АВТОРСКАЯ АДАПТАЦИОННАЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ПРОГРАММА ХОРЕОГРАФИЧЕСКОГО КОЛЛЕКТИВА «ЗВЕЗДА» (программа дополнительного образования для детей 10-14 лет)
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА БРАТСКА
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 3» ГОРОДА БРАТСКА
РАССМОТРЕНО Заседание ШМО учителей Протокол № _____ от «____ августа 2014 г. Руководитель МО _________ |
СОГЛАСОВАНО МС МБОУ «СОШ № 3» г. Братска Протокол № __________ от _________________ 2014 г. Зам. директора по УВР Н.В. Богдан__________ |
УТВЕРЖДАЮ Приказ № ________________ от « ___»___________2014г. Директор МБОУ «СОШ №3» г. Братска В. Л. Безугленко ___________ |
АВТОРСКАЯ (КОМБИНАТОРНАЯ) ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
«ХОРЕОГРАФИЯ»
хореографического коллектива «Звезда»
(для учащихся 5-11 классов)
Направление: художественно-эстетическое
АВТОР ПРОГРАММЫ:
Н.В. Лисовская,
педагог дополнительного образования
МБОУ «СОШ №3»
Братск
2014
СОДЕРЖАНИЕ
|
Страницы |
1. Пояснительная записка Общая характеристика курса обучения Ценностные ориентиры содержания курса обучения Описание места курса обучения в системе дополнительного образования МБОУ «СОШ №3» Годовой календарный учебный графикМБОУ «СОШ №3» Рабочие программы |
3 |
2. Учебный план Учебно-тематический план 1 года обучения Содержание программы 1 года обучения Учебно-тематический план 2 года обучения Содержание программы 2 года обучения Учебно-тематический план 3 года обучения Содержание программы 3 года обучения Учебно-тематический план 4 года обучения Содержание программы 4 года обучения |
8 |
3. Планируемые результаты изучения курса |
17 |
4. Организационно-педагогические условия программы |
19 |
5. Оценочные материалы программы |
22 |
6. Методические материалы программы |
24 |
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Дополнительная общеразвивающая программа «Хореография» хореографического коллектива «Звезда» для учащихся 5-11 классов (далее Программа) является авторской комбинаторной педагогической разработкой составленной на основе: примерной программы по хореографии «Солнечный мир танца» Н.Н Самсоновой., Легион, 2011г), допущенной Министерством образования и науки РФ и примерной программы внеурочной деятельности Л.Н. Михеева «Хореография», Москва, Просвещение, 2010 год, рекомендованной Министерством образования и науки РФ, в соответствии со ст. 2 пп.9, ст.12 п.4 Федерального закона № 273-ФЗ «Об образовании в РФ» от 29.12.2012г., и Уставом образовательного учреждения МБОУ «СОШ № 3».
Танец – это музыкально – пластическое искусство. Как всякий вид искусства, танец отражает окружающую жизнь в художественных образах. Обучение детей танцу и развитие у них на этой основе творческих способностей требует от педагога не только знаний соответствующей методики, но и предлагает наличие у него правильного представления о танце, как художественной деятельности, виде искусства.
Педагогическая целесообразность программы обусловлена важностью художественного образования; использованием познавательных и воспитательных возможностей хореографических занятий, формирующих у обучающихся творческие способности, чувство прекрасного, эстетический вкус, нравственность. В связи с тем, что сейчас остро стоит проблема гиподинамии, занятие хореографией позволяет восполнить дефицит движений. Способствует развитию грации, осанки, красоты тела, что делает привлекательной данную программу.
Задача педагога дополнительного образования состоит не в максимальном ускорении развития творческих способностей ребенка, а прежде всего в том, чтобы создать каждому ребенку все условия для наиболее полного раскрытия и реализации способностей, способствуя формированию культурно-нравственных ценностей, творческих умений и навыков.
В основу проектирования и построения содержания программы положены следующие принципы:
- природосообразности;
- культуросообразности;
- коллективности;
- диалогичности;
- поддержки самоопределения воспитанника.
Основным принципом обучения является постепенность освоения и овладения программным материалом. Именно постепенность гарантирует правильное развитие ребенка, поэтому задача педагога – давать программный материал строго соблюдая принцип «от простого к сложному».
Дети, занимающиеся по этой программе, получают общие сведения об искусстве хореографии и более глубокие знания, и навыки о современном и эстрадном танце.
Занимаясь по данной программе, выявляются дети, способные к творчеству хореографии и отбираются в ансамбль танца. В конечном результате учащиеся, после окончания школы по желанию имеют возможность поступить в профессиональный колледж.
Данная программа может быть использована преподавателями кружков и студий художественной самодеятельности по эстрадному и современному танцу.
Интересы молодого поколения направлены на эстраду. Современный танец является модным и интересным для молодежи. Мода разнообразна и как обычно капризна. Поэтому задача педагога - следить за направлениями эстрадного танца, уметь соединять уроки современного танца с уроками классического и народного танца.
Цель данной программы - приобщение детей к искусству танца, эстетическое развитие воспитанников в процессе изучения основ хореографического искусства и развитие творческого потенциала ребенка, создание условий для личностного и профессионального самоопределения воспитанников.
Для того чтобы добиться правильного и техничного исполнения движений в танце, необходимо дать детям знания о хореографии в целом.
В результате изучения курса программы реализуются следующие задачи:
Обучающие
- художественное просвещение детей, привитие им интереса к искусству танца;
- формирование необходимых исполнительских знаний, умений и навыков;
- формирование знаний о здоровом образе жизни (сохранение здоровья, режим дня и т.д).
Воспитательные
- воспитание внимания, дисциплинированности, воли, самостоятельности;
- воспитание чувства дружбы, товарищества и взаимовыручки в сотрудничестве;
- формирование нравственных представлений.
Развивающие
- развитие творческих способностей обучающихся;
- развитие умений коллективной и творческой деятельности;
- развитие эмоционально-волевых качеств.
Разработанная программа дает обучающимся знания, умения и навыки, которые образуют прочный фундамент для дальнейшего обучения, готовит детей к самореализации в жизнедеятельности.
Общая характеристика учебного предмета
На первом году обучения необходимо подготовить детей к серьезным занятиям хореографией. Учить концентрировать внимание на определенной мышце, дать почувствовать разное мышечное напряжение в различных упражнениях и играх. Выявить соответствие мышечного ощущения и характера движения, учить владеть мышечными ощущениями, вызывать и чувствовать их. Эмоциональность детей играет преобладающую роль, поэтому надо научить показывать эмоции умело. Уметь различать признаки эмоций: эмоция вызывает движение – движение вызывает эмоции. Научить детей общению через жест, через взгляд. В процессе тренировочной работы разносторонне развивается мускулатура ног, их выворотность, шаг и плие (приседание), постановка корпуса, рук и головы, координация движений. В результате фигура приобретает подтянутость, вырабатывается устойчивость.
Будущий танцор приобщается к правильному распределению тяжести тела на двух и одной ноге. На уроках ритмики и гимнастики у детей развивается чувство ритма и музыкальный слух, гибкость и пластика всего тела. Во время постановки танцев и репетиций дети приучаются к сотрудничеству, у них развивается воображение, память, творческие способности, умение передать музыку и образ движением. Воспитывается чувство творчества и уважение друг к другу. Проводя беседы об искусстве и истории хореографии, у детей развивается любовь к танцу и возможность в выборе профессии.
На втором году обучения, когда дети уже подготовлены к изучению хореографического искусства, уделяется больше внимания эстрадному танцу. Одно из основных требований эстрадного танца - целенаправленное музыкальное восприятие. Музыкальное сопровождение урока имеет в основном импровизированную форму. Импровизация может строиться как собственная музыкальная мысль пианиста, но может быть и на тему какого-нибудь музыкального произведения. Импровизационная музыка должна строго подчиняться рисунку заданной педагогом комбинации, иметь определенный ритмический рисунок, соответствующий характеру движения.
