Рабочая программа внеурочной деятельности "Введение в экологию"
Программа «Введение в экологию» ставит перед собой следующие задачи:
1. Формирование знаний о закономерностях и взаимосвязях природных явлений, единстве неживой и живой природы, о взаимодействии и взаимозависимости природы, общества и человека.
2. Формирование осознанных представлений о нормах и правилах поведения в природе и привычек их соблюдения в своей жизнедеятельности.
УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА ЛАБЫТНАНГИ
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №1»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«Введение в экологию»
Направление: общеинтеллектуальное
Возраст обучения – 7 -11 лет
Год обучения – 2013 – 2014 г.
Год составления программы – 2013 -2014 г
Разработчик: Дворниченко Светлана Александровна
учитель начальных классов МАОУ СОШ
высшая квалификационная категория
АННОТАЦИЯ
Рабочая программа внеурочной деятельности «Введение в экологию» для 3 класса разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, на основе авторской программы Александровой Ю.Н. «Юный эколог». Сборник «Программа кружка, разработки занятий, методические рекомендации (1-4 классы)», издательство Учитель, Волгоград, 2010 г., построена с учетом преемственности экологического образования дошкольников (программа Н. Н. Кондратьевой «Мы») и младших школьников, опирается на теоретический, практический и личностный опыт учащихся, полученный при изучении курса «Окружающий мир».
Цель: формирование и развитие экологически сообразного поведения у младших школьников.
Программа «Введение в экологию» ставит перед собой следующие задачи:
-
Формирование знаний о закономерностях и взаимосвязях природных явлений, единстве неживой и живой природы, о взаимодействии и взаимозависимости природы, общества и человека.
-
Формирование осознанных представлений о нормах и правилах поведения в природе и привычек их соблюдения в своей жизнедеятельности.
-
Формирование экологически ценностных ориентации в деятельности детей.
-
Воспитание ответственного отношения к здоровью, природе, жизни.
-
Становление осознания уникальности, неповторимости и невосполнимости любого природного объекта, признанию самоценности природы.
-
Развитие способности формирования научных, эстетических, нравственных и правовых суждений по экологическим вопросам.
-
Развитие: альтернативного мышления в выборе способов решения экологических проблем, восприятия прекрасного и безобразного, чувств удовлетворения и негодования от поведения и поступков людей по отношению к здоровью и миру природы.
-
Развитие потребности в необходимости и возможности решения экологических проблем, доступных младшему школьнику, ведения здорового образа жизни, стремления к активной практической деятельности по охране окружающей среды.
-
Развитие знаний и умений по оценке и прогнозированию состояния и охраны природного окружения.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Настоящая программа составлена на основе авторской программы Александровой Ю.Н. «Юный эколог» (1-4 классы), соответствует требованиям к содержанию образовательных программ дополнительного образования детей, построена с учетом преемственности экологического образования дошкольников (программа Н. Н. Кондратьевой «Мы») и младших школьников, опирается на теоретический, практический и личностный опыт учащихся, полученный при изучении курса «Окружающий мир». Программа курса составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.
Теоретические основы программы - исследования возрастной психологии, экологической педагогики и психологии (С. Д. Дерябо, В. А. Ясвин), идеи экологической этики (В. Е. Борейко) и концепция личностно- ориентированного образования (В. В. Сериков).
Актуальность. Воспитание экологической культуры – актуальнейшая задача сложившейся социально-культурной ситуации начала XXI века.
В условиях разностороннего глубочайшего экологического кризиса усиливается значение экологического образования в начальной школе как ответственного этапа в становлении и развитии личности ребенка. Закон «Об экологическом образовании», принятый во многих регионах России, ставит своей задачей создание системы непрерывного всеобъемлющего экологического образования и является основанием для поиска и разработки эффективных средств экологического образования населения. Анализ теоретической и методической экологической литературы, а также состояния практики экологического образования в начальных школах свидетельствует о необходимости совершенствования всей системы воспитательной работы с младшими школьниками, одной из приоритетной целей которой должно стать становление экологически грамотной личности, способной гармонично взаимодействовать с окружающим миром и осознающей свое место в природе. Актуальность разработанной программы продиктована также отсутствием в теории и практике экологического образования в начальной школе единой, рассчитанной на весь период обучения, программы дополнительного образования с экологической направленностью для младших школьников.
