Среды обитания живых организмов.5 класс
Составитель: учитель ВКК С.А. Касимова
Предметная область |
Естественно - научные предметы |
Учебный предмет |
Биология |
Тип урока |
Урок открытия новых знаний |
Тема |
Среды обитания живых организмов |
Цель |
создание условий для осознания и осмысления информации о целостности природы, о средах обитания живых организмов: наземно-воздушной, водной и почвенной, приспособленности организмов к среде обитания |
Задачи |
Образовательные: познакомить обучающихся со средами обитания живых организмов; научить решению простых экологических задач, закреплять умение находить необходимые сведения в тексте учебника Воспитательные: воспитывать позитивные отношения к учению, взаимодействуя в работе, создавая комфортные отношения между детьми. Коррекционно-развивающие: развивать умения анализировать, устанавливать причинно-следственные связи, систематизировать и обобщать, высказывать свои мысли, обосновывая их в рамках изучаемой темы. |
Планируемые результаты |
Личностные: формирование мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности, направленной на изучение природы. Метапредметные Познавательные: умение структурировать материал, работать с источниками информации, преобразовывать информацию из одной формы в другую. Коммуникативные: адекватное восприятие устной речи и способность передавать содержание текста в сжатом или развернутом виде в соответствии с целью учебного задания; умение перефразировать мысль; способность работать совместно в атмосфере сотрудничества. Регулятивные: умение организовать свою деятельность, выбирать средства реализации цели, применять их на практике. Предметные: умение объяснять и характеризовать приспособленность организмов к среде обитания. Коррекционные: активизация словарного запаса, развитие внимания, памяти и мышления школьников. |
Оборудование |
учебники по биологии для 5 класса авторов А.А.Плешакова, Н.И.Сонина, М.,2019; презентация учителя, наличие Интернета, чучела, коллекции, гербарные экземпляры растений, рисунки и фотографии животных (стрекоза, ворона, гепард, дельфин, щука, стриж, черви-паразиты, окунь, кит, крот, медведка, страус, кенгуру, летучая мышь ); карточки с текстами и программированным заданием для каждого учащегося; на доске и в тетрадях учащихся таблица «Приспособления животных к среде обитания» |
.Этапы урока |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
Формируемые УУД |
Методы, приёмы, дид.средства |
1.Организационный момент |
В начале урока важно вспомнить: Правила и законы поведения на уроке |
Хором читают правила на плакате |
Коммуникативные |
Правила и законы поведения на уроке 1. Закон точности. 2. Закон един, говорит один (уважай говорящего). 3. Закон инициативы. *Не согласен – возражай *Возражаешь – предлагай *Предлагаешь – делай 4. Закон чистоты (содержи свое рабочее место в чистоте и порядке). |
2. Определение темы урока. Самоопределение к деятельности. |
Сегодня, у нас на уроке «встретились» различные животные. В природе они не смогли бы собраться все вместе, потому, что живут не только в разных местах (на разных континентах), но и в разных средах обитания. В учебнике стр.104 перечислены различные среды обитания живых организмов. Соотнесите их с животными. Как можно назвать нашу работу? Что мы сделали? Это и есть тема урока? Среды обитания живых организмов. -Что даст нам это знание? В течение урока будем заполнять таблицуi.(раздаточный материал на каждого) |
Дети устанавливают связь между живым организмом на картинке и средой его обитания Определяют, кто и где живет. Рассуждают: будем знать, чем питаются, в каких условиях проживают, как приспосабливаются к жизни к этих условиях… |
Познавательные Личностные |
Объяснительно-иллюстративный (на доске представлены рисунки, фотографии животных из разных сред обитания) Проблемный Практический (составление таблицы) |
3.Изучение нового материала, осмысление увиденного и прочитанного. |
Прочитайте текст № 3. - О какой среде идет речь? Назовите животных, живущих в этой среде. Что это за млекопитающее, которое иногда неправильно называют за сходство по внешнему виду рыбой? Прочитайте текст № 4. - Как называется эта среда обитания? Каких животных, живущих в почве, вы знаете? - А иногда живые организмы поселяются в живых организмах. Сможете ли вы привести примеры, когда животные поселяются в растениях, животных, человеке? -Обобщает, показывает картинки с животными-паразитами |
-дельфин, кит Учащиеся заполняют очередные графы таблицы Учащиеся записывают новые сведения в таблицу Ученики отвечают Учащиеся продолжают работать с таблицей |
Познавательные Регулятивные Коммуникативные Личностные |
