Примерная программа дополнительного образования студии «Весёлая кисточка».
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
детский сад комбинированного вида № 18
Раменский муниципальный район Московская область
Адрес: 140125, Московская область, Телефон: 8(496)4698547
Раменский район, д. Островцы, Е-mail: ds18ostrov@mail.ru
ул. Подмосковная
Примерная программа
дополнительного образования
студии «Весёлая кисточка».
Руководитель студии:
Педагог первой квалификационной категории
Давыдова Оксана Петровна
В творчестве у ребенка
нет правильного, нет неправильного пути,
есть только свой собственный путь.
Мэри Энн Ф. Колль
Дошкольное детство – очень важный период в жизни детей. Именно в этом возрасте каждый ребенок представляет собой маленького исследователя, с радостью и удивлением открывающего для себя окружающий мир. Рисование является одним из важнейших средств познания мира и развития знаний эстетического восприятия.
Изобразительная деятельность приносит много радости дошкольникам. Потребность в рисование заложена у детей на генетическом уровне. Наряду с речью, рисунок становится тем языком, который ребенок осваивает и самостоятельно создает. Ведь главное условие творчества – свобода. Художественные знания не должны сводиться к максимально ускоренному обучению рисованию, а к умению выразить своё отношение к миру.
Пояснительная записка
Проект программы студии «Весёлая кисточка» разработан в рамках программы развития МДОУ №18, программы ООП ДОУ №18, инновационного проекта «Детское телевидение Ромашка», в соответствии с требованиями ФГОС дошкольного образования.
Проект программы студии разработан с учетом возрастных и психологических особенностей детей младшего дошкольного возраста.
Проект программы планируется так, чтобы не дублировать программный материал по изобразительному искусству дошкольного учреждения, и способствовать развитию интереса к изобразительной деятельности путем знакомства младших дошкольников с наиболее простыми видами нетрадиционных техник изображения.
Ведущая потребность в возрасте 3 – 4 лет: в общении, в уважении, в признании самостоятельности ребенка. Ведущая деятельность – партнерская со взрослым; индивидуальная с игрушками, игровое действие.
Особенности возраста:
-
Кризис 3 лет. Формирование «системы Я».
-
Развитие воображения через развитие функции замещения одного предмета другим.
-
Развитие происходит через общение. Со взрослыми общение становится внеситуативно-познавательным.
-
При новой деятельности поэтапное объяснение (делай, как я).
Актуальность
В настоящее время у многих детей наблюдается несформированность графических навыков и умений, нарушение внимания и памяти, недоразвитие мелкой моторики, что влияет на формирование изобразительных навыков.
Следовательно, ребенок не может выразить в рисунках задуманное, адекватно изобразить предметы объективного мира и затрудняется развитие познания и эстетического восприятия.
Все это говорит о том, что с детьми целесообразно проводить работу по формированию навыков рисования с помощью нетрадиционных методик.
Нетрадиционная техника рисования помогает ребенку раскрыться, понять себя, обрести уверенность в возможностях реализации любого замысла, способствует выразить свое творческое начало и свое собственное «Я», через воплощение своих идей при создании необычных произведений изобразительного искусства.
Термин «нетрадиционный» подразумевает использование новых материалов, инструментов, способов рисования, которые не являются общепринятыми, традиционными.
Изобразительная деятельность - специфическое образное познание действительности. Из всех ее видов детское рисование изучено наиболее полно и разносторонне.
Продуктивная деятельность, в том числе рисование, играет важную роль в психическом развитии ребенка. В процессе рисования дети учатся рассуждать, делать выводы. Происходит обогащение их словарного запаса.
Применение нетрадиционных техник способствует обогащению знаний и представлений детей о предметах и их использовании, материалах, их свойствах, способах действия с ними. У детей развивается способность переносить усвоенные знания в новые условия.
Цель: Развитие художественно-эстетических способностей младших дошкольников средствами нетрадиционного рисования.
