Программа формирования здорового и безопасного образа жизни "Здоровье"
Поиск оптимальных средств сохранения и укрепления здоровья учащихся для создания наиболее благоприятных условий формирования у школьников отношения к здоровому образу жизни как к одному из главных путей достижения успеха.
Муниципальное образование городского округа “Инта”
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
“Средняя общеобразовательная школа №9”
Программа
формирования здорового и безопасного образа жизни
«Здоровье»
Автор:
Учитель математики, заместитель директора по БТЖ МБОУ «СОШ №9» Е.Н. Борцова
г. Инта
Пояснительная записка
В соответствии с законом РФ “Об образовании в Российской Федерации” здоровье школьников отнесено к приоритетным направлениям государственной политики в области образования. Комплексная программа укрепления здоровья в нашей школе – это совокупность мероприятий, направленная на обеспечение здоровья и благополучия субъектов УВП.
Основная цель начального образования – развитие ребёнка при сохранении здоровья, т. е. развитие ребёнка в соответствии с принципом природосообразности. Именно поэтому уже в начальной школе важно научить ребёнка осознать себя как часть природы и понимать ответственность перед обществом за сохранение своего здоровья. Учёные отмечают, что первый скачок в увеличении ребят, страдающих хроническими заболеваниями, происходит в возрасте 7-10 лет. Это заставляет не только задуматься, но и бить тревогу, поскольку через школу проходит всё население страны. И на этом этапе социализации личности формируется индивидуальное здоровье детей и всего общества. Среди источников «школьных» факторов, негативно воздействующих на здоровье учащихся, в период обучения можно выделить следующие неблагоприятные социальные, экономические и экологические условия:
-
факторы риска, имеющие место в образовательных учреждениях, которые приводят к дальнейшему ухудшению здоровья детей;
-
комплексы знаний, установок, правил поведения, привычек;
-
особенности отношения обучающихся младшего школьного возраста к своему здоровью.
Обоснование необходимости реализации Программы
Город Инта Республики Коми расположен на границе с районами крайнего севера. Данный факт накладывает определенную специфику на жизнедеятельность проживающих в городе людей. Суровый климат, длительность зимнего периода становятся причинами ухудшения здоровья граждан и особенно несовершеннолетних детей.
Так же причинами ухудшения состояния здоровья подрастающего поколения являются школьные факторы риска нарушения здоровья, например:
-
совместное обучение детей с разным уровнем подготовки и разными психофизическими качествами;
-
перегруженность учащихся основными и дополнительными занятиями;
Утверждение здорового образа жизни, сохранение и укрепление здоровья несовершеннолетних детей рассматриваются в качестве одного из приоритетных направлений деятельности МБОУ «СОШ №9».
В школе сложилась система, предполагающая планомерный контроль состояния здоровья учеников и принятие мер по его улучшению, которая легла в основу комплексно-целевой программы «Здоровье» (далее – Программа).
Цель Программы
Поиск оптимальных средств сохранения и укрепления здоровья учащихся, для создания наиболее благоприятных условий формирования у школьников отношения к здоровому образу жизни как к одному из главных путей достижения успеха.
Задачи Программы:
-
сформировать представление о позитивных факторах, влияющих на здоровье;
-
научить учащихся совершать осознанный выбор поступков, поведения, позволяющих сохранять и укреплять здоровье;
-
сформировать навык самостоятельно поддерживать своё здоровье;
-
сформировать представление о правильном (здоровом) питании, его режиме, структуре, полезных продуктах;
-
сформировать представление о рациональной организации режима дня, учёбы и отдыха, двигательной активности, научить ребёнка составлять, анализировать и контролировать свой режим дня;
-
дать представление с учётом принципа информационной безопасности о негативных факторах риска здоровью детей (сниженная двигательная активность, инфекционные заболевания, переутомления и т. п.), о существовании и причинах возникновения зависимостей от табака, алкоголя, наркотиков и других психоактивных веществ, их пагубном влиянии на здоровье;
-
дать представление о влиянии позитивных и негативных эмоций на здоровье, в том числе получаемых от общения с компьютером, просмотра телепередач, участия в азартных играх;
-
сформировать навыки позитивного коммуникативного общения;
-
сформировать представление об основных компонентах культуры здоровья и здорового образа жизни;
-
сформировать потребность ребёнка безбоязненно обращаться к врачу по любым вопросам состояния здоровья, в том числе связанным с особенностями роста развития.