Проблемный Практический Текст № 3 Живя в этой среде, животные либо дышат жабрами, либо поднимаются к поверхности для вдоха. Животные, активно передвигающиеся в этой среде, имеют обтекаемую форму тела. Текст № 4 Эта среда обитания характеризуется тем, что она плотная. В ней обитатели находят воздух, воду. А вот свет сюда почти не проникает. Поэтому животные, обитающие в ней, обычно имеют маленькие глаза или вовсе лишены органов зрения. Выручает их в жизни обоняние и осязание. |
4.Физминутка |
|
Выполняют упражнения для глаз и двигательной активности обучающихся |
|
|
4.Проверка усвоения нового материала |
Игра на развитие мыслительной операции «исключение лишнего» - Страус, кенгуру, шмель, волк - Белка, дельфин, акула, щука.. -Предлагаю самостоятельно составить аналогичную цепочку (работают в паре) |
шмель белка дети придумывают и предлагают сверстникам выполнить задание |
Познавательные Коммуникативные |
Игровой |
5. Контрольно – рефлексивная деятельность |
Обобщите полученные знания по теме «Среды обитания» и составьте схему -выполните Задание 1, отметив верные ответы знаком +: -Задание2: узнать по описанию, о какой среде идет речь: - Эта среда довольно плотная, и в ней передвигаться нелегко. Зачастую в ней не хватает кислорода для дыхания животных. Обитатели этой среды часто имеют плавники, как приспособления к движению. - Дом для животных, имеющих крылья. Легкая, неплотная среда. - В эту среду проникает мало света. А на глубину и совсем не проникает. - Ноги животных, обитающих в этой среде, приспособлены к бегу, прыжкам. - Эта среда может изменяться, расти, питаться, дышать, умирать и создавать себе подобных. |
составляют схему -Учащиеся выполняют тест, сдают работы на проверку учителю |
Познавательные Регулятивные |
Тест Задание 1 1.Различают две среды обитания: наземно – воздушную и водную. 2.Чтобы легче было передвигаться в толще воды, большинство рыб имеют обтекаемую форму. 3.Крупные кенгуру совершают прыжки до 9 метров. Это помогает им лучше схватывать пищу. 4.Передние лапы этого животного плоские, как лопаты. Тело овальное, компактное. Живет это животное в воздушной среде. 5.Дельфины, как и водные жуки, поднимаются на поверхность воды, захватывают воздух и опять ныряют. 6.Есть такие животные, которые поселяются в организме человека и вызывают различные заболевания. |
6.Работа с учебником |
Коррекционная работа на развитие целостного восприятия, установление причинно-следственных связей: стр.108: Определите, каким именно животным принадлежат изображенные части тела. В какой среде обитания эти животные живут? Что в изображенной части их тела свидетельствует о приспособленности в этой среде? |
Дети выполняют задание, составляют ответ по алгоритму: -Эта часть тела называется ..; -Она принадлежит…..; -Эти животные живут …..; -О приспособленности к этой среде свидетельствует то, что…; |
Регулятивные Коммуникативные |
Объяснительно-иллюстративный (рисунки в учебнике) |
7. Домашнее задание |
Стр. 104 – 108, ответить на вопросы № 1-6. - Составьте одну – две задачи на определение названия животного, где будут указаны особенности жизни и поведения животных, строения их тела, связанные со средой обитания. |
Записывают в дневники |
Личностные |
Беседа |
8. Рефлексия |
выполните самооценку собственной деятельности на уроке по заданному образцу |
Самооценка ученика. -На уроке мне больше всего понравилась работа … . - Мне удалось узнать … . - Я хочу посоветовать себе прочитать …, лучше разобраться … . |
Регулятивные Личностные |
Опрос, анкетирование |
См. приложение
iПриспособления животных к среде обитания.
Название животного
Среда обитания
Приспособление к обитанию в данной среде
Литература:
-
Биология. 5 класс: учебник для общеобразовательных учреждений./А.А.Плешаков, Н.И.Сонин.- 7-е изд.-М.:Дрофа,2019
-
Методическое пособие по биологии.5 класс./В.Н.Кириленкова, В.И.Сивоглазов.-3-е изд.-М.:Дрофа,2015
-
Контрольно- измерительные материалы. ФГОС. Биология.5 класс. М.:ВАКО,2016
- Международный вебинар «Ключевые аспекты Реджио-подхода в контексте вызовов 21 века и развития компетентностной модели образования»
- Вебинар «Формирование детского коллектива как основа позитивной социализации»
- Вебинар «Основные правила и способы информирования инвалидов, в том числе граждан, имеющих нарушение функции слуха, зрения, умственного развития, о порядке предоставления услуг на объекте, об их правах и обязанностях при получении услуг»
- Международный вебинар «Решение задач речевого развития детей в программе “Социокультурные истоки”: работаем в соответствии с ФГОС ДО и ФОП ДО»
- Международный вебинар «Этапы реализации методики обучения чтению В. Воскобовича»
- Вебинар «Игровая деятельность, направленная на развитие социально-коммуникативных навыков дошкольников: воспитываем эмпатию, развиваем умение договариваться и устанавливать контакты, осваиваем способы разрешения конфликтных ситуаций»
прошу Вас добавить указанное в конспекте приложение, а также Ваши авторские данные (полностью ФИО, должность и место работы с юридически полным названием ОУ).