На третьем году обучения необходимо развивать творческую деятельность одаренных детей и активизировать внутренний потенциал личности воспитанников. А также совершенствовать исполнительское мастерство обучающихся; формировать навыки постановочной работы; формировать знания, умения и навыки исполнения танцев в танцевальных коллективах и сольно. Немало важным моментом является формирование потребности в дальнейшем повышении профессионального мастерства и применении практических навыков и приобщение к культурным ценностям и сохранению традиций своего народа, воспитание адекватной самооценки.
Также на третьем году обучения осуществляется развитие умений коллективной и индивидуальной творческой деятельности обучающихся; развитие творческого восприятия и мышления; развитие творческой активности.
Четвертый год обучения предполагает дальнейшее изучение движений и их разнообразных вариаций, что способствует улучшению памяти и сообразительности, умению сосредотачиваться, необходимому в дальнейшем использовании в репертуарной практике. Усложнение движений, их соединение между собой, умение перейти от одного сложного движения к другому. Отработку исполнения учащимися небольших вариаций из танцев народов мира и русских народных постановок и отработку полных поворотов и вспомогательных движений в начале или в конце исполнения: притопы, перескоки, подскоки. Усложнение «веревочки» и «дробей», с помощью двойных ударов стопой. Изучение вращений по кругу: «бегунок», «бочонок» «шоссе», a так же на месте: «туры» и «пируэты» по VI позиции ног.
Увеличение количества исполняемых силовых прыжков снизу и сверху: «стульчик», «поджатые». Упражнение «ножницы» и его исполнение с большим поднятием ног.
Приобретение умения вести друг друга и ориентироваться во время исполнения. Изучение простейших поддержек из танца, приобретение навыков сценического общения. Использование во время занятий игр, рассчитанных на общение детей.
Усиление амплитуды нажима во всех движениях, пройденных за 3 года обучения. Увеличение количества некоторых упражнений: бросков ног, круговых движений стопой, «лодочки», «колечка», «шпагатов». Отработка при растяжении паховой выворотности: «лягушки» на животе с прогибом назад. Воспитание у детей навыков, которые помогают создавать танцевальные образы. Постепенное усложнение актерских задач, Использование разных жизненных ситуаций в небольших этюдах, отработка умений показа переживаемых чувств внешними средствами. Изображение жестами: строительства, игры в футбол, плавания, катания на коньках, роликах, падение, полет и т. д., что способствует развитию актерских навыков по передаче различных действий. Показ внутреннего отношения при помощи мимики лица в таких упражнениях, как: чтение интересной, скучной, страшной или смешной книги. Исполнение танцевальных движений с элементами актерской игры в паре и в ансамбле.
Основными видами деятельности подростков, связанные с освоением данного курса являются:
- Совместно-распределенная учебная деятельность
- Творческая деятельность
Задачи, решаемые подростками в разных видах деятельности:
- Научиться самостоятельно планировать учебную работу, свое участие в разных видах совместной деятельности, осуществлять целеполагание в знакомых видах деятельности.
- Освоить разные способы представления результатов своей деятельности.
- Научиться действовать по собственному замыслу, в соответствии с самостоятельно поставленными целями, находя способы реализации своего замысла.
- Выстроить адекватное представление о собственном месте в мире, осознать собственные предпочтения и возможности в разных видах деятельности; выстроить собственную картину мира и свою позицию.
- Научиться эффективно взаимодействовать со сверстниками, взрослыми и младшими детьми, осуществляя разнообразную совместную деятельность с ними.
Задачи, решаемые педагогом:
- реализовать программу в разнообразных организационно-учебных формах (занятия,практики, и пр.), с постепенным расширением возможностей школьников осуществлять выбор уровня и характера самостоятельной работы. Сфера учения должна стать для подростка местом встречи замыслов с их реализацией, местом социального экспериментирования, позволяющего ощутить границы собственных возможностей;
- подготовить учащихся к выбору и реализации индивидуальных образовательных траекторий в заданной программой области знаний;
- создать пространство для проявления инициативных действий.
Формы организации учебного процесса:
Организация учебно-воспитательного процесса основана на технологии личностно-ориентированного подхода, в соответствии с чем, выбираются форма и структура учебного занятия:
- индивидуальные;
- групповые;
- репетиции;
- концертные выступления.
Ценностные ориентиры содержания учебного предмета
В процессе реализации программы у учащихся формируется следующая система ценностей:
Ценность жизни – признание человеческой жизни величайшей ценностью, что реализуется в бережном отношении к другим людям и к природе.
Ценность человека как разумного существа, стремящегося к добру и самосовершенствованию.
Ценность добра – направленность человека на развитие и сохранение жизни, через сострадание и милосердие как проявление высшей человеческой способности – любви.
Ценность истины – это ценность научного познания как части культуры человечества, разума, понимания сущности бытия, мироздания.
Ценность труда и творчества как естественного условия человеческой жизни, состояния нормального человеческого существования. Уважение к труду, творчество и созидание, целеустремлённость и настойчивость.
Ценность человечества – осознание человеком себя как части мирового сообщества, для существования и прогресса которого необходимы мир, сотрудничество народов и уважение к многообразию их культур.
Описание места курсаобученияв системе
дополнительного образования МБОУ «СОШ №3»
Художественный коллектив «Звезда» реализует свою деятельность на основе Программы «Хореография», которая относится к системе дополнительного образования МБОУ «СОШ №3», направление «художественно-эстетическое».
Форма реализации программы: художественная студия.
Срок реализации дополнительной общеразвивающей программы художественной студии «Хореография» для учащихся 5-11 классов – 4 года. Программаможет быть реализована в одном из трех вариантов:
1 вариант – 78 учебных часов в год, количество занятий в неделю – 2.
2 вариант – 102 учебных часа в год, количество занятий в неделю – 3.
3 вариант – 136 учебных часов в год, количество занятий в неделю – 4.
Набор воспитанников производиться на добровольной основе, записываются все желающие, проявляющие интерес (максимальный состав группы 20 человек).
ГОДОВОЙ КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИКМБОУ «СОШ №3» на 2014-2015 учебный год представлен на официальном сайте МБОУ «СОШ № 3» - http://bratskschool3.ru/obrazovanie.
РАБОЧИЕ ПРОГРАММЫ по каждому году обучения представлены в Приложении к данной Программе.
