Разработка урока "Слушай джаз"
Слушай джаз!
Статья отнесена к разделу: Преподавание музыки, 8 класс
Данные об авторе:
Авторы:
Толстова Татьяна Константиновна и Толстов Борис Евгеньевич
Место работы, должность:
МБОУ «Микряковская СОШ», учителя музыки.
Регион:
Республика Марий Эл
Характеристики урока (занятия)
Уровень образования:
среднее общее образование
Целевая аудитория:
Учащийся (студент)
Класс(ы):
8 класс
Предмет(ы):
Искусство
Музыка
Тип урока:
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний
Цель: знакомство детей с понятием «джаз».
Задачи:
-
рассказать о характерных чертах джазовой музыки;
-
прививать любовь к музыке;
-
развивать культуру творческого самовыражения;
-
развитие вокально-хоровой культуры учащихся через пение джазовой песни
Оборудование:
-
компьютер,
-
мультимедиа,
-
экран,
-
презентация о джазе
-
звукозаписи джазовой музыки.
Используемые ЦОР:
Показ анимаций, портретов – использованы ресурсы Интернет: http://ru:wikipedia.orq/wiki/
Ход урока
1. Организационный момент
Слайд 1. Вход учащихся под песню в исполнении Леонида Утесова и Любови Орловой «Тюх-тюх» из кинофильма «Веселые ребята»
Приветствие:
Учитель поет мелодию вверх: «Здравствуйте, ребята»
Ученики: поют мелодию вниз: «Здравствуйте, учитель!»
Учитель: Ребята, мы вошли в класс под песню «Тюх-тюх» в исполнении Леонида Утесова и Любови Орловой. Вы услышали особенные черты музыки?
Ученики. Да, это джаз.
2. Объяснение новой темы
Слайд 2
Учитель. Да, это джаз. В тетрадях нужно записывать самые основные факты из истории джаза.
Вряд ли кто решится объяснять, что такое джаз. Этого не стал делать даже великий в истории джаза человек – Луи Армстронг.
Слайд 3
История джаза начинается с 19 века в негритянской среде, когда существовал рабовладельческий строй. Джаз возник в США среди угнетенного, бесправного негритянского населения, среди потомков черных рабов, когда-то насильно увезенных со своей родины. Оторванные от родины, разлученные с близкими, изнемогавшие от непосильного труда, черные невольники находили утешение в музыке. Негры удивительно музыкальны и ритмичны. Во время отдыха негры пели, аккомпанируя себе хлопками в ладоши, ударами по пустым ящикам, жестянкам – всему, что находилось под рукой. С годами негры стали петь то, что слышали вокруг себя - песни белых, но пели по
– своему, вкладывая в них свою боль, страстную надежду на лучшую жизнь. Так возникли негритянские духовные песни спиричуэл.
Слайд 4 - 6
Учитель: Лучшей исполнительницей их признана замечательная негритянская певица Махелия Джексон. ( прослушивание песни)
Учитель: Ребята, что можете сказать о музыке и певице?
Ученики: Музыка красивая, поэтичная, музыкальная. Голос сильный, красивый тембр.
Учитель: К какой музыке относится спиричуэл, к «легкой» или «серьезной»?
Ученики: К «серьезной» (прослушивание музыки).
Слайд 7
Учитель: На протяжении всей истории своего развития возникло много разных школ, направлений, стилей джазовой музыки:
Спиричуэл – духовная музыка чернокожих в особом ритме.
Блюз - «рабочая песня», холер (ритмичные вскрики, сопровождавшие работу в поле), выкрики в ритуалах африканских религиозных культов.
Свинг- быстрый темп и сложные импровизации, с неустойчивой пульсацией.
Рэг-тайм – возник на основе африканских танцев с прихлопыванием и притопыванием.
Бибоп— джазовый стиль, характеризуемый быстрым темпом и сложными импровизациями, основанными на обыгрывании гармонии а не мелодии.
Хард-боп – жесткая, экспрессивная ритмика с опорой на блюз.
Соул-джаз – африканский фольклор.
Фьюжен- слияние джаза с поп- музыкой и роком.
Слайд 8
Учитель: Основные черты джазовой музыки: главенство ритма, импровизация, разговорные интонации, преобладание медных духовых инструментов: трубы, саксофона, тромбона
Слайд 9 - 12
Учитель: Как вы слышали в начале урока – Луи Армстронг – лучший джазовый исполнитель. Сейчас нам о нем расскажет ученик.
