Проект: Создание мини-музея «Загадочный мир камня»
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
Новоульяновский детский сад общеразвивающего вида «АБВГДейка»
Проект: Создание мини-музея «Загадочный мир камня»
Казанцева Татьяна Александровна
МДОУ Детский сад «АБВГДейка»,воспитатель
г.Новоульяновск, 2015 г.
Проект : Создание мини-музея «Загадочный мир камня».
Вид проекта: групповой, информационно-познавательно-исследовательский. Форма презентации: оформление мини-музея камня, экскурсия в музей (проводят дети старшей группы) Направление - естественно-научное, с элементами краеведения. Продолжительность проекта: долгосрочный . Сроки и место проведения проекта: сентябрь -март., МДОУ Д/С «АБВГДейка» Участники проекта: Дети старшей группы (5-6 лет), родители воспитанников, воспитатели группы. Актуальность проекта. Еще в дошкольном детстве ребенок должен научиться ориентироваться в природе, явлениях окружающей действительности, общественной и собственной жизни. Чтобы сформировать у детей целостное представление об окружающем мире, следует уделять больше внимания для комплексного изучения живой и неживой природы, экосистемы региона, страны в целом. А давайте мы внимательно посмотрим под ноги, поднимем и рассмотрим одно из загадок природы – камень. Мало кто задумывался о том, что земля состоит только из двух компонентов, камня и воды. С древних времен известна связь человека с природой и с камнем. Камни и минералы- это удивительные дары природы .Люди с большим уважением относились к загадочным и таинственным силам камней.
Знакомство детей с полезными ископаемыми Ульяновской области, добываемыми в карьерах города Новоульяновска , просто камнями, найденными на берегу нашей реки Волги, способствует расширению кругозора детей, умению устанавливать связи между свойствами и признаками разнообразных материалов, умению определять материалы, из которых изготовлены предметы, знакомству с профессиями людей. Приобщение детей к экспериментальной, исследовательской деятельности является средством формирования у них любознательности, интереса к природным богатствам.
Знания, приобретенные детьми в ходе проекта, становятся достоянием их личного опыта. Они получены в ответ на вопросы, поставленные самими детьми в процессе проектной деятельности. Самое лучшее открытие то, которое ребенок сделал сам.
|
|
Цель проекта: создание условий для развития познавательных и исследовательских способностей воспитанников ,для формирования целостного мировидения ребенка дошкольного возраста средствами эксперимента, итог- создание мини-музея «Загадочный мир камня».
Задачи проекта:
Формировать навыки исследовательской деятельности, направленной на познание окружающего мира; Развивать умение определять материалы, из которых изготовлены изделия из камня, обследовать камни, называть их свойства и особенности, классифицировать камни по их отличительным признакам.
Формировать интерес к объектам неживой природы и к опытнической деятельности с ними.
Обогащать словарный запас дошкольников, активизировать мыслительные способности.
Формировать нравственно-патриотические чувства к родному краю, гордость за культурно-историческое наследие.
Развивать любознательность, интерес и бережное отношение к разнообразным природным ресурсам Ульяновской области и родного города.
Содержание проекта:
Проект создания мини-музея «Загадочный мир камней» знакомит детей старшего дошкольного возраста с разнообразием и свойствами разных камней, их особенностями, значением и многообразном использовании их человеком. У детей развивается интерес к объектам неживой природы, формируются нравственно- патриотические чувства по отношению к малой Родине.
Ход проведения проекта
Раздел программы |
Виды детской деятельности |
Игровая деятельность Познавательное развитие Исследовательская деятельность Речевое развитие Продуктивная деятельность Работа с родителями |
Дидактические игры с камнями на развитие сенсорных способностей, мелкой моторики рук: «Подбери такой же камень», «Узнай на ощупь», «Мозаика из камней», «Каменный лабиринт», «Выложи камешки по шаблону». Настольно-печатные игры: «Что из чего сделано», «Шашки», «Полезные ископаемые», «Подбери камешек» (закрепить названия природных и искусственных камней). Сюжетно-ролевые игры: «Мы -геологи», «В пещере горного короля», «В ювелирной мастерской», « Мы- шахтеры». Строительные игры: «В Новоульяновском карьере», «Добыча полезных ископаемых». Подвижные игры: «Камень-бери», «Мы- скалолазы», «Царь горы», «Найди свой камень». Цикл тематических занятий на тему: « «Камни- это интересно», «Что такое полезные ископаемые и как их добывают?», «Полезные ископаемые Ульяновской области», «Знакомьтесь-аммониты», «Симбирцит- камень, который приносит удачу», « Камни, которые пишут», «Вулканические камни», « Камни, рожденные морем». «Значение камней и их польза для людей», «Наш цемзавод». Изготовление и оформление экспозиций мини-музея «Загадочный мир камня». Знакомство с