Мы живём на земле Волгоградской
Сафонова Светлана Владимировна, воспитатель муниципального дошкольного образовательного учреждения детский сад № 60 Краснооктябрьского района г. Волгограда
Тема: Мы живём на земле Волгоградской
Актуальность: знакомить с историей и достопримечательностями родного города, побуждать детей к сохранению и приумножению его красоты, вызвать чувство гордости за своих земляков.
Особое внимание уделяется в нашем детском саду и знакомству с родным городом. Ведь Волгоград – это город-солдат, город-памятник, город-герой, город-красавец – благодатнейшая почва для воспитания патриотических чувств. Наш город знает весь мир. И задача воспитателя умело показать это детям, зажечь в их маленьких сердцах искру любви.
В младшем дошкольном возрасте большая часть работы по знакомству с родным городом проводится вне занятий. Детям рассказывают, где трудятся родители, что делают для того, чтобы город был нарядным, чистым.
Воспитатель проводит занятия по знакомству с главными достопримечательностями города. Основная цель - вызвать у детей чувство восхищения красотой родного города, подчеркнуть, что всё вокруг создано руками людей.
Познакомить детей с понятием город и село. Чем отличается город от села (транспорт, дома, труд людей), как помогают город и село друг другу.
Основная задача воспитателя средней группы показать как красив, наряден, удобен для жилья и отдыха наш город, город – красавец.
С детьми старшей группы рекомендуем занятия по знакомству с городом проводить раз в месяц.
Основная задача – показать детям, что Волгоград не только город – красавец, но и город – труженик. Дать представления о том, какие промышленные предприятия работают в городе, какую продукцию они выпускают. Удобнее всего это сделать после закрепления знаний о родном районе. Начать рассказ о городе – труженике именно с предприятий, на которых работают родители и которые находятся в непосредственной близости от детского сада.
Дать понятие о том, почему Волгу называют Волга – труженица, Волга – кормилица.
Дети закрепляют полученные знания в продуктивной творческой и игровой деятельности.
Воспитатель закрепляет и углубляет знания детей о городе – красавце, городе – труженике. Знакомит детей с городом – героем Волгоградом. Рассказывает, почему наш город герой, знакомит с гербом города и его наградами.
Воспитатель закрепляет знания о своём районе. Следует познакомить их с близлежайшей школой, в которую они пойдут учиться. Проводится экскурсия в библиотеку (в детскую, районную или школьную)
В наших группах созданы патриотические уголки, в которых представлены герб и флаг России, собраны открытки, иллюстрации с видами города, пословицы о Родине, настольно – печатные игры, сувениры, книги и альбомы о Великой Отечественной войне, детские рисунки, альбом «Родная улица моя» и др. Уголок постоянно пополняется новыми экспонатами: рисунками, рассказами, фотографиями, поделками.
В нашей группе существуют хорошие традиции:
-
мы проводим праздник посвящённый Дню Победы, а после ходим в парк Дворца культуры им.Гагарина возлагать цветы погибшим воинам.
-
сотрудничаем со школой № 98 , посещаем с ребятами музей Боевой славы.
КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ
Составила: воспитатель высшей категории
МОУ детского сада № 60
Сафонова С.В.
Вид деятельности: познавательная деятельность.
Тип: обобщающий
Тема занятия: «Путешествие на воздушном шаре»
Возраст детей: 6 лет.
Способ организации детей на занятии: подгруппа детей.
Предварительная работа с детьми: разучивание пословиц и чтение стихов о Родине, экскурсия детей с родителями на Мамаев курган, изучение герба Волгограда, фотовыставка «Наш родной город».
Наглядный дидактический материал:
а) демонстрационный дидактический материал: слайды с изображением России,слайды с изображением Мамаева кургана, Планетария, парка аттракционов, стадиона и Центральной набережной.
б) раздаточный дидактический материал: альбом памятных мест Волгограда, игра «Собери герб Волгограда», кроссворд.