Задачи:
-
Способствовать формированию эстетического отношения к окружающей действительности.
-
Способствовать развитию творчества и фантазии, наблюдательности, воображения, любознательности.
-
Предоставить свободу в отражении – доступными для ребенка художественными средствами – своего видения мира.
-
Познакомить детей с нетрадиционными техниками изображения, их применением, выразительными возможностями, свойствами изобразительных материалов.
-
Овладение младшими дошкольниками простыми нетрадиционными техниками рисования; использование нетрадиционных техник изображения в самостоятельной деятельности детей. Расширять представления детей о нетрадиционных способах рисования.
Организация работы. Студия «Весёлая кисточка» организована на базе детского сада. Группа комплектуется в возрасте 3 – 4 лет.
Участники деятельности студии. Основными участниками воспитательно-образовательного процесса являются – ребенок, родители, воспитатели.
Используемые формы и методы работы: индивидуальная; групповая.
Работа студии проводится: 1 раз в неделю во второй половине дня. Общее количество занятий в год – 36.
Продолжительность для младших дошкольников (3 – 4года) – 15 минут.
Количество детей в группе: во 2-ой мл. группе в работе студии принимают участие все дети, согласно списочному составу.
Работа студии строится по следующему плану:
-
создание игровой мотивации и эмоционально-благоприятной среды;
-
подготовка рабочего места
-
освоение (закрепление) нетрадиционных техник рисования;
-
зарядка-разминка;
-
рассматривание и обсуждение законченной творческой работы (только положительная оценка, без указаний на ошибки и недостатки);
-
уборка рабочего места.
Существует много техник нетрадиционного рисования, их необычность состоит в том, что они позволяют детям быстро достичь желаемого результата, но при выборе метода рисования необходимо учитывать возрастные особенности детей дошкольников. (Приложение № 1)
С детьми 3 – 4 лет при рисовании уместно использовать принцип от простого к сложному:
1. от рисования отдельных предметов к рисованию сюжетных эпизодов и далее к сюжетному рисованию;
2. от применения наиболее простых видов нетрадиционной техники изображения к более сложным;
3. от использования готового (традиционного) оборудования, материала к применению таких, которые необходимо самим изготовить;
4. от использования метода подражания к самостоятельному выполнению замысла;
5. от применения в рисунке одного вида техники к использованию смешанных техник изображения;
6. от индивидуальной работы к коллективному изображению предметов, сюжетов нетрадиционными техниками.
Для работы по развитию художественно-эстетических способностей младших дошкольников средствами нетрадиционного рисования, был разработан перспективный план работы с детьми (Приложение № 2).
Развитие художественно-эстетических способностей младших дошкольников средствами нетрадиционного рисования будет успешным, если организованно сотрудничество с родителями воспитанников. Включенность родителей в процесс развития навыков рисования на основе партнерства, сотворчества, соучастия – важная задача реализации ФГОС ДО.
Работа с родителями:
-
привлечение родителей к работе по развитию способностей детей средствами нетрадиционного рисования;
-
индивидуальное психолого-педагогическое консультирование;
-
выставка работ в нетрадиционной технике рисования.
Итоги освоения содержания проекта программы студии «Весёлая кисточка»:
-
ребенок в совместной со взрослым деятельности проявляет эстетическое отношение к окружающей действительности;
-
эмоционально откликается на интересные выразительные образы, радуется красивому рисунку;
-
проявляет интерес к сверстникам, наблюдает за их действиями и подражает им;
-
проявление индивидуальности ребенка;
-
освоил простые техники нетрадиционного рисования и самостоятельно применяет их в своих рисунках.
Реализация программы поможет детям дошкольного возраста творчески подходить к видению мира, который они изображают.
Литература
-
Приобщение детей к художественно-эстетической деятельности, Н.И. Ганошенко, С.Ю. Мещерякова, из-во Мозаика-Синтез, 2008г.