Сообщение ученика: Луи Армстронг родился в бедности, в Новом Орлеане 1900 г. Дед был рабом, мать – прачкой Мэри Энн. Родители разошлись. Воспитывала бабушка по отцовской линии. 1913 год . Новый Орлеан шумно отмечал праздник торжеством и фейерверками. Раздобыв пистолет, выстрелил в воздух. Отправлен в колонию для малолетних цветных “Уэйорс Хоум”. Там был создан медный духовой оркестр, его привлекли к творческой работе. Руководитель – Питер Девис, он сделал Луи горнистом колонии, затем научил играть на корнете. “Эта колония для меня была скорее школой – пансионатом, нежели тюрьмой”. (Армстронг хорошо овладел игрой на корнете). Через 3 года отец забрал его для нянчания (нянчил сводного брата от второго брака отца), В 16 лет – разносил и продавал угль. Организовал маленький оркестрик, который играл в дешевых барах и на вечеринках.
18 лет – ведущий корнетист.
-
24 года – женился на Лиллиан Харден, пианистке из оркестра Оливера.
-
25 лет – первые грамзаписи.
-
1929 год – переехал в Нью-йорк. 17 лет был солистом большого оркестра. Ведущий представитель нового вида искусства, известного во всем мире.
-
Много гастролировал. Длительная гастрольная поездка по Европе.
-
1946 год – эпоха свинга внезапно оборвалась, стал петь после 1950 года. “Хелло, Долли”, “Мэки Найф”. (Л.Армстронг “Wonderful world (прослушивание музыки)
Учитель: Спасибо за интересное сообщение, садись. Ребята, что вы можете сказать о музыкальных качествах Луи Армстронга?
Ученики: Виртуозное владение инструментом и голосом.
Слайды 13 -16
Учитель: Элла Фицжеральд – очень известная американская джазовая певица. О ней нам расскажет ученик.
Сообщение ученика о детских годах: Элла Фицжеральд родилась 25 апреля 1917 года в Ньюпорт-Ньюс, штат Виргиния, в семье с афроамериканскими и ирландскими корнями. Отец - водитель погрузчика, мать - прачка. После развода родителей Элла с матерью в Йонкерс. Там мать Эллы познакомилась с португальским иммигрантом Джозефом да Силва. Семья часто посещала церковь и воскресные службы, Элла с детства изучала Библию и полюбила церковные песнопения. Как и многие чернокожие певицы того времени, девочка развивала свой музыкальный талант благодаря пению спиричу- элсов и госпелов. Как и все негритянские дети её квартала, она увлекалась танцами, кино, музыкой и даже спортом. Её природный певческий диапазон — один из самых тёплых и излучающих радость среди тех, которые ему доводилось слушать. Фицджеральд обладала безупречным чувством ритма и безукоризненной интонацией. Её чуткость по отношению
к гармонии просто потрясала. Вся суть, по мнению Генри Плезентс, заключалась в том, каких именно ошибок не делает Фицджеральд: «Говоря простыми словами, она не делает
ничего неверного. Ничто в её выступлении не вызывает сомнения… Она всё делает абсолютно правильно и никак иначе» (прослушивание музыки)
Слайды 17-21
Учитель: Спасибо за сообщение. В России джаз распространился с середины 20-х г. XX века. Родоначальником джаза в России считается Леонид Утесов - выдающийся деятель искусства, эстрадный певец, киноактер, музыкант, дирижер, руководитель джазового оркестра, народный артист СССР (просмотр слайдов и прослушивание музыки)
Слайды 22 – 27
Учитель: А это имя вам известно. Это Лариса Долина – современная российская джазовая певица. Родилась 10 сентября 1955 года в г. Баку. Музыкой начала заниматься с 7 лет. Известна как актриса в фильме «Мы из джаза». У нее много побед на разных конкурсах джазовой музыки, выпущены сольные альбомы, очень известная песня в ее исполнении «Погода в доме» (прослушивание песни С. Казановой «Льдинка»).
Слайды 28 – 34
Учитель: Про Олега Лундстрема послушаем сообщение ученика.
Сообщение
ученика: Олег Лундстрем родился 2
апреля 1916 г. В 1921 году семья переезжает
в г. Харбин, Маньчжурия (Китай). Народный
артист России. Увлечение джазом началось
с 1932, когда в руки Олега Лундстрема
случайно попала пластинка с записью
оркестра Дюка Эллингтона "DEAR OLD
SOUTHLAND".
Организовал джаз-оркестр в
Харбине (1934). В 1936г с оркестром переехал
в Шанхай, затем в 1947 г. в г. Казань . С
1956 года Луи Армстронг является
художественным руководителем и главным
дирижером эстрадного оркестра Росконцерта
(Москва). Автор джазовых композиций.