Словарь новых слов: волгоградцы.
Ход занятия.
Вводная часть.
Воспитатель читает отрывок из стихотворения «Наша Родина» Н.Забилы. Слайды с изображением красивых мест России.
Как велика моя земля,
Как широки просторы!
Озера, реки и поля,
Леса, и степь, и горы.
Раскинулась моя страна
От севера до юга:
Когда в одном краю весна,
В другом – снега и вьюга.
Когда глухая ночь у нас
Чернеет за оконцем,
Дальневосточный край в тот час
Уже разбужен солнцем.
И поезд по стране моей
К границе от границы
Не меньше чем за десять дней-
И то едва домчится…
Воспитатель: Ребята, а что такое Родина? (ответы детей)
-Правильно, это страна, в которой мы живём. Она называется Россия. Давайте вспомним пословицы и поговорки о Родине. (Береги землю родимую, как мать любимую. Нет земли краше, чем Родина наша. Родина – мать, умей за неё постоять. Человек без Родины, что дерево без корней. Родная землица и во сне снится. и др.)
-А как называется город, в котором мы живём? (Волгоград)
-А его жители? (волгоградцы)
-Волгоград протянулся на правом берегу матушки-Волги, и повторяет все её изгибы. Он самый длинный и самый приветливый город на всей земле.
Основная часть.
-Ребята, а давайте отправимся с вами в путешествие. Давайте подумаем, на чём можно отправиться. (У нас в городе есть и железнодорожный вокзал, и аэродром, и пристань, и автовокзал.)
-А мы с вами полетим на воздушном шаре, чтобы с высоты птичьего полёта посмотреть на наш город. (На стене изображён воздушный шар, внизу расставлены полукругом стулья). Но прежде, чем отправиться, нужно выполнить одно условие - собрать из кусочков герб города.
(Игра «Собери герб города»)
Вопросы: Почему на гербе красуется Звезда героя?
Что обозначает синий цвет?
О чём говорит шестерёнка?
О чём говорят колосья?
-Итак, нам пора отправляться. Скажем волшебные слова: «Раз, два, три - наш волшебный шар лети».
Воспитатель смотрит в бинокль: «Я вижу Мамаев курган». Поднимите руки те, кто был там с родителям. Этот памятник- ансамбль построен в честь Победы под Сталинградом.(так город раньше назывался)А теперь давайте рассмотрим альбом с памятными местами Волгограда.(Вечный огонь, Дом Павлова, руины мельницы на берегу Волги, памятник М.А. Паникахе)Дети рассказывают о памятниках.
-Наш город - город-герой.
- После войны город был сильно разрушен. А потом его очистили от горелого камня и обломков и построили новый светлый и прекрасный город. И назвали его Волгоградом. А почему именно так, кто знает? (Город стоит на реке Волга)
-А мы пролетам над зданием Планетария. (На слайде картинка здания) Здесь ребята знакомятся с планетами, звездами нашей Вселенной.
-Мы летим дальше и видим стадион. (На слайде картинка стадиона) Наши волгоградские спортсмены – ловкие, сильные, смелые. Они часто выигрывают соревнования. Е.Исинбаева – чемпионка по лёгкой атлетике, побила мировой рекорд, Е.Плющенко (фигурист) - чемпион мира и Европы, М. Опалев прославился в плаванье на байдарках. А какие секции посещаете вы? Если вы будете прилежно заниматься в спортивных секциях, то вы тоже сможете стать сильными, ловкими и смелыми.
(Следующий слайд городского парка). Я вижу колесо обозрения – это парк, где много аттракционов и качелей. Здесь мы сделаем остановку и покатаемся на карусели.
Физкультурная пауза.
Подвижная игра «Карусель»(см. Приложение №1)
Ребята, вы отдохнули? Можно отправляться дальше.
