Воспитание гражданственности и патриотизма у детей дошкольного возраста
Разработка подготовлена Н.М. Мамаевой и представлена для ознакомления.
Авторы: Мамаева Наталия Михайловна, воспитатель Муниципального дошкольного образовательного учреждения детский сад общеразвивающего вида №235 Краснооктябрьского района г. Волгограда ;
Чуфарнова Наталья Александровна, воспитатель Муниципального дошкольного образовательного учреждения детский сад общеразвивающего вида №235 Краснооктябрьского района г. Волгограда ;
2.Тема: «Воспитание гражданственности и патриотизма у детей дошкольного возраста». 3.Актуальность: В современных условиях социальным и государственным приоритетом становится воспитание человека – гражданина. Результаты проведенной диагностики позволили сделать вывод, что чувства гражданственности у детей развито недостаточно. А как известно, что формирование личности человека начинается с младенчества. 4. Приемы: - словестный (объяснение, указания, вопрос, «вопрос от противного»); - наглядный (показ иллюстраций, предметов декоративно - прикладного искусства русского народа, показ образца выполнения задания); - игровой (подвижные игры народов России, дидактические игры); -практические (изготовление тряпичных кукол, народных игрушек (дымковских, филимоновские, гжельские, матрешек), предметов быта (посуды: хохломской, городецкой, гжельской) из соленого теста и их роспись. Методы: - словестный; наглядный; практический; - формирования сознания личности (разъяснения, беседы, рассказ, пример); - организации деятельности, общения, опыта поведения (приучение, упражнение, создание воспитывающей ситуации); - стимулирования и мотивации деятельности и поведения (поощрение, наказание, соревнование); - анализа продуктов деятельности; - образного видения - эмоционально – образного исследования объекта; - исследования; - эвристического наблюдения; - придумывания; - «Если бы»; - моделирования. Формы педагогической деятельности : - диагностика по методике «Уровня сформированности у детей чувства гражданственности»; - анкетирование родителей по методике «Воспитание гражданственности и патриотизма у детей»; - непосредственно образовательная деятельность: «Где эта улица, где этот дом...» (понятие малая Родина: в честь кого названы улицы нашего города: Германа Титова, Хользунова); - непосредственно – образовательная деятельность: «Широка страна моя Родная»; - непосредственно – образовательная деятельность (цикл): «Сказ о том, как Матрена по Руси путешествовала» (формирование чувства толерантности); - беседы на тему: «История нашего города. От Царицына до Сталинграда. От Сталинграда до Волгограда», «История возникновения Царицына», «Сталинградская битва»; - беседы на тему «Русские народные праздники» (цикл бесед: «Рождество», «Масленица», «Пасха»); - беседы на тему «Народные праздники народов России» (цикл бесед: «Хаит», «Навруз»); - чтение сказок о декоративно – прикладном искусстве России; - чтение сказок народов России; - знакомство с великими деятелями России (моделирование высказываний); - чтение сказок А.С. Пушкина, стихотворения М.Ю. Лермонтова «Бородино» (воспитание гордости за свою Родину); - оформление вместе с детьми карты Волгограда (достопримечательности родного города); - оформление вместе с детьми карты России (города России, богатства); - кружковая работа: кружок «Тряпичная кукла» (старшая группа, воспитатель: Мамаева Н.М.); - кружковая работа: кружок «Народная мастерская» (лепка из соленого теста и роспись народных игрушек и предметов быта) (подготовительная к школе группа, воспитатель: Чуфарнова Н.А.); - оформление фотоальбома «Сталинград, родной! Подвиг твой бессмертен» (детям дается задание посетить с родителями памятных мест и принести фотографии); - оформление альбома «Царицын – Сталинград – Волгоград» (с привлечением родителей); - конкурс детских работ «Сталинград, родной! Подвиг твой бессмертен»; - участие детей группы в конкурсе детского рисунка, посвященного 425 й годовщине образования города - героя Волгограда; - беседа на тему: «История символики России», «Герб родного города» и оформление альбома (с привлечением родителей); - беседа на тему: «История русского алфавита» (подготовительная к школе группа; -подвижные игры народов России; - дидактическая игра «Узнай достопримечательность».
