Особенности организации и деятельности Микряковского школьного хора
Особенности организации и деятельности
Микряковского школьного хора
Авторы работы:
Толстова Татьяна Константиновна,
Толстов Борис Евгеньевич
МБОУ «Микряковская СОШ»
Хоровое пение – это коллективное творчество, которое приучает участвующих в нем к коллективному чувствованию, к коллективным действиям. Хоровое пение занимает особое место в процессе музыкально- певческого воспитания детей еще и потому, что является живым, творческим процессом воспроизведения музыкально - художественных образцов. «Никакая другая форма занятий не вызывает такой активности и подъема у учащихся, как пение хором» (Пономарьков И. П. Хоровое пение в школе. – М.; Л.; 1946.-с.3)
Создание хора в Микряковской школе выпало на тот момент в истории нашей страны, когда начались перестроечные процессы в экономике, в культурной жизни нашей страны. Школьные хоры, как и взрослые, никого не интересовали, о них ничего не было слышно и в средствах массовой информации..
Но не зря говорит В.И.Никешин – музыкант, руководитель и хормейстер московского детского хора «Луч», что профессия хормейстера живуча. «По выживаемости в условиях современной России ей нет равных, а подвижнический труд хормейстера всегда был нормой и образом жизни».
Любовь к хоровому пению будоражила наши души, воображение. Мы не могли допустить того, чтобы хоровое пение ушло на «нет» в школах нашей республики, а в частности, в нашем, Горномарийском районе.
В 1993 году мы с мужем Толстовым Борисом Евгеньевичем после недолгих уговоров директора школы Лукьяновой Зинаиды Владимировны приехали работать в село Микряково учителями музыки в школе. Инициативный директор, любительница пения, активная участница сводного Горномарийского хора, человек, болеющий душой за музыкальное воспитание детей в школе, она добилась введения экспериментальной программы по эстетическому воспитанию детей в Микряковской школе. Мы, поддерживаемые ее энтузиазмом, начали организовывать школьный хор.
Дети с хорошими музыкальными данными соглашались на занятия в хоре с большим трудом, без желания. Нам приходилось доказывать им о необходимости петь в хоре, о пользе пения. Проявив настойчивость, мы прослушали детей из всех классов. Многие дети не знали своих музыкальных способностей, были убеждены в своей полной непригодности к пению в
хоре. Однако, чаще всего, у таких детей обнаруживались и наличие слуха и голоса. Каждого учащегося прослушивали индивидуально, попросив спеть знакомую песню, но многие дети стеснялись этого, тогда мы просили повторять за нами разные звуки. Одни дети повторяли звуки и попевки застенчиво, но чисто, другие были более раскованы. Большинство из них были с хорошими музыкальными данными, но были желающие петь в хоре и
со слабыми данными. Когда дети были прослушаны и отобраны в хор, ознакомившись с диапазоном, тембром голосов учащихся, мы распределили их по партиям. Каждый принятый в хор записывался в специальный журнал, где указывался год его рождения, год обучения, домашний адрес, тип голоса
и качество тембра, диапазон.
Каждый руководитель знает, что основой успеха в хоровых занятиях является их регулярность. Очень часто руководство средней школы рассматривает деятельность хора как временное мероприятие в связи с той или иной кампанией, но в нашей школе такой проблемы не существовало.
Для обеспечения продуктивной работы хорового коллектива администрацией нашей школы созданы соответствующие условия: расписание хоровых занятий составляются с учетом школьного расписания, на время репетиций хора в школе не планируется других мероприятий, репетиций.
Постепенно дети были приучены к систематическим занятиям. Дисциплина - необходимое условие нашего совместного с детьми творчества. Если кто-то не может прийти в определенный день на занятие, то он обязательно об этом должен был предупредить руководителя, а больные дети, которые были в состоянии находиться на репетиции, сидят, но не поют. Если ребенок бледный, уставший, мы разрешаем ему сесть отдохнуть. Бывает и так, что приходится отпускать детей с занятия. Но основное правило наших занятий - требовательность и дисциплина - внешняя и внутренняя. Дети правила знают и стараются им следовать. На каждом занятии хора мы стараемся создавать атмосферу доверия к детям, как к взрослым. Они знают, что если мы что-то с них требуем, значит, каждый из них это в силах сделать. Работая в хоре, видим каждого ребенка, его состояние - физическое и эмоциональное, его настрой на работу. Доброжелательность, доверительный тон, добрый взгляд, одобряющая улыбка, многообразие поощрений за правильно выполненное задание – это наш стиль работы с детьми.
