Развитие коммуникативных возможностей у детей с РАС.
«Развитие коммуникативных возможностей у детей с РАС»
Актуальность.
Аутизм называют
эпидемией XXI века. Более
1% детей в мире имеет аутизм, при этом
расстройство до сих пор плохо изучено,
диагностика во многих странах не развита.
Ученые говорят о значительном
распространении аутизма по всей
планете.
По статистике ВОЗ, РАС
встречается у каждого 160-го, по статистике
США- у каждого 68-го, а в России до сих пор
нет точной статистики. В одной Москве
прогнозное количество детей с РАС
превышает 21000 человек, а диагноз поставлен
только 2,5 тысячам. По регионам цифра
более удручающая. В наш центр обратились
за квалифицированной помощью 28 семей
с такими детьми, большинство из них
проходят 2-3 курса реабилитации в год.
В России про аутизм широко заговорили
совсем недавно-раньше о нем просто не
знали. Большое количество детей с РАС
до сих пор не получают квалифицированную
помощь. Трудности испытывают специалисты,
родители, дети.
Все родители детей с
РАС сталкиваются с серьезной проблемой
обучения и воспитания такого ребенка.
Поведенческие нарушения, отказные
реакции, серьезные нарушения коммуникативной
функции, агрессия и аутоагрессия - всё
это вызывает шок у родителей, они
переживают острый кризис, который у
многих длится годами, семьи застревают
в состоянии «хронического горя».
Семьи,
воспитывающие детей с расстройствами
аутистического спектра, зачастую
оказываются замкнутыми в своей проблеме,
им не хватает необходимых знаний о
способах взаимодействия с ребенком,
методах обучения, коррекции поведения
детей. Оказавшись в трудной жизненной
ситуации, родители переживают тяжелый
стресс, появляются депрессии, гневливость,
отчаяние. Нередко разрушаются дружеские
контакты, и семья оказывается в изоляции.
В подобных ситуациях и взрослые, и дети
нуждаются в поддержке и помощи, которая
может и должна быть оказана всеми
специалистами, которые так или иначе
взаимодействуют с ребенком и его семьей.
Цели и задачи
Цели:
снижение напряжения в семье, повышение качества жизни семьи и функциональной независимости ребенка с РАС.
Задачи:
-
провести мониторинг и диагностику;
-
внедрить методики альтернативной и
дополнительной коммуникации, систему
подкреплений и поощрения поведения в
систему работы;
-
обучить пониманию обращённой речи и
смысла доступных невербальных графических
знаков (рисунков, фотографий, пиктограмм
и других графических изображений),
неспецифических жестов;
- оказать
психолого-педагогическую помощь
родителям и включить их в решение
развивающих и коррекционных задач;
-
внедрить использование карточек в
повседневную жизнь;
-
повысить качество жизни семей,
воспитывающих детей с РАС посредством
внедрения ребенка в социальное
пространство.
Содержание
1. Обучение альтернативной и
дополнительной коммуникации детей с
РАС отличается своеобразием. Оно ставит
перед собой те же цели и задачи, что и
развитие коммуникации здоровых детей.
Однако специфические особенности
нарушения развития детей с РАС требуют
разработки особых методов и приемов.
2. Развитие коммуникативных навыков
посредством системы карточек у детей
с РАС должно носить постоянный,
непрекращающийся характер, как дома,
так и на занятиях со специалистами и
педагогами, с учетом особенностей таких
детей. Соблюдение данных условий помогает
добиться значительных результатов в
развитии ребенка.
3.Использование системы карточек
материально доступно, не требует больших
финансовых затрат, поэтому может
использоваться семьями с любым
материальным достатком. Не нужно никакое
специальное оборудование. Все просто
и вполне понятно в применении.
4. Делаем
упор именно на зрительное восприятие,
фотографическое запоминание, что хорошо
развито у детей с РАС.
5. Использование ярких, цветных
картинок, фотографий, рисунков вызывает
положительные эмоции у занимающихся,
оказывают благотворное влияние на
нервную систему ребенка, снижает
дезадаптивное поведение.
6. В конце
занятия ребенок всегда может провести
рефлексию своей деятельности: хорошо
позанимался- получил поощрение (желаемую
игрушку или вкусняшку).
7. Ведется
активное взаимодействие с родителями
детей с РАС. Обучение их способам
альтернативной и дополнительной
коммуникации. Вовлечение в развивающий
и коррекционный процесс.
8. Использование
системы карточек остальными специалистами
центра в своих направлениях
коррекционно-развивающей деятельности
с детьми данной категории. Возможно
создание условий для транслирования
опыта в дошкольные и общеобразовательные
учреждения.
9. Применение методов
альтернативной и дополнительной
коммуникации в социуме (при посещении
различных социальных учреждений, клубов
по интересам, кружков, внутри семьи, при
общении со сверстниками и т.д.). Это
значительно повышает качество жизни
как ребенка с РАС, так и членов его семьи.
