МЕТАПРЕДМЕТНЫЙ КУРС «СХЕМА В ПОМОЩЬ»
Актуальность данного метапредметного курса заключается в том, что курс становится эффективным механизмом достижения метапредметных результатов, а также формирует знания сущностных характеристик таких видов деятельности рисунок и схема.
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №2 с углубленным изучением отдельных предметов»
Метапредметный курс
«схема В ПОМОЩЬ»
Автор: Кокорышкина Анна Сергеевна
Учитель истории и обществознания
2015г.
Программа метапредметного курса
Наименование |
«Схема в помощь» |
Автор метапредметного курса |
Кокорышкина Анна Сергеевна |
Цель курса |
Переоткрывание процесса возникновения и создание схем |
Задачи курса |
1. Развитие регулятивных, познавательных и коммуникативных учебных действий учащихся в группах; 2. Формирование навыков составления и чтения текстовых схем |
Целевая аудитория |
6 - 11 классы |
Количество часов |
2 часа (3 урока) |
Формы работы |
Исследовательская работа, образовательная мастерская, круглый стол |
Межпредметные связи |
Биология, право, экономика, география, информатика, литература, обществознание, история, физика Личностные УУД обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию учащихся (смысл образование); Регулятивные УУД обеспечивают организацию учащимся своей учебной деятельности (целеполагание, планирование, коррекция) Познавательные УУД включают обще учебные, логические действия, а также действия постановки и решения проблем. Коммуникативные УУД обеспечивают социальную компетентность и учет позиции других людей, партнера по общению или деятельности, умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми |
Использование технологии |
Технологии исследовательской деятельности, информационные технологии |
Предполагаемый результат |
Применение навыков создания схем на основе предметного содержания. Самостоятельно планировать пути составления схем и осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения. Умение классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение и делать выводы. Формирование навыков составления и чтения текстовых схем. Развитие регулятивных, познавательных и коммуникативных учебных действий учащихся в группах; |
Обоснование актуальности метапредметного курса
В современной России образование вообще и историко-обществоведческое образование в частности служит важнейшим ресурсом социально-экономического, политического и культурного развития общества и его граждан. Начало XXI в. характеризуется динамизмом социальных процессов в стране и мире, широкими информационными контактами в постиндустриальном обществе, глобализацией в различных сферах жизни, частым и тесным взаимодействием представителей различных этнических и социальных групп и др. Все это порождает новые требования к образованию молодого поколения. Речь идет о способностях выпускников школы ориентироваться в потоке социальной информации; видеть и творчески решать возникающие проблемы; активно применять в жизни, полученные в школе знания и приобретенные умения; продуктивно взаимодействовать с другими людьми в профессиональной сфере и социуме в широком смысле, в том числе в полиэтнической, поликультурной среде и других.
Результатом школьного образования на современном этапе должно стать формирование у ребенка целостной картины мира, отношения подростка к себе, к другим людям. И формирование такого отношения возможно только в том случае, если есть интеграция того, что человек изучает, чем он занимается. Поэтому сегодня важно не столько дать ребенку как можно больший багаж знаний, сколько обеспечить его общекультурное, личностное и познавательное развитие, вооружить таким важным умением, как умение учиться. По сути, это и есть главная задача новых образовательных стандартов.
Установленные новые требования к результатам обучающихся вызывают необходимость в изменении содержания обучения на основе принципов метапредметности как условия достижения высокого качества образования. Учитель сегодня должен уметь конструировать новые педагогические ситуации, новые задания, направленные на использование обобщенных способов деятельности и создание учащимися собственных продуктов в освоении знаний.
Таким образом, метапредметный подход обеспечивает переход от существующей практики дробления знаний на предметы к целостному образному восприятию мира, к метадеятельности.
Анализ имеющихся ресурсов обучения показал, что большим потенциалом для формирования различных универсальных учебных действий обладает такой вид деятельности как схемы и проектирование, мы остановимся и рассмотрим и изучив вид деятельности схемы, поскольку в ходе создания схем создается специальная ситуация, в которой эффективно формируются регулятивные, познавательные и коммуникативные учебные действия. Не меньшим потенциалом в формировании метапредметных результатов обладает исследовательская деятельность, которая также способствует успешному овладению набором УУД, прописанных в стандарте.
