Психогеометрия
МОУ «Гимназия №37» Конкурс проектных и исследовательских работ
Юный исследователь
Психогеометрия
Вид работы – исследовательская работа Секция Межпредметная интеграция и дополнительное образование
г. Петрозаводск 2015 г.
|
Исследовательская работа посвящена популярной диагностике психотипов личностей для менеджеров «Психогеометрия». Методика адаптирована авторами для использования в школе. Проведен эксперимент, подтверждающий данную диагностику.
Содержание
-
Введение – 4 стр
-
Диагностика «Психогеометрия» - 5 стр
-
Исследование – 7 стр
-
Итоги исследования – 8 стр
-
Заключение – 9 стр
-
Источники – 10 стр
Введение
Математика является фундаментальной наукой для таких прикладных наук, как физика, химия, биология, механика и др. Каждый день мы, даже не давая себе отчета об этом, сталкиваемся с математикой: на работе, учебе и в быту. И даже знакомые нам всем геометрические фигуры, которые повсеместно окружают нас, подробно изучены в многочисленных геометрических трактатах и активно используются на практике, имеют свое влияние на наш характер. Этот интересный факт, что форма фигуры, более приятная человеку, может определять его темперамент, заметила Сьюзен Деллингер - специалист по социальной психологии. Система используется такими компаниями, как General Telephone and Electronics, thev-Dlot Motors, Honeywell, Delco Electronics и др. За последние годы метод С. Деллингер изучили более 100 тыс. слушателей семинаров и школ менеджмента. Имеется благожелательный отзыв 500 кадровиков американских компаний, которые считают, что психогеометрия могла бы использоваться вместо, традиционного тестирования новых служащих. И это неудивительно, потому что точность диагностики с помощью психогеометрического метода достигает 85%![1]
Эта необычная методика заинтересовала нас. Оказывается, математика заняла свое достойное место и в психологии! Мы поставили перед собой цель: доказать результативность диагностики С. Деллингер, проведя эксперимент на учащихся нашей школы. Перед нами стояла следующая задача - изучить данный прием психодиагностики, провести анкетирование среди выбранной группы учеников и проверить успешность этого метода.
Диагностика «Психогеометрия»
Инструкцию к методике и интерпретацию данных мы производили на основе статье Алексеева А.А., Громовой Л.А. «Психогеометрия для менеджеров»[1]. Испытуемому предлагается бланк с изображением пяти основных геометрических фигур.
Инструкция: выберите фигурку, о которой можете сказать: «Это – я!». Постарайтесь почувствовать свою форму. Если вы испытываете затруднение, выберите ту, которая первой привлекла вас. Запишите ее название под номером 1.
Теперь, в порядке вашего предпочтения, пронумеруйте оставшиеся четыре фигуры.
Номер 1 – это ваша основная фигура или субъективная форма. Она дает возможность определить доминирующие черты характера и особенности поведения[1].
КВАДРАТ – это «любимчики» учителей, они всегда ответственно подходят ко всем поручениям, вовремя делают все домашнее задания. Квадраты склонны все заранее планировать, трудолюбивы, усердны, доводят начатое дело до конца. Терпение и методичность делают Квадрата достаточно уважаемой личностью в классе. Они часто становятся старостами, на них можно положиться в трудном деле. Квадраты собирают информацию и раскладывают ее по полочкам. Это про них, наверное, придумали фразу «ходячая энциклопедия». Квадраты чрезвычайно внимательны к деталям, подробностям, любят порядок. Их идеал – распланированная, предсказуемая жизнь.
ТРЕУГОЛЬНИК – это яркие целеустремленные люди, с ними всегда очень интересно, они увлекаются и увлекают остальных легко и непринужденно! Треугольники быстро становятся лидерами в любом коллективе. В классе они станут инициаторами необычных дел и мероприятий. Характерная особенность истинного Треугольника – способность концентрироваться на главной цели. Они – энергичны и сильны, уверенны в себе. Треугольники не признают своих ошибок, они легко будут спорить и доказывать свою правоту. Если они считают, что оценка им поставлена несправедливо, то упорно будут доказывать это учителю! В классе Треугольник будет стремиться занять лидирующие позиции, он не потерпит конкуренции и всеми доступными способами станет первым. Треугольники с трудом признают свои ошибки! Треугольник категоричен и непреклонен в своих решениях. Треугольники быстро и успешно учатся, правда, ориентируются на то, что им более необходимо для достижения поставленной цели.
ПРЯМОУГОЛЬНИК – фигура, символизирующая состояние перехода и изменения[1]. Эту фигуру могут выбрать ученики, находящиеся в состоянии выбора или неразрешенной проблемы. Как правило человек, выбравший прямоугольник, относится к другой более стабильной форме, но в данный момент его мучают сомнения и идет внутренний поиск. Основное психическое состояние Прямоугольников – замешательство, запутанность в проблемах. Наиболее характерные черты – непоследовательность и непредсказуемость поступков в течение переходного периода. Они часто имеют низкую самооценку. В классе они стараются ни с кем не общаться, стараются уединиться, постоянно находятся в своих мыслях
КРУГ – люди гармоничные и стремящиеся к миру в коллективе и душе. В классе они становятся мирными переговорщиками, стремящимися любой конфликт загладить или вообще его избежать. Они легко находят друзей, и одноклассники всегда тянуться к Кругам. Круг всегда выручит, подскажет, даст списать. Они умеют «чувствовать» человека, являются хорошими слушателями. К недостаткам Кругов можно отнести только отсутствие твердости и решительности. Они не смогут повести за собой класс, принять непопулярное решение, отстаивать свое мнение. В одном Круги проявляют завидную твердость – если дело касается вопросов морали или нарушения справедливости.