УЧЕБНЫЙ ПЛАН
1 вариант
№ |
Разделы |
ГОД ОБУЧЕНИЯ |
|||||||
первый |
второй |
третий |
четвертый |
||||||
теория |
практика |
теория |
практика |
теория |
практика |
теория |
практика |
||
1 |
Основы классического танца |
2 |
10 |
2 |
9 |
2 |
8 |
2 |
8 |
2 |
Элементы народного танца |
2 |
8 |
2 |
9 |
2 |
14 |
2 |
12 |
3 |
Современный танец |
2 |
6 |
2 |
12 |
1 |
10 |
2 |
12 |
4 |
Игровая деятельность |
1 |
6 |
1 |
5 |
1 |
5 |
1 |
4 |
5 |
Танцевальные этюды |
2 |
4 |
1 |
5 |
1 |
5 |
1 |
4 |
6 |
Партерная гимнастика |
2 |
10 |
1 |
8 |
1 |
8 |
1 |
7 |
7 |
Ритмика |
3 |
10 |
2 |
8 |
1 |
7 |
1 |
7 |
8 |
Концертная деятельность |
- |
4 |
- |
5 |
- |
6 |
- |
8 |
Итого: |
14 |
58 |
11 |
61 |
9 |
63 |
10 |
62 |
|
72 часа |
72 часа |
72 часа |
72 часа |
2 вариант
№ |
Разделы |
ГОД ОБУЧЕНИЯ |
|||||||
первый |
второй |
третий |
четвертый |
||||||
теория |
практика |
теория |
практика |
теория |
практика |
теория |
практика |
||
1 |
Основы классического танца |
3 |
17 |
3 |
17 |
2 |
18 |
2 |
20 |
2 |
Элементы народного танца |
3 |
15 |
3 |
18 |
2 |
18 |
2 |
20 |
3 |
Современный танец |
5 |
19 |
4 |
18 |
2 |
22 |
2 |
20 |
4 |
Игровая деятельность |
2 |
6 |
2 |
6 |
2 |
6 |
1 |
6 |
5 |
Танцевальные этюды |
2 |
6 |
2 |
8 |
2 |
8 |
1 |
6 |
6 |
Партерная гимнастика |
2 |
9 |
2 |
7 |
2 |
6 |
2 |
8 |
7 |
Ритмика |
2 |
9 |
2 |
8 |
2 |
8 |
2 |
8 |
8 |
Концертная деятельность |
- |
8 |
- |
8 |
- |
8 |
- |
8 |
Итого: |
19 |
89 |
18 |
90 |
14 |
94 |
12 |
96 |
|
108 часов |
108 часов |
108 часов |
108 часов |
3 вариант
№ |
Разделы |
ГОД ОБУЧЕНИЯ |
|||||||
первый |
второй |
третий |
четвертый |
||||||
теория |
практика |
теория |
практика |
теория |
практика |
теория |
практика |
||
1 |
Основы классического танца |
4 |
20 |
4 |
20 |
3 |
22 |
3 |
22 |
2 |
Элементы народного танца |
4 |
18 |
4 |
20 |
3 |
22 |
3 |
24 |
3 |
Современный танец |
4 |
20 |
4 |
18 |
3 |
22 |
3 |
24 |
4 |
Игровая деятельность |
2 |
8 |
2 |
9 |
1 |
9 |
1 |
8 |
5 |
Танцевальные этюды |
2 |
9 |
2 |
9 |
2 |
9 |
2 |
8 |
6 |
Партерная гимнастика |
4 |
18 |
4 |
18 |
3 |
16 |
2 |
16 |
7 |
Ритмика |
4 |
19 |
4 |
18 |
3 |
16 |
3 |
15 |
8 |
Концертная деятельность |
- |
8 |
- |
8 |
- |
10 |
- |
10 |
Итого: |
24 |
120 |
24 |
120 |
18 |
126 |
17 |
127 |
|
144 часа |
144 часа |
144 часа |
144 часа |
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Первый год обучения
1.Основы классического танца
Обучение классическому танцу начинается с экзерсиса. Экзерсис начинается у палки, затем, по мере усвоения движений, переносится на середину зала. Основной задачей первого года обучения является постановка ног, корпуса, рук, головы в процессе усвоения основных движений классического экзерсиса у станка и на середине, развитие элементарных навыков координации движений. Все элементы изучаются лицом к станку.
При постановке стопы объяснить детям, что стопа стоит на трех точках: мизинец, большой палец, пятка. Такая постановка поможет избежать «завала» на большой палец.
-
Позиции ног
-
I позиция
-
II позиция
-
III позиция
-
Позиции рук
-
I позиция
-
II позиция
-
III позиция
-
подготовительная позиция
-
Постановка корпуса по I, II, VI лицом к станку.
-
Танцевальный шаг.
-
Demi plie
-
в I позиции
-
во II позиции
-
в III позиции.
2.Элементы народного танца
Сюжеты и темы некоторых танцев. Особенности народных движений. Характерные положения рук в сольном, групповом танце, в хороводах, рисунки хороводов.
Русский танец. Положение рук – 1, 2, 3 – на талии.
Шаги танцевальные, с носка: простой шаг вперед; переменный шаг вперед. Притоп – удар всей стопой; шаг с притопом в сторону; тройной притоп. Припадания на месте и с продвижением в сторону.
Выведение
ноги на каблук из свободной 1-й позиции,
затем приведение ее в исходную
позицию.
«Ковырялочка»
- поочередные удары в сторону одной
ногой носком в закрытом положении и
ребром каблука в открытом положении,
без подскоков.
-
Ра польки
-
Галоп
-
Ковырялочка
-
Положения рук в русском танце
-
Основные ходы русского танца
6. Познакомить и разучить некоторые элементы народного танца, этим самым прививать любовь к культурам разных народов.
3.Современный танец
Познакомить на первом году обучения детей с направлениями танца «Нью -стайл». Рассказать историю танца. Объяснить положения рук и ног в современном танце. Уделить внимание составлению танцевальных композиций в современном стиле.
1. Положения рук
-
пальцы вместе, вытянуты
-
пальцы врозь, натянуты
-
пальцы в кулак
-
Основное положение в VI позиции, основные положения те же, что и в классическом танце.
-
Упражнения для усвоения движений головой.
-
наклоны вперед, назад
-
повороты направо, налево
-
дугообразные движения
-
круговые движения
5. Упражнения для рук и плечевого пояса
-
поднимание плеч вверх
-
одновременно, поочередно
-
в сочетании с поворотами, наклонами головы
-
с полуприседом, приседом
6. Упражнения для туловища
-
движения грудной клетки вправо, влево, назад, вперед
-
движения таза влево, вправо, вперед, назад
-
движения грудной клетки квадратом
-
«восьмерка» тазом
7. Вспомогательные упражнения.
-
лежа на спине, приподнять грудную клетку над полом
-
лежа на животе приподнять грудную клетку, округлить спину
-
лежа на спине выполнить борцовский мост
-
«улитка» - приподнять плечи, затем грудную клетку.
4 Игровая деятельность
Особую роль «игра» имеет на первом году обучения. Через игру добиваться поставленных целей. Проводить игры на память и внимание. Создавая игровые ситуации, педагог добивается от детей выражения эмоций, дает возможность почувствовать разные мышечные напряжения. В различных упражнениях и играх происходит знакомство и изучение музыкальной грамотности. Веселая музыка - «веселый зайчик», грустная музыка - «грустный зайчик». Показать как жестко и где мягко, сравнить эти ощущения. Составлять композиции на основе сказки.
Занятия пополняем образным содержанием, заменяем воображение на мышление. Через игру учить владеть мышечными ощущениями, вызывать и чувствовать их.
-
Игры на память и внимание «сломанный телефон», «хвост дракона» и т.д.
-
Эмоциональный тренинг. Беседа о людях веселых и грустных. «Пьеро» и «Буратино». Игра «Козлик».
-
Психогимнастика через образы. Игра «Медведь», «Зоопарк».
5 Танцевальные этюды
На первом году обучения составление танцевальных этюдов осуществляется по мере усвоения программного материала. Сначала учим перестроения на простых шагах или подскоках в колонну, круг, диагональ и т.д. Затем усложняем танцевальные комбинации за счет использования новых движений. Танцевальные этюды должны давать представления обо всех видах танцев: народный, бальный, классический, спортивный, современный танец. Большое внимание уделить составлению этюдов современного танца.
В этюдах показать эмоции, уметь под музыку выполнять танцевальные движения.
-
«Журавли»
-
«Табакерка»
-
«Обезьяны»
-
«Лошадки»
6.Партерная гимнастика
Партерная гимнастика включает в себя элементы спортивной гимнастики - колесо, шпагат, различные кувырки и перевороты, так же сюда входят комплексы аэробной гимнастики, джаз-гимнастики и диско-гимнастики. Начинать изучение всех видов гимнастики следует с подготовительных, простейших упражнений, которые позволяют легко освоить различные соединения спортивной, аэробной и джазовой гимнастики. Все гимнастические упражнения развивают силу, гибкость и выносливость танцора.