"Сказ о том, как Матренушка гостевала в казахском ауле".
Образовательная область: познание.
Виды детской деятельности: познание, коммуникация, художественное творчество (рисование).
Цель: воспитывать любовь к своей Родине, толерантность - уважение к людям другой национальности, живущих в России через знакомство детей с традициями и обычаями, декоративно - прикладным искусством казахского народа.
Задачи: дать первоначальные представления понятие национальность и многонациональность. Познакомить с традициями и обычаями казахского народа: с национальными костюмами , декоративно - прикладным искусством народов России: о декоративных элементах, используемых для украшения; национальных блюдах; народными играми казахского народа. Развивать эстетический вкус; умение видеть красоту предметов декоративно прикладного искусства. Продолжать учить детей рисовать декоративные элементы, используя цветовые сочетания. Формировать чувство толерантности - уважение к людям других национальностей, вызывать интерес к традициям и обычаям людей другой национальностей. Воспитывать любовь и гордость за свою Родину, и людей, живущих в родном крае.
Ожидаемые результаты: воспитание толерантности - уважение к людям другой национальности. Вызывать интерес у детей к традициям и обычаям, декоративно - прикладному искусству казахского народа. Формировать желание использовать в своих работах элементы росписи декоративно - прикладного искусства казахского народа.
Формы организации: фронтальный (групповой).
Возраст детей: 6 - 7 лет (подготовительная к школе группы).
Материал и оборудование: иллюстрации из серии "Декоративно - прикладное искусство", листы бумаги прямоуголрной формы (по количеству детей); краски, кисти, ватные палочки, стаканчики с водой.
Предварительная работа: работа кружка "Фантазеры" ("Фантазеры и узоры" - знакомство и придумывание изображений с использованием декоративных элементов других национальностей), тонировка бумаги.
Ход непосредственной образовательной деятельности:
Дети входят в зал оформленный под казахский аул: лежат курпачи, растут деревья; стоят столы - мастерские - на столах стоят готовые изделия декоративно - прикладного искусства; орудия труда - кисти, краски.
Воспитатель: Вот мы с вами снова очутились в мастерской Матрены. И наверняка догадались: что мы с вами будем слушать продолжение сказки о путешествиях Матренушки. Давайте сначала поприветствуем друг друга приветствуем приветствием "Большое сердце".
Участники встают в круг и берутся за руки. Воспитатель тихим голосом говорит: "Мы одно большое сердце. Давайте послушаем, как оно бьется!" Все прислушиваются к своему сердцебиению, и сердцебиению соседей. "А теперь послушаем вместе!" Стук - все делают шаг вперед, стук - шаг назад. "Так ровно бьется большое доброе сердце нашей страны. Стук - шаг вперед, стук - шаг назад и т. д.