ЗИГЗАГ – люди творческого неординарного мышления. Это те, кто всегда может сорвать урок какой-нибудь веселой шуткой или розыгрышем. Родителей Зигзага часто вызываю в школу и пишут замечания в дневник. Все поступки Зигзага диктуются его эмоциями и чувствами. Они импульсивны, легко находят выход из любой сложившийся ситуации, бывают колки и язвительны в общении, обладают хорошим природным чувством юмора. Зигзаги больше предпочитают предметы, где можно проявить свою креативность, их раздражают науки, которые требуют усидчивости и внимания, требуют следовать строгим правилам и законам. Если деятельность Зигзага стимулировать и похвалить, он «оживает» и начинает придумывать новые идеи и проекты. Зигзаги – идеалисты, они непрактичны и наивны. Они с трудом доводят начатое дело до конца.
Исследование
Адаптировав характеристику личностей, предложенную С. Деллингер, к школе, мы решили проверить теорию на своих одноклассниках. Действительно ли, выбор геометрической фигуры так точно передает характер человека? Тем более, что в описании темпераментов , мы не редко узнавали некоторых своих одноклассников.
Для исследования мы выбрали параллель восьмых классов (8а – 22 ученика, 8б – 26 учеников). Мы предложили им последовать инструкции и выбрать «свою» фигуру. А затем из списка характеристик выбрать семь, наиболее им свойственных.
Список: трудолюбие, усердие, потребность доводить начатое дело до конца, упорство, потребность в информации, склонность к систематизации данных, любовь к безукоризненному порядку;
Способность концентрироваться на главной цели, энергичность, неудержимость, сильная личность, решительность, уверенность, непоследовательность, непредсказуемость , меняться изо дня в день и даже в пределах одного дня , любознательность, живой интерес ко всему происходящему, чрезмерная доверчивость, внушаемость, наивность;
Хороший слушатель, чувствительность, всегда сопереживаю и сочувствую, приду на помощь любому, кто будет нуждаться, нерешительность.
Креативность, образность, интуитивность, непоследовательность, приключения, неординарность, непереносимость постоянства, люблю пошутить.
Итоги исследования
После проведения анкеты мы проанализировали полученные результаты:
Фигура |
круг |
треугольник |
квадрат |
зигзаг |
прямоугольник |
Количество человек, выбравших данную фигуру |
16 |
13 |
7 |
9 |
3 |
Количество совпадений выбранного характера с выбранной фигурой |
12 |
10 |
5 |
8 |
1 |
В ходе нашего исследования, мы пришли к выводу, что большинство наших одноклассников относятся к типу темперамента «круг». Наверное, поэтому у нас в классах не бывает конфликтов, мы любим проводить время вместе, легко общаемся в школе и дома. Много и «треугольников», это те кто стремится быть лидерами, у них есть четкие цели. И это, действительно так, большинство наших одноклассников очень хорошо учатся и активно участвуют в внеклассной и исследовательской деятельности. Аккуратистов и любителей порядка, «квадратов», не так много, но это потому, что мы любим активность и непредсказуемость и еще не очень научились хорошо организовывать свое время. Но есть к чему стремиться!
В нашем исследовании точность метода С. Деллингер составил 75%!
Заключение
Мы хотим надеяться, что наше исследование будет полезно учителям и классным руководителям, оно поможет им определиться, кому можно поручить подготовку серьезного доклада, а кому необычный творческий проект, а может, кто-то еще не определился и находится в поиске, и тогда помочь найти ему нужную идею, помочь выбрать правильный путь.
Источники
-
Алексеев А.А., Громова Л.А. «Психогеометрия для менеджеров», «Знание» РСФСР, 1991 г
-
Персональный сайт автора методики Сьюзен Деллингер http://www.drsusan.net/
-
Тараненко В., «Разоблаченный логотип, или Психогеометрия», Мультимедийное издательство Стрельбицкого, 2013 г.
- Вебинар «Игровая деятельность, направленная на развитие социально-коммуникативных навыков дошкольников: воспитываем эмпатию, развиваем умение договариваться и устанавливать контакты, осваиваем способы разрешения конфликтных ситуаций»
- Вебинар «Детская агрессия: нейроигровые приемы обучению саморегуляции, способам выражения гнева в приемлемой форме, формирование позитивных качеств личности»
- Контрольно-оценочная деятельность учителя начальных классов в условиях реализации ФГОС НОО
- Организация исследовательской и проектной деятельности обучающихся начальной школы как основное требование ФГОС НОО
- Методы и приемы формирования и оценки УУД младших школьников в соответствии с ФГОС НОО
- Проектирование современного урока математики: реализация требований ФГОС