Конспект урока истории Дворцовые перевороты
Автор: Еремеева Екатерина Ивановна
Учреждение: ГБОУ Республики Марий Эл «Казанская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья VIII вида»
Дисциплина: История России
Учебник: История России: Учебник для 8 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. Б.П. Пузанов, О.И. Бородина.
Класс: 8
Продолжительность урока: 45 минут
Тема урока: «Эпоха дворцовых переворотов»
Цель: Дать учащимся представление о дворцовых переворотах.
Задачи: Образовательные: Раскрыть сущность частой смены правителей; показать рост дворянских привилегий; подчеркнуть, что дворцовые перевороты не нарушали господствующего положения дворянства.
Коррекционно-развивающие: Способствовать запоминанию и воспроизведению изученного материала.
Воспитательные: воспитывать патриотические чувства учащихся.
Основные термины и понятия: Дворцовые перевороты, фавориты, Пажи, придворные, эрмитаж.
Оборудование и материалы:
- Учебник «История России для 8 класса» Б. П. Пузанова, О.И. Бородиной.
- Карточки с заданиями,
- Схема «Дворцовые перевороты».
- Портреты императоров и императриц.
Тип урока: Комбинированный.
Ход урока:
1.Организационный момент.
Доклад дежурного о готовности класса к уроку.
Приветствие.
Психологический настрой на урок.
2. Повторение пройденного материала:
Фронтальный опрос:
- Какие реформы были приняты императором Петром?
- Чем занимался Сенат, коллегии?
- Какой орган управления Русской Православной Церковью стал при Петре I главным?
- Для чего была создана Тайная канцелярия?
- С какой целью Петр I ограничил ввоз иностранных товаров?
- За счет чего пополнилась государственная казна при Петре I?
Работа по заданиям:
Задание 1: Внимательно рассмотрите схему государственного управления при Петре I на стр. 135. Объясните, как оно осуществлялось?
Задание 2: Опишите по схеме на стр. 136, на какие территориальные единицы была поделена страна.
Задание 3: Подберите подходящие по значению слова к слову «преобразование». (Преобразования, изменения, реформы).
Задание 4: Главный государственный орган?
Боярская Дума Министерство Сенат
Задание 5: Соотнесите:
Коллегии Губерния Сенат |
Единица территориального деления Высший государственный орган Государственные органы исполнительной власти |
3. Актуализация новых знаний:
Вступительное слово учителя:
В январе 1725 года умер Петр I. После его смерти в России, как и раньше, существовало самодержавие (царская власть). Царь не успел сказать, кому передать престол. В стране начались частые смены царей.
Сообщение темы урока: «Эпоха дворцовых переворотов».
4.Объяснение нового материала.
Словарная работа: Дворцовые перевороты – период с 1725 по 1762 год, когда один правитель сменял другого.
Рассказ учителя по плану:
1. Екатерина I.
2. Петр II.
3. Анна Иоанновна.
4. Иван Антонович VI.
5. Елизавета I Петровна.
6. Петр III.
7. Екатерина II.
Запись в тетради:
1) Екатерина I – жена Петра I (1725-1727 гг.)
2) Петр II – внук Петра I (1727-1730 гг.)
Демонстрация портретов.
В ходе рассказа вопросы к учащимся:
- Вспомните, кем был Меншиков до встречи с Петром I?
- Какую роль играл Меншиков при Петре I?
- Какая слабость была у Меншикова?
Запись в тетради:
3) Анна Иоанновна (1730-1740 гг.)
Демонстрация портрета.
Словарная работа: Фавориты – любимцы императора или императрицы.
Рассказ ученика о правлении императрицы Анны Иоанновны.
Запись в тетради:
4) Иван Антонович VI – сын племянницы Анны Леопольдовны (1740-1741 гг.);
5) Елизавета I Петровна – дочь Петра I (1741-1761 гг.)
Демонстрация портретов.
Рассказ ученика о правлении Елизаветы Петровны, о том, кто ей помогал.
Физкультминутка: Гимнастика для глаз.
1. Вверх-вниз, влево-вправо.
Двигать глазами вверх-вниз, влево-вправо. Зажмурившись, снять напряжение, считая до десяти.
2. Круг.
Представить себе большой круг. Обводить его глазами по часовой стрелке, потом против часовой стрелке.
Запись в тетради:
6) Петр III – внук Петра I, сын его дочери Анны Петровны (1761-1762 гг.)
Демонстрация портрета.
- Какую политику проводил Петр III?
- Как был свергнут Петр III с престола?
- Кто стал следующим императором России?
Запись в тетради:
7) Екатерина II – жена Петра III (1762 – 1796 гг.)
Демонстрация портрета.
Работа с рассказом для дополнительного чтения «Императорский двор».
Словарная работа:
Пажи – личные слуги императора, назначаемые из представителей знатных дворянских семей.
Придворные – дворяне, служившие при императорском дворе.
Эрмитаж – помещение для хранения картин и других художественных ценностей.
Кратко проговорив материал, сделать основные выводы по теме урока.
4. Закрепление изученного материала:
Задание 1: После смерти Петра I на престол вступил…
Сын Алексей
Жена Екатерина I
Внук Петра I Павел
Задание 2: Установите правильную последовательность правления императоров и императриц:
1) Петр I; 6) Елизавета I; 3) Екатерина I; 4) Анна Иоанновна; 8) Екатерина II; 5) Иоанн Антонович; 7) Петр III; 3) Петр II.
5. Подведение итогов:
Комментарии учителя о работе учащихся на уроке.
Объявление оценок за урок.
Рефлексия:
- Что понравилось на уроке?
- Что было самым интересным?
- Что осталось непонятным?
6. Домашнее задание:
Читать стр. 141-147.
7. Организация завершения урока.
Литература и ресурсы.
История России: Учебник для 8 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. Б.П. Пузанов, О.И. Бородина.
pedgazeta.ru/download.php?id=167
- Вебинар «Формирование детского коллектива как основа позитивной социализации»
- Вебинар «Игровая деятельность, направленная на развитие социально-коммуникативных навыков дошкольников: воспитываем эмпатию, развиваем умение договариваться и устанавливать контакты, осваиваем способы разрешения конфликтных ситуаций»
- Вебинар «Основные правила и способы информирования инвалидов, в том числе граждан, имеющих нарушение функции слуха, зрения, умственного развития, о порядке предоставления услуг на объекте, об их правах и обязанностях при получении услуг»
- Вебинар «Стресс и ребенок: обучение способам адекватного реагирования на стрессовые ситуации, игры и упражнения на развитие умения управлять эмоциями, конструктивно разрешать конфликты»
- Международный вебинар «Решение задач речевого развития детей в программе “Социокультурные истоки”: работаем в соответствии с ФГОС ДО и ФОП ДО»
- Вебинар «Определение поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения электронного аукциона»