Факультатив"Хочу все знать"
Государственное казенное специальное
образовательное учреждение «Специальная (коррекционная)
общеобразовательная школа-интернат 8вида
г.Коврова».
Программа
Факультативных занятий
«Хочу все знать»
с учащимися 6-7 классов
Автор программы:
учитель-дефектолог
Устинова Мария Станиславовна
2014-2015
Пояснительная записка
Хочу всё знать
Актуальность программы
Все люди на нашей планете умеют говорить. Они говорят на разных языках, но в любом языке главной задачей остаётся помощь в понимании друг друга при общении. Без языка невозможно развитие общества, науки, техники, искусства. Язык – основное средство общения и служит он для выражения мысли.
В настоящее время очень быстро развиваются СМИ, информационные технологии и компьютеризация, но в основе всего лежит в первую очередь язык, что и диктует новые потребности в обучении школьников. В соответствии с целями и задачами специального образования, обучение детей с интеллектуальными нарушениями должно быть ориентировано не только на получение социально значимых теоретических знаний, но и иметь практическую направленность, что позволит выпускнику коррекционной школы обладать достаточным колличеством знаний и умений, и максимально реализоваться во ” взрослой ” жизни.Но и как любой подростковый возраст начинается с изменения социальной ситуации развития.Подросток находится в сложном положении-между ребенком и взрослым-при сильном желании стать взрослым,что определяет многие особенности его поведения.Подросток стремится отстоять свою независимость,приобретает право голоса.12-15 лет-это возраст перемен,но именно тогда появляется связь между позновательными и учебными интересами(чего не было в более раннем возрасте)Ведь теперь ведущей становится социально-значимая деятельность(учение,общение,общественно-полезнный труд)Появляются избирателнность к учебюпредметам и одновременно интерс к решению самых общих познавательнных проблем и к выяснеию их мировоззренченской и моральной ценности. Для этого необходимо:
* активизировать познавательную деятельность школьников;
* развивать коммуникативные умения и научить пользоваться речью как
средством налаживания межличностных и деловых контактов;
* снизить языковой барьер;
* научить грамотно пользоваться родным языком;
* обогатить мировосприятие школьников, осознание места и роли
родного и иностранного языка в мировой культуре.
Решению задач способствуют занятия школьного факультатива ”Хочу всё знать”
Направленность программы и сроки реализации
Программа факультатива предназначена для учащихся 6-7 классов специальной коррекционной школы и рассчитана на детей с лёгкой степенью уо. Факультативные занятия проводятся 2 раза в неделю.Главной целью является развитие коммуникативнных умений учащихся.
Основными задачами являются:
* развитие познавательной активности школьников;
* развитие коммуникативных способностей учащихся;
* формирование навыков культурного поведения и обучения;
* развитие умения грамотно строить свою речь;
* совершенствование навыков самостоятельной деятельности учащихся;
* воспитание таких качеств личности, как целеустремлённость,
усидчивость, толерантность.
Программа имеет культурологическую направленность и состоит из теоретических и практических блоков. Теоретический блок первого года обучения включает в себя материал, который в доступной форме знакомит учащихся с происхождением, историей развития славянского, а в последствии и русского языка, его значением, изменением и разнообразием. Учащиеся усвоят правила построения диалоговой и монологовой речи, направленные на формирование у детей с особыми образовательными возможностями сознательного отношения к родному языку, как средству общения между людьми и средству информации. Кроме того, учащиеся знакомятся с информацией о других языках, узнают множество интересных фактов об английском языке.
На практических занятиях учащиеся будут учиться правильно и грамотно говорить. Познакомятся с самыми интересными русскими и иностранными пословицами, поговорками и выражениями, историей их происхождения.
Кроме того, практический блок включает занятия по анализу и самоанализу художественного чтения своих товарищей и себя (посредством записи на диктофон). Программа факультатива предусматривает знакомство расположение русского и английского алфавитов на мобильном телефоне и клавиатуре компьютера.
Основными единицами содержания данной программы выступают все виды речевой деятельности:
* выражение мысли в устной форме (говорение, проговаривание);
* в письменной форме;
* восприятие и понимание на слух (аудирование);
* восприятие и понимание письменных текстов (чтение).
Учащиеся должны знать :
* происхождение и историю развития родного языка;
* значение, изменение и разнообразие русского языка;
* как правильно строить свою речь;
* сведения о других языках, в том числе о английском , как о языке
международного общения;
* значение пословиц и поговорок для развития родного языка.
Учащиеся должны уметь:
* грамотно строить свою речь (монолог, диалог);
* анализировать речь собеседника и себя;
* соотносить русский и английский алфавиты и пользоваться кнопками
На мобильном телефоне и клавиатуре компьютера.
