Семинар-практикум «Мамы разные нужны, мамы разные важны».
Буланова Нина Павловна
Педагог-психолог II квалификационной категории
г. Дзержинск
Чистякова Екатерина Владимировна
г. Н.Новгород
Семинар-практикум
«Мамы разные нужны, мамы разные важны».
Аннотация
Ребенок нуждается в серьезном, заинтересованном отношении взрослых к себе. В настоящее время можно часто наблюдать, как контакты родителей с ребенком строятся на удовлетворении материальных потребностей и на недостатке настоящего внимания и уважения к нему как к личности. Родители не всегда знают, как реагировать на слишком эмоциональное поведение ребенка, как с ним разговаривать, чтобы он услышал.
В данном семинаре рассматриваются вопросы общения взрослых и ребенка, возможные способы и методы конструктивного взаимодействия с целью построения здоровых отношений между матерью и ребенком.
Цель: оптимизация детско-родительских отношений через углубление знаний о роли мамы в жизни детей дошкольного возраста.
Задачи:
- сформировать умение анализировать свое поведение в ходе общения с ребенком;
- показать пути поиска ресурсов через творчество;
- научить применять полученные знания, умения и навыки в жизни.
Представленный семинар-практикум состоит из нескольких частей:
-
Упражнение «Приветствие»
-
Упражнение «Знакомство»
-
Мини-лекция «Активное слушание»
-
Практическое задание «А что если…»
-
Упражнение «Мамины секреты»
-
Рефлексия «Солнышко»
-
Сюрприз (подарок от ведущего) «Сердце в ладошке»
Ведущий: Добрый вечер! Я рада приветствовать сегодня самых обаятельных, привлекательных и замечательных мам. Ваш труд и Вашу заботу нельзя сравнить ни с какой работой на свете. Мамы - самые большие трудоголики! Посудите сами, где вы ещё будете готовы работать без зарплаты, без выходных и перерывов на обед, за одну лишь беззубую улыбку своего маленького босса!?! Сегодня мы будем говорить о вас, о мамах.
Упражнение «Приветствие»
(выполняется стоя)
Ведущий предлагает участникам поприветствовать друг друга необычным способом. При этом поздороваться нужно каждому человеку с каждым.
1. Поздороваться так, будто каждая из Вас очень скромная и застенчивая
2. Представьте, пожалуйста, как будто Вы очень сильно торопитесь, и поздороваться нужно «на бегу»
3. Самое приятное и радостное знакомство с близкими людьми, которых давно не видели. Попробуйте поздороваться именно так.
Упражнение «Знакомство»
У ведущего заготовлены разноцветные карточки (размер 10 см на 5 см). Участники выбирают понравившуюся карточку, пишут на ней свое имя и прикрепляют так, чтобы всем было видно. После этого каждый человек называет себя и говорит три прилагательных, которые его характеризуют.
Мини-лекция «Активное слушание»
Ведущий: Как мы можем показать ребенку что мы его слушаем и слышим? В одной немецкой поговорке говориться, что невозможно научиться умению говорить, не научившись прежде держать язык за зубами. Поэтому, прежде чем что либо рассказывать или объяснять ребенку, сначала нужно его выслушать. Один из наиболее эффективных приемов – активное слушание. Суть его в том, чтобы не просто слушать, а пересказывать то, что вы услышали и, при этом, еще называть чувства.
Зачастую, когда ребенок плачет можно услышать от родителей: «Ну, что ты плачешь?» Да, для родителей, или взрослых, ситуация из-за которой у ребенка появились слезы на глазах, может быть пустяком. Но для малыша это может быть целая трагедия. Таким образом он сообщает вам, что что-то случилось, ему нужно ваше внимание. Поводов для плача может быть много. Малыш может быть расстроен, обижен, может ему больно или страшно, а может он просто очень устал. В данном случае важно дать ему понять, что вы знаете о его переживании (или состоянии), «слышите его».
