Духовно-нравственное воспитание по стандартам второго поколения на уроках литературы в 5-м классе
Духовно-нравственное воспитание по стандартам второго поколения на уроках литературы в 5-м классе (на примере одного урока)
Литература, 5 класс, учебник Меркина Г. С.
Используется интерактивная доска.
Ларионова Аида Салмановна
МАОУ гимназия №116
Свердловская область
г. Екатеринбург
«Школьные учителя обладают властью, о которой премьер-министры могут только мечтать», -сказал У. Черчилль. Что он имел в виду? Наверное, как раз то, что учитель может влиять на душу человека, воспитывая, закладывая нравственные понятия, заставляя задуматься над этим миром, над смыслом жизни, над человеческой сущностью.
Именно поэтому школе отводится ключевая роль в духовно-нравственном воспитании детей. В соответственной концепции стандартов 2-го поколения отмечается: «Ребёнок школьного возраста наиболее восприимчив к эмоциональному, духовно-нравственному развитию, гражданскому воспитанию». Вот конкретные черты нравственной личности: ответственность и чувство собственной свободы, уважение к другим и чувство собственного достоинства, честность, готовность к социально-необходимому труду, наличие идеалов, доброта, инициативность, дисциплинированность, умение понимать других, воля, способность размышлять, патриотизм.
Воспитание этих черт настолько важно, что президент России в 2008 году в послании Федеральному собранию подчеркнул: «Духовное единство народа и объединяющие нас моральные ценности - это такой же важный фактор развития, как политическая и экономическая стабильность». Под воспитанием понимается целенаправленное развитие растущего человека как неповторимой индивидуальности, обеспечение роста нравственных и творческих сил этого человека.
Только в социальной среде ребёнок формируется как личность. Социализация индивидуума происходит в работе в группах, во взаимных оценках, в объективном и доброжелательном отношении друг к другу, в приобщении к традициям народа.
Литература дает нам огромное поле деятельности для воспитания духовного, нравственного человека. Как это происходит? Вот конкретный пример одного урока. Тема его: «Пролог к поэме А.С.Пушкина «Руслан и Людмила»
ФГОС требуют воспитания самостоятельной и активной личности, поэтому ребята сами формулируют тему урока, глядя на доску. Она оформлена портретом А.С. Пушкина и иллюстрациями к его сказкам. Ученики верно отвечают, что речь пойдёт о Пушкине, о сказках. Учитель сообщает: «Правильно, у нас в гостях А.С.Пушкин. И он сам назовёт наш урок: «Преданья старины глубокой». Давайте определимся, что мы сможем сделать за урок. А поможет нам в этом наш верный друг – учебник (откройте его на странице 134), а ещё ваша добрая одноклассница N, которая постарается выразительно прочитать нам отрывок из поэмы «Руслан и Людмила». (Учебник Г. С. Меркина. Литература.5 класс)
После чтения учитель спрашивает: «Как прочитала N?» Ребята оценивают чтение одноклассницы. Взаимооценка, во-первых, помогает ребятам быть внимательнее на уроках, во-вторых, учит их толерантности, доброжелательному отношению к другому человеку. Ведь в следующий раз на месте оцениваемого ученика будешь ты сам.
Определившись с объектом, ребята должны поставить цели работы. Для этого учитель задает вопрос: «Что нам нужно сделать, чтобы понять, какими чувствами и мыслями хочет поделиться с нами Пушкин?» Ученики отвечают, что нужно внимательно прочитать, разобрать текст. Самостоятельное целеполагание учит школьников активности и инициативности.
Чтобы достичь цели, ребята отвечают на вопросы учебника (с. 136), учителя, выполняют задания. Они находят сказочные образы и выражения в отрывке из поэмы Пушкина (Кот ученый, Баба-яга, Кощей и др.). При обсуждении сказочных образов дети прикасаются к своим корням, приобщаются к русским традициям, осознают себя частью народа, таким образом, учатся патриотизму.
