Технологическая карта урока по математике "Площадь прямоугольника", 2 класс, УМК "Планета Знаний"
В ходе урока ученик, анализируя, сравнивая, синтезируя, обобщая, конкретизируя фактический материал, сам получает из него новую информацию.
-
Чиркунова Татьяна Ивановна
-
Высшая квалификационная категория;
-
г. Люберцы, Московской обл.;
-
МАОУ гимназия №16 «Интерес»;
-
Математика;
-
УМК «Планета Знаний», авторы М.И.Башмакова, М.Г.Нефёдова;
-
Урок «Площадь прямоугольника»;
-
2 класс;
-
Продолжительность урока 45 мин.
Технологическая карта урока
Тема |
Площадь прямоугольника |
Цели |
Предметные:
Развивающие:
Воспитательные:
Личностные: овладение способностью ставить, применять и сохранять учебную цель и задачи, осознание ответственности за общее дело, установка на необходимость применения знаний в жизни, формирование активной внутренней позиции школьника, умение сотрудничать с учителем и сверстниками. Метапредметные: Регулятивные: постановка учебной задачи в сотрудничестве с учителем, познавательная инициатива, планирование своих действий, анализ собственной деятельности, определение цели следующего этапа и дальнейшего действия; Познавательные: мотивационная основа учебной деятельности, анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация, аналогия с опорой на свой опыт и знания, полученные на уроке, из учебника, умение использовать знако-символические средства, умение осуществлять информационный поиск; Коммуникативные: умение полно и чётко выражать мысль в соответствии с задачами и условиями коммуникации, аргументация мнения, учет мнения товарищей, координирование в сотрудничестве разных позиций. |
Планируемые результаты |
|
Образовательные технологии |
Технология системно-деятельностного подхода, игровая технология, приемы технологии РКМ, личностно – ориентированные, ИКТ, здоровьесберегающие технологии |
Методы обучения и воспитания |
|
Наглядно-демонстрационный материал |
Мультимедийный проектор, презентация на интерактивной доске, карточки-задания для работы в паре, карточки разного уровня для индивидуальной работы, кубики, толковый словарь. |
Организационная структура урока
Технология проведения |
Деятельность учителя |
Деятельность ученика |
УУД |
|||||||||||||||||||
Мотивация к учебной деятельности |
Ребята, послушайте слова французского философа Жан Жака Руссо: «Вы талантливы, дети! Когда-нибудь вы сами приятно поразитесь, как много и хорошо умеете, если будете постоянно работать над собой, ставить новые цели и стремиться к их достижению». Ребята, на каждом уроке вы стремитесь сделать для себя открытие, получить новые знания. Вот и сегодня мы постараемся углубить математические знания, узнать новое. С маленькой удачи начинается большой успех. Давайте возьмёмся за руки, покажем своё единство, дружбу, взаимовыручку В добрый путь за знаниями! Можете
ли вы сейчас понять, - Так кем же вы хотите стать? |
Дети берутся за руки Открываем тетради, записываем число, классная работа. Называют профессии, говорят кем они хотят стать |
- мотивационная основа учебной деятельности (Л); - эмпатия (Л); -самоопределение (Л); - внутренняя позиция школьника (Л); - учебно-познавательная мотивация (Л); - планирование учебного сотрудничества (К) |
|||||||||||||||||||
Актуализация опорных знаний и умений |
- Вы знаете много профессий. - А как вы думаете, какой предмет необходимо знать в любой профессии? Почему? - А роль Фомы неверующего будет играть ________________ - Об этом нам рассказывал _______ в своем проекте «Математика в любой профессии» - Сегодня попробуем стать специалистами разных профессиях, чтобы убедиться, действительно специалистам разных профессий нужна математика. - А чтобы чего-то добиться в жизни что необходимо ставить перед собой? - Перед вами задание. Что это и для чего? (См. приложение 1) Работа в парах - Расположите полученные данные в порядке возрастания. Сопоставьте числа с буквами. Какую профессию автор предполагает осваивать первой? Молодцы. Оцените себя, если правильно поставьте знак «+», если неправильно «-». В конце урока вы проведёте самооценку своей работы.