Схемы являются средствами выделения главного, они помещают информацию в замкнутое пространство. При составлении схем ученик совершает логические операции – анализ, синтез, сравнение, умение преобразовать и обобщить материал, привести его в систему и графически обобщить.
Схемы – графическое изображение исторической действительности, где отдельные части, признаки явления изображаются условными знаками – геометрическими фигурами, символами, надписями, а отношения и связи обозначаются их взаимным расположением, связываются линиями и стрелками.
Таким образом, актуальность данного метапредметного курса заключается в том, что курс становится эффективным механизмом достижения метапредметных результатов, а также формирует знания сущностных характеристик таких видов деятельности рисунок и схема.
Содержание курса
№ |
Модуль |
Цель модуля |
Форма |
Результат |
I |
Теоретический модуль |
Исследовать что такое текстовая схема, изучить принципы построения текстовых схем |
Исследовательская работа
|
Разработка алгоритма составления схем |
II |
Практическая часть |
Апробировать навыки создания схем на основе предметного содержания |
Образовательная мастерская |
Групповые работы по выбранной теме |
Учебно-тематический план
№ |
Тема, содержание |
Форма |
Кол-во часов |
1 |
Введение в метапредметный курс (обозначение целей и задач курса, определение индивидуальных образовательных траекторий) |
Презентация курса, формирование индивидуально образовательных траекторий |
1 |
Исследование сущности текстовых схем |
Исследовательская работа |
||
Изучение и освоение принципов построения текстовых схем |
|||
Работа с готовой текстовой схемой на примере «Типология общества» |
|||
Разработка алгоритма составления текстовых схем |
|||
Выстраивание логики рассуждения при восстановлении текста по схеме |
|||
Поиск и изучения теории по составлению текстовых схем |
|||
Разработка критерием оценивания |
|||
2. |
Реализация собственных текстовых схем по выбранной из трех теме 1. Выбор темы для создания текстовой схемы, отбор содержания; 2. Нахождение главного объекта и его составных частей при составление схем; 3. Выстраивание логики составления текстовой схемы 4. Составление текстовых схем 5. Выступление с подготовленными текстовыми схемами по выбранной теме. |
|
1 |
Образовательная мастерская |
|||
3. |
Рефлексия деятельности |
Круглый стол |
1 |
список литературы
-
Всеобщая история. Учебно-методические материалы к программе дополнительного профессионального педагогического образования (повышения квалификации) : достижение личностных, метапредметных и предметных результатов образования средствами линии УМК "Всеобщая история. 5 - 9 классы" С.В. Колпакова, особенности предметного содержания и методического обеспечения / авт. : Т.В. Болотина, Е.Е. Вяземский. - М. : Дрофа, 2012. - 224 с.
-
История России. Учебно-методические материалы к программе дополнительного профессионального педагогического образования (повышения квалификации) : достижение личностных, метапредметных и предметных результатов образования средствами линии УМК "История России. 6 - 9 классы" А.Ф. Киселева, В.П. Попова, особенности предметного содержания и методического обеспечения / авт. : Т.В. Болотина, О.Г. Веряскина. - М. : Дрофа, 2012. - 220 с.
-
Программы дополнительного профессионального педагогического образования (повышения квалификации) : достижение личностных, метапредметных и предметных результатов образования средствами линий УМК издательства "Дрофа" и методического обеспечения / авт. : О.Н. Марченко, И.В. Осипова, Т.В. Емельянова и др. - М. : Дрофа, 2012. - 256 с.
-
Галеева Н.Л. Метапредметный курс "Сам себе учитель" для развития внутренних ресурсов учебного успеха ученика / Н. Л. Галеева// Справочник заместителя директора школы. - 2013. - № 8. - С. 53-58.
-
Имакаев В.Р. Метапредметные и личностные результаты в общем образовании: от декларации к гарантии качества / В. Р. Имакаев// Школьные технологии. - 2013. - № 2. - С. 10-14.
