В вашем браузере отключен JavaScript. Из-за этого многие элементы сайта не будут работать. Как включить JavaScript?

Учебно-Методический портал
Уважаемые слушатели и пользователи портала УчМет!
«Издательство «Учитель» и «Международный центр образования и социально-гуманитарных исследований» внесены в перечень
образовательных организаций на Едином федеральном портале дополнительного профессионального образования. Подробнее

Жизнь и творчество Мацуо Басё (1644- 1694 гг). Хокку.

Жизнь и творчество Мацуо Басё (1644- 1694 гг). Хокку.

Ширяева Светлана
Тип материала: Урок
просмотров: 7232
Краткое описание
Знакомство с японскими легендами и обычаями, с некоторыми фактами биографии М. Басё;
выявление особенностей структуры хокку, смысловой нагрузки строк, принципов сложения хокку, особенностей эволюции жанра;
формирование навыков выразительного чтения, работы с учебником и таблицами.                            

Дистанционное обучение педагогов по ФГОС по низким ценам

Вебинары, курсы повышения квалификации, профессиональная переподготовка и профессиональное обучение. Низкие цены. Более 19500 образовательных программ. Диплом госудаственного образца для курсов, переподготовки и профобучения. Сертификат за участие в вебинарах. Бесплатные вебинары. Лицензия.

Файлы
logKonspekt_uroka_v_7_klasse.docx Скачать

C:\Users\Наталья\Desktop\uchmet_120_60.gif








Конспект урока по литературе.

Тема: Жизнь и творчество Мацуо Басё (1644- 1694 гг). Хокку.

для 7 классов







Разработан:

Ширяевой Светланой Николаевной, учителем

русского языка и литературы,

I категории

ЧОУ Заокская ХСОШ.



















Конспект урока в 7 классе.

Тема: Жизнь и творчество Мацуо Басё (1644- 1694 гг). Хокку.

Организационный момент: проверьте наличие всех предметов к уроку (учебник, тетрадь, письменные принадлежности), сядьте ровно.

Цели:

  1. знакомство с японскими легендами и обычаями, с некоторыми фактами биографии М. Басё;

  2. выявление особенностей структуры хокку, смысловой нагрузки строк, принципов сложения хокку, особенностей эволюции жанра;

  3. формирование навыков выразительного чтения, работы с учебником и таблицами.

Задачи:

  1. обеспечить в ходе урока усвоение традиций японской культуры;

  2. сформировать умения анализа жанра хокку;

  3. проверить следующие общеучебные умения и навыки работы с литературными терминами и понятиями, чтения;

  4. создать условия для развития коммуникативных навыков через разнообразные виды речевой деятельности;

  5. создать условия для развития аналитических способностей учащихся, умение анализировать, сопоставлять, сравнивать, делать выводы;

  6. создать условия для развития памяти, внимания;

  7. способствовать развитию культуры взаимоотношений при работе в парах, группах, коллективе;

  8. содействовать формированию толерантности в отношении к культуре своего и других народов.



Оборудование кабинета: книжная выставка, иллюстрации к уроку, презентация Microsoft Power Point, мультимедийный проектор.

Тип урока: комбинированный.

Методы: словесный (объяснение, работа с учебником и книгой) и наглядный (иллюстрации, демонстрации).



Ход урока:

  1. Актуализация знаний.

  1. Слово учителя:

Мацуо Басё (настоящее имя — Мунэфуса, 1644–1694) — великий японский поэт, сыгравший большую роль в становлении поэтического жанра хайкай. 
Басё родился в провинции Ига, в центральной части острова Хонсю, в небогатой самурайской семье, в детстве получил хорошее образование. В 1672 г. покинул родные места и поселился в Эдо (современный Токио), где примкнул к одной из ведущих поэтических школ того времени — Данрин. Пользовался большим авторитетом уже при жизни и имел много учеников.
 
Долгое время Басё жил в предместье Эдо — Фурукаве, в хижине, подаренной ему Сампу, одним из его учеников. Рядом с этой хижиной был посажен банан (басё), поэтому хижина получила название Банановой (басё-ан), отсюда и псевдоним поэта.
 


Басё много путешествовал по стране, но самое большое признание получил как мастер трехстиший (хокку), которые к тому времени выделились в самостоятельный поэтический жанр. 
Поэтическое наследие Басё представлено 7 антологиями, созданными им и его учениками: "Зимние дни" (1684), "Весенние дни" (1686), "Заглохшее поле" (1689), "Тыква-горлянка" (1690), "Соломенный плащ обезьяны" (книга 1-я, 1691, книга 2-я, 1698), "Мешок угля" (1694), лирическими дневниками, написанными прозой в сочетании со стихами (наиболее известный из них - "По тропинкам Севера"), а также предисловиями к книгам и стихам, письмами, содержащими мысли об искусстве и взгляды на процесс поэтического творчества.