-
Кинестетика. Упражнения на мышечные ощущения. (Развивать гибкость и пластичность всего тела).
-
Упражнения на дыхание.
-
Упражнения на пластику рук. «Море».
-
Упражнения на гибкость.
-
Мостик.
-
Колесо.
7.Ритмика
Сюда входит музыкальная грамота и ритмопластические упражнения. Ритмические упражнения дают возможность почувствовать мелодию, ее динамику, темп, сильное звучание. Разбирать особенности мелодий: сильные доли, затакт, отсутствие сильной доли, перенос акцента на слабую долю. Учить детей считать акцент. Ритмопластические движения развивают пластичность рук и корпуса.
Учить считать акцент, различать веселую и грустную музыку.
1. Перестроения под ритмичную музыку.
-
Хлопки под музыку.
-
Прослушивание музыки, разбор: веселая и грустная.
-
«Магазин игрушек» - упражнения на все группы мышц под ритмичную музыку.
-
Музыкальная грамота. Затакт (препарасьон). Начинаем не с сильной доли.
8. Концертная деятельность
Для успешной реализации содержания программы необходимо также проведение с детьми бесед по хореографии.
Беседы о хореографическом искусстве включают в себя лекции по истории русского балета, истории мирового балета, общие сведения об искусстве хореографии, ее специфике и особенностях. Цель состоит в том, чтобы помочь учащимся ясно представить себе исторический путь развития хореографического искусства, его связь с другими видами искусства.
На первом году обучения необходимо детей ознакомить с хореографией, как видом искусства. Изучить основные виды хореографического искусства и формы балетного спектакля. Уделить внимание балетам П. Чайковского «Щелкунчик», «Спящая красавица». Либретто балета. Рассмотреть идеи добра и зла, персонажи - носители идей спектакля. Известные исполнители. Беседы о танцевальном фольклоре. Написание реферата (по желанию).
Второй год обучения
1 Основы классического танца
Основные задачи второго года обучения: увеличение количества упражнений, развитие силы ног, устойчивости, техники исполнения.
На втором году обучения начинается изучение прыжков с приземлением на одну ногу и ознакомление с техникой полуповоротов на двух ногах, изучаются позы классического танца, продолжается работа над положением рук и головы в позах; усложняются учебные комбинации за счет использования поз в экзерсисах у станка и на середине.
Также дать упражнения на выворотность ног, для этого чаще объяснять правила исполнения demiplie, qrandplie. Особо следить за выходом из demiplie(ноги выворачиваются больше, когда встаем). При работе над battementtenduобращать внимание на опорную ногу: она работает как тугая пружина (сколько вниз, столько и наверх).
-
Позиции ног. Вначале лицом к палке.
- Iпозиция
-
II позиция
-
III позиция
-
V позиция
-
VI позиция
-
Позиции рук.
-I позиция
-
II позиция
-
III позиция
-
подготовительная позиция
-
Demiplie
-
в I позиции
-
во II позиции
-
в III позиции
-
Battementtenduс Iпозиции (вперед, в сторону)
-
Battementtenduс I позиции с demiplieв сторону, вперед, назад
-
Battementtenduс V позиции (вперед, в строну, назад)
-
Battementtenduс V позиции с demiplieвперед, в сторону, назад
-
Battementtenduс demiplieс переходом и без перехода во II позицию
-
Passe parterre
-
Rond de jambe parterre endehorsиen dedans
-
Grand plieна пяти позициях
-
Battementtendujeteвперед, в сторону, назад
-
Releveна пяти пальцах в I, II, V позициях.
2 Элементы народного танца
Упражнения у станка и на середине - подготовка к более четкому исполнению народных движений (каблучные движения, присядки для мальчиков). Источники народных тем, сюжетов, движений, их связь с образом жизни народа. Народный костюм. Правила народных движений, основные координации и характерные рисунки и ходы русских танцев.
Повторение элементов русского народного танца. Положение рук, положение ног. Положение рук в групповых танцах в фигурах: звездочка, круг, карусель, корзиночка, цепочка. Поклоны. Ходы: простой шаг с продвижение вперед и назад. Притоп – удар всей стопой. Дроби (дробная дорожка) - мелкая непрерывная дробь, с ординарным ударом каблука на месте, с продвижением. «Гармошка». Припадания на месте, с продвижением в сторону. С поворотом на ¼ «Ковырялочка» – без подскока и с подскоком. «Молоточки» – удар полупальцами в пол, от колена в прямом положении, с подскоком на другой ноге; на месте, с продвижением. Для мальчиков – хлопушки (одинарные) – в ладоши, по бедру, по голени.
« Ключ» – дробный, простой. Вращение на подскоках по два подскока на ½ круга.
Также провести беседу о русском танце и дать понятие о танцах разных народов.
-
Русский поклон
-
Положение рук в русском танце
-
Беседа «Русский танец»
-
Притопы
-
Элементы русской пляски.
3 Современный танец
В сравнении с первым годом обучения изменяется положение воспитанников, например, несколько упражнений на середине исполняются с изменением уровней, возможны соединения движений одного центра в простейшие комбинации «крест», «квадрат», «круг», «полукруг». Также возможны сочетания работы двух центров в параллель и оппозицию. Знакомство с джаз-модерн танцем, простейшие движения и комбинации.
Музыкальный материал должен быть усложнен модуляциями или ритмическими фигурами.
Продолжаются беседы, направленные на воспитание подростков, развитие вкуса, расширение кругозора. С этой же целью организуются экскурсии и поездки на концерты.
Начать изучение танцев в стиле «Ретро». Показать, как с изменением музыки менялся и стиль танца.
1. Чарльстон
- положения рук
- положения ног
- основной шаг
2. Рок-н-ролл
- battement на plie от бедра
- battement в парах
- туры lents
3. Твист
- основные положения рук и ног
- скользящий шаг.
4 Игровая деятельность
В игре научить общению через жест, через взгляд. Воспитывать партнерские отношения в танце. Продолжить обучение выражению эмоций.
-
Коммуникативный тренинг. «Испорченный телефон». Первый берет второго и сзади показывает движения. Последний показывает первому.
-
Эмоциональный тренинг. «Воображаемый элемент». Первый передает следующему какую-либо вещь. Он изображает какая это вещь. Передает бабочку, тяжелый чемодан, горячую картошку и т.д.
5 Танцевальные этюды
Второй год обучения предполагает составление композиций более сложных и интересных. Добиваться техникиисполнения в танце.
-
«Полечка» - танец.
-
«Куклы» - танец.
-
«Детский рок-н-ролл»
-
«Веселый рок» - этюд
-
«Лошадки» - этюд
6 Партерная гимнастика
Продолжить изучение элементов спортивной гимнастики. Закрепить данный материал. Добавить к изученному упражнения джаз-гимнастики и диско-гимнастики.
-
Упражнения на пластику
-
Упражнения на растягивание всех групп мышц
-
Упражнения на гибкость
-
Джаз-гимнастика
-
Диско-гимнастика
-
Шпагат
-
Мостик
7 Ритмика
Дать понятие о мелодии. Учить разбираться в особенностях мелодий, умение слушать музыку.
1. Музыкальная
грамота. Особенности мелодий: сильная
доля, отсутствие
сильной доли, перенос
акцента на слабую долю.
Двухдольный музыкальный размер. Трехдольный музыкальный размер.
-
«В ритме востока». Упражнения на пластику и гибкость рук.
-
«Скользящий шаг».
Упражнения на различные виды ходьбы, при которой вес тела переносится постепенно, в большинстве случаев с акцентом на неударную долю такта.