Цель: формирование и развитие экологически сообразного поведения у младших школьников.
Программа «Введение в экологию» ставит перед собой следующие задачи:
-
Формирование знаний о закономерностях и взаимосвязях природных явлений, единстве неживой и живой природы, о взаимодействии и взаимозависимости природы, общества и человека.
-
Формирование осознанных представлений о нормах и правилах поведения в природе и привычек их соблюдения в своей жизнедеятельности.
-
Формирование экологически ценностных ориентации в деятельности детей.
-
Воспитание ответственного отношения к здоровью, природе, жизни.
-
Становление осознания уникальности, неповторимости и невосполнимости любого природного объекта, признанию самоценности природы.
-
Развитие способности формирования научных, эстетических, нравственных и правовых суждений по экологическим вопросам.
-
Развитие: альтернативного мышления в выборе способов решения экологических проблем, восприятия прекрасного и безобразного, чувств удовлетворения и негодования от поведения и поступков людей по отношению к здоровью и миру природы.
-
Развитие потребности в необходимости и возможности решения экологических проблем, доступных младшему школьнику, ведения здорового образа жизни, стремления к активной практической деятельности по охране окружающей среды.
9. Развитие знаний и умений по оценке и прогнозированию состояния и охраны природного окружения.
Основные принципы содержания программы:
-
принцип единства сознания и деятельности;
-
принцип наглядности;
-
принцип личностной ориентации;
-
принцип системности и целостности;
-
принцип экологического гуманизма;
-
принцип краеведческий;
-
принцип практической направленности.
Рабочая программа будет выполнена за счёт уплотнения материала и использования дополнительных часов в каникулярное время.
Новизна. Содержание программы «Введение в экологию» отличается от имеющихся курсов с экологической направленностью развернутостью (реализуется в течение четырех лет), личностной ориентацией и экоцентрическим подходом в рассмотрении вопросов взаимоотношений человека и природы.
Курс включает и раскрывает основные содержательные линии:
-
Земля - единая экосистема.
-
Человек - существо биосоциальное, часть экологической системы.
-
Уникальная ценность природных существ вне зависимости от формы проявления.
Спецификой курса является подход к выбору педагогических средств реализации содержания программы, учитывающий действенную, эмоционально-поведенческую природу младшего школьника, личную активность каждого ребенка, где он выступает в роли субъекта экологической деятельности и поведения. Педагог создает на занятиях эмоционально-положительную творческую атмосферу, организует диалогическое общение с детьми о взаимодействии с природой.
В соответствии с таким подходом содержание программы реализуется через создание на занятиях проблемных ситуаций, ситуации эмпатии во взаимоотношениях с природой, ситуации оценки и прогнозирования последствий поведения человека, ситуации свободного выбора поступка по отношению к природе.
Практическая, деятельностная направленность курса осуществляется через исследовательские задания, игровые занятия, практикумы и опытническую работу. Формы организации деятельности детей разнообразны: индивидуальная, групповая.
Одним из основных методов обучения являются систематические фенологические наблюдения, раскрывающие экологические взаимосвязи в природе и позволяющие заложить основы экоцентрической картины мира у детей. Данный вид деятельности предполагает систематическую работу с «Календарем природы» в классных уголках «Юный эколог», а также ведение индивидуальных блокнотов или тетрадей «Дневник юного эколога».
Средствами эффективного усвоения программы курса являются ролевые, дидактические, имитационные игры, творческие задания, опыты и практические работы, создание экологических проектов, изготовление поделок из природных материалов, экскурсии и прогулки в природу, моделирование, разработка и создание экознаков, экологические акции, знакомство с определителями, гербаризация, составление памяток. Предполагаются различные формы привлечения семьи к совместной экологической деятельности: семейные экологические домашние задания, в проведении общешкольной Недели экологии, помощь в оборудовании и озеленении классных комнат, участие в организации праздников и в выполнении летних заданий.
Результативность. Результативность и целесообразность работы по программе «Введение в экологию» выявляется с помощью комплекса диагностических методик: в конце каждого года обучения проводятся тестирование и анкетирование учащихся, анкетирование педагогов и родителей; в течение учебного года осуществляется пролонгированное наблюдение и анализ творческих работ детей. Формами подведения итогов и результатов реализации программы выступают ежегодные Недели экологии, традиционные экологические праздники: «Золотая осень», «День птиц», «День Земли» и др.
