РОДИТЕЛЬСКОЕ СОБРАНИЕ В КЛАССЕ. ПОИСК, НАХОДКИ, ПРОБЛЕМЫ
Тип материала: Педагогическая теория
Рейтинг: голосов:2просмотров: 2946 комментариев: 1
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 174
Приокского района г.Нижнего Новгорода
РОДИТЕЛЬСКОЕ СОБРАНИЕ В КЛАССЕ.
ПОИСК, НАХОДКИ, ПРОБЛЕМЫ
Выполнила: Винокурова
Лидия Николаевна
учитель начальных классов
Тел.89103839537
2013 год
Родительское собрание в классе. Поиск, находки, проблемы.
Родительское собрание является важнейшей формой работы классного руководителя с семьей ученика, средством повышения эффективности учебно-воспитательного процесса в соответствии с требованиями федерального государственного общеобразовательного стандарта. Однако для того, чтобы оно действительно выполняло свою роль, необходимо его правильно подготовить и провести.
Главная проблема школы, заключается в том, что в современной ситуации, на фоне кризиса многих семей не налажено настоящее сотрудничество между родителями, учениками, классным руководителем и педагогами, работающими в классе.
Задачи родительского собрания:
-
Просветительская – научить родителей видеть и понимать изменения, происходящие с детьми; знакомить с законами педагогики и психологии.
-
Консультативная – совместный психолого-педагогический поиск методов эффективного влияния на ребенка в процессе приобретения им общественных и учебных навыков.
-
Коммуникативная – обогащение семейной жизни эмоциональными впечатлениями, опытом культуры взаимодействия ребенка и родителей.
Родительский комитет, избранный на родительских собраниях, – важная опора классного руководителя. Многие вопросы педагогу помогут решить именно члены родительского комитета. На собраниях кроме обсуждения организационных моментов (питания, финансово – материальных аспектов, организации внеурочных мероприятий и т.п.) надо сразу определить степень и формы участия родителей в решении данных проблем.
В моей практике все родители разделены на четыре группы, что соответствует количеству четвертей, таким образом, все родители принимают активное участие в жизни класса.
Практика жизни класса подсказывает, что проведение родительского собрания 1 раз в месяц является наиболее эффективным.
Основное выступление на собрании не должно занимать много времени – вечером после работы большинство родителей вряд ли адекватно его воспримут. Необходимо иметь четкий план проведения собрания – после выступления выделить время на вопросы родителей, обсуждение иных тем. Желательно о успехах и неудачах отдельных учеников сообщать их родителям в индивидуальном порядке (например, в беседе после общего собрания).
Важнейшие темы родительских собраний в классе:
-
Изучение семьи, бытовой атмосферы школьника – бытовые условия, моральный климат в семье, взаимоотношения между членами семьи, состав семьи, материальная обеспеченность, здоровье детей, условия для учебы детей, режим школьника. Составление картотеки семей «группы риска».
-
Систематические консультации с родителями учащихся, информирование об успехах, неудачах и проблемах учащихся в школе.
-
Формирование органов родительского самоуправления на учебный год в классе.
-
Организация и проведение общешкольных родительских собраний по параллелям.
-
Введение в практику проведения открытых уроков для родителей.
-
Проводить совместные с родителями туристические походы, экскурсии.
Важно заинтересованность родителей в школьной и классной жизни ребенка.
Если назрела серьезная проблема и, чтобы такое собрание действительно стало полезным, считаю, что необходима тщательная подготовка. Обычно она проходит несколько этапов.
-
Выявление проблемы. В полном объеме это можно сделать, я считаю, только в совместной работе с родителями. Потому что именно дома дети делятся тем, что их беспокоит в школе.
-
Нужно обсудить данную ситуацию с педагогами и родителями, посоветоваться с психологом.
-
Провести анализ методической литературы, постараться найти ответы или хотя бы подсказки.
-
Посоветоваться с близкими людьми.
-
Продумать и наметить план подготовки собрания: посещение уроков родителями, классным руководителем, разработать вопросы и провести анкетирование.