Сроки реализации Программы
Программа рассчитана на 4 года и предполагает постоянную работу по её дополнению и совершенствованию.
Основные направления деятельности
-
соответствие состояния и содержания здания и помещений образовательного учреждения санитарным и гигиеническим нормам, пожарной безопасности, требованиям охраны здоровья и охраны труда обучающихся;
-
наличие и необходимое оснащение помещений для питания обучающихся, а также для хранения и приготовления пищи;
-
организацию качественного горячего питания учащихся, в том числе горячих завтраков;
-
оснащённость кабинетов, физкультурного зала, спортплощадок необходимым игровым и спортивным инвентарём;
-
наличие помещений для медицинского персонала;
-
наличие необходимого (в расчёте на количество обучающихся) и квалифицированного состава специалистов, обеспечивающих оздоровительную работу с обучающимися (логопеды, учителя физической культуры, психологии, медицинские работники).
Ответственность и контроль за реализацию этого блока возлагается на администрацию образовательного учреждения.
Рациональная организация учебной и внеучебной деятельности учащихся, направленная на повышение эффективности учебного процесса, снижение при этом чрезмерного функционального напряжения и утомления, создание условий для снятия перегрузки, нормального чередования труда и отдыха. Рациональная организация учебной и внеучебной деятельности учащихся, включает:
-
соблюдение гигиенических норм и требований к организации и объёму учебной и внеурочной нагрузки (выполнение домашних заданий, занятия в кружках и спортивных секциях) учащихся на всех этапах обучения;
-
использование методов и методик обучения, адекватных возрастным возможностям обучающихся (использование методик, прошедших апробацию);
-
введение любых инноваций в учебный процесс только под контролем специалистов;
-
строгое соблюдение всех требований к использованию технических средств обучения, в том числе компьютеров и аудиовизуальных средств;
-
индивидуализация обучения (учёт индивидуальных особенностей развития: темпа развития и темпа деятельности), работа по индивидуальным программам начального общего образования.
Эффективность реализации этого блока зависит от деятельности каждого педагога.
Эффективная организация физкультурно – оздоровительной работы, направленная на обеспечение рациональной организации двигательного режима обучающихся, нормального физического развития и двигательной подготовленности обучающихся всех возрастов, повышение адаптивных возможностей организма, сохранение и укрепление здоровья, включает:
-
полноценную и эффективную работу с учащимися всех групп здоровья (на уроках физкультуры, в секциях и т. п.);
-
рациональную и соответствующую организацию уроков физической культуры и занятий активно – двигательного характера на ступени начального общего образования;
-
организацию занятий по лечебной физкультуре;
-
организацию динамических пауз на уроках;
-
организацию динамических перемен, физкультминуток на уроках, способствующих эмоциональной разгрузке и повышению двигательной активности;
-
организацию работы спортивных секций и создание условий для их эффективного функционирования;
-
регулярное проведение спортивно – оздоровительных мероприятий (дней спорта, соревнований, олимпиад, походов и т. п.).
Реализация этого блока зависит от администрации образовательного учреждения, учителей физической культуры, а также всех педагогов.
Ожидаемые результаты реализации Программы
-
сохранение и укрепление психосоматического здоровья школьников через овладение навыками ЗОЖ;
-
формирование осознанного ценностного отношения школьников и их родителей к здоровью как основному фактору успеха подрастающего поколения на последующих этапах жизни;
-
повышение адаптационных возможностей детского организма и стабилизация уровня обученности при переходе учащихся с одной ступени обучения на другую;
-
повышение уровня психологической комфортности в системах: «ученик – учитель», «ребёнок – ребёнок», «ребёнок – детский коллектив», «ребёнок – родители»;
улучшение взаимодействия семьи и школы, школы и социума при организации здоровье-сберегающей деятельности школы.
Критериями оценки результативности здоровьесберегающей деятельности школы являются следующие показатели:
-
желание учащихся посещать школу и оставаться в ней после окончания уроков;
-
активность и заинтересованность школьников и их родителей в мероприятиях, связанных с тематикой здоровья;
-
позитивные изменения психологического климата в педагогическом и детских коллективах;
-
позитивные результаты мониторинга психосоматического здоровья учащихся.
В программе принимают участие:
-
Учащиеся школы;
-
Члены педагогического коллектива;
-
Медицинские работники;
-
Родители.