Планируемые результаты освоения
обучающимися программы внеурочной
деятельности:
Ожидаемые
результаты
Предметные результаты:
-
интерес к познанию мира природы;
-
потребность к осуществлению экологически
сообразных поступков;
- осознание
места и роли человека в биосфере;
-
преобладание мотивации гармоничного
взаимодействия с природой с точки зрения
экологической допустимости.
Личностные результаты:
-
принятие обучающимися правил здорового
образа жизни;
- развитие морально-этического
сознания;
- получение обучающимся
опыта переживания и позитивного отношения
к базовым
ценностям общества, ценностного
отношения к социальной реальности в
целом.
Метапредметные результаты:
-
овладение начальными формами
исследовательской деятельности;
-
опыт ролевого взаимодействия и реализации
гражданской, патриотической позиции;
-
опыт социальной и межкультурной
коммуникации;
- формирование
коммуникативных навыков.
3 класс
Количество часов: 35 часов (1 час в неделю)
Содержание
Раздел «Среда обитания» (теория -20 часов, практика -3 часа)
Среда обитания. Природные зоны. Изменения окружающей среды. Зависимость приливов и отливов. Жизнь днем. Наблюдения в природе. Ночная жизнь. Сезонные изменения. Времена года на Земле. Год растения. Год животного. Долговременные изменения. Сообщества Изменения сообществ. Наблюдения за сезонными изменениями в неживой и живой природе. Пищевые цепочки и связи. Регулярные изменения. Наблюдения за сообществом. Циклы в природе. Круговорот углерода в природе. Парниковый эффект. Круговорот азота в природе.
Раздел «Жизнь животных» (теория -10 часов, практика -2 часа)
Жизнь животных. Группы животных по способу воспроизводства. Игра «В мире животных». Наблюдения в неживой природе. Вымирающие организмы. Динозавры – вымерший вид животных. Почему нужно защищать природу? Красная книга – способ защиты редких видов животных и растений. Красная книга ЯНАО.
Учебно-тематическое планирование
Номер занятия |
Тема |
Кол-во часов |
|
теория |
практика |
||
Раздел «Среда обитания» |
20 |
3 |
|
1-2 |
Среда обитания. |
2 |
|
3-5 |
Природные зоны. |
3 |
|
6 |
Изменения окружающей среды |
1 |
|
7 |
Зависимость приливов и отливов. |
1 |
|
8 |
Жизнь днем. |
1 |
|
9 |
Наблюдения в природе. |
|
1 |
10 |
Ночная жизнь. |
1 |
|
11 |
Сезонные изменения. |
1 |
|
12 |
Времена года на Земле. |
1 |
|
13 |
Год растения. |
1 |
|
14 |
Год животного. |
1 |
|
15 |
Долговременные изменения. |
1 |
|
16 |
Сообщества. Изменения сообществ. |
1 |
|
17 |
Наблюдения за сезонными изменениями в неживой и живой природе. |
|
1 |
18 |
Пищевые цепочки и связи. |
1 |
|
19 |
Регулярные изменения. |
1 |
|
20 |
Наблюдения за сообществом. |
|
1 |
21 |
Циклы в природе. Круговорот углерода в природе. |
1 |
|
22 |
Парниковый эффект. |
1 |
|
23 |
Круговорот азота в природе |
1 |
|
Раздел «Жизнь животных» |
10 |
2 |
|
24-25 |
Жизнь животных. |
2 |
|
26-27 |
Группы животных по способу воспроизводства |
2 |
|
28 |
Игра «В мире животных» |
|
1 |
29 |
Наблюдения в неживой природе. |
|
1 |
30-31 |
Вымирающие организмы. |
2 |
|
32 |
Динозавры – вымерший вид животных. |
1 |
|
33 |
Почему нужно защищать природу? |
1 |
|
34 |
Красная книга – способ защиты редких видов животных и растений. |
1 |
|
35 |
Красная книга ЯНАО |
1 |
|
К концу третьего года обучения:
обучающиеся должны знать:
-
различать (узнавать) изученные объекты и явления живой и неживой природы;
-
описывать на основе предложенного плана изученные объекты и явления живой и неживой природы, выделять их основные существенные признаки;
-
сравнивать объекты живой и неживой природы на основе внешних признаков или известных характерных свойств и проводить простейшую классификацию изученных объектов природы;
-
проводить несложные наблюдения и ставить опыты, используя простейшее лабораторное оборудование и измерительные приборы;
-
следовать инструкциям и правилам техники безопасности при проведении наблюдений и опытов;
-
использовать различные справочные издания (словарь по естествознанию, определитель растений и животных на основе иллюстраций, атлас карт) для поиска необходимой информации;
-
использовать готовые модели (глобус, карта, план) для объяснения явлений или выявления свойств объектов;
-
обнаруживать простейшие взаимосвязи между живой и неживой природой, взаимосвязи в живой природе;
-
использовать их для объяснения необходимости бережного отношения к природе.