Начальный этап музыкального развития – накопление впечатлений осуществляется в самых разнообразных формах работы с хором: на занятиях, концертах, в общении с природой, при посещении выставок, музеев, театров.
Б. Яворский считал, что учитель должен руководить процессом накопления впечатлений, не оставлять ученика беспомощным в окружающем его мире,
поскольку впечатления ученик получает из разных источников, не всегда педагогически ценных.
Были организованы экскурсии в города Йошкар-Ола, Чебоксары, Козьмодемьянск с посещением исторических и этнокультурных музеев, совместные просмотры художественных фильмов, спектаклей, концертов известных певцов с последующим обсуждением каждого мероприятия. Такие
мероприятия способствуют воспитанию у детей чувства сплоченности, общности, чувства коллективизма.
Имея опыт работы с различными детскими и взрослыми хорами, мы знали, что нужно обязательно стимулировать отношение учащихся к хоровому пению, способствовать повышению музыкально- эстетического уровня ребят, используя для этого показ результатов своего труда.
В целях пропаганды и распространения детского хорового пения наш хор ежегодно выезжает с лекциями-концертами, отчетными концертами в школы района. Везде нас принимают тепло, с восторгом, приглашают еще с концертами. А в родном селе Микряково выступления нашего хора, солистов, ансамблей принимают на «бис». Жители всегда с нетерпением ждут наших выступлений.
За 23 года существования школьным хором дано более 200 концертов.
Хор, солисты, вокальные ансамбли, фольклорные ансамбли школы принимают активное участие во всех мероприятиях, проводимых в школе,
выступают на родительских собраниях, во многих районных, республиканских конкурсах, фестивалях, смотрах. Микряковский школьный
хор является визитной карточкой школы.
Ни один концерт не остается без поощрений и благодарностей. В фойе
школы на самом видном месте вывешиваются приказы с благодарностью участникам выступлений за активное участие, за успехи, а это поднимает престиж хористов в глазах своих одноклассников, товарищей, учителей школы.
Хор исполняет 2-х-3-х - голосные произведения марийских, русских, зарубежных композиторов, а также пропагандирует марийские песни своих
руководителей хора.
Важнейшей частью содержания обучения является подбор репертуара, так как от его качества в значительной мере зависит всестороннее эстетическое развитие, формирование мировоззрения, высокие нравственные качества, общее развитие музыкальной культуры учащихся. Поэтому при составлении его мы рассматривали его со следующих позиций:
- с воспитательной точки зрения – как данное произведение может влиять на формирование психологии ребенка;
- с педагогической - как песня может быть использована для индивидуального развития некоторых сторон музыкальности.
- в процессе освоения песни приобретается понимание детьми содержания произведения, его художественного образа.
- при подборе песен учитывались их эмоциональность, художественная ценность, доступность.
Правильно подобранный репертуар успешно развивает музыкально-певческие способности каждого участника, содействует их
всестороннему эстетическому развитию, формированию мировоззрения, высоких нравственных качеств.
При подборе репертуара мы соблюдаем принцип единства художественного и технического. Опираемся на особенности звучания детского певческого голоса, его тесситуры. Мы также учитываем психологическую подготовку хора, эмоциональность, динамику вокального развития. Репертуар нашего хора включает песни различного характера зарубежных, советских, русских современных композиторов и композиторов
– классиков. Гимн «Восхваление природы человеком» Л.В.Бетховена, песня В.Пьянкова «Я хочу, чтоб птицы пели» воспевают красоту родного края, русской природы, вызывает добрые эмоции у детей, рождает особую радость общения с музыкой. Особый глубокий смысл приобретают песни «Памяти павших героев» Г.Струве, «Россия» Н.Орловой, «Песня о России» В.Локтева, «Следопытский костер» В. Дубравина.
Воспитание интереса к марийской народной песне и другим жанрам
фольклора имеет огромное значение в работе Микряковского хора. Именно
через народный первоисточник ребята приобщаются к творчеству марийских
композиторов. Среди лирических песен горномарийского народа большой популярностью пользуется задушевная и необычайно пленительная песня «Сек цевер - Кырык сир» В.Захарова. Перед разучиванием песни мы подробно анализируем ее художественную ценность. Жемчужина горномарийской национальной музыки - старинная марийская свадебная песня «Шика-вика» вызывает у детей веселое, радостное настроение.