Диагностика детей для факультатива по сформированности умений проводилась с помощью следующих методик:
«Исследование памяти(10слов)»А.Р.Лурия;
«Последовательные картинки»А.Н.Бернштейн;
«Составление рассказа по сюжетной картинке»О.Н Усанов 1994год;
«Исследования опосредованного запоминания».А.Н.Леонтьев;
«Зрительно-проиводственной памяти»А.Р.Лурия;
Методика «Пьерона-Рузер»;
«Исключение лишнего»
₺Рекомендовано к использованию₺ ₺Утверждаю₺
Протокол педагогического совета Директор школы-интерната
N 6 от 14 июня 2014 года _______________________
Н.И.Холодова
₺14₺июня 2014 год
Программа
Факультативных занятий
₺Хочу все знать₺
с учащимися 6-7 классов
Автор программы:
учитель-дефектолог
Устинова Мария Станиславовна
ГКСОУ СКОШИ VIII вида г.Коврова
Учебно-тематическое планирование
тема |
часы |
оборудование |
словарь |
1.вводное занятие |
1 ч |
|
|
2.происхождение,развитие славянского языка |
2 ч |
Глобус,атлас,берестянная грамота 14 века |
православие диалект |
3.глаголица-основа современного русского алфавита |
2 ч |
Таблица букв глаголицы |
Кириллица,глаголица, азбука |
4.русский язык-основное средство общения в нашей стране |
2 ч |
в/ф |
рукопись |
5.значение,изменеие и разнообразие русского языка |
2 ч |
Таблица,др.русс.алфавит |
Светский,церковно-славянский,славянский язык |
6.учимся говорить правильно |
4 ч |
Карточки с текстами |
|
7.правильно строим фразы,делаем ударение |
4 ч |
|
|
8.а это интерсно! |
1 ч |
|
Просторечие,диалект,жаргон |
9.язык,как средство человеческого общения.его значение. |
3 ч |
Б.С.Энциклопедия,книги классиков,русская литература |
энцинклопедия |
|
|
|
|
10.А.С.Пушкин-основоположнник современного русского языка |
1 ч |
Произведения Пушкина |
|
11.язык-кладовая народа,его память |
2 ч |
в/ф,инд.карточки |
омонимы |
12.изучение пословиц и поговорок.история их происхождения и развития |
4 ч |
Книги,пословицы о пословицах,о родителях,о дружбе и любви,о добре и зле |
Тематика,менталитет,изречение,мораль |
13.русские и иностранные пословицы и поговорки |
2 ч |
|
Плоды разума,фольклор |
14.изучаем выражения и их происхождение |
3 ч |
|
|
15.это интересно знать! |
2 ч |
|
|
16.значение выразительности и эмоциональности общения |
2 ч |
Аудиозаписи,диктофон,тексты |
|
|
|
|
|
17.анализ выразительного чтения и диалога |
4 ч |
Тексты,диалог |
|
18.это интересно! |
1 ч |
|
|
19.как он построен,язык? |
2 ч |
|
структура |
20.язык и речь.их взаимосвязь. |
2 ч |
карточки |
Культура языка,культура речи |
21.язык,как средство общения в других странах |
2 ч |
Атлас,таблица |
|
22.международные языки общения.признаки и история их изменения |
3 ч |
Карта и таблица распространения международных языков |
Искусственный язык |
23.английский язык,как средство международного общения |
1 ч |
в/ф,атлас |
коммуникация |
24.почему именно английский язык стал международным? |
2 ч |
Статьи из газет |
Трансформация,прогресс,интернет |
25.англия-происхождение названия,география,история(краткие сведения) |
2 ч |
в/ф,карта |
«англы» ландшафт |
26.соотношение русского и английского алфавитов |
4 ч |
|
|
27.изучение буквенного обозначения на кнопках мобильного телефона и клавиатуры компьютера |
8 ч |
|
|
28. интересно знать! |
1 ч |
|
|
29.сюжетно-ролевые игры. 30.деловые игры. |
2 ч 2 ч |
|
|
- Вебинар «Современные методики и технологии коррекционно-образовательной работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья»
- Вебинар «Детская агрессия: нейроигровые приемы обучению саморегуляции, способам выражения гнева в приемлемой форме, формирование позитивных качеств личности»
- Вебинар «Игровая деятельность, направленная на развитие социально-коммуникативных навыков дошкольников: воспитываем эмпатию, развиваем умение договариваться и устанавливать контакты, осваиваем способы разрешения конфликтных ситуаций»
- Международный вебинар «Требования охранительного педагогического режима к коррекционно-образовательному процессу для обучающихся с НОДА»
- Вебинар «Реализация требований ФГОС ДО и Концепции развития математического образования в РФ в формировании математических представлений дошкольников: программно-дидактические комплекты»
- Международный вебинар «Особенности исследования нарушенных психических функций в детской нейродефектологии»