Способы активного слушания:
1 Если вы хотите послушать ребенка, то обязательно повернитесь к нему лицом. Очень важно, чтобы его и ваши глаза находились на одном уровне. Для этого лучше присесть рядом, но ни в коем случае не наклониться над ним. Также избегайте общаться с ребенком, смотря телевизор или повернувшись к раковине с посудой.
2. Если малыш расстроен или огорчен, то не следует задавать ему вопросы. Постарайтесь строить ваши ответы таким образом, чтобы они звучали в утвердительной форме. Вместо того, чтобы спросить «Что случилось?» лучше сказать «Что-то случилось…», ребенку легче будет начать свой рассказ.
3. Далее очень важно в беседе «держать паузу». После каждой вашей реплики лучше всего помолчать. Помните, что это время принадлежит ребенку; не забивайте его своими соображениями и замечаниями. Пауза помогает ребенку разобраться в своем переживании и одновременно полнее почувствовать, что вы рядом. Помолчать хорошо и после ответа ребенка — может быть, он что то добавит. Узнать о том, что ребенок еще не готов услышать вашу реплику, можно по его внешнему виду. Если его глаза смотрят не на вас, а в сторону, «внутрь» или вдаль, то продолжайте молчать: в нем происходит сейчас очень важная и нужная внутренняя работа.
4 Иногда полезно повторить, что, как вы поняли, случилось с ребенком, а потом обозначить его чувство.
Практическое задание «А что если…»
Каждый участник пишет на листе бумаги реальную жизненную ситуацию, когда нужно поговорить с ребенком, но это не приносит должного результата. После этого все делятся на пары и пробуют проиграть данные ситуации с помощью озвученных ранее методов активного слушания.
Упражнение «Мамины секреты»
Каждая мама, воспитывая своего ребенка, фигурально выражаясь, пишет свою книгу. Естественно, у каждой появляются свои секреты. Поэтому данное упражнение поможет сконцентрировать внимание мам на самых важных вещах в воспитании ребенка.
Каждому участнику семинара раздается листок формата А4, фломастеры, карандаши, ручки. Задача- нарисовать, написать страничку для книги «Мамины секреты». Данная страничка будет у каждого своя, такая, какой ее видят участники семинара. После упражнения можно обсудить у кого что получилось.
Рефлексия «Солнышко»
(требует предварительной подготовки)
На ватмане нарисовано большое солнышко с лучами. Ведущий просит участников на лучиках написать те вопросы, которые они бы хотели обсудить на следующем семинаре. А в центре солнца (в круге) написать то, что «унесут» с собой после семинара сегодня.
Сюрприз (подарок от ведущего) «Сердце в ладошке»
В конце семинара каждой участнице вручается сердечко (выполненное в технике оригами) внутри которого напечатано четверостишие про маму.
Библиографический список:
1. Гиппенрейтер Ю.Б. «Общаться с ребенком. Как?»: ЧеРо, Сфера; Москва; 2003
2. Родительские собрания в ДОО. Выпуск 3. Учебно-методическое пособие. – М.: Центр педагогического образования, 2014. – 128 с.
3. Сержантова Т.Б. Оригами для всей семьи. – 3-е изд. – М.: Айрис-пресс, 2004. – 192 с.
4. Фадеева Е.И. Семья и ДОО: развиваем сотрудничество. Методическое пособие. – М.: УЦ «Перспектива», 2015. – 112 с.
- Вебинар «Формирование детского коллектива как основа позитивной социализации»
- Вебинар «Основные правила и способы информирования инвалидов, в том числе граждан, имеющих нарушение функции слуха, зрения, умственного развития, о порядке предоставления услуг на объекте, об их правах и обязанностях при получении услуг»
- Диагностическая работа в образовательной организации в соответствии с ФГОС. Диагностика эмоционально-личностных особенностей детей
- Международный вебинар «Особенности исследования нарушенных психических функций в детской нейродефектологии»
- Международный вебинар «Нейропсихологический подход в проектировании коррекционных курсов для индивидуальных и групповых занятий в практике работы нейродефектолога»
- Здоровьесбережение в образовательной организации в условиях внедрения ФГОС