8. Концертная деятельность
Беседы о хореографическом искусстве:
Беседа о балете Чайковского «Лебединое озеро». Краткая история создания балета. Тема добра и зла в балетах Чайковского «Лебединое озеро», «Щелкунчик» и «Спящая красавица». Просмотр фрагментов балетов. Беседы об ансамблях народного танца.
А также поговорить о крупнейших театрах России.
Третий год обучения
1 Основы классического танца
Основной задачей третьего года обучения является увеличение количества упражнений, развитие силы ног, устойчивости, техники исполнения. Продолжаем изучение прыжков с приземлением на одну ногу. Прыжки на двух ногах способствуют укреплению голеностопа, поэтому продолжаем над ними работу. Необходимо следить, чтобы дети отталкивались от пола всей ногой (стопой), чтобы не было прыжков на полупальцах, сильно работала пятка. Для этого делать battement tenduс нажимом.
-
Постановка корпуса одной рукой за палку. Руки в подготовительной или в I позиции
-
battementtenduс I позиции с demiplieвперед, в сторону, назад
-
battementtenduс V позиции вперед, в сторону, назад
-
battementtenduс demiplieс переходом по II и IV позициям
-
grand plieна пяти позициях
-
battementfrappes(вначале только сгибать и разгибать) вперед, в сторону, назад носком в пол, к концу года на 45 градусов.
-
pliesoutenuна всей ступне вперед, в сторону, назад
-
preparationдляrond de jambepar terre
-
port de bras №3
10.releveна полупальцахI, II, V позициях
11.прыжки. Маленькие прыжки tevpleveвначале лицом к палке с I, II, V позиций
12.маленькоеchanjementdepied(вначале лицом к палке).
2 Элементы народного танца
Основные технические навыки. Открытые и закрытые, свободные позиции ног. Дробные движения русского танца, настроение и характер. Хороводы и кадрили. Положение рук в парном танце. Движение рук: переводы в различные положения; навыки в обращении с платочком.
Ходы. Закрепление навыков и знаний 1-го и 2-го года обучения и отработка новых: направление назад; переменный шаг с каблука, с продвижением вперед и назад.
«Девичий шаг» с переступанием, два шага с последующей мягкой приставкой в 6-ю позицию на всю стопу в полуприседании, с продвижением вперед, назад. Дробь с подскоком – подскок на одной ноге с последующим ударом каблуком и всей стопой другой ноги, на месте и с продвижением.
«Веревочка» – простая и с переступанием.
«Ключ» – дробный. Присядки – комбинации из полуприсядок и полных присядок.
Простые и сложные комбинации танцевальных движений.
Продолжить изучение русского танца. Рассказать об особенностях танцев разных народов. Воспитывать интерес и дружеское отношение к народам нашей планеты.
-
Беседа «Народности и их культура»
-
Русский танец
-
притопы
-
удар всей ступни
-
хлопки в ладоши
-
хлопки по бедру
-
Ритмы востока
-
круговые вращения кистей рук к себе и от себя
-
положения рук над головой и в сторону
-
восточный поклон
-волнообразные движения руками.
3 Современный танец
Более глубокое изучение нью-стайла. Познакомить с новыми направлениями. Техника базируется на чередовании мышечногонапряжения и расслабления в единстве с ритмом музыки.
1.Рэп
- скользящие шаги
-
повороты на листе
-
положения рук
2. Нью-стайл
3. Джаз-танец
Соединение джазовых композиций.
-
Щелкать, хлопать (1-8).
4 Игровая деятельность
Учить передавать образ через выражение глаз, губ и положение всего тела. Приемы импровизации: физическое воплощение образа, чувства, настроения под музыкальное сопровождение, предложенное педагогом.
Тренинг актерского мастерства на развитие воображения и фантазии.
-
«придумай себе дело»
-
«здравствуйте, я …!»
-
«снимаем-одеваем», «я – не я».
-
«воображаемый элемент»
-
«зоопарк 2».
5 Танцевальные этюды
Отразить в композициях некоторые народные танцы и направления современного танца.
-
«Ретро» - танец
-
«Упрощенный рок» - этюд. Музыка 4\4.
-
«Большая прогулка» - этюд.
-
«Рок-н-ролл» - танец.
6 Партерная гимнастика
Повторение всех элементов 1 и 2 года обучения в более быстром темпе, с большой амплитудой и изяществом, на более высоком уровне исполнения
-
Упражнения для улучшения гибкости тела.
-
Упражнения для эластичности плечевого пояса и подвижности плечевых суставов.
-
Упражнения для увеличения подвижности лучезапястных суставов
-
Упражнения для развития эластичности мышц кости и предплечья
-
Упражнения для улучшения подвижности суставов позвоночника, тазобедренных суставов
-
Упражнения для улучшения эластичности бедра, голени и стопы
-
«Колесо»
-
«Мостик»
-
«Шпагат»
7 Ритмика
Продолжать слушать музыку. Разбирать музыкальные фразы, ее размер.
-
Перенос акцента на слабую долю: «Дробь», «Краковяк», «Стэп», «Рэп», «Рок-н-ролл».
-
«Минует» 3\4. «Полька» 2\4. Чем длиннее музыкальная фраза, тем больше размер.
-
Полонез.
8. Концертная деятельность
Беседы о хореографическом искусстве:
Танцевальные формы на основе симфонической музыки в классических балетах. Па-де-де, па-де-труа, падекатр. Адажио, вариация, кода. Балеты начала XX века. «Петрушка» И. Стравинского в постановке М. Фокина. Идея балета, персонажи, музыкальные характеристики. Эскизы костюмов. Героическая тема в советских балетах «Спартак», «Пламя Парижа». Идея спектакля, тема, сюжет. Средства выражения. Просмотр фрагментов из балетов. Мастера балетов, их творческие портреты.
Четвертый год обучения
1 Основы классического танца
Основные задачи четвертого года обучения: повторение и закрепление материала предыдущих годов, проверка точности и чистоты исполнения пройденных движений. Работа над выразительностью поз, положениями головы, рук, закрепление устойчивости, дальнейшее развитие силы и выносливости за счет нагрузки в комбинациях. На четвертом году обучения на середине зала увеличивается нагрузка в адажио и усложняется его построение, начинается изучение туров и заносок.
- постановка корпуса на середине зала. Руки в подготовительной или в I позиции
- battementtendujeteс I позиции с demiplieвперед, в сторону, назад
- battementtendujeteс V позиции вперед, в сторону, назад
- grandplieна пяти позициях
- battementfrappes(вначале только сгибать и разгибать) вперед, в сторону, назад носком в пол, к концу года на 45 градусов.
- pliesoutenuна всей ступне вперед, в сторону, назад
- rond de jambe par terreпо V позицииног
- portdebras №4
- grandbattementjete вперед, в сторону и назад по V позиции
- прыжкиtevpleveна середине заласI, II, Vпозиций
- chanjementdepiedна середине зала.
2 Элементы народного танца
Продолжить изучение русского танца. Рассказать об особенностях танцев разных областей России. Воспитывать интерес и дружеское отношение к народам нашей планеты.
-
Беседа «Народности и их культура»
-
Русский танец
-
«ключ» одинарный и двойной
-
«бегунок»
-
«триоль»
-
«упадание» и «припадание»
-
Ритмы востока
-
круговые вращения кистей рук к себе и от себя
-
положения рук над головой и в сторону
-
восточный поклон
- волнообразные движения руками.
3 Современный танец
Разминка на основе современной хореографии, элементов джаза-модерна. Изучение хип-хопа. Познакомить с новыми направлениями. Техника базируется на чередовании мышечногонапряжения и расслабления в единстве с ритмом музыки.
1.Рэп
- скользящие шаги
-
повороты на листе
-
положения рук
2. Тектоник
3. Джаз-танец. Соединение джазовых композиций.
4. Движения для корпуса и бедер.