- Кто знает, чем занимаются люди этой профессии? Архите'ктор - специалист, который на профессиональной основе осуществляет архитектурное проектирование (организацию архитектурной среды), включая проектирование зданий, в том числе разработку объёмно-планировочных и интерьерных решений. - Поднимите руки, если у вашей семьи есть знакомые архитекторы. - Какое отношение имеют эти предметы к профессии архитектор? (См. приложение 2) (архитектор занимается созданием проектов, именно строительных) - Перед вами проекты трех архитекторов, разные по уровню сложности. - У вас есть право выбора, выберите проект и посчитайте, сколько прямоугольников и треугольников потребовалось архитектору для создания своего проекта. - Зафиксируйте свой результат рядом с выбранным проектом. - Сверьте с эталоном и оцените себя с помощью математических знаков «+» или «-». - Если вы выбрали проект Кирпичникова Ивана Петровича и справились с поставленной задачей правильно, то поставьте два знака «+». |
Математика Дети убеждают, доказывают Надо ставить цель и идти к ней строго по намеченному плану Дети высказывают мнение Работа в парах Решают цепочку выражений Дети расшифровывают название первой профессии Самооценка Ответы детей, работа с толковым словарём Ответы детей Выбор проекта по сложности Фиксирование результата работы
Самооценка выполненной работы |
- анализ, синтез, сравнение, обобщение, сериация, классификация, аналогия (П); - структурирование знаний (П); - извлечение необходимой информации из прослушанных текстов (П); - использование знаково-символических средств (П); - смысловое чтение, осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме, (П); - построение логической цепи рассуждений (П); - достаточно полное и точное выражение своих мыслей в соответствии с задачами и условиями коммуникации (К); - развитие этических чувств и регуляторов морального поведения (Л); - постановка учебной задачи в сотрудничестве с учителем (Р); - формулирование и аргументация своего мнения и позиции в коммуникации (К); - учет разных мнений, координирование в сотрудничестве разных позиций (К); - волевая саморегуляция (Р) |
|||||||||||||||||||
Новая тема. Постановка проблемы. |
- А теперь почувствуйте себя архитекторами и начертите фундамент будущего дома прямоугольной формы площадью 6м2. - Почему не чертите? - Так надо узнать?! - Тогда какова тема нашего урока? - Цель? - Как вы понимаете слово площадь, где в своей жизни вы с ним встречалось? - И так тема нашего урока? - Перед вами прямоугольник и разные мерки измерения. - Работая в паре, решите, какой меркой точнее всего можно измерить площадь? - Я тоже измерила площадь прямоугольника. Согласны? - Значит, площадь измеряют одинаковыми квадратами. Так договорились люди между собой. - Кто знает самую распространенную единицу измерения площади? Вывешиваем 1м2 - А вы слышали, когда-нибудь, чтобы говорили квадратный метр? - Для измерения огромных участков подойдет эта единица измерения? Вывешиваем 1км2, 1га - Мы можем использовать эти единицы измерения для площади геометрических фигур? - А тогда какой единицей измерения будем пользоваться? Вывешиваем 1см2 - Начертите этот квадрат в тетради. Площадь этого квадрата? (1 см2) - Начертите прямоугольник, у которого площадь равна 2 см2. Как это сделаете? - Как доказать, что площадь этого прямоугольника равна 2 см2? - Измерьте стороны фигуры. - Теперь сможете начертить фундамент будущего дома прямоугольной формы площадью 6м2? - В тетради мы сможем начертить такой прямоугольник? - Какой? Под документ камеру разной формой прямоугольники - Какие размеры фундамента этого дома могут быть? - Кто же прав? - Фома: не может быть, стороны у прямоугольников разные, а площадь одинаковая? - Как докажите, что площадь вашего фундамента 6см2? - Как же вычислить площадь? - О чем говорит эта схема? а
S в S = ? - Молодцы, хорошие из вас получились архитекторы. Оцените себя. |