Поэзия и эстетика Мацуо Басё оказали влияние на развитие японской литературы средних веков и нового времени. 

- Учащиеся конспектируют материал, записывают значение новых слов.

1) Самурай- член привилегированной феодальной касты Японии.

2) Хокку ( хайку)- жанр и форма японской поэзии; трехстишие, состоящее из двух опоясывающих пятисложных стихов и одного семисложного посередине; из 17 слогов, составляющих один столбец иероглифов.

3) Каллиграфия- искусство писать четким, красивым почерком.

4) Антология- сборник избранных произведений (литературных, философских, музыкальных) разных авторов ;

5) Теза- положение, утверждение, выставляемое и потом доказываемое в каком- нибудь рассуждении .

6) Антитеза - в художественной литературе стилистическая фигура, сопоставление резко контрастных или противоположных понятий и образов для усиления впечатления.

7) Катарсис - сильное эмоциональное потрясение, которое вызвано не реальными событиями жизни, а их символическим отображением.

2.Обращение к статье учебника (с.263-268), после совместного прочтения, отвечаем на вопросы:

1) Каким вы представляете себе Басё?

2) Какие чувства вызвал у вас образ жизни Басё и его отношение к творчеству?

3. В 1680 году Басё создал первоначальный вариант знаменитого в истории японской поэзии стихотворения:

На голой ветке

Ворон сидит одиноко.

Осенний вечер.

К работе над ним поэт возвращался в течение нескольких лет, пока не создал окончательный вариант. Это говорит о том, как упорно Басё работал над каждым словом. Затянувшиеся годы поисков закончились, он нашел свой путь в искусстве.

4. Обращение к статье учебника о хокку. Заполнение таблицы.

структура хокку

Трехстрочные поэтические миниатюры из 17 слогов.

Трехстишие, состоящее из двух опоясывающих пятисложных стихов и одного семисложного посередине

смысловая нагрузка строк хокку

Первая строка- теза, вторая- антитеза, третья- катарсис (объяснить учащимся термины).

эстетические принципы сложения хокку.

«сатори»- состояние озарения

«саби»- одиночество, отчуждение от всего внешнего мира

«каруми»- легкость и возвышенность, простота восприятия

«хосоми»- тонкость и ломкость

«сюри»- грусть, сочувствие

«фуэки-рюко»- постоянная изменчивость мира, единство движения и покоя

эволюция жанра

Хокку- комический жанр (Аракида Моритикэ (1465-1549)

Хокку- лирический жанр ( Мацуо Бесё)

Расширение тематики хокку (Танигутти Бусон (17160-1783)



- Подведение итогов работы.

Хокку- не стихи, а образ жизни, погружение в мир одиночества, грусти и счастья внутреннего прозрения, в мир открытий, который окружает и в который необходимо всмотреться.

- Обращение к иллюстрациям учебника (с.264,265, 268, 269).

Выразительное чтение учащимися хокку: «Конец осенним дням»

Конец осенним дням.

Уже разводит руки

Каштана скорлупа.

- Определите содержание тезы, антитезы и катарсиса.

теза- «конец осенним дням»

антитеза - «уже разводит руки»

катарсис - «каштана скорлупа»

- Какой образ воссоздан в хокку? ( Раскрытые створки каштана, как разведенные в недоумении руки перед неизбежностью наступления зимы).

III. Итоги урока

Слово учителя:

Поэзия и проза Басё открывают перед нами Японию того времени. Поэт надеялся еще продолжить свои странствия на север, чтобы повидать всю страну, но смерть застала его в 1694 г. в городе Осака, где он умер, окруженный своими учениками.

Басё основал свою школу, совершившую переворот в японской поэзии. После его смерти школа постепенно распалась.

В XX в. хокку получило название хайку.

IV. Домашнее задание.

  1. Выучить наизусть хокку (по выбору).

  2. Индивидуальное задание:

  • подготовить сообщение о замке Инуяма;

  • о японской каллиграфии;

  • о герое Ёсицуне.





















Использованный материал:

  1. http://www.tonnel.ru/?l=gzl&uid=1081&op=bio - Биографии. История жизни великих людей

  2. Литература 7 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений : В 2 ч. Ч 2 / Авт. Сост. Г.С. Меркин.- 7 –е изд, М.: ООО «ТИД «Русское слово- РС», 2009.- 344с

  3. Толковый словарь русского языка. Под редакцией Д. Н. Ушакова Под редакцией Д.Н. Ушакова. – М.: ООО «Издательство Астрель», ООО «Издательство АСТ», 2000. – 848с

  4. http://www.yaponika.com/hokku/base

  5. http://yandex.ru/images/search



logBasyo_prezentatsia.pptx Скачать
Обсуждение материала
Для добавления отзыва, пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.
Образовательные вебинары
Подписаться на новые Расписание вебинаров
Задать вопрос