4 Игровая деятельность
Творческая работа с партнером. Найти пару по звуку, по пантомиме. Использовать игры, развивающие актерское мастерство и «чувство локтя партнера».
Импровизация воспитанников, направленная на выражение ритмопластической свободы и ассоциативного мышления, под выбранный ими музыкальный материал.
Учить передавать образ через выражение глаз, губ и положение всего тела.
- «Воображаемый элемент»
- «Лепка»
- «зеркало»
- «сиамские близнецы»
5 Танцевальные этюды
Отразить в композициях некоторые народные танцы и направления современного танца.
-
«Ретро» - танец
-
«Упрощенный рок» - этюд. Музыка 4\4.
-
«Большая прогулка» - этюд.
-
«Кадриль» - танец.
6 Партерная гимнастика
Добавляются танцевальные элементы (присед, выпад, наклон и др.). Составление комплексов вместе с учителем и в группах. В партерной гимнастике: «крокодил», «падение с вылетом». Усложнение координация движений. Добавляются волны, развороты, силовые элементы: отжимания, упражнения с использованием отягощений.
- упражнения для улучшения гибкости тела
- упражнения для эластичности плечевого пояса и подвижности плечевых суставов
- упражнения для увеличения подвижности лучезапястных суставов
- упражнения для развития эластичности мышц кости и предплечья
- упражнения для улучшения подвижности суставов позвоночника, тазобедренных суставов
- упражнения для улучшения эластичности бедра, голени и стопы
- «колесо»
- «мостик»
- шпагат продольный и поперечный.
7 Ритмика
Продолжать слушать музыку. Разбирать музыкальные фразы, ее размер, настроение музыки. Давать более сложный материал для развития у детей музыкального слуха, памяти, внимания, выразительности движений. Следует развить умение ориентироваться в маршевой и танцевальной музыке, определять ее характер, метроритм, умение согласовывать музыку с движением.
-
Чередование акцента на сильную и слабую долю: «Ключ», «Краковяк», «Стэп», «Рэп», «Рок-н-ролл».
-
«Вальс» 3\4. «Полька» 2\4. Чем длиннее музыкальная фраза, тем больше размер.
-
Пасодобль.
8 Концертная деятельность
Беседы о хореографическом искусстве:
Беседы о народных танцах мира. Посещение спектаклей, организационный просмотр телевизионных программ о балете.
Приобщение учащихся к истории формирования балетных жанров, знакомство с этапами развития танцевального искусства, различными видами балетных спектаклей, выразительными средствами хореографического искусства. Познакомить учащихся с великими балетмейстерами-постановщиками русского балетного и народного искусства, знаменитыми деятелями хореографии, прославленными исполнителями прошлого и современного хореографического искусства.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ КУРСА
Первый год обучения
Универсальные учебные действия
-
Личностные (у учащихся будут сформированы):
- понятия и представления о национальной культуре, о вкладе своего народа в культурное и художественное наследие мира;
- установка на здоровый образ жизни;
- развитие творческого потенциала ребенка, активизация воображения и фантазии;
- нравственно-этическая ориентация;
- чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с танцевальной деятельностью.
-
Регулятивные (обучающийся научится):
- проговаривать последовательность действий на занятии;
- работать по предложенному учителем плану;
- понимать и принимать учебную задачу, сформулированную учителем;
-анализировать причины успеха/неуспеха;
-осваивать с помощью учителя позитивные установки типа: «У меня всё получится», «Я ещё многое смогу».
-
Познавательные (обучающийся научится):
- перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всей группы;
- ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя;
- проявлять индивидуальные творческие способности при сочинении танцевальных этюдов, подборе простейших музыкальных рифм;
- поиску и выделению необходимой информации;
- применению методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств при написании реферата;
- самостоятельно создавать способы решения проблем творческого и поискового характера.
-
Коммуникативные (обучающийся научится):
- уметь пользоваться языком танцевального искусства:
а) донести свою позицию до собеседника;
б) оформить свою мысль и выразить свои чувства через движение;
- уметь слушать и понимать высказывания собеседников;
- уметь выразительно исполнять движение, показанное другим учащимся;
- участвовать в коллективном обсуждении проблем и их решении.
Предметные результаты:
учащиеся научатся:
- правильно проходить в такт музыке, сохраняя красивую осанку;
- легко шагать с носка на пятку;
- тактировать хлопками музыкальные размеры 2\4, 3\4, 4\4, при двухтактовом вступлении вовремя начать движение и закончить его с концом музыкального предложения (марш 4\4);
- чувствовать характер марша (спортивного, строевого, походного, героического) и уметь передать его в шаге;
- особенностям актерской выразительности;
- выражать образ в разном эмоциональном состоянии: веселом игрустном;
- исполнять элементы своего национального танца, движения, ходы, элементы, русского танца - хоровода и перепляса;
- следующим движениям русского танца: припадание, боковой шаг, шаг с притопом, ковырялочку, переменный шаг, положения рук;
- движениям классического танца: позиции ног, рук, releve, plie, battementtendu;
- основным движениям современного танца.
Второй год обучения
Универсальные учебные действия
-
Личностные (у учащихся будут сформированы):
- интерес и уважительное отношение к культурам разных народов, иному мнению, истории и культуре других народов;
- внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к изучаемому курсу, понимание необходимости и смысла его изучения;
- способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности;
- развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.
-
Регулятивные (обучающийся научится):
- отличать верно выполненное задание от неверного;
- совместно с учителем и другими участниками группы давать эмоциональную оценку деятельности группы на занятии;
- выстраивать алгоритмизацию действий на занятии;
- оценивать собственные достигнутые результаты.
-
Познавательные (обучающийся научится):
- сравнивать и группировать движения в хореографии по направлениям (ритмика, классический танец, народный танец и т.д.);
- преобразовывать движения из одной формы в другую на основе заданных условий и изученного материала;
- понимать и правильно применять полученную информацию при выполнении заданий;
- выдвигать гипотезы по теме и их обосновывать;
- самостоятельно достраивать танцевальные этюды на основе изученных движений.
-
Коммуникативные (обучающийся научится):
- согласованно работать в группе: а) планировать работу в группе;б) распределять работу между участниками проекта;в) понимать общую задачу задания и точно выполнять свою часть работы;г) выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика);
- совместно договариваться о правилах общения и поведения в группе и на занятиях хореографии и следовать им.
Предметные результаты:
учащиеся научатся:
- основным движениям классического танца;
- правильно исполнять движение на мелодию с затактом;
- исполнять простейшие «дроби» русского танца, сочетающие ударные и безударные движения;
- движениям современного танца (ньюстайл, джаз);
- правилам о положении стопы, пятки, носка работающей ноги по отношению к опорной стопе.
Третий год обучения
Универсальные учебные действия
-
Личностные (у учащихся будут сформированы):
- понимание и интерес к фольклору, народным танцам и костюмам;
- умение связывать характер танца с образом жизни народа и окружающей природой;
- жизненное самоопределение;
- широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы.
-
Регулятивные (обучающийся научится):
- контролировать собственную деятельность и корректировать ее;
- определять последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата;
- составлять план и последовательность своих действий на занятии.
-
Познавательные (обучающийся научится):
- пользоваться приёмами анализа при просмотре видеозаписей с танцами различных коллективов, проводить сравнение и анализ исполнения движений;
- проявлять индивидуальные творческие способности при импровизации;
- осознавать, произвольно выполнять движения и правильно излагать их в устной форме.
-
Коммуникативные (обучающийся научится):
-включаться в диалог, в коллективное обсуждение, проявлять инициативу и активность;
- работать в группе, учитывать мнения партнёров, отличные от собственных;
- обращаться за помощью к окружающим;
- формулировать свои затруднения.
