Жизнь и творчество Мацуо Басё (1644- 1694 гг). Хокку.
выявление особенностей структуры хокку, смысловой нагрузки строк, принципов сложения хокку, особенностей эволюции жанра;
формирование навыков выразительного чтения, работы с учебником и таблицами.
Конспект урока по литературе.
Тема: Жизнь и творчество Мацуо Басё (1644- 1694 гг). Хокку.
для 7 классов
Разработан:
Ширяевой Светланой Николаевной, учителем
русского языка и литературы,
I категории
ЧОУ Заокская ХСОШ.
Конспект урока в 7 классе.
Тема: Жизнь и творчество Мацуо Басё (1644- 1694 гг). Хокку.
Организационный момент: проверьте наличие всех предметов к уроку (учебник, тетрадь, письменные принадлежности), сядьте ровно.
Цели:
-
знакомство с японскими легендами и обычаями, с некоторыми фактами биографии М. Басё;
-
выявление особенностей структуры хокку, смысловой нагрузки строк, принципов сложения хокку, особенностей эволюции жанра;
-
формирование навыков выразительного чтения, работы с учебником и таблицами.
Задачи:
-
обеспечить в ходе урока усвоение традиций японской культуры;
-
сформировать умения анализа жанра хокку;
-
проверить следующие общеучебные умения и навыки работы с литературными терминами и понятиями, чтения;
-
создать условия для развития коммуникативных навыков через разнообразные виды речевой деятельности;
-
создать условия для развития аналитических способностей учащихся, умение анализировать, сопоставлять, сравнивать, делать выводы;
-
создать условия для развития памяти, внимания;
-
способствовать развитию культуры взаимоотношений при работе в парах, группах, коллективе;
-
содействовать формированию толерантности в отношении к культуре своего и других народов.
Оборудование кабинета: книжная выставка, иллюстрации к уроку, презентация Microsoft Power Point, мультимедийный проектор.
Тип урока: комбинированный.
Методы: словесный (объяснение, работа с учебником и книгой) и наглядный (иллюстрации, демонстрации).
Ход урока:
-
Актуализация знаний.
-
Слово учителя:
Мацуо
Басё (настоящее имя — Мунэфуса, 1644–1694)
— великий японский поэт, сыгравший
большую роль в становлении поэтического
жанра хайкай.
Басё
родился в провинции Ига, в центральной
части острова Хонсю, в небогатой
самурайской семье, в детстве получил
хорошее образование. В 1672 г. покинул
родные места и поселился в Эдо (современный
Токио), где примкнул к одной из ведущих
поэтических школ того времени — Данрин.
Пользовался большим авторитетом уже
при жизни и имел много учеников.
Долгое
время Басё жил в предместье Эдо —
Фурукаве, в хижине, подаренной ему Сампу,
одним из его учеников. Рядом с этой
хижиной был посажен банан (басё), поэтому
хижина получила название Банановой
(басё-ан), отсюда и псевдоним поэта.
Басё
много путешествовал по стране, но самое
большое признание получил как мастер
трехстиший (хокку), которые к тому времени
выделились в самостоятельный поэтический
жанр.
Поэтическое
наследие Басё представлено 7 антологиями,
созданными им и его учениками: "Зимние
дни" (1684), "Весенние дни" (1686),
"Заглохшее поле" (1689), "Тыква-горлянка"
(1690), "Соломенный плащ обезьяны"
(книга 1-я, 1691, книга 2-я, 1698), "Мешок
угля" (1694), лирическими дневниками,
написанными прозой в сочетании со
стихами (наиболее известный из них - "По
тропинкам Севера"), а также предисловиями
к книгам и стихам, письмами, содержащими
мысли об искусстве и взгляды на процесс
поэтического творчества.
Поэзия и эстетика Мацуо Басё оказали влияние на развитие японской литературы средних веков и нового времени.
- Учащиеся конспектируют материал, записывают значение новых слов.
1) Самурай- член привилегированной феодальной касты Японии.
2) Хокку ( хайку)- жанр и форма японской поэзии; трехстишие, состоящее из двух опоясывающих пятисложных стихов и одного семисложного посередине; из 17 слогов, составляющих один столбец иероглифов.
3) Каллиграфия- искусство писать четким, красивым почерком.
4) Антология- сборник избранных произведений (литературных, философских, музыкальных) разных авторов ;
5) Теза- положение, утверждение, выставляемое и потом доказываемое в каком- нибудь рассуждении .
6) Антитеза - в художественной литературе стилистическая фигура, сопоставление резко контрастных или противоположных понятий и образов для усиления впечатления.