Учитель продолжает: «Эти герои – Баба-яга, Леший, Русалка – не всегда были сказочными, а вначале – мифологическими. В мифах одухотворяли природу, и эти духи были ее хранителями». Дальше идут сообщения ребят, получивших опережающие задания, о Русалке, о коте Баюне, о Лешем. Учитель спрашивает сообщающих и слушающих, узнали ли они что-то новое, интересно ли им было. Тут ребята учатся самооценке и взаимооценке, что приучает общаться, то есть социализирует их. Готовя сообщения, ребята работают в небольших группах, парах. Именно так дети формируются как личности, они проявляют уважение к другим, чувство собственного достоинства, умение отстаивать свою точку зрения, понимать других, готовность к социально необходимому труду. Оценивающие учатся быть справедливыми и объективными.
Слово учителя: «Так что же вдохновило Пушкина на создание его знаменитого вступления «У лукоморья…»? Дети отвечают, что народные сказки. Учитель продолжает: «Кто рассказывал Пушкину эти произведения?» Ребята отвечают верно. Учитель: «Нянюшка Арина Родионовна своими песнями, страшными сказками вдохновляла поэта, он создавал свои стихи, поэмы, сказки. И недаром в этом отрывке возникает образ дуба – могучего и красивого дерева. Это древо человеческой культуры. А произведения великого поэта будят фантазию художников. Группа ребят приготовила презентацию картин художников – иллюстраторов Пушкина. Мы посмотрим, и у вас будет задание: сделать подписи к этим картинам, а лучше – цитатами из Пушкина. Запишите их в тетрадь».
После просмотра ребята за партами обмениваются тетрадями, и учитель просит учеников поднять руки, если им понравились записи соседа. Ребята зачитывают их. Вопрос учителя: «Как оценим эти работы? Работу группы?» Ученики восхищаются великолепными иллюстрациями, они погружены в мир творчества, у них формируется чувство прекрасного, понимание ценности искусства. Ребята всегда активны и инициативны.
Учитель: «И снова обратимся к теме «Преданья старины глубокой». Как еще Пушкин создает атмосферу старины? Найдите в тесте и выпишите старые слова в тетрадь. У кого получилось больше?» Те, кто считает себя лидером, поднимают руки. Вместе толкуем слова. Ученики оценивают работу одноклассников. Школьники внимательны к родному слову, языку, без чего невозможно воспитание полноценной личности.
Учитель: «Как относится к изображаемому автор? Страшные ли герои здесь изображены? Какое значение приобретает восклицание «Русский дух»?
Отвечая на вопросы учителя, ребята подводят итог урока. Им было интересно, потому что мир фантазии, Пушкина, фольклора очень увлекателен.
Домашнее задание: все учат пролог наизусть. По выбору:
-
нарисовать иллюстрации к произведению;
-
написать буриме на рифмы:
в нем
ошибкой
умом
улыбкой.
Система вопросов и заданий на уроке и дома рассчитана на то, чтобы формировать активную, самостоятельную, инициативную личность, приобщенную к традициям своей страны, способную трудиться в высокотехнологичном, конкурентном мире.
- Международный вебинар «Решение задач речевого развития детей в программе “Социокультурные истоки”: работаем в соответствии с ФГОС ДО и ФОП ДО»
- Вебинар «Основные правила и способы информирования инвалидов, в том числе граждан, имеющих нарушение функции слуха, зрения, умственного развития, о порядке предоставления услуг на объекте, об их правах и обязанностях при получении услуг»
- Международный вебинар «Рисование ватными палочками как нетрадиционная техника рисования и метод коррекции психических состояний дошкольников»
- Международный вебинар «Интернет-технологии предоставления услуг в сфере туризма»
- Вебинар «Стресс и ребенок: обучение способам адекватного реагирования на стрессовые ситуации, игры и упражнения на развитие умения управлять эмоциями, конструктивно разрешать конфликты»
- Вебинар «Речевое развитие детей раннего возраста в игровой деятельности»