обучающиеся должны уметь:
-
выполнять правила экологически сообразного поведения в природе;
-
применять теоретические знания при общении с живыми организмами и в практической деятельности по сохранению природного окружения и своего здоровья;
-
ухаживать за культурными растениями и домашними животными (посильное участие);
-
составлять экологические модели, доказывать уникальность и красоту каждого природного объекта;
-
заботиться об оздоровлении окружающей природной среды, об улучшении качества жизни;
-
предвидеть последствия деятельности людей в природе;
-
улучшать состояние окружающей среды (жилище, двор, улицу, ближайшее природное окружение);
-
осуществлять экологически сообразные поступки в окружающей природе;
-
наблюдать предметы и явления природы по предложенному плану или схеме;
-
оформлять результаты наблюдений в виде простейших схем, знаков, рисунков, описаний, выводов;
-
ставить простейшие опыты с объектами живой и неживой природы;
-
оценивать поведение и деятельность людей с точки зрения их экологической допустимости.
Материально-техническое обеспечение
Наименования объектов и средств материально-технического обеспечения |
Количество |
Примечания |
Библиотечный фонд (книгопечатная продукция) |
||
Энциклопедии «История России», Аванта+, 2009 |
1 шт. |
|
«Животный мир», Росмэн, 2002 |
1 шт. |
|
«Большая книга вопросов и ответов», Эксмо, 2003 |
1 шт. |
|
«Экология» (школьная), Русич, 2000 |
1 шт. |
|
«Экология» (познавательная), Русич, 1999 |
1 шт. |
|
«Большая энциклопедия эрудита», Махаон, 2004 |
1 шт. |
|
Таблицы: Ориентирование по солнцу |
1 шт. |
|
Холмистая равнина |
1 шт. |
|
Овраг |
1 шт. |
|
На Крайнем Севере |
1 шт. |
|
Тайга |
1 шт. |
|
Тундра |
1 шт. |
|
Смешанный лес |
1 шт. |
|
Луг |
1 шт. |
|
Степь |
1 шт. |
|
Полевые культуры |
1 шт. |
|
Сорные растения |
1 шт. |
|
Бахча |
1 шт. |
|
Пустыня |
1 шт. |
|
Черноморское побережье Кавказа |
1 шт. |
|
Чайная плантация |
1 шт. |
|
Внутренние органы человека |
1 шт. |
|
Скелет человека |
1 шт. |
|
Мышцы |
1 шт. |
|
Органы пищеварения |
1 шт. |
|
Кровеносная система |
1 шт. |
|
Нервная система |
1 шт. |
|
Что нас окружает |
1 шт. |
|
Части растений |
1 шт. |
|
Деревья |
1 шт. |
|
Кустарники и травы |
1 шт. |
|
Грибы |
1 шт. |
|
Лиственные и хвойные растения |
1 шт. |
|
Лето |
1 шт. |
|
Осень |
1 шт. |
|
Зима |
1 шт. |
|
Весна |
1 шт. |
|
Режим дня школьника |
1 шт. |
|
Насекомые |
1 шт. |
|
Перелетные птицы |
1 шт. |
|
Зимующие птицы |
1 шт. |
|
Дикие звери |
1 шт. |
|
На ферме зимой |
1 шт. |
|
На свиноферме |
1 шт. |
|
Размножение растений черенками |
1 шт. |
|
Размножение растений усами |
1 шт. |
|
Размножение растений корневыми отпрысками |
1 шт. |
|
Размножение растений отводками |
1 шт. |
|
Комнатные растения |
1 шт. |
|
Ядовитые растения |
1 шт. |
|
Грибы |
1 шт. |
|
Овощи и фрукты |
1 шт. |
|
Цветы |
1 шт. |
|
Обитатели морей |
1 шт. |
|
Ягоды |
1 шт. |