Воспитатель: А теперь давайте рассаживайтесь поудобнее и слушайте сказку.(Педагог читает сказку, дети рассаживаются на курпачи)
"Много ли мало ли времени прошло, долго не брала в руки Матренушка блюдечко с голубой каемочкой и наливное яблочко. Выдался как - то свободный вечерок и Матренушка взяла блюдечко с голубой каемочкой и наливное яблочко; покатила яблочко по блюдечку и сказала волшебные слова: "Катись, катись яблочко по блюдечку. Покажи мне Родину мою." И на блюдечке появилась картинка. То, что она увидела, ее удивило: в степи стоял город, не город, деревня, не деревня - все дома в ней были круглые и стены и крыши в этих дома были не деревянные и даже не каменные, а были укрыты коврами. А вокруг ходили люди, на которых была одета странная одежда: у женщин были платья с оборками на рукавах и подоле, красивые расшитые безрукавки, а на головах маленькие шапочки с перышками наверху. Мужчины же были одеты в длинные халаты, шапки, чем - то напоминающие треуголки, штаны и сапоги. Увидев такое, Матренушка позвала свою матушку Настасью Петровну и стала расспрашивать: кто это за люди; почему они так странно одеты и почему у них такие дома? Матушка сказала ей в ответ: "Дочь, моя милая Мартенушка! В нашей стране и на всей земле живут люди разных национальностей и каждой нации свои обычаи и традиции, и своя национальная одежда". Еще больше удивившись, она стала расспрашивать матушку дальше: "Матушка, расскажи мне: что значит люди разных наций; и что такое нация?" Подумав немного, Настасья Петровна повела свой рассказ: " Ты, я, батюшка, братья наши милые и все живущие вокруг нас - в Богородском носят одинаковую одежду, едим русскую национальную еду: борщ, пельмени, блины. А есть такие селенья, в которых живут такие же милые, трудолюбивые, приветливые, гостеприимные люди. Они говорят на другом языке, носят красивые, но отличающиеся от наших национальные костюмы, готовят свои национальные блюда, соблюдают свои обычаи и традиции. Очень интересно узнать об: обычаи и традиции, ремеслах других народов, населяющих нашу родную землю. Нашу Русь - матушку населяют люди разных национальностей. Поэтому наша Россия - многонациональная страна".
И решила тогда Матренушка, отправится в путешествие и посмотреть: как живут в нашей многонациональной стране люди других наций, узнать их обычаи и традиции. Спросив разрешение у матушки с батюшкой она села в летучий корабль и сказав волшебные слова, полетела … Долго ли коротко длился ее полет, но вскоре она под собой увидела бескрайнею степь, а в той степи стояли те необычные дома, что она видела в блюдечко. И так ее корабль пошел на приземление. Когда Матренушка сошла к летучего корабля на землю ее встретила девушка в дивной одежде.
-"Здравствуй, девица красавица!" - с поклоном поздоровалась с ней Матренушка - "Меня зовут Матрена. Я прилетела к вам издалека - из Богородска. Хочу, познакомится, и подружится с тобой и твоим народом". - "Мир дому твоему!" - ответила незнакомая девушка, - "Меня зовут Айгуль. Я дочка здешнего известного мастера. Мой отец мастер резьбы по дереву. Он украшает резьбой сундуки, столы, шкатулки. А моя матушка - валяет войлочные ковры, которыми и прославилась на всю округу. Пойдем к нам в юрту я познакомлю тебя со своими родными." Пока девушки шли по тропинке Матренушка начала расспрашивать Айгуль. -"Что такое "юрта"?" - спрашивает Матренушка. -"Юрта - это наше национальное жилище. Юрту можно собрать и перевести на другое место, а там опять собрать. Основа юрты это - шесты и деревянные балки, которые соединяются между собой. А поверх этих шестов укладываются теплые войлочные ковры, которые валяет моя матушка. Наверху есть отверстие. Оно необходимо: если в юрте разложат очаг и разведут огонь - в это отверстие будет выходить дым, а днем через него в юрту попадает свет, так как окон в юрте нет, а дверной проем закрывается войлочным ковром" - приветливо ответила ей Айгуль. - "А какой, на тебе одет, красивый наряд! Как называется твой костюм? Какие красивые узоры на нем вышиты" - спросила Матрена, с интересом рассматривая костюм Айгуль. - "На мне надет казахский национальный костюм: платье, безрукавка - "немча", шапочка . А мужчины у нас кроме рубах и штанов носят "чапан" - это