Предметные результаты
учащиеся научатся:
- основным навыкам, требуемым школой классического танца;
- правильно исполнять движения, сохраняя танцевальную осанку и выворотность;
- правильно исполнять экзерсис у станка;
- исполнять движения в характере музыки: четко, сильно, медленно, плавно;
- импровизировать;
- правилам движения стопы.
Четвертый год обучения
Универсальные учебные действия
-
Личностные (у учащихся будут сформированы):
- развитие этических чувств и эстетических потребностей, эмоционально-чувственного восприятия окружающего мира природы и произведений искусства;
- пробуждение и обогащение чувств, сенсорных способностей;
- интерес к самостоятельной творческой деятельности;
- желание привносить в окружающую действительность красоту;
- целостность взгляда на мир путем проведения бесед о хореографическом искусстве.
-
Регулятивные (обучающийся научится):
- выделять и осознавать то, что уже усвоено и что еще нужно усвоить, осознавать качество и уровень усвоения;
- саморегуляции, как способности к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию (к выбору в ситуации мотивационного конфликта) и к преодолению препятствий;
- предвосхищать результат и уровень усвоения знаний, его временных характеристик.
-
Познавательные (обучающийся научится):
- свободно ориентироваться в основных направлениях танца;
- понимание и адекватная оценка танцев различных народов;
- рефлексировать процесс и результат своей деятельности.
-
Коммуникативные (обучающийся научится):
- предлагать помощь и сотрудничество;
- формулировать собственное мнение и позицию;
- осуществлять взаимный контроль;
- договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности, приходить к общему решению;
- адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
Предметные результаты
учащиеся научатся:
- определять на слух лад, темп, размер, форму, жанр и характер прослушанного музыкального произведения;
- воспроизводить на хлопках разнообразные ритмические рисунки с восьмой и двумя шестнадцатыми, и наоборот две шестнадцатых восьмая в размере 4/4;3\4;
- выделять сильные и слабые доли в размерах 2/4, 4/4;
- выражать эмоции через жесты, мимику, движения;
- ориентироваться в направлениях современного танца;
- исполнять следующие движения народного танца: ключ, бегунок, триоль, припадание.
Воспитательные результаты
Обучающийся приобретет:
1 уровень:знания об основах хореографии;
2 уровень: развитие творческого потенциала;опыт самостоятельного социального действия;опыт самообслуживания и самоорганизации;
3 уровень: умения организации коллективной творческой деятельности, презентации своих способностей;опыт организации совместной деятельности с другими школьниками;опыт управления другими людьми и принятия на себя ответственности за других людей;опыт презентации продукта коллективной творческой деятельности.
ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ПРОГРАММЫ
Описание кадровых условий реализации программы
Для реализации данной Программы назначается педагогв соответствии со структурой и штатным расписанием Учреждения, имеющий необходимую профессионально-педагогическую квалификацию, соответствующую требованиям тарифно-квалификационной характеристики по должности «Педагог дополнительного образования» и полученной специальности, подтвержденную документами об образовании.
Работники МБОУ «СОШ №3» осуществляют выполнение трудовых обязанностей, предусмотренных должностной инструкцией, трудовым договором в соответствии с Уставом МБОУ «СОШ №3» и действующим законодательством Российской Федерации.
Информационно-методические условия реализации программы
Образовательный процесс включает в себя различные методы обучения: репродуктивный (воспроизводящий), проблемный (педагог ставит проблему и вместе с воспитанниками ищет пути ее решения), эвристический (проблема формулируется детьми, ими и предлагаются способы ее решения).
Программа данного курса позволяет воспитывать юного танцора в «естественной среде», т.е. на сцене, репетициях, в процессе работы над ролью. Эффективность обучения и развития ребенка достигается благодаря интеграции теории и практики. Такой подход снабжает воспитанника хореографической студии необходимым опытом и техническими навыками для дальнейшего самосовершенствования.
Методы обучения на занятиях по данной программе осуществляют четыре основные функции: функцию сообщения информации; функцию обучения воспитанников практическим умениям и навыкам; функцию учения, обеспечивающую познавательную деятельность самих воспитанников; функцию руководства познавательной деятельностью учащихся.
Работа над сценическим искусством и артисцизмом строится по плану текущего момента. Элементы тренинга проводятся на каждом занятии. Комплекс упражнений разработан с учетом возрастных особенностей.
Основные формы проведения занятий:
- лекции;
- репетиции;
- индивидуальные занятия;
- занятия малыми и большими группами.
Занятия строятся на использовании танцевальной педагогики, технологии актёрского мастерства, адаптированной для подростков, с использованием игровых элементов. Для того, чтобы интерес к занятиям не ослабевал, обучающиеся принимают участие в текущих праздниках и концертах. Это служит мотивацией и даёт перспективу показа приобретённых навыков перед зрителями.
Совершенно очевидно, что танец своей многомерностью и многоликостью помогает ребенку в постижении окружающего мира. Он заражает школьников добром, желанием делиться своими мыслями и умением слышать других, развиваться, творя и играя. Именно танец является непременным атрибутом искусства. Танецвыступает способом приспособления подростка к окружающей среде.
На занятиях создаётся доброжелательная атмосфера, оказывается помощь подростку в раскрытии себя в общении и творчестве.
Большую роль в формировании творческих способностей учащихся отводится индивидуальному подходу, который проводится с учетом возрастных особенностей подростков.
Задача - пробудить творческую фантазию обучающихся, развить пластические качества психики и отзывчивости нервной системы на любой условный раздражитель.
Занятия лучше всего проводить в просторном, танцевальном зале, где было бы достаточно места, необходимого для подвижных комбинаций.
С целью развития универсальных учебных действий, ключевых (читательской, информационно-коммуникативной) компетентностей применяются учебные ситуации, которые специализированы для развития определённых действий. Они выстраиваются на предметном содержании и носят надпредметный характер.
Информационное обеспечение
Литература, использованная при подготовке программы
-
Барышников.Т.Н. Азбука хореографии.- СПБ.: Респекс,2006.
-
Вечеслов.Т.Я. Балерина.-М.: Искусство, 2009.
-
Ваганова.А.Я. Основы классического танца. - М.: Просвещение, 2006.
-
Жданов.Л.Н. Вступление в балет.- М.: Планета, 2010.
-
Константиновский.В.В. Учить прекрасному.- М.: Респекс, 2011.
-
Михеева.Л.М. Музыкальный словарь в рассказах. - М.: Искусство, 2007.
-
Сизова.А.И. История одной девочки.- М.: Детская литература, 2011.
-
Эльяш.Н.Т. Русская Терпсихора. - М.: Советская Россия, 2011.
Литература, рекомендованная для обучающихся
-
Генералова И.А. Мастерская чувств. – М.: Просвещение, 2006.
-
Рубина Ю.А.Сценическая самодеятельность школьников.- М.: Просвещение, 2007.
-
Станиславский К.Н. Работа актера над собой. М.: Искусство, 2009.
-
Товстоногов Т.А. Зеркало сцены. - М.: Советская Россия, 2010.
-
Чехов М.А. Путь актера. – М.: Просвещение, 2011.
Интернет – ресурсы
-
Министерство образования РФ – [электронный ресурс]
-
Ансамбль народного танца имени Ф. Гаскарова - [электронный ресурс]. http://www.gaant.ru/ (дата обращения 22.04.2014)
-
Школа современного танца и балета - [электронный ресурс]. http://tancpole.ru/ (дата обращения 22.04.2014)
-
Все для хореографов и танцоров - [электронный ресурс]. http://www.horeograf.com/ (дата обращения 22.04.2014)
-
Танцевальная ритмика Суворовой - [электронный ресурс]. http://deti-ritmika.ru/ (дата обращения 22.04.2014)
Материально-технические условия реализации программы
1. Технические средства обучения:
- классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц, постеров и картинок;
- видеомагнитофон/видеоплеер (общешкольный);
- аудиоцентр/магнитофон;
- мультимедийный проектор (общешкольный);
- персональный компьютер для учителя (ноутбук);
- аппаратура для музыкального оформления.