профессиями родителей: каменщик, экскаваторщик в карьере (приглашены с выступлениями в группе). Создание альбомов «Мир камней», «Камни из которых строят», «Камни, которые лечат» Сбор коллекции камней. Рассматривание коллекций камней. Опыты с камнями: Соль (вырастили кристаллы соли, соленая вода не дает утонуть предмету), Вода и камень (как вода разрушает камни), Самый тяжелый и легкий (сравнение камней по весу), Есть ли в камне воздух? Каким камнем лучше всего рисовать на асфальте (мел, уголь, графит)? ,“Почему говорят- крепкий, как камень», «Что внутри горы?» Экспериментальная деятельность: Каким камнем лучше всего рисовать на асфальте (мел, уголь, графит)?. Рассматривание камней через лупу -Описать “кто что видит” (кристаллики, трещинки, узоры и т.д.) . Составление детьми творческих рассказов «Хорошо – плохо»-свойства камня (ТРИЗ), «Если б я стал камнем». «Угадай какой я камень нашел?» -составление мини-рассказа описания найденного камня. Создание и иллюстрирование альбома «Сказания о камнях». Видеофильмы и диафильмы: «Малахитовая шкатулка», «Каменный цветок»,«Серебряное копытце»; Чтение книги «Приключения Мелочка »-авторская книга Романовой .В.Н .г. Новоульяновск ; Чтение- Н.И.Сладков «Сушёные камни», «Похлебка из камней»-итальянская сказка; «Медведь-камень»-японская сказка, Е.Каретникова «Русалкин камень»,А.Агафонова «Сказка о гноме и камне-радуге» Заучивание детских стихотворений о камнях, авторы-В.Кулаев, Е.Шендрик, А.Орлова, С.Островский. Изо-деятельность: «Волшебные превращение камней» (рисование по замыслу) , рисование камешком на песке, рисование сюжета на камне, рисование песком,солью, мелками на асфальте, простыми карандашами. Составление панно и коллажа из камней. Конструирование: сооружение построек и поделок из камней: «Дворец из камня», «Каменные замки», «Домик Наф-Нафа». Изготовление макетов: «Вулканы и горы», «Камни которые пишут», «Камни рожденные морем», «Драгоценные камни», «Аммониты», «Симбирциты». Оформление мини -энциклопедии “Мир камней” для детей- дошкольников. Изготовление поделок из природного камня «Что из чего?» Изготовление настольных игр с использованием камней «Крестики-нолики», «Пятнашки». Выставка совместных работ родителей и детей из камня: «Каменные шедевры». Встречи с интересными людьми. Рассказ о профессии. Экскурсия к реке Волга. Оформление в группе мини-музея «Загадочный мир камней» (активная помощь родителей) Презентация музея (представляют дети). |
Ожидаемый результат:
У детей сформированы представления о свойствах камней, об особенностях их внешнего вида, знания о пользе камней в природе и жизни человека. Имеют представления о том, как добывают камни и как их используют, какими полезными ископаемыми богата Россия ,Ульяновская область,г.Новоульяновск. Проявляют познавательные способности: демонстрируют предпосылки поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы. Воплощают идеи в творческой деятельности.
Использование результатов:
Результатом этого проекта стало приобретение детьми навыков бережного, созидательного отношения к окружающему миру, новых знаний ,что позволило сформировать предпосылки учебных и исследовательских умений и навыков в соответствии с основными линиями развития.
1.Голицын.М.С. «Сокровища Земли» Я познаю мир. М. Изд – во АСТ, 2001г.
2.Дыбина. О.В. Неизведанное рядом: Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников / О.В.Дыбина, Н.П.Рахманова, В.В.Щетинина. – Москва. Творческий центр, 2004.
3. Дыбина. О.В. Ребенок в мире поиска / О.В.Дыбина.-Москва. Творческий центр 2007
4.Иванова, А.И. Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду / А.И.Иванова. – Москва. ТЦ Сфера, 2006.
5.Рыжова Н.А. «Что у нас под ногами «(песок, глина, камни) М,2005г.
6.Рыжова Н.А. «Мини музей в детском саду» М,Линка – Пресс, 2008г.
6.Тайны природы (Школа семи гномов для занятий с детьми от 5 до 6 лет)- Издательство Мозайка – Синтез 2008г.
7.Материалы интернет-сайтов.
- Вебинар «Игровая деятельность, направленная на развитие социально-коммуникативных навыков дошкольников: воспитываем эмпатию, развиваем умение договариваться и устанавливать контакты, осваиваем способы разрешения конфликтных ситуаций»
- Вебинар «Современные методики и технологии коррекционно-образовательной работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья»
- Вебинар «Основные правила и способы информирования инвалидов, в том числе граждан, имеющих нарушение функции слуха, зрения, умственного развития, о порядке предоставления услуг на объекте, об их правах и обязанностях при получении услуг»
- Вебинар «Тест Векслера как методика исследования интеллектуальной сферы у детей и взрослых: описание и особенности применения в психолого-педагогической деятельности»
- Вебинар «Рисование кулачком как нетрадиционная техника изодеятельности в работе с детьми дошкольного и младшего школьного возраста»
- Вебинар «Речевая развивающая среда дошкольной образовательной организации в соответствии с требованиями ФГОС ДО»