. Здесь задача государства и гражданского общества заключается в своевременной и эффективной профилактической работой, влиянии на семью, укреплении института семьи, организации досуга молодежи. Решая социальные задачи воспитания семья, дошкольные образовательные учреждения и школа, должны найти способы помочь каждому ребенку обрести чувство ответственности за сохранение духовно-нравственных основ жизни.
Становление новой российской государственности, демократизация гражданского общества и всего полиэтнического пространства России дает возможность эффективно использовать этнокультурное воспитание для формирования подрастающего человека. Родной язык, традиции, обычаи, духовно-нравственные ценности каждого народа формировали лучшие человеческие качества на протяжении существования человечества.
Этнокультурное воспитание, являющееся целостным процессом передачи личности культурных ценностей, традиций, социальных норм поведения, выступает частью всестороннего процесса становления человека. Использование традиций и обычаев в формировании духовно-нравственных ценностей подрастающего поколения позволяет оказать влияние на социальное, духовное, нравственное, психическое, физическое развитие.
В процессе исторического развития всеми народами накоплен положительный воспитательный опыт, создана высокая педагогическая культура. Каждый этнос – это живой источник педагогической мудрости, народная педагогика из поколение в поколение накапливает и преумножает духовный опыт народа, раскрывает особенности национального характера. Народная педагогика рассматривается как духовный феномен, являющийся общечеловеческим принципом существования человеческого рода и объединяющий в себе лучшие качества человека, такие как любовь, доброта, сострадание, честность, справедливость, милосердие, терпимость и др. В потребности к труду и потребности делать добро, самостоятельности в выполнении порученного дела, воспитании уважения и соблюдения традиций, формировании социального поведения в среде своего этноса, привязанности к родным местам, уважительном отношении к родителям, старшим по возрасту заключается воспитательный потенциал традиций.
Семья, как традиционно устоявшаяся структура общности людей, живущих вместе, связанных родственными узами, ведущих общее хозяйство и несущих этнические характеристики традиционной системы семейного воспитания является хранителем традиций. В современных условиях развивается воспитательный потенциал семьи, как главного носителя нравственного опыта поколений.
Социально-политические и духовные перемены происходящие в настоящее время в российском обществе позволяют отойти от политических и классовых приоритетов и выдвинуть на первый план национальные и общечеловеческие ценности. Такие изменения в жизни общества значительно расширяют границы нравственного воспитания. Положительные тенденции прослеживаются в первую очередь в том, что кризис нравственности признается на уровне всех государственных институтов и гражданского общества.
Невозможно решить проблемы, связанные с нравственным кризисом, только государственными средствами. Необходима консолидация интеллектуальных ресурсов для преодоления негативных тенденций, концентрация усилий на решение социальных проблем, активная позиция гражданского общества. Возрождение самобытной цивилизации на традиционных ценностях культуры различных народов является для России наиболее оптимальным путем выхода из кризиса в духовно-нравственной сфере.
Литература:
1. Дюркгейм Э. Социология. Ее предмет, метод и назначение. – М. : Канон, 1995. – 392 с.
2. Сергеева А.В. Русские: стереотипы поведения, традиции, ментальность / А.В. Сегреева. – М. : Флинта, Наука, 2004. – 259 с.
3. Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка / С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. − 4-е изд., доп. − Москва : Азбуковник, 2000. – 940 с.
4. Чуприй Л. Падение нравственности в российском обществе. URL: Http://www. apn. ru/public-Ations/article23740.htm
5. Хайдеггер М. Вопрос о технике // Хайдеггер М. Время и бытие: Статьи и выступления: пер. с немецкого. – М. : Республика, 1993. – 447 с.
- Международный вебинар «Рисование ватными палочками как нетрадиционная техника рисования и метод коррекции психических состояний дошкольников»
- Вебинар «Игровая деятельность, направленная на развитие социально-коммуникативных навыков дошкольников: воспитываем эмпатию, развиваем умение договариваться и устанавливать контакты, осваиваем способы разрешения конфликтных ситуаций»
- Вебинар «Детская агрессия: нейроигровые приемы обучению саморегуляции, способам выражения гнева в приемлемой форме, формирование позитивных качеств личности»
- Международный вебинар «Требования охранительного педагогического режима к коррекционно-образовательному процессу для обучающихся с НОДА»
- Вебинар «Использование функционала GOOGLE для создания персонального сайта педагога»
- Современные тенденции развития шахматного образования в РФ. Научные идеи и концепции обучения шахматной игре