О чем может рассказать музыка
Цель: Развитие познавательных и исполнительских компетенций через различные формы творческой деятельности учащихся.
Разработка
открытого внеклассного занятия
«О чём может рассказать музыка»
Преподаватель Обухова О.А.
Дата:
Класс: 1 - 5
Тема: Творческая деятельность учащихся в классе баяна, аккордеона.
Цель: Развитие познавательных и исполнительских компетенций через различные формы творческой деятельности учащихся.
Задачи: Расширить сферу знаний об исполняемых произведениях; развить исполнительские навыки игры в ансамбле и под фонограмму; развить навыки исследования и поиска нужной информации с помощью различных источников; воспитать исполнительскую культуру и эстетический вкус.
Оборудование: Магнитофон, баян, аккордеон, фотографии.
Музыкальный материал: Р. Бажилин – «Деревенские наигрыши», «Сказочная сюита», «Автомобиль», «Грибы»; П. Маккартни «Естудей»; И. Корнелюк «Город, которого нет»; А. Рыбников «Я тебя никогда не забуду»; Жаяу Муса «Шорманга»; Неизв. автор «Каламбур».
Ход занятия
У: Добрый день, дорогие ребята и уважаемые гости! Я рада приветствовать вас на открытом заседании нашего классного творческого объединения «Озорные наигрыши».
Темой первой четверти текущего учебного года были подбор и аранжировка мелодии в процессе самостоятельной творческой деятельности. В процессе работы ребята изучали историю создания произведений, пытались интерпретировать художественный образ, заложенный композитором в музыке, совершенствовали концертмейстерское мастерство, развивали исполнительские навыки с помощью технических средств. Сегодня мы попробуем обобщить полученные в течение четверти опыт и знания. Помогать мне будет ученица 3 класса Даша Гаджиева.
Д: В жизни нас окружает множество разнообразных звуков: шум деревьев, шелест опавшей осенней листвы, жужжание пчел, раскаты грома, пение птиц, городской шум, голоса людей и животных. И, конечно, музыка! Она сопровождает нас с раннего детства, без нее немыслима современная жизнь человека.
У: У каждого человека свои интересы в музыке. Кому - то нравится классика, рок, этническая и медитативная музыка. Сегодня мы собрались в нашей музыкальной гостиной, что бы рассказать о музыке, которую мы играем на уроке специальности, ансамбля.
В произведениях искусства, словно в зеркале, отражается вся красота окружающего нас мира. Картины природы, времена года, бытовые зарисовки, детские образы. Первую часть нашей беседы мы посвятим программной музыке.
Д: В переводе с греческого языка «программа» - «объявление», «распоряжение». Это такие музыкальные произведения, которые имеют определённый заголовок или литературное предисловие, созданное самим композитором. Благодаря конкретному содержанию программная музыка более доступна и понятна слушателям, а выразительные средства наиболее рельефны и ярки.
Примером программной музыки для аккордеона могут послужить пьесы современного композитора, исполнителя – аккордеониста и педагога – Романа Николаевича Бажилина. (показать фотографию)
Круг его интересов охватывает разные области музыкального искусства и методики обучения музыке.
У: Музыка Романа Бажилина по существу программна. Каждая пьеса имеет яркий образный строй, связанный с различными впечатлениями. Это картины природы портретные зарисовки, жанровые сцены. Сочинения Романа Бажилина доступны самой различной аудитории, ней ясно ощущается оригинальный авторский стиль, музыкальный язык. Автору удается в простых гармонических сочетаниях достичь яркой палитры образов, красок.
Д: Одно из программных сочинений для детей является «Сказочная сюита». Об этом произведении расскажет Спиридонов Андрей.
А: «Сказочная сюита» состоит из четырёх пьес. Каждая пьеса имеет название и открывается небольшим предисловием. Для более точной передачи художественного образа композитор использует музыкальные изобразительные приёмы. Это: однообразные секундовые ходы в басу, гибкую динамику, приём деташе мехом, кластеры.