Проблема, не знаем, как? Дети формулируют тему «Площадь прямоугольника», затем цель. (Узнать, как находится площадь прямоугольника) Ответы детей Работа с толковым словарём Можно узнать значение этого слова в словаре. 1. Площадь – это незастроенное большое ровное место в городе, селе от которого расходятся в разные стороны улицы. - Наша самая главная площадь? (Красная площадь в Москве.) 2. Площадь - это пространство, помещение, предназначенное для какой-нибудь цели. Приведите пример. (Жилая площадь. Полезная площадь в доме.) 3. Площадь – это часть плоскости, ограниченная замкнутой ломаной или кривой линией. Например. (Площадь фигуры.) Площадь прямоугольника Дети рассматривают разные мерки измерения Работая в парах выделяют мерку «квадрат» Нет, мерка нужна одинаковая Не соглашаются, т.к. мерка должна быть одинаковая. Это – квадрат со стороной 1 метр, или, квадратный метр Ответы детей Ответы детей Более мелкой– квадратный сантиметр. Это квадрат со сторонами 1 см. Работа в тетради Ответы детей 1 см и 2 см Нет. Нужно начертить в уменьшенной форме. 6см2 3 м и 2 м или 6 м и 1 м Правы все Дети доказывают правильность выполнения задания Дети делают вывод, чтобы вычислить площадь прямоугольника, нужно измерить его длину и ширину, данные перемножить. Обозначение площади S=a*b Самооценка |
- учебно-познавательный интерес (Л); - смыслообразование (Л); - эмпатия (Л); - волевая саморегуляция (Р); - анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия (П); - подведение под понятие (П); - использование знаково-символических средств (П); - определение основной и второстепенной информации (П); - постановка и формулирование проблемы (П); - учет разных мнений, координирование в сотрудничестве разных позиций (К); - формулирование и аргументация своего мнения и позиции в коммуникации (К) . (Р);- выдвижение гипотез и их обоснование (П);- познавательная инициатива (Р);- использование знаково-символических средств (П); - поиск необходимой информации (П); - моделирование и преобразование моделей разных типов (схемы, знаки и т.д.) (П); - самостоятельное создание алгоритмов деятельности (П); - установление причинно-следственных связей, доказательство (П); - самостоятельное создание способов решения проблем творческого характера (П); - формулирование и аргументация своего мнения и позиции в коммуникации (К); - учет разных мнений, координирование в сотрудничестве разных позиций (К); - достижение договоренностей и согласование общего решения (К); - разрешение конфликтов на основе учета интересов всех участников (К); - управление поведением партнера (К); - адекватное использование речевых средств для решения коммуникационных задач (К) |
|||||||||||||||||||
Первичное закрепление |
- На ваших столах у каждой пары коробки с кубиками. - Что из них можно делать? - Руки какого профессионала могут работать с этим строительным материалом? - Строители получили заказ построить здание фундамент (основание) которого прямоугольной формы площадью 12 м2. Договоримся, что поверхность 1 кубика –это 1 м2. Приступайте к выполнению заказа. - Молодцы! - Назовите размеры вашего фундамента и докажите, что его площадь равна 12м2. - Вы все справились с этим заданием. Хорошие из вас получились строители. Сложите кубики в коробку. Оцените себя. |
Строить Строитель Практическая работа в парах Дети демонстрируют выполненное задание и доказывают, что площадь равна 12м2 Самооценка |
- контроль (Р); - коррекция (Р); - волевая саморегуляция (Р); - подведение под понятие (П); - использование общих приемов решения задач (П); - использование знаково-символических средств (П); - самостоятельный учет установленных ориентиров действия в новом учебном материале (П); - построение речевых высказываний (П); - выведение следствий (П); - планирование учебного сотрудничества (К); - адекватное использование речевых средств для решения коммуникационных задач (К)
|
|||||||||||||||||||
Физминутка |
Какую ещё профессию освоим или пора отдохнуть? Станем спортсменами? А разве спортсмены тоже должны знать математику? |
Дети выполняют физминутку Ответы детей |
|
|||||||||||||||||||
Включение в систему знаний и повторение |
На слайде появляется
+ Условие. Заполняйте пустые клетки, используя только первую букву ответа. И вопросы - Чтобы это значило? 1. Компонент при сложении? (Слагаемое) Буква С. (+ - за правильный ответ) 2. Последняя буква в слове сумма? (А) 3. Сколько будет если 10 : 5 ? (Два) Буква Д 4. Сколько будет если 12:12? (Один) Буква О 5. 4 умножить на 2 . Чему равно произведение? (8) Буква В 6. Каким числом обозначается отсутствие предметов? (0) Буква Н 7. Первая буква в слове измерение? (И) 8. Равносторонний прямоугольника?( Квадрат) Буква К.