|
Птицы |
1 шт. |
|
Животные |
1 шт. |
|
Ледяная зона |
1 шт. |
|
Тундра |
1 шт. |
|
Карты: Карта России (географическая) |
1 шт. |
|
Природные зоны |
1 шт. |
|
Карта Европы |
1 шт. |
|
Демонстрационный материал |
||
Набор муляжей овощей |
1 шт. |
|
Набор муляжей грибов |
1 шт. |
|
Набор муляжей фруктов |
1 шт. |
|
Набор для проведения опытов |
1 шт. |
|
Материал к стенду «Фенологические наблюдения» |
1 шт. |
|
Лупа |
1 шт. |
|
Атлас «Природоведение» |
5 шт. |
|
Набор слайдов для кодоскопа «Природоведение» |
1 шт. |
|
Коллекция «Почва и ее состав» |
1 шт. |
|
Коллекция «Голосеменные растения» |
3 шт. |
|
Коллекция шишек и семян |
2 шт. |
|
Коллекция «Основные виды промышленного сырья» |
1 шт. |
|
Коллекция «Поделочные камни» |
1 шт. |
|
Коллекция плодов и семян |
1 шт. |
|
Коллекция «Насекомые» |
1 шт. |
|
Гербарий дикорастущих растений |
3 шт. |
|
Гербарий деревьев и кустарников |
1 шт. |
|
Гербарий для начальной школы |
1 шт. |
|
Гербарий культурных растений |
2 шт. |
|
Гербарий лекарственных растений |
1 шт. |
|
Гербарий «Основные группы растений» |
1 шт. |
|
Пособие «Ягоды» |
1 шт. |
|
Пособие «Птицы» |
1 шт. |
|
Пособие «Рептилии» |
1 шт. |
|
Пособие «Цветы» |
1 шт. |
|
Комплект лабораторного оборудования «Наблюдение за погодой» |
1 шт. |
|
Объемная модель «Цветок яблони» |
1 шт. |
|
Объемная модель «Цветок тюльпана» |
1 шт. |
|
Объемная модель «Цветок вишни» |
1 шт. |
|
Объемная модель «Цветок кукурузы» |
1 шт. |
|
Объемная модель «Почка с надпочечником» |
1 шт. |
|
Объемная модель «Сердце» |
1 шт. |
|
Оборудование класса |
||
Ученические столы одноместные с комплектом стульев. |
25 шт. |
|
Стол учительский с тумбой. |
1 |
|
Шкафы для хранения учебников, дидактических материалов, пособий и пр. |
5 |
|
Настенные доски для вывешивания иллюстративного материала. |
1 |
|
Подставки для книг, держатели для схем и таблиц и т. п. |
1 |
|
Технические средства обучения |
||
Классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц, постеров и картинок. |
1 |
|
Плазменная панель |
1 |
|
Компьютер |
1 |
|
Принтер лазерный |
1 |
|
Информационно-коммуникационные средства
Видеофильмы |
Цифровые образовательные ресурсы |
|
Ознакомление с окружающим миром Насекомые. Птицы Природоведение-1 Природоведение-2 Улица полна неожиданностей (ПДД) National Geographic: Сибирские тигры Львы Шимпанзе Кошки Гориллы Повелители льдов Большие панды Гигантские медведи Властелин полярных просторов Царство великого медведя Гиганты Арктики |
Электронное учебное издание «Начальная школа, 1-4 кл.»; СD Детская энциклопедия Кирилла и Мефодия |
Литература:
-
Александрова, Ю. Н. Юный эколог Текст /Ю. Н. Александрова, Л. Д. Ласкина, Н.В. Николаева. – Волгоград: Учитель, 2010 – 331 с.
-
Безруков, А. Занимательная география Текст /А. Безруков, Г. Пивоварова. – М.: АСТ-ПРЕСС, 2001
-
Времена года. Православный календарь. Текст - Ростов н/Д. АО «Книга», 1995.