В торжественных песнях «Акпарс муланды» и «Микряково» авторов музыки Татьяны и Бориса Толстовых дети показывают величавый характер музыки, воспевающий чувство любви к Родине, высокое уважение к героическим и трудовым свершениям горномарийского народа.
В 1994 году на республиканском смотре детских хоров наш хор был
удостоен чести защищать Горномарийский район. Дети оправдали это доверие - хор занял I место на этом смотре, был награжден дипломом I степени и ценным подарком – двух - кассетным магнитофоном, а также дети радовались сладкому призу - целому пакету конфет. Это была первая победа Микряковского школьного хора, хотя он начал заниматься всего за полгода
до этого конкурса. Мы считаем, что мы с хором этого добились благодаря систематическим занятиям, серьезнейшему отношению детей и руководителей коллектива к хоровым занятиям.
4 марта 1995 года в школу приезжали гости из Финляндии и Японии, хор показал гостям свое мастерство, а в финале гости вместе с хором исполнили финскую песню «Руллатэ». Иностранцы были удивлены тому, что в далекой маленькой сельской школе есть такой замечательный хор, насчитывающий до 70 учащихся. На высоком уровне хор выступил на республиканском семинаре учителей музыки в марте 1995 года. В апреле 1995 года хор выступал на смотре художественной самодеятельности районов, посвященном 50-летию Победы советского народа в Великой Отечественной войне, район тогда занял 2 место.
4 марта 1996 года хор сняли на Йошкар-Олинское телевидение и показали это выступление в детской передаче «Шонанпыл» («Радуга»).
В апреле 2000 года хор защищал честь района на республиканском смотре художественной самодеятельности, посвященном 55-летию Победы советского народа над фашистской Германией, где Горномарийский район занял 1 место. А на республиканских конкурсах народного творчества, посвященных 60-летию и 65 -летию Победы, хор Микряковской школы стал дипломантом.
С 1993 года Микряковский школьный хор является базовым коллективом для проведения районного детского праздника «День защиты детей». Он явился зачинателем массового хорового пения школьников района, которое перешло во взрослый праздник хорового пения в районе и республике «Пеледыш айо» (Праздник цветов»). Здесь мы видим прямую преемственность поколений и подтверждение слов К. Ушинского «Запоет школа - запоет народ».
В апреле 2006 года хор был приглашен на смотр городских детских хоров «Хоровая весна - 2006» в г. Йошкар-Ола в качестве показательного хора, был удостоен Почетной Грамоты и Диплома этого конкурса. Председатель ПЦК отделения «Хоровое дирижирование» колледжа культуры
и искусства имени И.С.Палантая, заслуженный работник культуры РМЭ
А.Я.Гинзбург дала рекомендацию хору на звание «образцовый» и в ноябре 2007 года состоялась его защита.
Школьный хор поет в составе сводного межрегионального хора на празднике горномарийского народа «Пеледыш айо» («Праздник цветов») является победителем международного интернет-голосования «7 чудес финно-угорского и самодийского мира» в 2011 году. В 2014 году наш хор стал Лауреатом 2 степени XI межрегионального фестиваля – конкурса национальной патриотической песни «Душа России».
Мне хочется перефразировать слова композитора, педагога, Лауреата Ленинской и Государственной премий Д.Б.Кабалевского, что музыка является методом воспитания, воздействия на нравственность, обогащения
духовного мира не только учащихся, но и взрослых слушателей. Вот как раскрывают существо этой роли письма, отзывы некоторых слушателей о выступлениях нашего хора, о том, какие чувства вызывает в них музыка, пение детей.
