Влияние логопедических служб на повышение качества образования в школе
Влияние логопедических служб на повышение качества образования в школе
Дисциплина - логопедия
(обобщение опыта работы учителя-логопеда классов VIII вида МОУ «СОШ № 5» г. Ржева Тверской области Царьковой Галины Александровны)
Слайд 1.
Цели и задачи обобщения опыта.
Цель – повышение методического мастерства членов педагогического коллектива.
Задачи:
Выявление эффективных форм, методов, приемов, системы работы, обеспечивающих высокий уровень коррекции системного недоразвития речи у учащихся классов VIII вида.
Способствование профессиональной самореализации.
Определение достигнутых методических успехов.
Определение дальнейших путей совершенствования педагогического мастерства.
Организация профессионального общения педагогов, обмена творческими находками, ознакомление педагогов с опытом коллег для совершенствования профессиональной деятельности.
Содействие росту профессионального мастерства.
Слайд 2.
Актуальность:
Речь выступает как средство регуляции психической деятельности и поведения, организует эмоциональные переживания, мыслительные операции, оказывает большое влияние на формирование личности, волевые качества, характер.
Значит, речь служит активным средством всестороннего развития личности ребёнка.
Слайд 3.
Теоретическое обоснование опыта:
У детей с интеллектуальной недостаточностью наблюдаются проблемы:
-
Сформированности устной речи, которая включает в себя:
-
Слуховое восприятие и слуховую память.
-
Звуковую сторону речи.
-
Функции языкового анализа.
-
Лексическую сторону речи (словарный запас).
-
Грамматическую сторону речи.
-
Связную речь.
-
Сформированности высших психических функций
-
Развития зрительного анализа и синтеза, пространственных представлений.
Таким образом, речевая готовность ученика коррекционного класса VIII вида с системным недоразвитием речи средней степени является необходимым условием развития письменной речи, так как письмо является отражением устной речи.
Слайд 4.
Сущность:
Работа с детьми 1 класса КРО с системным недоразвитием речи включает в себя:
-
Формирование неречевых процессов: внимания и памяти, мелкой и артикуляционной моторики, мыслительных операций анализа, синтеза, обобщения, дифференциации.
-
Восполнение пробелов в формировании звуковой стороны речи.
-
Формирование фонематического восприятия.
-
Формирование навыка звуко-буквенного анализа и синтеза слов.
-
Формирование слоговой структуры слова.
-
Формирование навыков чтения.
-
Формирование лексико-грамматического строя речи.
Каждый из этих этапов работы включает целый ряд упражнений, дидактических игр, направленных на формирование и совершенствование тех или иных сторон речи, на исправление и устранение речевых недостатков. Все они широко известны. Но у каждого логопеда есть свой инструментарий.
Результативность (слайды 5-12):
Слайд 5.
-
Речедвигательные упражнения. Сложны для выполнения. Способствуют развитию артикуляционной и общей моторики, упорядочению темпа и характера движений ребенка, развития мелодико-интонационных характеристик голоса, координации речи и движения.
Слайд 6.
-
Использование су-джок тренажеров служит цели развития мелкой моторики, активации энергетических точек, расположенных на кистях рук (здоровьесберегающие технологии), а также помогает в достижении положительных результатов при работе по автоматизации звуков, выполнении звукового анализа, совершенствовании навыков употребления предлогов, отработки слоговой структуры слов, совершенствовании лексико-грамматических конструкций.
Слайд 7.
-
Использование пластичных материалов: различных видов пластилина, глины, соленого теста – способствуют развитию мелкой моторики, расслаблению мышц кистей рук.
Слайд 8.
-
Изготовление буквы своими руками из пластичных материалов, мягкой проволоки, бархатной и наждачной бумаги ведут к более прочному усвоению очертаний букв, расположения элементов букв относительно друг друга (профилактика оптической дисграфии). Как вариант – «прописывание» букв в воздухе, пальцем по поверхности стола, по ладошке своей и соседа, в воздухе. Распознавание букв, «прописанных» таким образом.
Слайд 9.
-
Использование различных видов азбук: объемной, магнитной, плоской.
Слайд 10.
-
Использование цветных букв имеет особое значение при усвоении характеристики звуков.
Слайд 11.