-
Занятие по рисованию с дошкольниками, Казакова Р.Г., из-во ТЦ Сфера, 2017г.
-
Нетрадиционные техники рисования в детском саду, Давыдова Г.Н., часть 2, 2008г.
-
22 занятия по рисованию для дошкольников. Нетрадиционные техники, Давыдова Г.Н., из-во Скрипторий, 2018г.
-
Нетрадиционные техники рисования в детском саду, Никитина А.В.,из-во Каро.
-
Пластилинография для малышей, Давыдова Г.Н., из-во Скрипторий, 2017г.
Приложение № 1.
2-ая младшая группа.
Нетрадиционные техники изображения, используемые с детьми 3 – 4 лет:
Техника «смешивание красок»
Оборудование: набор гуашевых красок (красный, синий, желтый, белый, черный), бумага для рисования, кисть, палитра, баночки для воды, подставка для кисти, альбомный лист и лист для смешивания гуаши.
Технология рисования: гуашь смешивают на палитре. Кладут небольшими порциями, начиная с наиболее светлого тона, а затем вводя темный цвет и тщательно промешивая краски между собой, и, только добившись нужного оттенка, начинают рисовать на бумаге.
Техника «печатание листьями»
Оборудование: листья деревьев или кустарников (незасушенные), бумага для рисования, гуашь разных цветов, кисть флейц, розетки для краски, баночки для воды, подставка для кисти.
Технология рисования. Лист дерева (кустарника) положить на газету и раскрасить. Аккуратно приложить лист дерева раскрашенной стороной к альбомному листу. Сверху лист дерева прикрыть чистой бумагой (можно газетной), прогладить ладонью. Снять бумагу и лист дерева. Отпечаток готов. По желанию можно дорисовать ствол, чтобы получилось дерево.
Техника «печатание бумагой»
Оборудование: куски плотной бумаги, гуашь (количество цветов зависит от темы рисования), бумага для рисования, розетки для краски, емкость для использованных комков бумаги.
Технология рисования. Гуашевую краску развести водой до консистенции жидкой сметаны. Кусок плотной бумаги смять в небольшой комок, опустить в краску. Этим комком бумаги нанести краску на альбомный лист для рисования. По мере необходимости комок плотной бумаги заново опускается в краску. Для использования гуаши другого цвета смять новый кусок из плотной бумаги.
Техника «рисование руками» (ладонью, ребром ладони, кулаком, пальцами)
Оборудование: бумага для рисования размером АЗ или ватман, гуашь разного цвета, блюдца для краски диаметром 20-25 см, фартуки, полотенце, таз с водой для мытья рук.
Технология рисования. Гуашевую краску развести водой до консистенции жидкой сметаны и налить в блюдца. Ладонь с широко расставленными пальцами опустить в краску и оставить отпечаток на листе ватмана. Предварительно лист ватмана можно окрасить в светлый тон.
Техника «рисование солью».
Оборудование: бумага для рисования размером А4, гуашь разного цвета, кисточка, альбомный лист, стаканчик с водой, соль в солонке.
Технология рисования. Нарисованный краской рисунок посыпают солью, соль пропитывается краской, и после высыхания получается необычная структура, эффект зернистости придает объемность изображению.
Техника «пластилинография»
Оборудование: пластилин, плотный картон с нарисованными силуэтами, доска для лепки, стэка.
Технология рисования. Создание лепных картин с изображением выпуклых, или полуобъемных предметов на горизонтальной поверхности (картоне).
Приложение № 2.
Перспективный план работы студии «Весёлая кисточка»
2018 – 2019 учебный год.