Деятельность по реализации программы предполагает:
-
Объединение учащихся в соответствии с их спортивными интересами для организации спортивных секций (баскетбол, футбол, лёгкая атлетика, настольный теннис, шашки и т.д.).
-
Проведение Дней здоровья, спортивных праздников и состязаний, игр.
-
Подготовку и проведение тематических классных часов, бесед, родительских собраний.
-
Организацию экскурсий, походов.
-
Пропаганду здорового образа жизни детей.
-
Организацию интересного и плодотворного досуга. В том числе и в каникулярное время.
-
Привлечение внимания родителей, общественных организаций, учреждений села к проблемам формирования и ведения здорового образа жизни.
Основные направления деятельности и предполагаемые формы работы:
1) Учёт состояния здоровья детей:
--определение групп здоровья;
-учёт посещаемости занятий;
2) Физическая и психологическая разгрузка учащихся:
--динамические паузы для учащихся;
--дни здоровья;
-организация летнего оздоровительного лагеря при школе с дневным пребыванием.
3) Урочная и внеурочная работы:
-открытые уроки физической культуры, ОБЖ;
-открытые классные и общешкольные мероприятия физкультурно-оздоровительной направленности;
- спортивные секции
4) Основные направления пропаганды здорового образа жизни:
-тематические классные часы, лекции, познавательные игры, конкурсы рисунков, плакатов, стихотворений, различные акции;
-совместная работа с учреждениями здравоохранения, органами внутренних дел по профилактике токсикомании, наркомании, курения и алкоголизма;
-обучение учащихся оказанию первой медицинской помощи;
-пропаганда физической культуры и здорового образа жизни через уроки физической культуры и ОБЖ.
5) Соревнования и спортивные праздники:
- «Весёлые старты»;
- Военизированная игра «Зарница»;
- Дни бегуна;
- «Папа, мама, я – спортивная семья»;
- Общешкольные соревнования по баскетболу, футболу, лёгкой атлетике, пионерболу, лыжным гонкам и др.
-русские народные игры, олимпийские игры, подвижные игры.
6) Профилактика заболеваний учащихся:
-организация медицинского обследования;
-соблюдение гигиенических норм и правил для учащихся;
-соблюдение норм освещения и отопления в классах и школе;
-осуществление мер, предупреждающих распространение инфекционных заболеваний среди учащихся;
-беседы, лекции, просмотры фильмов;
-проведение школьного конкурса «Самый здоровый класс»;
7) Тематические классные часы по вопросам гигиены, охраны здоровья и формирования здорового образа жизни:
-цикл бесед « Гигиена школьника»; «Чтобы зубы не болели»; «Да здравствует мыло душистое»; «Ты и телевизор»; «Компьютер + здоровье»; «Твой режим дня»; инструктажи по предупреждению травматизма; беседы по правилам дорожного движения.
8) Тематика родительских собраний по проблеме формирования здорового образа жизни:
- «Здоровье ребёнка в руках взрослых»;
- «Режим труда и учёбы»;
- «Физическое воспитание детей в семье»;
- «Алкоголизм, семья и дети»;
- «Предупреждение нервных и сердечных заболеваний в годы юности»;
- «Вредные привычки у детей»;
- «Наркотики в зеркале статистики»;
- «Психология курения»;
- «Нецензурная брань – это тоже болезнь»;
- «Физическое развитие школьника и пути его совершенствования».
9) Диагностика учащихся по проблеме формирования здорового образа жизни:
-анкета «Отношение младших школьников к табакокурению»;
-анкета «Отношение к психоактивным веществам» и другие.
- Вебинар «Основные правила и способы информирования инвалидов, в том числе граждан, имеющих нарушение функции слуха, зрения, умственного развития, о порядке предоставления услуг на объекте, об их правах и обязанностях при получении услуг»
- Международный вебинар «Рисование ватными палочками как нетрадиционная техника рисования и метод коррекции психических состояний дошкольников»
- Вебинар «Игровая деятельность, направленная на развитие социально-коммуникативных навыков дошкольников: воспитываем эмпатию, развиваем умение договариваться и устанавливать контакты, осваиваем способы разрешения конфликтных ситуаций»
- Международный вебинар «Методические подходы к конструированию заданий и оцениванию математической грамотности обучающихся в рамках реализации ФООП»
- Современные тенденции развития шахматного образования в РФ. Научные идеи и концепции обучения шахматной игре
- Международный вебинар «Требования охранительного педагогического режима к коррекционно-образовательному процессу для обучающихся с НОДА»