«Первый раз я слышала этот хор еще в 1994 году, когда в его составе было 70 с лишним детей. Как этот хор пел! Словно летит он куда – то! И ты с ними летишь, и душа поет! Так вдохновенно он тогда пел! Татьяны Толстовой «Йыл гишан шанымаш» («Думы о Волге»), действительно видишь широкие просторы нашей матушки Волги. Голоса детей летят, звенят, дети поют вдохновенно, сливаясь с дирижером в одно целое. Новые костюмы, весь вид хора напомнил мне выступления детских хоров по телевизору, когда их часто показывали. Молодцы, Толстовы!!! Вам удалось создать настоящий хор!» - писала Егорова М.И.- методист Горномарийского РОО о выступлении хора на смотре детской художественной самодеятельности 20 марта 2000 года. Еще один отзыв после концерта на 9 мая бывшей учительницы русского языка и литературы Микряковской средней школы Першуткиной Нины Александровны, в настоящее время она находится на заслуженном отдыхе: « Понравился концерт нашей школы, поют как настоящие артисты. Особенно понравился школьный хор, я даже прослезилась, когда дети пели песню о матерях (имеется ввиду песня Г.Струве «Матерям погибших героев»). Как они серьезно все поют! Сейчас такое время, когда хоры никому не нужны, а вы все поете!». «Вы делаете большое дело. Наши дети учатся правильно петь, приучаются к дисциплине. Все дети старательно открывают рот. Хор поет красиво, его пение берет за душу, особенно исполнение песни «Смолк давно соловушка». Хорошо, что у нас в Микряково есть такой детский хор. Я сама люблю петь, ходила в музыкальную школу учиться играть на гуслях, пела в женском вокальном ансамбле. Мне очень нравится, как поет ваш хор. Понравилось, что он выглядит чисто, опрятно, красиво смотрится хор в одинаковых костюмах» - так отозвалась о хоре жительница села Микряково Лукьянова Людмила Анатольевна после смотра детской художественной самодеятельности 19 февраля 2002 года. Завуч нашей школы Краснова Н.К так говорит о хоре на родительском собрании: «Я очень рада и довольна тем, что у нас в школе есть детский хор, который славит нашу школу своим многолетним творческим существованием и своей результативной деятельностью. Хор много выступает перед населением, перед школьниками района, ведет пропаганду хорового искусства. Он всегда показывает качественный уровень исполнения хоровых произведений. После концерта всегда слышишь о нем хорошие отзывы. Руководители Толстовы очень серьезно относятся к хоровым занятиям. Это профессионалы своего дела. Я надеюсь, что хор под их руководством будет еще долго продолжать свою работу, будет воспитывать детей нашей школы в духе патриотизма, товарищества, коллективизма, воспитывать в них чувство прекрасного».
Особенно приятны и значимы для нас слова выпускницы и солистки нашего хора, ныне молодой учительницы изобразительного искусства Микряковской школы Митиной Л.Н.: «Татьяна Константиновна, я с удовольствием и благодарностью вспоминаю когда я пела в этом хоре. Какое это было интересное время! Помню, как мы первый раз с хором поехали на конкурс хоров в г. Йошкар-Ола, как мы переживали перед выступлением! А когда стали вручать грамоты и призы всем хорам, а наш хор долго не называли, мы думали, что выступили очень плохо. А когда в конце сказали, что Микряковский хор занял 1 место, мы от радости все запрыгали, кричали «Ура!». Я это запомню на всю жизнь! Сейчас очень часто вспоминаю наши поездки с концертами в другие школы, клубы. Как здорово нас везде принимали! Было очень интересно ездить на школьном автобусе всем вместе! Спасибо вам с Борисом Евгеньевичем за чудесные школьные годы!» Какое счастье для учителя услышать такие слова от своих учеников!
И, действительно, «тот, кто по – настоящему увлечен музыкой, хоровым пением, полюбил его, уже находится под его властью и испытывает на себе его покоряющую, могучую силу – сознает он это или не сознает» (Д.Б.Кабалевский. Педагогические размышления. М. 1986, стр. 73).
- Международный вебинар «Формирование креативного мышления как элемента функциональной грамотности на уроках литературного чтения в начальной школе»
- Вебинар «Игровая деятельность, направленная на развитие социально-коммуникативных навыков дошкольников: воспитываем эмпатию, развиваем умение договариваться и устанавливать контакты, осваиваем способы разрешения конфликтных ситуаций»
- Вебинар «Детская агрессия: нейроигровые приемы обучению саморегуляции, способам выражения гнева в приемлемой форме, формирование позитивных качеств личности»
- Международный вебинар «Рисование ватными палочками как нетрадиционная техника рисования и метод коррекции психических состояний дошкольников»
- Современные тенденции развития шахматного образования в РФ. Научные идеи и концепции обучения шахматной игре
- Международный вебинар «Требования охранительного педагогического режима к коррекционно-образовательному процессу для обучающихся с НОДА»