-
Курбатова Е.Е. Методические приемы формирования метапредметных компетенций учащихся / Е. Е. Курбатова// География в школе. - 2013. - № 2. - С. 40-43.
-
Фомин С.А. Схемы по истории: теорет. аспект / С.А.Фомин // Преподавание истории в шк. - 2009. - № 6. - С. 70-72.
-
Фомин С.А. Схемы и издания по истории Древней Руси для подготовки к части С ЕГЭ / С.А.Фомин // Преподавание истории в шк. - 2009. - № 7. - С. 58-72.
-
Фомин С.А. Схемы и задания по нашествиям XIII в. и монголо-татарскому игу для подготовки к части С ЕГЭ / С.А.Фомин // Преподавание истории в шк. - 2009. - № 9. - С. 60-69.
-
Фомин С.А. Схемы и задания по истории объединения русских земель вокруг Литвы и Москвы (XIV в.) для подготовки к части С ЕГЭ / С.А.Фомин // Преподавание истории в шк. - 2009. - № 10. - С. 21-32.
-
Хуторской А.В. Метапредметное содержание и результаты образования: как реализовать федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) // Интернет-журнал "Эйдос". - 2012. -№1.
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №2 с углубленным изучением отдельных предметов»
Метапредметный курс
«схема В ПОМОЩЬ»
Автор: Кокорышкина Анна Сергеевна
Учитель истории и обществознания
2014г.
Программа метапредметного курса
Наименование |
«Схема в помощь» |
Автор метапредметного курса |
Кокорышкина Анна Сергеевна |
Цель курса |
Переоткрывание процесса возникновения и создание схем |
Задачи курса |
1. Развитие регулятивных, познавательных и коммуникативных учебных действий учащихся в группах; 2. Формирование навыков составления и чтения текстовых схем |
Целевая аудитория |
6 - 11 классы |
Количество часов |
2 часа (3 урока) |
Формы работы |
Исследовательская работа, образовательная мастерская, круглый стол |
Биология, право, экономика, география, информатика, литература, обществознание, история, физика Личностные УУД обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию учащихся (смысл образование); Регулятивные УУД обеспечивают организацию учащимся своей учебной деятельности (целеполагание, планирование, коррекция) Познавательные УУД включают обще учебные, логические действия, а также действия постановки и решения проблем. Коммуникативные УУД обеспечивают социальную компетентность и учет позиции других людей, партнера по общению или деятельности, умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми |
|
Использование технологии |
Технологии исследовательской деятельности, информационные технологии |
Предполагаемый результат |
Применение навыков создания схем на основе предметного содержания. Самостоятельно планировать пути составления схем и осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения. Умение классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение и делать выводы. Формирование навыков составления и чтения текстовых схем. Развитие регулятивных, познавательных и коммуникативных учебных действий учащихся в группах; |
Обоснование актуальности метапредметного курса
В современной России образование вообще и историко-обществоведческое образование в частности служит важнейшим ресурсом социально-экономического, политического и культурного развития общества и его граждан. Начало XXI в. характеризуется динамизмом социальных процессов в стране и мире, широкими информационными контактами в постиндустриальном обществе, глобализацией в различных сферах жизни, частым и тесным взаимодействием представителей различных этнических и социальных групп и др. Все это порождает новые требования к образованию молодого поколения. Речь идет о способностях выпускников школы ориентироваться в потоке социальной информации; видеть и творчески решать возникающие проблемы; активно применять в жизни, полученные в школе знания и приобретенные умения; продуктивно взаимодействовать с другими людьми в профессиональной сфере и социуме в широком смысле, в том числе в полиэтнической, поликультурной среде и других.
Результатом школьного образования на современном этапе должно стать формирование у ребенка целостной картины мира, отношения подростка к себе, к другим людям. И формирование такого отношения возможно только в том случае, если есть интеграция того, что человек изучает, чем он занимается. Поэтому сегодня важно не столько дать ребенку как можно больший багаж знаний, сколько обеспечить его общекультурное, личностное и познавательное развитие, вооружить таким важным умением, как умение учиться. По сути, это и есть главная задача новых образовательных стандартов.