-
Выделение контура буквы или элемента буквы контрастным цветом помогает ребенку с интеллектуальной недостаточностью четко видеть контуры буквы.
Слайды 12-13.
-
Использование лазерной указки при: обведении контура предметов, геометрических фигур, различных рисунков, букв; при проведении упражнений на развитие пространственной ориентации (например: «Помоги «зайчику» занять верхний правый домик») способствует не только лучшему усвоению учебного материала, но и расслаблению мышц глаза (здоровьесберегающие технологии).
Слайд14.
Сущность:
Работа с детьми 3 класса КРО с системным недоразвитием речи включает в себя: те же этапы, но строится с учетом более высокого уровня развития речи.
Результативность (слайды 15-22):
Слайд 15.
-
Подбор звуковых схем к изображениям – цель: закрепление навыка звуко-буквенного анализа и синтеза слова.
Слайд 16.
Используя это же пособие можно выполнить:
-
Запись слов, выполнение грамматических заданий – ведет к более глубокому усвоению норм правописания.
Слайд 17.
-
Разбивка слов на слоги для переноса – использование наглядности позволяет задействовать большее количество анализаторов, что в свою очередь ведет к более стойкому формированию навыка деления слов на слоги.
-
Составление рассказов-описаний – у детей с интеллектуальной недостаточностью пассивный словарь преобладает над активным; данный вид рассказов помогает перевести слова-признаки, слова-качества из пассивного словаря в активный, использовать их в повседневной речи.
Слайд 18.
-
Расшифровка и зашифровка слов – упражнение на развитие мышления, осложненное заданием на запоминание – коррекция ВПФ.
Слайд 19.
Используя это же пособие можно выполнить:
-
Выделение грамматического правила - ведет к более глубокому усвоению норм правописания.
Слайд 20.
-
Подбор картинок к расшифрованным словам.
Слайд 21.
-
Составление предложений с данной группой слов –развитие связной речи.
Слайд 22.
-
Исправление ошибок в рисунках – ставит целью:
-
Развитие интеллектуальных действий зрительного гнозиса и праксиса, интеллектуальных функций зрительного восприятия, наглядно-образной и вербальной памяти;
-
Развитие способности к целенаправленному анализу отдельных предметов и целостной предметной ситуации;
-
Развитие творческой фантазии, способности к осуществлению комбинаторных функций;
-
Активизацию и обогащение словарного запаса;
-
Развитие описательно-оценочной связной речи.
Слайд 23.
Практическая значимость:
Описанные выше пособия, виды работ, здоровьесберегающие технологии способствуют коррекции высших психических функций учащихся с проблемами в сфере интеллекта, развитию связной речи, активизации и обогащению словаря, усвоению грамматических норм родного языка, мотивации к обучению, формированию положительного отношения к окружающему миру.
Необходимо продолжить изучение здоровьесберегающих технологий, а также их освоение и внедрение при коррекции системного недоразвития речи детей с интеллектуальной недостаточностью.
Слайд 24.
Использованная литература, ссылки на источники в сети «Интернет».
Методические рекомендации по использованию презентации
«Влияние
логопедических служб на повышение
качества образования в школе»
(обобщение
опыта)
-
Количество слайдов в презентации - 24.
-
Презентация выполнена в Microsoft Office PowerPoint 2007.
-
Цель использование презентации – представление опыта работы.
-
Задачи – наглядно показать использование пособий, видов работ, здоровьесберегающих технологий при коррекции системного недоразвития речи детей с нарушениями в области интеллекта.
-
Презентация не содержит интерактивных элементов.
- Вебинар «Основные правила и способы информирования инвалидов, в том числе граждан, имеющих нарушение функции слуха, зрения, умственного развития, о порядке предоставления услуг на объекте, об их правах и обязанностях при получении услуг»
- Вебинар «Формирование детского коллектива как основа позитивной социализации»
- Вебинар «Развитие поисково-исследовательской активности ребёнка в семейном воспитании как одна из главных образовательных задач ФГОС ДО»
- Международный вебинар «Нейропсихологический подход в проектировании коррекционных курсов для индивидуальных и групповых занятий в практике работы нейродефектолога»
- Вебинар «Автодидактические игры как средство развития детской самостоятельности и активности в соответствии с ФГОС ДО»
- Современные технологии обучения детей с ОВЗ