В вашем браузере отключен JavaScript. Из-за этого многие элементы сайта не будут работать. Как включить JavaScript?

Учебно-Методический портал
Чёрная пятница! С 20 по 22 ноября 2024 г. Скидки 75% на ВСЁ! Подробнее

Разработка вводного занятия курса "Журналистика"

Разработка вводного занятия курса "Журналистика"

Елена Цветкова
Тип материала: Урок
просмотров: 5748
Краткое описание
Занятие -знакомство с профессией журналиста в игровой форме.

Дистанционное обучение педагогов по ФГОС по низким ценам

Вебинары, курсы повышения квалификации, профессиональная переподготовка и профессиональное обучение. Низкие цены. Более 19300 образовательных программ. Диплом госудаственного образца для курсов, переподготовки и профобучения. Сертификат за участие в вебинарах. Бесплатные вебинары. Лицензия.

Файлы
Профессия_-_журналист.docx Скачать

C:\Users\Администратор\AppData\Local\Microsoft\Windows\Temporary Internet Files\Content.Word\готово.gif



МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

вводного занятия «Журналистика»

(возраст 10-13 лет)





C:\Users\Администратор\AppData\Local\Microsoft\Windows\Temporary Internet Files\Content.Word\501_13.jpg







Методическая разработка занятия с использованием ИКТ.







Автор: методист по дополнительному образованию

МБУ «ИДЦ» Цветкова Е.Н.











Содержание:

1. Пояснительная записка ………………………………………… 3

2. Ход занятия………………………………………………………. 4

3. Список литературы……………………………………………….. 8

4. Приложения………………………………………………………. 9









































ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Тема занятия: «Профессия - журналист»

Участники занятия: группа обучающихся первого года обучения творческого объединения «Основы журналистики»

Время проведения занятия: 45 мин.

Цель занятия: сформировать представление о профессии журналиста.

Задачи:

Обучающие:

- обозначить роль журналиста в современном СМИ;

- раскрыть основные положения профессии журналиста;

-дать представление о жанрах телевизионной журналистики.

Развивающие:

- развить аналитические способности и познавательный интерес обучающихся к журналистской деятельности.

Воспитательные:

- развить чувство ответственности и самостоятельности;

- развить коммуникативные навыки;

- повысить интерес к созданию детского телевизионного СМИ.

Оборудование: текстовые средства (памятки, рабочие тетради); средства, мультимедийный проектор, экран, видеофайлы).

Этапы занятия:

  1. Подготовительный этап. Инициация – 3 минуты.

  2. Погружение в тему. Целеполагание, постановка проблемы – 2 минуты..

  3. Проработка содержания темы – 35 минут.

  4. Подведение итогов (рефлексия, оценка) – 3 минуты.

  5. Домашнее задание – 2 минуты.













Ход занятия

1. Подготовительный этап

Приветствие. Настрой на занятие.

-Здравствуйте! Предлагаю познакомиться

Игра «Знакомство». По очереди встаем, называем имя и прилагательное, которое лучше всего характеризует вас, как человека! Прилагательные не должны повторяться!



2. Погружение в тему. Целеполагание, постановка проблемы.

Обсуждение: легко или тяжело было запоминать прилагательные к именам игроков, стоящих в кругу?

-Память – то качество, которое необходимо людям профессии, о которой сегодня мы поговорим.

На свете множеству профессий рады
Нужны и лекарь, и актёр, и программист.
Но кто нам скажет в этом мире правду,
Когда её не скажет журналист?

наша тема: «Профессия - журналист»

И первый вопрос: Как вы думаете, для чего существует журналистика, какую роль она играет в жизни общества? (Дети должны ответить, что журналистика существует для того, чтобы обеспечивать общество информацией.) (отрывок сюжета – приложение 1)

Верно. Именно информация и является основой деятельности журналиста. Информация – от лат. infomatio – разъяснение, изложение, первоначально означало сведения, передаваемые устным, письменным и другим способом.

Но для журналиста сегодня это – актуальные сведения об окружающем мире и протекающих в нем процессах. Любая информация, предназначенная для большого количества людей, становится массовой. В Законе РФ «О средствах массовой информации» под ней понимается «предназначенные для неограниченного круга лиц печатные, аудио, аудиовизуальные и иные сообщения и материалы». Таким образом, вся информация, которую мы получаем из газет, журналов, телевидения, интернета, является массовой.

Значит, журналистика – это общественная деятельность по сбору, обработке, хранению и периодическому распространению актуальной социальной информации с помощью средств массовой информации (печать, радио, телевидение и т.д.).

А успешный журналист – это тот человек, который доносит эту информацию более полно, своевременно и эмоционально.

3. Основная часть

Сегодня мы разделимся на 2 группы журналистов и рискнем померяться силами в столь нелегком ремесле. Кто наберет больше стикеров-звездочек, та команда и победит.