Месяц |
Тема занятия |
Форма |
Цели |
Сентябрь |
Новое в рисовании |
Вводная беседа |
Знакомство с нетрадиционными техниками рисования |
Разноцветный зонтик |
Рисунок |
Расширять знания детей о цветовой гамме |
|
Осень на опушке краски разводила. |
Печать листьев |
Знакомство с новым видом изобразительной технике «Печать листьями» |
|
Октябрь |
Ветка рябины |
Рисование пальчиками |
Учить технике пальчикового рисования, развивать мелкую моторику. |
Грибы в корзинке |
Рисование ладошками |
Учить рисовать грибы с помощью своей ладошки |
|
Встреча с колобком |
Обрывание бумаги |
Развивать эстетические чувства передачей художественного сказочного образа в аппликационной технике; учить обрывать бумагу разной жесткости. |
|
Три воздушных шара |
Пластилино графия |
Знакомство с новым видом изобразительной технике «пластилинографии». |
|
Ноябрь |
Укрась платочек |
Оттиск пробкой. Рисование пальчиками |
Учить украшать платочек простым узором, используя печатание, рисование пальчиками и прием примакивания. Развивать чувство композиции, ритма. Воспитывать у детей умение работать индивидуально. |
Два петушка |
Рисование ладошкой |
Совершенствовать умение делать отпечатки ладони и дорисовывать их до определенного образа (петушки). Развивать воображение, творчество. Воспитать у ребенка художественный вкус. |
|
Цыпленок |
Гуашь, ватные диски, палочки |
Учить детей наклеивать ватные диски, аккуратно раскрашивать ватные диски, «оживлять» картинку с помощь ватных палочек. Воспитывать у детей умение работать индивидуально. |
|
Первый снег |
Оттиск печатками из салфетки |
Закреплять умение рисовать деревья большие и маленькие, изображать снежок с помощью техники печатания или рисование пальчиками. Развивать чувство композиции. Воспитать у ребенка художественный вкус. |
|
По замыслу |
Любой способ |
Способствовать развитию интереса к методом нетрадиционного рисования |
|
Декабрь |
Салют |
Метод тычка |
Познакомить со способом рисования тычком жесткой кистью, совершенствовать умение правильно держать кисточку |
Витражи для окошек в избушке «Зимушки-Зимы» |
1 часть Рисование клеем ПВА контуров |
Формировать у детей интерес к зимней природе, помочь увидеть и почувствовать ее красоту . Познакомить детей со словом «витраж» и техникой его выполнения. Выработать навык проведения пересекающихся линий в разных направлениях. Закреплять умение смешивать краску. |
|
2 часть Раскрашивание между контурами |
|||
Овечка
|
Кисть щетина, салфетка, рисование пальчиками |
Учить тонировать лист, промакивать салфеткой (изображая облака, шерсть), учить детей техникой рисования тычком полусухой кистью. Закрепить умение рисовать пальчиками. Воспитать у ребенка художественный вкус. |
|
Январь |
Елочка нарядная |
Оттиск поролоном, рисование пальчиками |
Воспитывать эстетическое восприятие природы; упражнять в рисовании пальчиками; учить наносить рисунок равномерно по всей поверхности листа; развивать цветовосприятие. |
Зимний лес |
Коллективная работа Рисование ладошками |
Развивать познавательный интерес, воспитывать эстетическое восприятие зимнего пейзажа; обогащать словарь; учить рисовать зимний лес, используя метод т |
|
Снеговик
|
Комкание бумаги (скатывание)
|
Закреплять навыки рисования гуашью, умение сочетать в работе скатывание, комканье бумаги и рисование. Учить дорисовывать картинку со снеговиком (метла, елочка, заборчик и т.д.). Развивать чувство композиции. Воспитать у ребенка художественный вкус. |
|
Маленькая елочка |
Метод тычка |
Продолжать учить рисовать методом тычка, расширять представления о праздниках. |
|
Февраль |
Чашка
|
Оттиск печатками, печать по трафарету, ватные палочки |
Упражнять в технике рисования тычком, печатание печатками. Развивать чувство композиции. Учить дорисовывать предмет. Воспитывать у детей умение работать индивидуально. |