7) Катарсис - сильное эмоциональное потрясение, которое вызвано не реальными событиями жизни, а их символическим отображением.
2.Обращение к статье учебника (с.263-268), после совместного прочтения, отвечаем на вопросы:
1) Каким вы представляете себе Басё?
2) Какие чувства вызвал у вас образ жизни Басё и его отношение к творчеству?
3. В 1680 году Басё создал первоначальный вариант знаменитого в истории японской поэзии стихотворения:
На голой ветке
Ворон сидит одиноко.
Осенний вечер.
К работе над ним поэт возвращался в течение нескольких лет, пока не создал окончательный вариант. Это говорит о том, как упорно Басё работал над каждым словом. Затянувшиеся годы поисков закончились, он нашел свой путь в искусстве.
4. Обращение к статье учебника о хокку. Заполнение таблицы.
структура хокку |
Трехстрочные поэтические миниатюры из 17 слогов. Трехстишие, состоящее из двух опоясывающих пятисложных стихов и одного семисложного посередине |
смысловая нагрузка строк хокку |
Первая строка- теза, вторая- антитеза, третья- катарсис (объяснить учащимся термины). |
эстетические принципы сложения хокку. |
«сатори»- состояние озарения «саби»- одиночество, отчуждение от всего внешнего мира «каруми»- легкость и возвышенность, простота восприятия «хосоми»- тонкость и ломкость «сюри»- грусть, сочувствие «фуэки-рюко»- постоянная изменчивость мира, единство движения и покоя |
эволюция жанра |
Хокку- комический жанр (Аракида Моритикэ (1465-1549) Хокку- лирический жанр ( Мацуо Бесё) Расширение тематики хокку (Танигутти Бусон (17160-1783) |
- Подведение итогов работы.
Хокку- не стихи, а образ жизни, погружение в мир одиночества, грусти и счастья внутреннего прозрения, в мир открытий, который окружает и в который необходимо всмотреться.
- Обращение к иллюстрациям учебника (с.264,265, 268, 269).
Выразительное чтение учащимися хокку: «Конец осенним дням»
Конец осенним дням.
Уже разводит руки
Каштана скорлупа.
- Определите содержание тезы, антитезы и катарсиса.
теза- «конец осенним дням»
антитеза - «уже разводит руки»
катарсис - «каштана скорлупа»
- Какой образ воссоздан в хокку? ( Раскрытые створки каштана, как разведенные в недоумении руки перед неизбежностью наступления зимы).
III. Итоги урока
Слово учителя:
Поэзия и проза Басё открывают перед нами Японию того времени. Поэт надеялся еще продолжить свои странствия на север, чтобы повидать всю страну, но смерть застала его в 1694 г. в городе Осака, где он умер, окруженный своими учениками.
Басё основал свою школу, совершившую переворот в японской поэзии. После его смерти школа постепенно распалась.
В XX в. хокку получило название хайку.
IV. Домашнее задание.
-
Выучить наизусть хокку (по выбору).
-
Индивидуальное задание:
-
подготовить сообщение о замке Инуяма;
-
о японской каллиграфии;
-
о герое Ёсицуне.
Использованный материал:
-
http://www.tonnel.ru/?l=gzl&uid=1081&op=bio - Биографии. История жизни великих людей
-
Литература 7 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений : В 2 ч. Ч 2 / Авт. Сост. Г.С. Меркин.- 7 –е изд, М.: ООО «ТИД «Русское слово- РС», 2009.- 344с
-
Толковый словарь русского языка. Под редакцией Д. Н. Ушакова Под редакцией Д.Н. Ушакова. – М.: ООО «Издательство Астрель», ООО «Издательство АСТ», 2000. – 848с
- Вебинар «Основные правила и способы информирования инвалидов, в том числе граждан, имеющих нарушение функции слуха, зрения, умственного развития, о порядке предоставления услуг на объекте, об их правах и обязанностях при получении услуг»
- Вебинар «Формирование детского коллектива как основа позитивной социализации»
- Вебинар «Игровая деятельность, направленная на развитие социально-коммуникативных навыков дошкольников: воспитываем эмпатию, развиваем умение договариваться и устанавливать контакты, осваиваем способы разрешения конфликтных ситуаций»
- Вебинар «Стресс и ребенок: обучение способам адекватного реагирования на стрессовые ситуации, игры и упражнения на развитие умения управлять эмоциями, конструктивно разрешать конфликты»
- Вебинар «Определение поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения электронного аукциона»
- Международный вебинар «Решение задач речевого развития детей в программе “Социокультурные истоки”: работаем в соответствии с ФГОС ДО и ФОП ДО»