- Кто такой садовник? - Какое время года скоро наступит? Все зацветет. - Предлагаю решить очень важную задачу. - Ведь у нас очень большая школьная территория и вот уже сейчас необходимо подумать об ее благоустройстве. - Давайте разобьем клумбу у центрального входа круглой формы. Согласны?
4м - Ее площадь 100м2. - В середине можем посадить самые красивые весенние цветы, Какие? - Предлагаю их посадить в форме квадрата. - Возражения есть? - Стороны квадрата не менее 4 метров, иначе их просто не будет заметно на клумбе. - Оставшуюся площадь займут другие цветы. - Ваша задача определить, какую площадь займут другие цветы? - Ваши предложения по решению данной задачи? - На что указывает число 100? - Из скольких частей оно состоит? - Как узнать неизвестную часть? - А известная часть есть? - Какую из частей можете узнать? Запишите решение самостоятельно. 1) 4 * 4 = 16 (м2) – площадь под тюльпаны. 2) 100-16 = 84 (м2)- площадь занимают другие цветы. Ответ: площадь 84 м2 занимают другие цветы. Самопроверка по эталону. Оцените себя. 2 знака «+» за верное решение Молодцы, ребята! Из вас получатся хорошие садовники. |
Отгадывают слово, определяют следующую профессию. Тот, кто работает в саду, сажает растения Весна Ответы детей Тюльпаны Ответы детей Предложения детей Целое Двух Из целого вычесть известную часть Нет Площадь квадрата Самостоятельная работа Самопроверка и самооценка |
- нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания (Л); - анализ, синтез, сравнение, классификация (П); - поиск и выделение необходимой информации (П); - моделирование, преобразование модели (П); - умение структурировать знания (П); - смысловое чтение, извлечение необходимой информации (П); - использование знаково-символических средств (П); - свободная ориентация и восприятие текстов, их понимание (П); - выбор наиболее эффективных способов решения задач (П); - использование общих приемов решения задач (П); - построение речевых высказываний (П); - подведение под понятие (П); - выведение следствий (П); - доказательство (П); - планирование учебного сотрудничества (К); - формулирование и аргументация своего мнения и позиции в коммуникации (К); - постановка вопросов (К); - адекватное использование речевых средств для решения коммуникационных задач (К); - управление поведением партнера (К) |
|||||||||||||||||||
Обобщение |
- Люди каких профессий помогли нам разобраться в новой теме? - Так как же найти площадь прямоугольника? - Чтобы еще раз проверить как вы научились находить площадь прямоугольника, поработайте на нетбуках, выберите вкладку относительно сложности. - Молодцы! Оцените себя и зафиксируйте результат в тетрадях. |
Ответы детей Работа с нетбуками Самооценка по предложенным вкладкам |
- использование знаково-символических средств (П); - свободная ориентация и восприятие текстов, их понимание (П); - выбор наиболее эффективных способов решения задач (П); - использование общих приемов решения задач (П); - построение речевых высказываний (П); - подведение под понятие (П); - выведение следствий (П); - доказательство (П); |
|||||||||||||||||||
Рефлексия |