План работы
№ п/п |
Наименование мероприятия |
Срок проведения |
Примечание |
1. |
Обоснование актуальности внедрения проекта Ознакомление специалистов и педагогов с данным методом работы. |
Апрель- май 2018 |
Изучение
тематической литературы по теме,
ознакомление с методами альтернативной
и дополнительной коммуникации. |
2. |
Определение видов инструментария,
разработка |
Июнь 2018 |
Подбор комплекса занятий по сложности и назначению (учитывая особенности заболевания,
поведения, коммуникативных
возможностей на момент начала занятий). |
3 |
Разработка и внедрение пробных занятий. |
Июль 2018- август2018 |
Начало отработки занятий по альтернативной коммуникации. |
4. |
Диагностика эффективности применения альтернативной и дополнительной коммуникации. |
Сентябрь 2018 |
Сбор информации по эффективности применения системы карточек с педагогов, специалистов, родителей и опекунов. |
5. |
Реализация основной деятельности по проекту. |
Сентябрь 2018- октябрь 2019, ежедневно |
Обучение детей с РАС методам и способам альтернативной и дополнительной коммуникации. |
6. |
Включение родителей в деятельность по проекту по принципу непрерывности. |
Сентябрь
2018-декабрь 2019. |
Проведение консультаций, присутствие на занятии, задания на дом, продолжение работы по карточкам дома с усложнением и расширением использования. |
7. |
Оценка эффективности применения альтернативной и дополнительной коммуникации. |
Ноябрь 2019- декабрь 2019 |
Диагностика детей, сбор информации по результатам работы по проекту у родителей, специалистов, педагогов, воспитателей центра. Определение эффективности проведенной коррекционно- развивающей работы по адаптации и социализации, освоению альтернативной и дополнительной коммуникации детьми с РАС. |
|
Транслирование опыта применения альтернативной и дополнительной коммуникации. |
Декабрь 2019 |
Выступление на семинаре учителей-логопедов и педагогов-психологов на базе Университетского лицея по теме ««Технологии в терапии и поддержке детей с РАС» |
|
Внедрение проекта в реабилитационный процесс. |
Январь 2020 |
Перспективное планирование дальнейшей коррекционно- развивающей работы. |
Промежуточные показатели
На промежуточном этапе реализации
проекта у детей:
- появилась мотивация
к коммуникации: познавательный интерес,
потребность в общении и взаимодействии
в разнообразных видах детской деятельности;
- потребность вступать в контакт,
поддерживать и завершать его стала
выражена и устойчива;
- появилось
осмысление деятельности, понимание
происходящего;
- снизилось дезадаптивное
поведение, агрессивность, тревожность.
Ожидаемые результаты
Ожидаемые личностные результаты
у ребенка с РАС от реализации проектной
деятельности:
- осознание своего «Я»;
- адекватное принятие окружающего
и социального мира;
-овладение
элементарными социально-бытовыми
умениями, начальными навыками адаптации
в социуме;
- сотрудничество со взрослыми;
- умение сообщать различными
способами о нездоровье, опасности и
др.
Ожидаемые предметные результаты:
- реагирование на собственное имя;
- понимание простых слов «мама», «папа», «дядя» и др. и слов, обозначающих объекты и явления природы, объекты рукотворного мира и деятельность человека;
- понимание смысла рисунков, фотографий, пиктограмм, других графических знаков;
- понимание смысла узнаваемого слова;
- начальные навыки чтения и письма (узнавание и различение образов цифр и букв;
- умение использовать усвоенный лексико-грамматический материал или пользоваться средствами альтернативной коммуникации: жестами, взглядом, коммуникативными таблицами, для решения соответствующих возрасту житейских задач:
-
приветствие собеседника;
-
привлечение к себе внимания;
-
обращение с просьбой о помощи;
-
выражение согласия (несогласия);
-
прощание с собеседником;
-
указание на объект при выражении своих желаний.
Для родителей: семья постепенно выходит из тяжелого психоэмоционального состояния; родители начинают понимать, как они могут помочь своему ребенку, ощущают эффективность применения альтернативной и дополнительной коммуникации; появляется возможность социализации ребенка, его обучения.
Для педагогов и специалистов:
повышение профессионального уровня по
работе с детьми данной категории;
создание коммуникативных технологий
и применение их в своей работе.
Важнейшим фактором
образовательно-воспитательного
пространства при социализации ребенка
с РАС является отлаженное взаимодействие
в системе специалист-ребенок-родители.
При эффективной совместной работе
появляются значительные положительные
результаты.
Полученные результаты
работы по проекту могут быть интересны
и применимы в работе педагогов-психологов,
логопедов, дефектологов, а также для
проведения консультаций с родителями
детей с РАС. Также возможно создание
условий для транслирование опыта в
дошкольные и общеобразовательные
учреждения.
- Международный вебинар «Ключевые аспекты Реджио-подхода в контексте вызовов 21 века и развития компетентностной модели образования»
- Вебинар «Формирование детского коллектива как основа позитивной социализации»
- Вебинар «Основные правила и способы информирования инвалидов, в том числе граждан, имеющих нарушение функции слуха, зрения, умственного развития, о порядке предоставления услуг на объекте, об их правах и обязанностях при получении услуг»
- Вебинар «Игровая деятельность, направленная на развитие социально-коммуникативных навыков дошкольников: воспитываем эмпатию, развиваем умение договариваться и устанавливать контакты, осваиваем способы разрешения конфликтных ситуаций»
- Международный вебинар «Этапы реализации методики обучения чтению В. Воскобовича»
- Международный вебинар «Решение задач речевого развития детей в программе “Социокультурные истоки”: работаем в соответствии с ФГОС ДО и ФОП ДО»
при повторной загрузке материалов в библиотеку Портала прошу Вас соблюдать все критерии Требований.
Доп. инф. см. в разделе Помощь.
С уважением, С.А. Колодин.