У: Я предлагаю прослушать эту сюиту. Исполнение. Ведущий зачитывает предисловие к пьесам.
У: Слово предоставляется Черносвитову Даниилу.
Д: Я расскажу о пьесе Романа Бажилина «Деревенские гуляния». Эта пьеса написана в форме небольших вариаций частушечного характера. Композитор применил приём игры деташе мехом, что напоминает звучание гармони.
Д: Романом Бажилиным написаны целые сборники для начинающих аккордеонистов. Сборник «Учимся играть на аккордеоне» состоит из программных пьес и фонограмм к ним. С некоторыми пьесами мы вас сегодня познакомим.
У: «Грибы» - так называется пьеса, которую исполнит Колмакова Светлана.
С: В этой пьесе композитор передаёт радость и хорошее настроение от прогулки по лесу в поисках грибной семейки. Для передачи радостного настроения композитор использует штрих стаккато и движение мелодии поступенно вверх. Исполнение
У: Пьесу «Радуга» исполнит Кулбеков Дамир. Исполнение.
Д: Черносвитов Даниил представляет вашему вниманию следующую пьесу – «Автомобиль».
Д: Аккорды из секунд изображают сигнал автомобиля, а синкопы в мелодии придают ей джазовые интонации. Мне представляется игрушечный автомобиль из мультфильма Уолта Диснея. Исполнение.
Д: Программная музыка написана не только для детей. Во всем мире известен эстрадный оркестр под управлением Джеймса Ласта. Пьесу «Одинокий пастух» можно считать «Визитной карточкой» этого композитора. В оригинальном звучании оркестра мелодию исполняет окарина – деревянный духовой инструмент, распространённый у американских индейцев. Сегодня это произведение прозвучит в исполнении Спиридонова Андрея. Исполнение
У: Мы переходим ко второму блоку нашей гостиной. Он посвящается самому популярному жанру музыки – песне.
Д: Говорят: «Песня – душа народа». Она всегда рядом с человеком и в радости, и в горе, от самого рождения до смерти. У песен нет границ, нет возраста, они живут вне времени. Песни, пришедшие из глубины времён в новой обработке получают новую жизнь и радуют слушателей.
У: Неповторимые песни казахского акына Жаяу Мусы отличаются тем, что в них слышатся и мотивы татарских и русских мелодий. Засухин Никита предлагает вашему вниманию изящную обработку Анатолия Гайсина песни Жаяу Муссы «Шорману». Исполнение
Д: Юрий Михайлович Чичков написал огромное количество песен. Они стали классикой детского
жанра. Творчество для детей, как говорил сам композитор, держится на трёх китах: «Музыка и стихи должны быть услышаны сердцем, в детской песне должно быть заложено доброе, волшебное зёрнышко и самое главное — любовь к детям!»
У: Во второй половине 20 века песни Юрия Михайловича Чичкова звучали на радио и телевидении. Их исполняли как большие, прославленные детские хоры, так и маленькие школьные, солисты-дети и
популярные, знаменитые исполнители. Большое количество произведений посвящено школе. Сейчас невозможно представить себе школьный праздник без песен «Одноклассники-однокашники», «Утро школьное, здравствуй», «Детство — это я и ты", "Из чего же, из чего же...", "Наташка-первоклашка", «Наша школьная страна» настолько полюбилась ребятам, что можно сказать стала школьным гимном.
Д: Я предлагаю вашему вниманию песню Юрия Чичкова «Свирель да рожок». Исполнение.
У: Очень часто случается, что музыка, написанная для радио, театра или кино, становится популярной и начинает жить самостоятельной жизнью. Таковым является «Романс «Я тебя никогда не забуду» из рок-оперы Алексея Рыбникова «Юнона и Авось» на стихи Андрея Вознесенского. Даша Гаджиева провела исследование истории создания этого произведения.