Ребята, послушайте одну притчу. Шёл мудрец и встретил 3 работников. «Что ты сегодня делал?» - спросил он каждого. Первый ответил:- «Я целый день таскал ненавистные камни». Второй ответил:- «Я немного устал, но добросовестно выполнял свою работу». Третий ответил:- «Сегодняшняя работа принесла мне радость и большое удовлетворение». - Кто из вас на уроке был первым работником, вторым работником, третьим работником? Очень хорошо, что работа на этом уроке принесла вам радость, вы открыли новые знания. |
Дети слушают притчу Дети поднимают руки |
- внутренняя позиция школьника (Л); - самооценка на основе критерия успешности (Л); - рефлексия способов и условий действия (П); - эмпатия (Л); - адекватное понимание причин успеха / неуспеха в учебной деятельности (Л); - контроль и оценка процесса и результатов деятельности (П); - формулирование и аргументация своего мнения (К); - планирование учебного сотрудничества (К) |
|||||||||||||||||||
Самооценка и фиксирование результата |
Если за урок набрали 10 знаков «+» - получаете оценку «10» 9 знаков «+» - получаете оценку «9» 8 знаков «+» - получаете оценку «8» 7 знаков «+» - получаете оценку «7» 6 знаков «+» - получаете оценку «6» 5 знаков «+» - получаете оценку «5» 4 знака «+» - получаете оценку «4» 3 знака «+» - получаете оценку «3» |
Дети ведут подсчёт своих результатов деятельности на уроке |
-самооценка на основе критерия успешности; адекватное понимание причин успеха (неуспеха) в учебной деятельности(Л) -рефлексия способов и условий действия; контроль и оценка процесса и результатов деятельности (П) - адекватное понимание причин успеха / неуспеха в учебной деятельности (Л); - контроль и оценка процесса и результатов деятельности (П); - формулирование и аргументация своего мнения, учёт разных мнений (К) |
|||||||||||||||||||
Домашнее задание трёхуровневое |
- У вас есть право выбора. Стр. 38, Задача 2. 3 уровень – отвечает на 1 вопрос; 2 уровень – отвечает на 1 и 2 вопрос; 1 уровень – Задача. В магазине продаются ковры трех размеров: 6м на 3м, 4м на 3м, 5м на 4м. Площадь комнаты 15 м2, длина комнаты 5м. Какой из трех ковров вы купите в эту комнату? |
Выбор домашнего задания по уровням |
- нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания (Л); - использование знаково-символических средств (П); - свободная ориентация и восприятие текстов, их понимание (П); - выбор наиболее эффективных способов решения задач (П); - использование общих приемов решения задач (П) - волевая саморегуляция (Р); |
- 23
К
- 47
5
Х 2 Т -30 Т - 20 Р 5 Р
+5 А 6 Е - 15 И +45 О
Приложение 1
Приложение 2
1 уровень 2 уровень 3 уровень
архитектор архитектор архитектор
Кирпичников И.П. Бетономешалкин А. В. КрановщиковА.Ю.
- __ - __ - __; - __ - __; - __
- Современные тенденции развития шахматного образования в РФ. Научные идеи и концепции обучения шахматной игре
- Вебинар «Основные правила и способы информирования инвалидов, в том числе граждан, имеющих нарушение функции слуха, зрения, умственного развития, о порядке предоставления услуг на объекте, об их правах и обязанностях при получении услуг»
- Вебинар «Формирование детского коллектива как основа позитивной социализации»
- Международный вебинар «Первый раз в пятый класс: система мероприятий по адаптации обучающихся к условиям обучения в основной школе»
- Диагностическая работа в образовательной организации в соответствии с ФГОС. Диагностика эмоционально-личностных особенностей детей
- Международный вебинар «Формирование креативного мышления как элемента функциональной грамотности на уроках литературного чтения в начальной школе»