2.Экранно-звуковые пособия:
- аудиозаписи;
- видеофонд записей театральных постановок.
- видеофильмы по тематике программы;
- мультимедийные (цифровые) образовательные ресурсы, соответствующие тематике программы.
3. Материалы и инструменты:
- стулья;
- зеркала,
- грим;
- реквизиты, сценические костюмы;
-декорации.
4. Помещение для занятий:
- зал (сценическая площадка) – театральный или актовый, оборудованный сценической площадкой, зрительскими местами, а также оснащенный специальным освещением и звуковоспроизводящим оборудованием – для проведения концертов, репетиций, общестудийных мероприятий и занятий.
- помещение для занятий (репетиционный зал) – просторный, хорошо проветриваемый класс со свободной серединой и минимальным количеством мебели, используемой как по прямому назначению, в качестве рабочих поверхностей, так и в качестве выгородок.
- мастерская-костюмерная – помещение для производства и хранения костюмов, реквизита и другого имущества студии.
- служебные помещения (гардероб, санитарная комната).
ОЦЕНОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ПРОГРАММЫ
Формы, периодичность и порядок текущего контроля успеваемости
и промежуточной аттестации обучающихся
-
Текущий контроль:
- диагностика творческих способностей (1 раз в года в начале учебного года);
- наблюдения за деятельностью обучающегося в процессе занятий (постоянно);
- текущее выполнения выборочных учебно-практических и учебно-познавательных заданий на оценку способности и готовности учащихся к освоению систематических знаний, их самостоятельному пополнению, переносу и интеграции; способности к сотрудничеству и коммуникации; способности к самоорганизации, саморегуляции и рефлексии.
-
Промежуточная аттестация:
- концерты (2 раза в год);
- участие в праздничных мероприятиях ОУ и города (по плану воспитательной работы ОУ);
- открытые занятия (1 раз в год).
Способами оценивания результативности обучения являются:
-
Тестирование(1 раз в года в начале учебного года);
-
мониторинг качества участия концертах и достижения(1 раз в года в конце учебного года);
Диагностика результативности
воспитательно-образовательного процесса
В воспитании художественной культуры ребенка выделяются в качестве основных пять показателей:
1. Качество знаний, умений, навыков.
2. Особенности мотивации к занятиям.
3. Творческая активность.
4. Эмоционально-художественная настроенность.
5. Достижения.
Педагог может дополнять список показателей.
Для характеристики каждого показателя разработаны критерии по четырем уровням дополнительного образования в соответствии со следующей моделью:
первый уровень – подготовительный;
второй уровень – начальный;
третий уровень – освоения;
четвертый уровень – совершенствования.
Критерии оценки.
Показатели |
Подготовительный уровень (I) |
Начальный уровень(II) |
Уровень освоения (III) |
Уровень совершенствования (IV) |
Качество знаний, умений, навыков. |
Ознакомление с образовательной деятельностью |
Владение основами знаний |
Овладение специальными ЗУН |
Допрофессиональная подготовка |
Особенности мотивации к занятиям |
Неосознанный интерес. Мотив случайный кратковременный |
Интерес иногда поддерживается самостоятельно. Мотивация неустойчивая, связанная с результативной стороной процесса |
Интерес на уровне увлечения, поддерживается самостоятельно. Устойчивая мотивация. Ведущие мотивы: познавательный интерес к общению, стремление добиться высоких результатов. |
Четко выраженные потребности. Стремление глубоко изучить предмет как будущую профессию |
Творческая активность |
Интерес к творчеству отсутствует. Инициативу не проявляет. Не испытывает радости от открытия. Отказывается от поручений, заданий. Производит операцию по заранее заданному плану. Нет навыков самостоятельного решения проблемы. |
Инициативу проявляет редко. Испытывает потребность в получен новых знаний, в открытии для себя новых способов деятельности. Добросовестно выполняет поручения и задания. Способен разрешить проблемную ситуацию, но при помощи педагога. |
Есть положительный эмоциональный отклик на успехи свои и коллектива. Проявляет инициативу, но не всегда. Может предложить интересные идеи, но часто не способен оценить их и выполнить. |
Вносит предложения по развитию деятельности коллектива. Легко,быстро увлекается творческим делом. Обладает оригинальность и и гибкостью мышления, богатым воображением, развитой интуицией, способностью к созданию новых идей. |
Эмоционально-художественная настроенность |
Подавленный, напряженный. Бедные и маловыразительные мимика и жесты, речь, голос. Не может четко выразить свое эмоциональное состояние. Неустойчивая потребность воспринимать или исполнять произведения искусства. |
Замечает разные эмоциональные состояния. Пытается выразить эмоциональное состояние, не проникая в художественный образ. Есть потребность воспринимать или исполнять произведения искусства, но не всегда. |
Распознает разные эмоциональные состояния свои и других людей. Выражает свое эмоциональное состояние при помощи мимики, жестов, речи, голоса, включаясь в художественный образ. Есть устойчивая потребность в восприятии и исполнении произведений искусств. |
Распознает и оценивает разные эмоциональные состояния свои и других людей по жестам, мимике, речи, интонации. Проявляет произвольную активность в выражении эмоций. Развита эмоциональная выразительность мимики, жестов, речи, голоса. Высокий уровень включенности в художественный образ. Ненасыщаемая потребность в восприятии и исполнении произведений искусств. |
Достижения. |
Пассивное участие в делах студии |
Активное участие в делах студии |
Значительные результаты на уровне города, региона. |
Значительные результаты на уровне города, области, России. |
МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ПРОГРАММЫ
Методика изучения мотивов участия школьников
в хореграфической деятельности.
Цель: выявление мотивов участия в хореографической деятельности.
Ход проведения:
Учащимся предлагается определить, что и в какой степени привлекает их в совместной деятельности.
Для ответа на вопрос используется следующая шкала:
3 – привлекает очень сильно;
2 – привлекает в значительной степени;
1 – привлекает слабо;
0 – не привлекает совсем.
Что тебя привлекает в хореографическойдеятельности?
1. Интересное дело.
2. Общение.
3. Помочь товарищам.
4. Возможность показать свои способности.
5. Творчество.
6. Приобретение новых знаний, умений.
7. Возможность проявить организаторские качества.
8. Участие в делах своего коллектива.
9. Вероятность заслужить уважение.
10. Сделать доброе дело для других.
11. Выделиться среди других.
12. Выработать у себя определенные черты характера.
Обработка и интерпретация результатов:
Для определения преобладающих мотивов следует выделить следующие блоки:
а) коллективные мотивы (пункты 3, 4, 8, 10);
б) личностные мотивы (пункты 1, 2, 5, 6, 12);
в) мотивы престижа (пункты 7, 9, 11).
Сравнение средних оценок по каждому блоку позволяет определить преобладающие мотивы участия школьников в деятельности.
- Вебинар «Формирование детского коллектива как основа позитивной социализации»
- Вебинар «Основные правила и способы информирования инвалидов, в том числе граждан, имеющих нарушение функции слуха, зрения, умственного развития, о порядке предоставления услуг на объекте, об их правах и обязанностях при получении услуг»
- Современные тенденции развития шахматного образования в РФ. Научные идеи и концепции обучения шахматной игре
- Международный вебинар «Формирование креативного мышления как элемента функциональной грамотности на уроках литературного чтения в начальной школе»
- Международный вебинар «Первый раз в пятый класс: система мероприятий по адаптации обучающихся к условиям обучения в основной школе»
- Диагностическая работа в образовательной организации в соответствии с ФГОС. Диагностика эмоционально-личностных особенностей детей