Д: «Юно́на» и «Аво́сь» — одна из наиболее известных советских рок-опер. Премьера состоялась 9 июля 1981 на сцене Московского театра имени Ленинского комсомола (режиссёр Марк Захаров, постановка танцев Владимира Васильева, художник Олег Шейнцис), в репертуар которого спектакль входит до сих пор.
У: В названии спектакля использованы имена двух парусников, «Юнона» и «Авось», на которых совершала своё плавание экспедиция Николая Резанова. Сюжет поэмы «Авось!» (1970) и рок-оперы основан на реальных событиях и посвящен путешествию русского государственного деятеля Николая Петровича Резанова в Калифорнию в 1806 и его встрече с юной Кончитой Аргуэльо, дочерью коменданта Сан-Франциско.
По воспоминаниям Андрея Вознесенского, поэму «Авось» он начал писать в Ванкувере, когда, как он сам вспоминает, «глотал… лестные страницы о Резанове толстенного тома Дж. Ленсена, следя судьбу нашего отважного соотечественника». Кроме того, сохранился и был частично издан путевой дневник Резанова, который был также использован Вознесенским.
Николай Резанов, один из руководителей первой русской кругосветной экспедиции, в 1806 прибыл в Калифорнию для того, чтобы пополнить запасы продовольствия для русской колонии на Аляске. Его полюбила 16-летняя Кончита Аргуэльо, с которой они обручились. Резанов был вынужден вернуться на Аляску, а затем ехать к императорскому двору в Санкт-Петербург, чтобы выхлопотать разрешение на брак с католичкой. Однако по дороге он тяжело заболел и умер в Красноярске в возрасте 43 лет. Кончита не верила доходившим до нее сведениям о смерти жениха. Только в 1842 английский путешественник Джордж Симпсон, прибыв в Сан-Франциско, сообщил ей точные подробности его гибели. Поверив в его смерть лишь тридцать пять лет спустя, она дала обет молчания, а через несколько лет приняла постриг в доминиканском монастыре в Монтеррее, где провела почти два десятилетия и скончалась в 1857 году.
А спустя еще два века, произошел символический акт воссоединения влюбленных. Осенью 2000 года шериф калифорнийского города Бениша, где похоронена Кончита Аргуэльо, привез в Красноярск горсть земли с ее могилы и розу, чтобы возложить к белому кресту, на одной стороне которого выбиты слова «Я тебя никогда не забуду», а на другой — «Я тебя никогда не увижу».
У: Музыка романса передаёт всю возвышенность чувств и трагедию двух любящих людей.
Исполнение.
У: Песня Игоря Корнелюка «Город, которого нет» стала лейтмотивом популярного телесериала. Её запоминающаяся мелодия часто звучит со сцен концертных залов и экранов телевизоров. Инструментальное исполнение песни предлагает вашему вниманию Засухин Никита. Исполнение.
Д: Мультфильм «Приключения бременских музыкантов» настолько полюбился зрителям, что вскоре авторы выпустили продолжение этого мультфильма. А вот песня бременских музыкантов звучит уже не один десяток лет. Её любят слушать, петь и играть , наверное, все дети.
Д: У меня дома есть запись этой песни, я её часто слушал. Когда я выучил её на аккордеоне, она стала моим любимым произведением. Исполнение.
Д: В истории рок - музыки британская группа «Битлз» занимает особое положение. Эти музыканты совершили переворот, превратив развлекательную музыку в серьезное искусство. Если собрать воедино все написанное о "Битлз", то получится несколько увесистых томов. Yesterday (рус. «Вчера») сочинена Полом Маккартни в 1965 году. При записи песни Yesterday впервые в истории «Битлз» в работе не участвовал никто из музыкантов, кроме Маккартни: аранжировка песни состоит только из акустической гитары, на которой играет Пол, и струнного квартета, партии которого сочинили вместе Джордж Мартин и
Маккартни, что отличает Yesterday от всех остальных песен ансамбля, выпущенных к тому времени, и делает её одной из первых рок-баллад.