Я предлагаю Вам присесть за столы и придумать название своей команды, создать эмблему команды и нарисовать ее на листе бумаги. Необходимо распределить и запомнить свои обязанности:

1. Главный редактор _____________

2. Журналист (тот, который пишет) ______________

3. Оператор (тот, который снимает) _______________

4. Монтажер ( тот, который монтирует сюжет) __________

5. Информационный менеджер ( тот, кто подбирает темы, идеи сюжетов) ______

(отводится время 1 мин, после чего главный редактор представляет свою команду и эмблему).

1 задание. Ролевая игра (в парах): мама-дочь (сын). «Мама» не пускает любимого ребенка учиться на журналиста, потому что … (задача - перечислить отрицательные стороны журналистики). «Ребенок» старается убедить родителя в привлекательности выбранной профессии ( задача ребенка – доказать свою правоту, перечислить положительные стороны журналистики).

Чья команда более ярко представит героев – маму и ребенка, та и победит. От каждой команды должен работать оператор.

2 задание. Эмоциональная память

В игре принимают участие индивидуальные игроки. Им раздаются тексты, которые надо будет озвучить с наиболее выразительными интонациями. После того, как будут прочитаны все предложенные тексты, определяется победитель - тот, чья информация наиболее полно отразилась в памяти слушателей.

Тексты:

  1. Сказки... как прекрасен и увлекателен ваш мир. Мир, в котором всегда торжествует добро, где умный всегда побеждает глупого, хороший - плохого, и в финале, как правило, все счастливы. Нет, конечно, и среди вас есть такие, после которых становится грустно и хочется плакать. Но это святая грусть и святые слезы. Они очищают. (50 слов)





  1. Бывают, правда, и злые сказки, в которых все наоборот. Но ведь и люди тоже бывают злые. А между прочим, даже среди вас, людей, злых значительно меньше, чем добрых, а уж про сказки-то и говорить не приходится. Да и злой-то сказка становится от того, что кто-то обидел ее, сломал, согнул грубыми руками. Ведь сказки не могут быть злыми от природы, такими их делаете вы, люди.(64 слова).

-выразительный, точный текст – половина успеха сюжета на телевидении. Важно, что произносят и как произносят.





Давайте посмотрим на экран.

Просмотр: тематический сюжет (приложение 2)

Обсуждение: - Чем отличается (кроме темы) этот сюжет от того, что Вы смотрели ранее?

3 задание мини-викторина

Игра с командами:

  1. Как называется предприятие, которое осуществляет подготовку и выпуск печатной продукции: книг, журналов, газет и т.д.? (Издательство).

  2. Предприятие, которое выпускает телевизионные передачи ( телестудия)

  3. Совместная принадлежность авторского права на произведение нескольким лицам. (Соавторство).

  4. Самовольное заимствование и издание чужого текста под своим именем. (Плагиат, от латинского «похищаю»).

  5. Вымышленное имя, которым писатель, журналист и т.д. заменяет своё настоящее имя. (Псевдоним).

  6. Контроль официальных властей за содержанием, выпуском в свет и распространением журналистской продукции. (Цензура).

  7. Традиционное название славянской азбуки. (Кириллица).

  8. Издание особой формы в виде одного листа, сложенного в неразрезанную тетрадь. (Буклет).

  9. Название этой книги в переводе с греческого обозначает «книга». (Библия).


«Он – она».


Задание – прослушайте предложенные утверждения и согласитесь или не согласитесь с ними, в этом случае предложите правильный вариант.

1. Она – балерина, он – балерун. (Нет, танцовщик).

  1. Она – актриса, он – актёр. (Да).

  2. Она – стюардесса, он – стюардесс. (Нет, стюард).

  3. Она - учительница, он – учитель. (Да).

  4. Она – подводница, он – подводник. (Да).

  5. Она - конькобежка, он – конькобегун. (Нет, конькобежец).

  6. Она – доярка, он – подойник. (Нет, дояр).

  7. Она – писательница, он – писатель. (Да).

  8. Она - художница, он – художник. (Да).

  9. Она – швея, он – швец. (Нет, портной).

  10. Она – медсестра, он – медбрат. (Да).

  11. Он – профессор, она – профессура. (Нет, тоже профессор).

  12. Он – певец, она – певица – певица. (Да).

  13. Он – кузнец, она – кузница. (нет, тоже кузнец).

  14. Он – повар, она – поварёшка. (Нет, повариха).

  15. Он – лётчик, она – лётчица. (Да).

  16. Он – пилот, она – пилотка. (Нет, тоже пилот).

  17. Он – космонавт, она – космонавтка. (Да).

  18. Он – водолаз, она – водолазка. (Нет, тоже водолаз).

  19. Он – гимнаст, она – гимнастёрка. (Нет, гимнастка).

  20. Он – акробат, она- акробатка. (Да).

  21. Он – толкатель ядра, она – толкушка. (Нет, толкательница).

  22. Он – кочегар, она – кочегарка. (Нет, тоже кочегар).

  23. Он – рыбак, она – рыбачка. (Да).

  24. Он – сторож, она – сторожка. (Нет, сторожиха – разговорный вариант).