-
Гаев, Л. Наши следы в природе Текст /Л. Гаев, В. Самарина. – М.: Недра, 1991.
-
Елизарова, Е. М. Знакомые незнакомцы Текст /Е. М. Елизарова. – Волгоград: Учитель, 2007.
-
Ишутинова, Л. М. Грибы – это грибы. Текст /Л. М. Ишутинова //Начальная школа. – 2000. - № 6.- С.68.
-
Кошевой, В. А. «Мир Земли» Текст /В. А. Кошевой. – М.: Издательский дом «С – ИНФО»; Издательство «Баланс», 1999.
-
Кларина, М. М. Экономика и экология для малышей. Текст / М. М. Кларина – М.: Вита - Пресс, 1995.
-
Клёнов, А. Малышам о минералах Текст / А. Клёнов. – М.: Педагогика - Пресс, 1993.
-
Крылов, Г. Растения здоровья Текст / Г. Крылов. – Новосибирск, 1989.
-
Лебедев, Н. Н. Занимательные вопросы по природоведению Текст / Н.Н.Лебедев. – М.: Учпедгиз, 1961.
-
Моисеев, В. Наедине с природой Текст /В. Моисеев. – Чимкент. МП «АУРИКА», 1993.
-
Новицкая, М. Ю. Введение в народоведение. Родная земля: 1-2 кл.: учебник – тетрадь №3 Текст / М. Ю. Новицкая. –М.: Дрофа, 1997.
-
Моложавенко, В. С. Тайна красоты Текст / В. С. Моложавенко. – М., 1993.
-
Попов, А. Траволечебник Текст / А. Попов. – Кемерово, 1993.
-
Плешаков, А. А. Экологические проблемы и начальная школа Текст /А. А. Плешаков// Начальная школа. – 1991. - № 5. – С. 2-8.
-
Плешаков, А. А. Великан на поляне или первые уроки экологической этики Текст /А. А. Плешаков. – М.: Просвещение, 2009.
-
Плешаков, А. А. Зелёные страницы Текст /А. А. Плешаков. – М.: Просвещение, 2008.
-
Садчикова, О. Г. и др. Занимательная география Текст / О. Г. Садчикова. Ростов н/Д: Феникс, 2006.
-
Смирнова, Н. П. По материкам и океанам Текст / Н. П. Смирнова. – М.: Просвещение, 1988.
-
Симаков, Ю. Г. Живые приборы Текст / Ю. Г.Симаков. – М.: Знание, 1986.
-
Хренов Л.С. Народные предметы и календарь Текст / Л. С. Хренов – М.: Агропромиздат, 1991.
-
Шиппард, Ч. Жизнь кораллового рифа Текст / Ч. Шиппард. – Ленинград: Гидрометиздат, 1987.
-
Энциклопедия. Я познаю мир. Экология. – М.: ООО Издательство «Астрель», 2000.
-
Энциклопедия. Мир животных (т. 2, т. 7). – М.: Просвещение, 1989.
-
Энциклопедия. Неизвестное об известном – М.: РОСМЕН, 1998.
-
Энциклопедия животных. – М.: ЭКСМО, 2007.
-
Энциклопедия. Что такое. Кто такой. – М.: Педагогика-Пресс, 1993.
-
Юный натуралист: журнал. – 1988. - № 5.
- Вебинар «Детская агрессия: нейроигровые приемы обучению саморегуляции, способам выражения гнева в приемлемой форме, формирование позитивных качеств личности»
- Вебинар «Игровая деятельность, направленная на развитие социально-коммуникативных навыков дошкольников: воспитываем эмпатию, развиваем умение договариваться и устанавливать контакты, осваиваем способы разрешения конфликтных ситуаций»
- Вебинар «Использование функционала GOOGLE для создания персонального сайта педагога»
- Вебинар «Возможности использования спичек в художественном творчестве дошкольников и младших школьников»
- Вебинар «Творчество М. А. Шолохова: аккумуляция и ретрансляция культурного кода»
- Диагностическая работа в образовательной организации в соответствии с ФГОС. Диагностика эмоционально-личностных особенностей детей
О повторной загрузке файла сообщите в письме.
С уважением, Дулатова Н.И