(На слайде Центральная Набережная)
-Это любимое место отдыха горожан. Здесь можно покататься на катере по Волге, посидеть у фонтана «Дружбы», да и просто отдохнуть, любуясь на красивые цветочные клумбы. Наш город очень красивый. В нём много парков, скверов, музеев, театров, стадионов. С каждым годом город преображается: строятся новые дома, современные торговые комплексы. В одном нашем путешествии всё и не охватить. Мы и дальше будем продолжать знакомиться с Волгоградом.
-А нам пришло время возвращаться в наш родной детский сад. Держим курс на улицу Депутатская, к саду «Кроха» №60. Поздравляю вас с успешным приземлением. А здесь нас ждём сюрприз. Я знаю, что вы любите разгадывать кроссворды. Подходим к столу – разгадываем его. (см. Приложение №2)
Заключительная часть.
-Дети, я очень рада, что вы очень хорошо знаете свой город. Сразу видно, что вы его любите. А сейчас я хочу, чтобы вы сказали, что можно сделать для того, чтобы наш город стал ещё краше.(ответы детей)
-Много всего хорошего вы перечислили – это сажать цветы, деревья, ухаживать за ними; не сорить, мусор выбрасывать только в контейнеры; ухаживать за птицами; не рисовать на стенах и др.
-Будущее зависит от вас, ребята. От того, сколько доброго и хорошего вы можете сделать и сейчас, и тогда, когда станете взрослыми.
-Ну а теперь можно и угоститься – это конфеты, которые тоже изготавливают на нашей Волгоградской, любимой всеми, кондитерской фабрике «Конфил»
Приложение №1.
Подвижная игра «Карусель»
Еле, еле, еле, еле. (дети двигаются по кругу, держась за ленточки,
Завертелись карусели, ускоряя бег)
А потом, потом, потом.
Всё бегом, бегом, бегом.
Тише, тише, не спешите, (дети замедляют бег)
Карусель остановите.
Раз-два, раз-два
Вот и кончилась игра. (дети останавливаются.)
Приложение №2.
Кроссворд.
Вопросы.
1)Река, на которой стоит город Волгоград.
2)Название района, где мы живём.
3)Здание, где можно увидеть звёздное небо.
4)Чью фамилию носит парк, расположенный рядом с дет. садом.
5)Название знаменитого футбольного клуба.
6)Звание, которое присвоено городу.
7)Как назывался город во время войны.
8)Старинное название города-крепости.
9)Улица, на которой расположен дет. сад «Кроха».
Ответы.
1)Волга.
2)Краснооктябрьский.
3)Планетарий.
4)Гагарина.
5) «Ротор».
6)Герой.
7)Сталинград.
8)Царицын.
9)Депутатская.
Список методической литературы.
1)Виноградова И.Ф., Козлова С.А.,
Наша Родина: Пособие для воспитателя дет.сада / Сост. Н.Ф.Виноградова, С.А. Козлова.- М: Просвещение,1984.-304с., ил.
2)Л.В.Лосева, М.В.Корепанова, А.М.Яценко
Мы живём на земле Волгоградской: методическое пособие по нравственно- патриотическому воспитанию дошкольников.
- Вебинар «Речевая развивающая среда дошкольной образовательной организации в соответствии с требованиями ФГОС ДО»
- Вебинар «Игровая деятельность, направленная на развитие социально-коммуникативных навыков дошкольников: воспитываем эмпатию, развиваем умение договариваться и устанавливать контакты, осваиваем способы разрешения конфликтных ситуаций»
- Вебинар «Детская агрессия: нейроигровые приемы обучению саморегуляции, способам выражения гнева в приемлемой форме, формирование позитивных качеств личности»
- Вебинар «Музыкальная сказка как средство развития творческих способностей дошкольников»
- Вебинар «Современные методики и технологии коррекционно-образовательной работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья»
- Вебинар «Тест Векслера как методика исследования интеллектуальной сферы у детей и взрослых: описание и особенности применения в психолого-педагогической деятельности»