Щенок |
Метод тычка |
Продолжать учить рисовать методом тычка. Расширять знания о животных, обогащать словарь детей, закреплять умение подбирать цвета. |
|
Солнышко |
Пластилинография |
Продолжать знакомить с техникой пластилинографии |
|
Цветочек для папы |
Оттиск печатками из картофеля |
Упражнять в рисовании с помощью печаток. Закреплять умение дорисовывать у полураспустившихся цветов стебельки и листочки. Развивать чувство композиции. Воспитать у ребенка художественный вкус |
|
Март |
Мимоза для мамы |
Рисование пальчиками |
Упражнять в рисовании пальчиками, скатывании шариков из салфеток. Развивать чувство композиции. Воспитать у ребенка художественный вкус. |
Мимоза для мамы |
Рисование пальчиками |
Упражнять в рисовании пальчиками, скатывании шариков из салфеток. Развивать чувство композиции. Воспитать у ребенка художественный вкус. |
|
Подарок для кошки Мурки |
Ватные палочки, готовое изображение кошки |
Упражнять детей в выкладывании и наклеивании изображения из геометрических фигур; закрепить названия фигур; совершенствовать умение рисовать шарики ватными палочками; воспитывать аккуратность при работе с клеем и красками, желание помочь другу. (из геометрических фигур: голова - круг,уши маленькие треугольники, туловище-большой треугольник, лапы, хвост - овалы), краски разных цветов, на каждого ребёнка набор геометрических фигур для выкладывания изображения кошки, клей ПВА.) |
|
По замыслу |
Любой способ |
Способствовать развитию интереса к методом нетрадиционного рисования |
|
Апрель |
Одуванчик |
Метод тычка |
Продолжать учить рисовать способом тычка, по контору цветы одуванчики, расширять знания детей о первых весенних цветах. |
Как я встретился с человеком пауком |
Скатывание и обрывание бумаги. |
Развивать эстетические чувства с помощью воспроизведения современного сказочного образа в технике аппликации: скатывание и обрывание бумаги; дать представление о способах передачи образа человека в движении |
|
Черемуха
|
Рисование ватными палочками, пальчиками |
Продолжать знакомить детей с техникой рисования тычком. Формировать чувство композиции и ритма. Воспитывать у детей умение работать индивидуально. |
|
Абстракция |
Витраж |
Учить рисовать абстракцию |
|
Май |
Цветик-разноцветик |
Смешивание красок |
Продолжать закреплять представления детей о цветовом многообразии. Расширять знания цветовой гаммы, путем введение новых оттенков. |
Пушистый одуванчик |
Метод тычка |
|
|
Красивый пейзаж |
Рисование песком Коллективная |
Познакомить с жанром изобразительного искусства – пейзаж; учить рисовать деревья, кусты, горы с помощь песка. |
|
Курочка и цыплята |
Пластилинография |
Закрепление изобразительной технике пластилинография. Развитие мелкой моторике, умению выбирать нужный цвет пластилина. |
- Вебинар «Формирование детского коллектива как основа позитивной социализации»
- Вебинар «Основные правила и способы информирования инвалидов, в том числе граждан, имеющих нарушение функции слуха, зрения, умственного развития, о порядке предоставления услуг на объекте, об их правах и обязанностях при получении услуг»
- Вебинар «Игровая деятельность, направленная на развитие социально-коммуникативных навыков дошкольников: воспитываем эмпатию, развиваем умение договариваться и устанавливать контакты, осваиваем способы разрешения конфликтных ситуаций»
- Вебинар «Детская агрессия: нейроигровые приемы обучению саморегуляции, способам выражения гнева в приемлемой форме, формирование позитивных качеств личности»
- Вебинар «Технология сказкотерапии в работе с детьми дошкольного возраста»
- Международный вебинар «Решение задач речевого развития детей в программе “Социокультурные истоки”: работаем в соответствии с ФГОС ДО и ФОП ДО»