После второй Мировой войны оркестр в
полном составе с семьями приезжает в
СССР, в г. Казань, где была консерватория,
оркестранты хотели получить музыкальное
образование, т.к. оркестр состоял из
дворовых музыкантов.
За 40 лет оркестр
объездил более 300 городов нашей Родины
и десятки за рубежом. Записано совместно
со студией "Мелодия" 10 долгоиграющих
пластинок джазовой музыки
неизменный участник крупных
международных джазовых фестивалей:
"Таллин-67", " Джаз Джембори - 72"
в Варшаве, "Прага-78" и "Прага-86",
"София-86", "Джаз вДюктауне-88"
в Голландии, фестиваль искусств СССР и
Индии в 1988 году, "Гренобль-90" во
Франции, фестиваль памяти Эллингтона
в Вашингтоне 1991 год, фестиваль биг-бэндов
"Иматра-92" в Финляндии, ряд наших
международных фестивалей. В этом году
оркестру -76лет. Самый "долгоиграющий"
биг-бенд в мире (зафиксировано в российской
книге рекордов Гиннеса). С оркестром
пели лучшие певцы и певицы СССР: Валентина
Дворянинова, квартет «Аккорд», Дмитрий
Ромашков, квартет «Гайя», Ара Арсенян,
Галина Козакова, Вероника Круглова,
Майя Кристалинская. В 70-е годы пели
Ирина Понаровская и Алла Пугачева. В
80-е годы Ирина Отиева, Светлана Рубинина,
Ольга Кормухина, квартет «Москва-транзит»
Учитель: спасибо за исчерпывающее сообщение
Слайд 35
3. Разучивание песни “Джаз” Я. Дубравина
Учитель: прохлопать ритм по фразам.
– Можно ли отнести джаз к легкой музыке?
Ответы ребят: да и нет.
3. Итог урока
– С появлением джаза связано возникновение такого понятия, как массовая культура. Джаз дал начало ритм-энд-блюзу, рок- н-роллу, открывшим дорогу многим певцам, в том числе и Элвису Пресли.“Рок”, “фанк”, “соул”, эстрадная музыка, музыка кино и телевидения, симфоническая и камерная музыка (современная) тоже заимствовали многие элементы джаза.
Под плюсовку песни «Джаз» учащиеся уходят с урока.
Использованные ресурсы:
1.Фотографии и портреты музыкантов, певцов из сайтов:
ru.wikipedia.org›Фицджеральд, Элла,
images.yandex.ru›Фицджеральд, Элла фото
ru.wikipedia.org›Джексон, Махалия,
ru.wikipedia.org›Армстронг, Луи,
images.yandex.ru›Лариса Долина википедия,
kinopoisk.ru›Лариса Долина›Фото
images.yandex.ru›Лариса Долина фото,
images.yandex.ru›олег лундстрем фото
2.Песни и музыкальные композиции из сайтов:
muzofon.com›search/Лариса Долина льдинка,
muzofon.com›search/Луи Армстронг…западной окраины
zaycev.net›pages/24089/2408932.shtml
muzofon.com›search/Оркестр Олега Лундстрема
muzofon.com›search/MAHALIA JACKSON
3. Тексты из сайтов: ru.wikipedia.org›Утёсов, Леонид Осипович
ru.wikipedia.org›Джексон, Махалия,
to-name.ru›biography/oleg-lundstrem.htm
ru.wikipedia.org›Долина, Лариса Александровна
ru.wikipedia.org›Лундстрем, Олег Леонидович
ru.wikipedia.org›Фицджеральд, Элла,
- Вебинар «Детская агрессия: нейроигровые приемы обучению саморегуляции, способам выражения гнева в приемлемой форме, формирование позитивных качеств личности»
- Вебинар «Игровая деятельность, направленная на развитие социально-коммуникативных навыков дошкольников: воспитываем эмпатию, развиваем умение договариваться и устанавливать контакты, осваиваем способы разрешения конфликтных ситуаций»
- Международный вебинар «Формирование креативного мышления как элемента функциональной грамотности на уроках литературного чтения в начальной школе»
- Современные тенденции развития шахматного образования в РФ. Научные идеи и концепции обучения шахматной игре
- Международный вебинар «Рисование ватными палочками как нетрадиционная техника рисования и метод коррекции психических состояний дошкольников»
- Международный вебинар «Требования охранительного педагогического режима к коррекционно-образовательному процессу для обучающихся с НОДА»
Надеюсь в ближайшее время увидеть Ваш материал в библиотеке нашей группы! О повторной загрузке файла сообщите, пожалуйста, в письме. С наилучшими пожеланиями, Татьяна Николаевна Остапцова