мужской халат: он бывает тонким и теплым - для зимы. А на голове казахские мужчины летом носят "тюбитейки", а зимой - теплые войлочные шапки. А узоры, которыми украшены наши национальные костюмы это - растительный орнамент - "цветы", "перчик", "виноградные усики" или "завиточки"; животный орнамент - "улитка"; геометрический орнамент - "солярные круги". Войдя в юрту, Матренушка с поклоном поздоровалась с отцом и матерью Айгуль. И что же она там увидела: на полу расстелены: небольшие, красивые длинные коврики возле маленького деревянного резного столика, вдоль стен стояли красивые резные сундуки. - "Как у вас красиво в доме: какие красивые резные из дерева вещи. Какой красивый узор на этих вещах" - "Эти вещи сделаны моим отцом. Это "асадал" - шкаф, "тосекагай" - кровать, это "абдре" - сундук, а это - "кебеже" - ларь. А резьба объемная (выпуклая), плоская, сквозная. А узоры, используемые в украшении: растительный и геометрический орнаменты. Растительный орнамент: различные цветы, перчик, листья, завитки и т. д." - объяснила Матрене Айгуль. - " Какие красивые у вас ковры!" - воскликнула Матрена. - "Эти ковры валяет из войлока моя мама. Вот это настенные войлочные ковры - "тускиизы", - продолжила рассказ Айгуль, показывая на красивые ковры, висящие на стенах. Они украшены цветочным и геометрическими орнаментами. А вот посмотри, какую красивую шкатулку в виде юрты сваляла моя мама. И вот этих верблюдов сваляла тоже мама из войлока". -"Посмотри какие игрушки делают наши мастера, - показывая на игрушки, стоящие возле войлочных шкатулок. Это были фигурки людей играющих на казахских национальных инструментах, женщин угощающих гостей. Посмотри, уже накрыли на стол. И мама приглашает нас отобедать". Мужчины сидели за отдельным столом, а женщины отдельно. Матренушку усадили на самое почетное место в центре стола. Чего только не было, но все блюда были незнакомы Матрене. Она не увидела на этом маленьком столе, который все называли "хан тахта" не привычных для нее тарелок и чашек с блюдцами. В центре: стояла большая тарелка, и в ней лежало блюдо из теста и кусков мяса, рядом стояла такая же тарелка с блюдом из риса. По краям стояли чашки, но у них не было ручек. Когда все сели за стол мама Айгуль взяла одну из тарелок, которую она назвала "ляган" и стала раскладывать гостям угощение. Первое блюдо - из теста и мяса называлось "бешбармак". Оно было очень вкусным. А второе казахское национальное блюдо, которое попробовала Матрена, был плов - это блюдо из риса, мяса, лука, моркови. И оно тоже было очень вкусным. После того как все поели Айгуль начала наливать из кожаного бурдюка молоко в чашечки без ручек, которые она называла "пиала". Когда Матренушка попробовала это молоко - оно было вкусное, но необычное на вкус. Айгуль улыбнулась и спросила: "Что не похоже на молоко, которое ты пьешь дома? Так ты дома пьешь коровье молоко, а это молоко кобылиц, то есть лошадей, которые пасутся на наших лугах и называется это молоко - "кумыс". А еще у нас есть такой напиток как "айран" - это кислое молоко". - "Спасибо вам за радушный прием, за ласковые слова. Теперь я вижу, что казахский народ очень гостеприимный. У вашего народа свои обычаи и традиции. Они очень интересные. Мне понравились ваши ковры и изделия из войлока, резные шкатулки, игрушки. Я вам привезла гостинцы от моего батюшки и братьев; они резчики по дереву. А прислали они вам свои чудесные деревянные резные игрушки" - поблагодарила Матренушка своих новых друзей. Айгуль и ее родным понравились подарки из далекого Богородска. И они в ответ передали подарки. Чего тут только не было: и войлочные верблюды и шкатулки, и ковры, и резные из дерева шкатулки и куклы и посуда для кумыса. Матренушка еще раз поблагодарила своих новых друзей и пригласила их в гости "А теперь прошу вас всех пожаловать в гости к нам в Богородское. Будем ждать вашу семью с нетерпением!" Она села в летучий корабль, сказала волшебные слова: "До свидания Земля! В добрый путь" и полетела домой. Когда путешествие подошло к концу Матренушка приземлилась в родном селе Богородское. И ее встречали все родные. Долго и с интересом слушали рассказ Матренушки все жители Богородска и удивлялись - сколько на свете всего интересного".