У: Yesterday остаётся популярной ныне. В 1999 г. британская радиостанция Би-би-си-2 провела исследование на основе опросов среди музыкальных экспертов и слушателей, а также на основе показателей продаж, по результатам которого назвала Yesterday лучшей песней XX столетия. Согласно книге рекордов Гиннесса, на эту песню было сделано больше кавер-версий, чем на любую другую из когда-либо написанных: со дня написания до 2003 – 5256. Для вас играют Засухин Никита и Гаджиева Даша. Исполнение.
У: Поскольку сегодня мы говорим о самых популярных жанрах музыке – песне и эстрадной музыке, нельзя не вспомнить ещё один очень интересный жанр: попурри.
Д: Попурри в переводе с французского – смешанное блюдо. Инструментальная пьеса, содержание которой представляет собой гармоническое сочетание нескольких популярных мотивов как классических произведений, так и сочинений отдельных композиторов, народных песен и музыкальных номеров знаменитых кинофильмов. Например, в попурри, которое вы сейчас услышите, звучат мелодии популярной группы «Абба», песенки Владимира Шаинского «Голубой вагон», «Позвони мне, позвони» из кинофильма «Карнавал» и популярной в наши дни песни Александра Рыбака «Сказка». Исполнение.
У: В следующем попурри неизвестного автора переплелось столько широко известных мелодий, что перечислять их не имеет смысла. Мы назовём это попурри просто «Каламбур». Исполнение.
У: Следующим номером нашего необыкновенного концерта будет своеобразная творческая деятельность, в которой присутствует музыка, танец, ритм и хорошее настроение, которым мы с удовольствием поделимся. Встречайте «Финская полька» в исполнении группы ансамбля «Озорные наигрыши». Исполнение.
У: Надеюсь, что усилия юных исполнителей увенчались успехом и это общение с любимыми произведениями оставили у каждого из присутствующих добрый след в душе. Закончить наше мероприятие позвольте словами замечательного советского поэта Константина Ибряева:
Концерт окончен, музыка вдруг смолкла.
Но так ли это? Кажется, сейчас
Она звучит и будет долго-долго
Ещё звучать для каждого из нас.
И будет звать в неведомые дали,
Звенеть, искриться радугой-дугой,
Как будто нам жар-птицу в руки дали
И напоили всех живой водой…
Такой могучей, сказочною силой
Порой бывает музыка полна,
Что кажется, как солнце, негасимой,
Как океан, безбрежною она…
Лучшая награда артисту – аплодисменты, похлопаем друг другу и поблагодарим зрителей за внимание. До новых встреч.
Список литературы
1. Музыка, серия «Я познаю мир», Истомин С. В., ООО «Издательство Астрель», 2002.
2. Р. Бажилин «Учимся играть на аккордеоне», альбом пьес для начальных классов детских музыкальных школ. Тетрадь 2. г. Москва, Изд. В. Катанского, 2006 г.
Интернет-ресурсы:
- Вебинар «Основные правила и способы информирования инвалидов, в том числе граждан, имеющих нарушение функции слуха, зрения, умственного развития, о порядке предоставления услуг на объекте, об их правах и обязанностях при получении услуг»
- Квест – современная игровая технология обучения дошкольников в условиях ФГОС ДО
- Вебинар «Формирование детского коллектива как основа позитивной социализации»
- Международный вебинар «Особенности исследования нарушенных психических функций в детской нейродефектологии»
- Международный вебинар «Нейропсихологический подход в проектировании коррекционных курсов для индивидуальных и групповых занятий в практике работы нейродефектолога»
- Диагностическая работа в образовательной организации в соответствии с ФГОС. Диагностика эмоционально-личностных особенностей детей