  25. Он – моряк, она – морячка. (Да, разговорный вар-т).

  26. Он – матрос, она – матроска. (Нет, тоже матрос).

  27. Он – стрелок, она – стрелочница. (Нет, тоже стрелок).

  28. Он – маляр, она – малярия. (Нет, малярша – разговорный вар-т).

  29. Он – поэт, она – поэтика. (Нет, поэтесса).

  30. Он – электрик, она – электричка. (Нет, тоже электрик).

  31. Он - кассир, она - кассирша. (Да, разговорный вар-т).

  32. Он – лифтёр, она – лифтёрша. (Да).

  33. Он – носильщик, она – несушка. (Нет, тоже носильщик).

  34. Он – рабочий, она – рабочая. (Да).

  35. Он – штукатур, она – штукатурка. (Нет, тоже штукатур).

  36. Он – каменщик, она – каменка. (Нет, тоже каменщик).

  37. Он – портной, она – портная. (Нет, портниха).

  38. Он – мельник, она – мельница. (Нет, тоже мельник).

  39. Он – музыковед, она – музыковедьма. (Нет, тоже музыковед).




4 задание.

Вовсе необязательно, что все телевизионные передачи скучные. Они могут быть и веселыми, а что самое главное: они всегда чему-нибудь учат! Ребята, давайте вспомним те передачи, которые являются качественной журналистикой!

Угадайте, о какой передаче идет речь.

История, которая произошла: "Мальчик пропустил школу, его из-за этого наругали родители. Он пришел на ток-шоу жаловаться" (называют).

Просмотр. Отрывок ток – шоу «Пусть говорят».

История, которая произошла. В городе N произошло массовое отравление. В расследовании заинтересованы все, прежде всего – журналисты.

Просмотр. Отрывок журналистское расследование Аркадия Мамонтова.

Обсуждение – Чем отличаются передачи?



5 задание: «За словом в карман не лезу». За 5 мин. Сочинить мини-статью на тему: «Лето – это маленькая жизнь!», чтобы её можно было поместить в рубрику «Школьные праздники». Она должна быть интересной, с долей юмора, иметь оригинальное название, содержать не более половины страницы текста. Можно использовать стихотворную форму.


6-й конкурс называется «Редактирование текста». Мы уже упоминали о том, что настоящий журналист должен быть, прежде всего, грамотным человеком, поэтому ваша задача – определить общее количество ошибок в заданном тексте и устранить их. Прочитать текст в исправленном виде. (Текст спроецирован на экран, а также распечатан для каждой команды).





Между прочим.

Говорил он, между прочим,

«Красивее», «мы так хочим»,

«Досуг, шофер, процент, заем,

Квартал, портфель, бюлитень»,

«Поверх плана выполняем»,

«Агент звонит целый день»

(В.Масса, М.Червинский).

На выполнение задания отводится 1 минута.

Пока команды выполняют задания, подсчитывается общий балл за предыдущие конкурсы и комментируется.

Беседа (итог) –Знание каких предметов необходимо для того, чтобы стать журналистом? ( ответы).

Быть в гуще жизненных событий,
Не пропустить больших открытий
И мастерски владеть пером,
А также русским языком,

Быть только честным и правдивым,
В своих оценках справедливым,
Универсал-специалистом —
Тогда зовись ты журналистом.

4. Подведение итогов (рефлексия, оценка)

Метод рефлексии «Зеленый, синий, красный».

Оценка занятия.

Педагог предлагает заполнить анкеты, в которых необходимо поставить галочку около выбранного утверждения.

  • Мне все понравилось –

  • Мне ничего не понятно –

  • Мне было интересно –

  • Мне было скучно –

  • Мне было легко –

  • Мне было трудно –


5. Домашнее задание:

Проанализировать и дать развернутый ответ на поставленный в карточке вопрос.







Приложение 4









Карточка 1.

Определи жанры телевизионных фильмов. Дай им описание.



Карточка 1.

Посмотри выпуски новостей и определи виды телевизионных сюжетов.



Карточка 3.

Опиши одну из твоих любимых телевизионных передач.





























Список используемой литературы.




1. Е.Н. Степанова. «Личностно ориентированный подход в работе педагога: разработка и использование».


2. А.В.Хуторской «Методика личностно ориентированного обучения» М. – 2005.


3. В.В. Ворошилов «Журналистика». С.-П.-2000.


4. Т. Засорина, Н.Федосова «Профессия журналист» - Ростов на Дону, 1999г.



Приложение 1.

Новостной сюжет. Ссылка: http://www.zoomby.ru/news/stories



Приложение 2

Тематический сюжет. Ссылка: http://rutube.ru/video/



Приложение 3

отрывки передач: «Пусть говорят» Ссылка: http://www.1tv.ru/sprojects_editions/si=5685

передачи Аркадия Мамонтова. Ссылка:

http://programs-tv.ru/video_avtorskaja-programma-arkadija-mamontova.html


Обсуждение материала
Для добавления отзыва, пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.
Образовательные вебинары
Подписаться на новые Расписание вебинаров