Воспитатель: вот мы с вами и послушали сказ о том, как Матренушка гостила в казахском ауле. Хотите вы, научится играть в казахскую народную игру. Так, давайте поиграем в казахскую народную игру "Такия тастамак" (тюбитейка - невидимка).
Цель игры: продолжать развивать наблюдательность, внимание. Продолжать учить стремительному бегу. Развивать творческие способности.
Ход игры.
В начале игры всем садятся по - турецки, образуя круг. Обходя этот круг с внешней стороны, ведущий незаметно оставляет тюбитейку сзади кого - нибудь из детей и убегает. Если игрок, за спиной которого оставили тюбитейку заметил - это должен догнать ведущего, а ведущий должен постараться занять место игрока в круге. Если игроку так и не удается догнать ведущего, то он должен будет показать свое искусство, например: спеть песню, рассказать стихотворение или станцевать.
Воспитатель: вот мы с вами отдохнули, поиграли. А теперь можно поработать нашим подмастерьям - расписать казахскими узорами казахский ковер - "тускииз". Какие декоративными элементами мы можем использовать в работе? Дети: Можно использовать в росписи такие декоративные элементы - цветы, виноградные усики, улитки, перчики. (показ иллюстраций) Воспитатель: А как можно украсить данными декоративными элементами ковер; где и как их можно расположить? ( дети предлагают вои варианты выполнения задания) Воспитатель: Действительно, в центре ковра мы можем расположить большой цветок, от него - завиточки с листочками; с четырех сторон можно нарисовать перчик, а по углам - красивые улитки; между ними по краю ковра провести волнистую линию. А еще можно в центре нарисовать улитку, украшая ее лепестками - получится сказочный цветок; по углам нарисовать перчики, от них к улитке - завиточки, а по краю ковра - волнистую линию.(педагог дает несколько вариантов выполнения задания)
Дети приступают к работе, педагог оказывает необходимую помощь.
Когда работа закончена, проводится анализ детских работ.
Воспитатель: Посмотрите, какие красивые игрушки получились у наших подмастерьев. (воспитатель привлекает детей к анализу детских работ. Ребенок не только должен выбрать наиболее понравившуюся работу, но и объяснить; почему выбрана та или иная работа)
Воспитатель: Все ваши работы мы разместим в музейном альбоме. (во второй половине дня вместе с детьми оформляется данный альбом)
Воспитатель: Матренушка попрощалась о своей новой подругой Айгуль и нам тоже пора прощаться. (проводится ритуал прощание)
"Круг друзей". Стоя или сидя в кругу всем взяться за руки , пожать их, посмотреть по кругу на всех.
- Вебинар «Игровая деятельность, направленная на развитие социально-коммуникативных навыков дошкольников: воспитываем эмпатию, развиваем умение договариваться и устанавливать контакты, осваиваем способы разрешения конфликтных ситуаций»
- Вебинар «Детская агрессия: нейроигровые приемы обучению саморегуляции, способам выражения гнева в приемлемой форме, формирование позитивных качеств личности»
- Вебинар «Речевая развивающая среда дошкольной образовательной организации в соответствии с требованиями ФГОС ДО»
- Вебинар «Современные методики и технологии коррекционно-образовательной работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья»
- Вебинар «Музыкальная сказка как средство развития творческих способностей дошкольников»
- Вебинар «Тест Векслера как методика исследования интеллектуальной сферы у детей и взрослых: описание и особенности применения в психолого-педагогической деятельности»