-
На собрании в ходе обсуждения проблемы необходимо включить в разговор как можно больше родителей. (Они не должны бояться высказываться, а это во многом зависит от классного руководителя!) Так выявляются различные точки зрения, а это важно для принятия окончательного решения.
-
В случае крайней необходимости стоит подключить к проведению собрания специалистов (например, психолога), учеников, учителей, администрацию.
-
Нужно заранее с родительским комитетом обсудить и прописать возможные выходы из сложившейся ситуации.
Такая подготовка поможет создать полную картину по обсуждаемому вопросу. Ведь только в этом случае можно найти единственно правильный выход из трудной ситуации.
Важно постоянно накапливать и фиксировать интересный, полезный, нужный (а иногда с первого взгляда и ненужный) материал к собранию. Среди таких мелочей выявляются порой интересные и важные вопросы. Но если оставить их незамеченными, то потом они вырастают в очень серьезные проблемы. К традиционным формам работы с родителями относятся:
-
Психолого-педагогические лектории
-
Вовлечение родителей в учебно-воспитательный процесс (творческие дела, родительские собрания, индивидуальные тематические консультации, социологические опросы).
-
Участие родителей в управлении школой (родительские комитеты, попечительский совет).
-
Привлечение родителей к трудовым делам (субботники, участие в ремонте).
Среди нетрадиционных форм работы с родителями можно выделить родительские чтения, родительские вечера, тренинги, круглый стол. электронный журнал, Интернет-консультации, информационный лист ученика, портфолио учащегося.
Нетрадиционные формы проведения родительского собрания в моем классе – «круглые столы», родительские вечера, родительские чтения, в большинстве случаев, явка родителей на собрании составляет 90-95%. Собрание проводиться в классе, при обсуждении различных вопросов, проблем и способах их решения прошу принимать участие всех родителей, часто проводим голосование, анкетирование, при возможных разногласиях обсуждаем причины, выслушиваем мнения всех родителей.
К собраниям мы всегда готовим с учениками что-то интересное из жизни класса. Устраиваем выставки рисунков, поделок, сочинений. Цель этой работы – показать детей с неожиданной для родителей стороны. На каждом собрании я обязательно публично благодарю родителей за проделанную работу для класса. Выражаю признательность в самых теплых словах за любую, самую небольшую помощь, так как из мелких дел часто рождаются большие друзья класса. На общем собрании я всегда говорю только о хорошем (как о ребенке, так и о родителе). А если надо обсудить «больной» вопрос, то делаю это индивидуально или после собрания. Каждый вторник, среда и пятница с 15.00 – время, специально отведенное мной для личных бесед и вопросов. Все родители это знают и могут обратиться за советом или помощью.
Заключение
Чтобы воспитать всесторонне-развитую личность учащегося в соответствии с требованиями федерального государственного общеобразовательного стандарта, культурную, высоконравственную, творческую, патриотически-развитую, зрелую личность, необходимо, чтобы учителя и родители действовали как союзники, делясь с детьми своей добротой, опытом, знаниями. Школа может помочь родителям в решении многих вопросов воспитания детей, но именно семья является самым мощным фактором семейного воспитания.
- Вебинар «Игровая деятельность, направленная на развитие социально-коммуникативных навыков дошкольников: воспитываем эмпатию, развиваем умение договариваться и устанавливать контакты, осваиваем способы разрешения конфликтных ситуаций»
- Вебинар «Детская агрессия: нейроигровые приемы обучению саморегуляции, способам выражения гнева в приемлемой форме, формирование позитивных качеств личности»
- Вебинар «Возможности использования спичек в художественном творчестве дошкольников и младших школьников»
- Здоровьесбережение в образовательной организации в условиях внедрения ФГОС
- Вебинар «Творчество М. А. Шолохова: аккумуляция и ретрансляция культурного кода»
- Диагностическая работа в образовательной организации в соответствии с ФГОС. Диагностика эмоционально-личностных особенностей детей
Заглавие / тема / название материала. Введите название с заглавной буквы. Не нужно делать название из всех заглавных букв. Оно должно полностью соответствовать названию на титульном листе материала.О повторной загрузке файла сообщите в письме.
Заранее Вам благодарна, Дулатова Н.И.