Установленные новые требования к результатам обучающихся вызывают необходимость в изменении содержания обучения на основе принципов метапредметности как условия достижения высокого качества образования. Учитель сегодня должен уметь конструировать новые педагогические ситуации, новые задания, направленные на использование обобщенных способов деятельности и создание учащимися собственных продуктов в освоении знаний.
Таким образом, метапредметный подход обеспечивает переход от существующей практики дробления знаний на предметы к целостному образному восприятию мира, к метадеятельности.
Анализ имеющихся ресурсов обучения показал, что большим потенциалом для формирования различных универсальных учебных действий обладает такой вид деятельности как схемы и проектирование, мы остановимся и рассмотрим и изучив вид деятельности схемы, поскольку в ходе создания схем создается специальная ситуация, в которой эффективно формируются регулятивные, познавательные и коммуникативные учебные действия. Не меньшим потенциалом в формировании метапредметных результатов обладает исследовательская деятельность, которая также способствует успешному овладению набором УУД, прописанных в стандарте.
Схемы являются средствами выделения главного, они помещают информацию в замкнутое пространство. При составлении схем ученик совершает логические операции – анализ, синтез, сравнение, умение преобразовать и обобщить материал, привести его в систему и графически обобщить.
Схемы – графическое изображение исторической действительности, где отдельные части, признаки явления изображаются условными знаками – геометрическими фигурами, символами, надписями, а отношения и связи обозначаются их взаимным расположением, связываются линиями и стрелками.
Таким образом, актуальность данного метапредметного курса заключается в том, что курс становится эффективным механизмом достижения метапредметных результатов, а также формирует знания сущностных характеристик таких видов деятельности рисунок и схема.
Содержание курса
№ |
Модуль |
Цель модуля |
Форма |
Результат |
I |
Теоретический модуль |
Исследовать что такое текстовая схема, изучить принципы построения текстовых схем |
Исследовательская работа
|
Разработка алгоритма составления схем |
II |
Практическая часть |
Апробировать навыки создания схем на основе предметного содержания |
Образовательная мастерская |
Групповые работы по выбранной теме |
Учебно-тематический план
№ |
Тема, содержание |
Форма |
Кол-во часов |
1 |
Введение в метапредметный курс (обозначение целей и задач курса, определение индивидуальных образовательных траекторий) |
Презентация курса, формирование индивидуально образовательных траекторий |
1 |
Исследование сущности текстовых схем |
Исследовательская работа |
||
Изучение и освоение принципов построения текстовых схем |
|||
Работа с готовой текстовой схемой на примере «Типология общества» |
|||
Разработка алгоритма составления текстовых схем |
|||
Выстраивание логики рассуждения при восстановлении текста по схеме |
|||
Поиск и изучения теории по составлению текстовых схем |
|||
Разработка критерием оценивания |
|||
2. |
Реализация собственных текстовых схем по выбранной из трех теме 1. Выбор темы для создания текстовой схемы, отбор содержания; 2. Нахождение главного объекта и его составных частей при составление схем; 3. Выстраивание логики составления текстовой схемы 4. Составление текстовых схем 5. Выступление с подготовленными текстовыми схемами по выбранной теме. |
|
1 |
Образовательная мастерская |
|||
3. |
Рефлексия деятельности |
Круглый стол |
1 |
- Вебинар «GOOGLE-формы как практический инструментарий в повседневной деятельности педагога»
- Вебинар «Игровая деятельность, направленная на развитие социально-коммуникативных навыков дошкольников: воспитываем эмпатию, развиваем умение договариваться и устанавливать контакты, осваиваем способы разрешения конфликтных ситуаций»
- Вебинар «Игры с правилами - эффективная форма развития волевой регуляции и произвольной концентрации внимания дошкольников»
- Вебинар «Монотипия как нетрадиционная техника рисования с детьми дошкольного и младшего школьного возраста»
- Вебинар «Библиопсихология и библиотерапия в работе с детьми и взрослыми»
- Вебинар «Использование вокальных комплексов для развития певческого голоса детей старшего дошкольного возраста в музыкальной деятельности ДОО»